XCMG

Быки, технологии и интеллект

Подбираем подходящий бульдозер для конкретной работы

Слово «бульдозер» как-то сразу ассоциируется с быком, идущим напролом. И где здесь, казалось бы, место технологиям и интеллекту? Однако же есть в современных бульдозерах и то и другое. Об этом наша статья.

При выборе бульдозера специалисты рекомендуют делать выбор в пользу следующих факторов: надежность, прочность, безотказность, выносливость и коэффициент технической готовности машины.

На что еще нужно обращать внимание? Выбирая бульдозер, руководители строительной компании или машинного парка должны найти машину с оптимальным сочетанием таких характеристик, как высокая производительность, умеренные эксплуатационные расходы, невысокая потребность в техобслуживании и длительный срок службы. Приведем несколько советов от экспертов отрасли, как справиться с этой непростой задачей.

XCMG
Корпорация XCMG – глобальный производитель специальной техники. В России XCMG предлагает линейку бульдозеров из пяти моделей со многими модификациями. Встречаются в продаже также машины предыдущих поколений. Эксплуатационная масса бульдозеров примерно от 17 до 50 т.

Машины оснащаются двигателями Weichai и Cummins мощностью от 128 до 302 кВт. Трансмиссия гидромеханическая с блокируемым гидротрансформатором и планетарной коробкой передач, с переключением передач без разрыва потока мощности. Для увеличения срока службы гусеничных лент и ходовой части в целом бульдозеры могут оснащаться системой автоматического натяжения гусениц и автоматической централизованной системой смазки. Бульдозеры XCMG комплектуются поворотными (наклон, перекос) отвалами: прямым, сферическим (U), полусферическим, скальным.

Кабина современная, шестигранная, шумоизолированная и герметизированная, с системой вентиляции, кондиционирования и автономной системой отопления. Управление электронное, осуществляется джойстиками. На мониторе отображаются основные параметры работы машины, имеются функции диагностики и аварийная сигнализация. Система управления позволяет автоматически выполнять ряд операций. Предлагается ряд опций, в т.ч. предпусковой подогреватель двигателя.

XCMG

Типоразмер бульдозера

Выбирая бульдозер, прежде всего нужно определиться, какого типоразмера машина вам нужна? Часто, покупая новый бульдозер, клиент приобретает точную копию предыдущей машины без реального понимания и учета того, что же ему действительно необходимо.

Вряд ли вам удастся оптимизировать производственные затраты, если вы приобретете бульдозер неправильно подобранного типоразмера. От мощности и массы бульдозера зависит его производительность, и если машина будет недогружена работой, она будет нерентабельна, потреблять лишнее топливо и много простаивать, а если ее производительности будет недостаточно для выполнения всего необходимого объема работ, будут срываться плановые сроки, а сама машина может быстро выйти из строя из-за перегрузки.

ООО «ЧЕТРА»
Завод «Промтрактор» (г. Чебоксары, входит в Машиностроительно-индустриальную группу «Концерн «Тракторные заводы») производит бульдозеры под брендом «ЧЕТРА», которые эксклюзивно реализует ООО «ЧЕТРА».

В ассортименте компании 7 моделей гусеничных бульдозеров эксплуатационной массой от 18,9 до 70,3 т, которые комплектуются двигателями ЯМЗ и Cummins мощностью от 121,3 до 485 кВт. Некоторые модели бульдозеров ЧЕТРА кроме традиционного ЯМЗ-236 могут комплектоваться новым двигателем с электронным управлением. С ЯМЗ-536 производительность трактора повышается на 8%, а расход топлива снижается на 5%. Ресурс двигателя ЯМЗ-536 составляет не менее 10 тыс. моточасов, тогда как у ЯМЗ-236 – 8 тыс. моточасов.

Кабина на гидроопорах оснащается в стандартной комплектации двойными стеклопакетами, сиденьем на пневмоподвеске, климатическая установкой. Тяжелые бульдозеры ЧЕТРА Т25 комплектуются премиальной кабиной, где управление движением машины осуществляется при помощи многофункциональных цветных мониторов и всего одного джойстика.

Трансмиссия гидростатическая или гидромеханическая с планетарной коробкой передач с автоматическим переключением передач без разрыва потока мощности и блокировкой гидротрансформатора. Блокировка ГТР на 1–3 передачах обеспечивает повышение тягового КПД на 7,4–8,7%, позволяет получать высокие тяговые усилия и предотвращать остановку двигателя при резком увеличении нагрузки.

Бульдозеры ЧЕТРА оснащаются системой спутникового мониторинга ГЛОНАСС/ GPS, а также могут комплектоваться системами нивелирования и дополнительными системами безопасности.

ООО «ЧЕТРА»

Тяжелые и легкие гусеничные бульдозеры. Гусеничные бульдозеры мощностью от 300 л.с. и выше – основная машина для тяжелых земляных и горных работ. Обычно они обеспечивают высокую производительность, но часто страдают от ускоренного износа под воздействием абразивных каменных материалов, с которыми работают. Современные тяжелые бульдозеры, оснащенные передовыми технологиями, способны выполнять как массовые земляные работы и предварительное разравнивание, так и финишную чистовую планировку.

Для строительных работ используются главным образом бульдозеры среднего класса с двигателями мощностью до 300 л.с. Однако следует учитывать также наличие пространства для маневра: если придется работать в условиях тесноты, нужно выбирать бульдозер небольшого типоразмера.

Легкие бульдозеры массой до 11 000 кг с двигателями мощностью до 100 л.с. или чуть больше – идеальные универсальные машины для работ по расширению дорог (они могут размещаться на одной полосе дороги), расчистки участков от кустарников, профилированию поверхностей и формированию склонов, обратной засыпке траншей, а также жилищного и общего строительства. В связи с развитием интенсивного городского строительства размеры строительных площадок внутри городов становятся все меньше, и большим тяжелым и даже средним бульдозерам там просто негде развернуться. В таких ситуациях требуется мощное оборудование, но меньших размеров, и именно легкие бульдозеры благодаря более низким эксплуатационным расходам могут обеспечить максимальную экономическую эффективность при выполнении множества работ.

Если предполагается часто перевозить бульдозер на новые участки работы, стоимость и удобство перевозки приобретают большое значение. Машины небольшой массы и габаритов имеют в данном случае весомые преимущества.

Специалисты отмечают, что мировой рынок легких бульдозеров – самый большой из всех классов бульдозеров, и он продолжает расти. И это не случайно.

Case Construction Equipment
Компания Case Construction Equipment предлагает на российском рынке три модели гусеничных бульдозеров массой от 13,5 до 24 т: две модели серии L – 1150 и 1650 и флагманскую модель следующего поколения 2050M. В стандартной комплектации все модели имеют гидростатическую трансмиссию с бесступенчатым изменением скорости и удлиненную ходовую, придающую машине устойчивость. Электронные органы управления бульдозеров предоставляют широкий выбор настроек и автоматических функций.Серия М получила новую более просторную кабину с улучшенной обзорностью благодаря смещению вперед, усовершенствованные системы гидрооборудования и управления, усиленную раму. У бульдозеров серии М оператор может с помощью системы Advanced Instrument Cluster регулировать чувствительность движений отвала в зависимости от условий работы на данном строительном объекте. Также имеется автоматическая система встряхивания отвала Blade Shake, помогающая стряхивать грунт с отвала, и функция Fine Grading, которая мгновенно снижает скорость движения отвала на 40% для повышения точности планировки. Радиаторы охлаждения расположены V-образно, благодаря чему не перекрывают друг друга, и вся площадь радиаторов обдувается воздухом.

Выбор ходовой части

Большая часть расходов на владение и эксплуатацию любого бульдозера приходится на его ходовую часть. Поэтому стоит тщательно подойти к ее выбору, учитывая конкретные условия, существующие на данном строительном объекте.

Ширину гусеничных башмаков следует выбирать как можно меньше, насколько позволяют характеристики опорного грунта. Это также поможет уменьшить нагрузку на узлы ходовой части и продлить срок ее службы. Если грунт твердый, рекомендуется выбирать башмаки шириной 510–660 мм. Если грунт слабый, то машине массой, например, около 40,5 т, надежную опору обеспечат башмаки шириной около 965 мм.

Рекомендуемая ширина гусеничных башмаков указывается производителем в руководстве по эксплуатации бульдозера. Не следует устанавливать на него гусеничные ленты увеличенной ширины (для улучшения проходимости), не предусмотренные техдокументацией. Чрезмерные нагрузки быстро приведут к износу и выходу из строя узлов ходовой части.

ООО «ДСТ-УРАЛ
ООО «ДСТ-УРАЛ» (г. Челябинск) выпускает в настоящее время ряд моделей бульдозеров 2-го поколения и специальных машин на базе бульдозеров массой от 17,5 до 44 т пяти тяговых классов. Ширина гусеничных башмаков у стандартных моделей составляет от 510 до 560 мм.

Предлагаются машины с несколькими вариантами двигателей: ЯМЗ-236/238/536 и Cummins («Камминз Кама»), с гидростатической трансмиссией Bosch-Rexroth с электронным управлением и бесступенчатым изменением скорости, планетарные бортовые редукторы (Германия/ Италия).

В гидросистеме бульдозеров организована двойная фильтрация жидкости: на всасывании после гидронасоса (напорный элемент) и на сливе (полнопоточный фильтр). Гидронасос и гидрораспределитель производства Bosch-Rexroth.

Кабина шестигранная, откидывающаяся, повышенной обзорности, подрессоренная, в стандартной комплектации двойное остекление, климатическая система (отопление и вентиляция), система рециркуляция воздуха в кабине, стеклоочистители и омыватели лобового, заднего и дверных окон. Сиденье подрессоренное. Управление осуществляется джойстиками.

Бульдозеры семейства ТМ 10 унифицированы по основным узлам и элементам с машинами ведущих производителей бульдозеров (больше всего по комплектующим с высокой степенью износа).

ООО «ДСТ-УРАЛ

Ходовую часть с увеличенным сроком службы в качестве опции предлагают некоторые производители гусеничных бульдозеров. Такая ходовая часть предназначается для работ в наиболее тяжелых условиях и с абразивными материалами. Например, в ходовой части с увеличенным сроком службы, которую предлагает один из известных производителей, износ втулок происходит медленнее на 50% по сравнению со стандартными деталями, это существенно уменьшает эксплуатационные расходы и позволяет клиентам эксплуатировать ходовую часть дольше.

Однако стоимость такой опции, конечно, значительно превышает цену стандартной ходовой. Поэтому прежде чем сделать выбор, следует провести экономический анализ целесо­образности подобных вложений.

Ходовая часть с низким удельным давлением на грунт (LGP – англ.), предназначенная для эксплуатации на рыхлом грунте, – подобные версии предлагают ряд производителей бульдозеров. Машины с такой ходовой за счет увеличенной ширины колеи и длины гусениц обладают улучшенными характеристиками проходимости, более устойчивы на склонах, движутся более плавно, имеют более равномерную развесовку и бòльшую силу сцепления с грунтом. За счет этого бульдозер может перемещать большее количество материала, лучше, быстрее и с более высокой производительностью выполнять разравнивание материалов и чистовую планировку.

Однако в результате использования более тяжелых гусеничных лент увеличивается расход топлива и износ некоторых узлов ходовой.

Техобслуживание. Самая существенная составляющая эксплуатационных расходов у всех гусеничных бульдозеров – обслуживание ходовой части. Фактор, который способствует износу узлов ходовой части, – накапливание и отложение грязи на деталях. Попробуйте перед покупкой собрать отзывы: насколько подвержена загрязнению ходовая той или иной модели бульдозера, какие решения, препятствующие загрязнению, предусмотрены в конструкции ходовой той или иной модели.

Caterpillar
Caterpillar предлагает российскому потребителю широчайшую линейку из 16 моделей гусеничных бульдозеров с модификациями эксплуатационной массой от 7,7 до 104,3 т с двигателями мощностью от 97 до 634  кВт и отвалами емкостью от 3 до 43,6 м3.

В стандартной комплектации бульдозеры оснащаются ходовой частью SALT с герметизированным узлом «палец–втулка» с заложенной смазкой. Ходовая часть SystemOne поставляется по заказу (шарниры гусеничной цепи с поворотными втулками). Эта ходовая часть отличается особенно низким уровнем эксплуатационных расходов.

У бульдозеров легкого и среднего классов трансмиссия гидростатическая, у моделей тяжелого класса используется планетарная коробка передач с переключением под нагрузкой.

Машины комплектуются удобными кабинами с усиленной шумоизоляцией и кондиционером. Сиденье на пневмоподвеске с джойстиками управления на подлокотниках. По заказу устанавливается дополнительный отопитель. Рабочие параметры машины отображаются на дисплее. При помощи кнопок оператор может задавать величину скорости движения машины, чувствительность системы управления отвалом и рулевого управления и т.д.

Компания Caterpillar разработала отвал типа VPAT новой конструкции, и многие клиенты выбирают эту опцию для выполнения все более тяжелых работ. Бульдозеры оснащаются системой автоматизированного профилирования AccuGrade, которая может быть дополнена системой навигации GPS.

Caterpillar

Общая стоимость владения

Определившись с типоразмером бульдозера и ходовой частью, рекомендуется проанализировать общую стоимость владения им. Конечно, сделать это непросто даже квалифицированному экономисту. Поэтому более реально проанализировать хотя бы ключевые статьи возможных расходов: топливная экономичность, доступность и качество послепродажного сервиса от дилера (в том числе цены на расходные материалы, запчасти), длительность простоев (коэффициент технической готовности), предполагаемый срок службы и стоимость машины на вторичном рынке.

«ЧТЗ-УРАЛТРАК»
ООО «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК» («ЧТЗ-УРАЛТРАК») выпускает 10 моделей гусеничных бульдозеров массой от 19,7 до 26,4 т с двигателями мощностью от 172 до 215 л.с., с гидромеханической или механической трансмиссией и самый тяжелый бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЭТ-400 массой 44,5 т с двигателем мощностью 370 л.с. и уникальной для российских производителей электромеханической трансмиссией.

Бульдозеры комплектуются двигателями ЯМЗ, Cummins и Weichai. Механическая трансмиссия имеет 8 передач. Гидромеханическая трансмиссия включает в себя планетарную трехскоростную коробку передач с переключением без разрыва потока мощности, двухступенчатые бортовые редукторы и бортовые фрикционы с металлокерамическими дисками трения.

В конструкции ходовой части бульдозеров используются ведущие колеса со сменными сегментами, опорные и поддерживающие катки на подшипниках скольжения с уплотнениями типа Duo Cone, шарниры гусениц герметизированные со смазкой и гидравлический механизм натяжения гусениц.

Кабина оборудуется защитой ROPS/FOPS, двойными стеклопакетами, подрессоренным регулируемым сиденьем «Пилот» и зависимым воздушным отопителем ZENITH-8000. По заказу устанавливается независимый отопитель AIRTRONIC-D4 или кондиционер.

«ЧТЗ-УРАЛТРАК»

Многофункциональность бульдозера

Многофункциональность бульдозера – главный фактор его высокой производительности и рентабельности, одна из важнейших характеристик, которую следует учитывать при выборе машины.

По отзывам специалистов, можно расширить функционал почти любого бульдозера, используя сочетание 6-позиционного отвала (о котором мы поговорим ниже), системы автоматического нивелирования и гидростатической трансмиссии. Перечисленные технологии обеспечивают высокую производительность при выполнении бульдозером любых земляных работ на строительном объекте: начиная с первичной планировки и заканчивая чистовой отделкой.

Система нивелирования. Всё чаще бульдозеры теперь используются с современными системами автоматического нивелирования (двух- и трехмерными). Опытные операторы постепенно уходят на пенсию, а системы нивелирования с интеллектуальным управлением могут работать в автоматическом режиме от самого первого прохода до чистовой отделки и помочь даже сравнительно малоопытному оператору добиться точности при выполнении земляных работ в пределах ±30 мм и выполнить их в отведенное по плану время.

Liebherr

Становятся популярными безмачтовые системы автоматического управления бульдозерами. К отвалу не подходят никакие провода, на нем не устанавливаются антенны. Все компоненты автоматической системы нивелирования устанавливаются на базовой машине и хорошо защищены от повреждений во время работы. Большой экономии рабочего времени и средств можно добиться за счет повышения производительности, исключения затрат времени и труда на проведение измерений и разметки колышками в ходе работ.

Другим большим преимуществом автоматизированных систем нивелирования является то, что они исключают любые работы «наобум» – оператор точно знает, нужно ли добавлять или срезать грунт/ материал в данном месте, и поэтому экономится материал, а заданный в проекте профиль поверхности получается за меньшее число проходов. Кроме того, оператор меньше устает.

Все современные бульдозеры совместимы с технологиями автоматического нивелирования, эти системы могут устанавливаться либо сразу на заводе, либо после у дилера. Некоторые производители предлагают на выбор установку 2D- и 3D-систем в разной комплектации, из которых клиенты могут подобрать наиболее подходящую для условий работы на их строительных объектах.

Гидростатическая трансмиссия обеспечивает бульдозеру высокую маневренность, а оператору широкие возможности управления бульдозером, в частности, позволяет точно регулировать скорость движения машины при выполнении любых работ: от первоначальной расчистки до чистовой планировки.

Liebherr
Компания Liebherr предлагает линейку гусеничных бульдозеров 8-го поколения, состоящую из шести моделей эксплуатационной массой от 20,3 до 73,2 т. Гидростатическая трансмиссия управляется одним джойстиком и обеспечивает повышение производительности на 5% при уменьшении расхода топлива на 10% по сравнению с машинами других брендов. Скорость регулируется бесступенчато автоматически, обеспечивая нужную величину тяги на гусеницах с автоматической защитой от перегрузки и пробуксовки. Применение гидромасел Liebherr позволяет достигать интервалов обслуживания до 6000 моточасов, а масел Liebherr Plus даже до 8000 моточасов.

Шестипозиционный отвал улучшенной формы монтируется близко к базовой машине. Это обеспечивает закручивание материала в рулоноподобный вал, тем самым повышая транспортную емкость, усилия резания и скорость наполнения отвала.

Система помощи операторам Free Grade, обеспечивающая активную стабилизацию положения отвала при выполнении окончательной планировки. Система Definition Grade автоматически управляет положением отвала при формировании двухмерных наклонных поверхностей и 3D-поверхностей – если система опционно дополняется автоматической системой навигации GPS/ ГЛОНАСС, чтобы формировать участки со сложными профилями поверхности, при помощи стандартной антенны GPS/ GNSS на крыше. Liebherr также предлагает систему Active Sensor Control, которая стабилизирует положение отвала по всем осям. В составе системы работают два независимых датчика: гироскопический и инерционный. Эта система обеспечивает более высокие скорости и превосходное качество при выполнении окончательной планировки.

Технологии – наше всё

Кроме уже упомянутых, современные бульдозеры оснащаются целым рядом других полезных технологий и функций.

Блокировка гидротрансформатора. Функция блокировки статора гидротрансформатора бульдозера позволяет экономить топливо порядка 5% и более, при этом ГТР сохраняет способность выполнять роль тормоза-замедлителя, очень полезной при работе бульдозера на склоне.

Система регулирования нагрузки на отвал. Многие производители оснащают свои бульдозеры усовершенствованными системами контроля нагрузки, которые (в сочетании с гидростатической трансмиссией) автоматически уменьшают скорость вращения гусениц и увеличивают силу тяги, когда увеличивается нагрузка на отвал, а когда нагрузка на отвал становится меньше, вновь увеличивают скорость вращения гусениц. Таким образом, автоматически регулируется нагрузка на отвал, чтобы уменьшить пробуксовку и износ гусениц, оптимизируется мощность двигателя и экономическая эффективность работы бульдозера. С оператора снимается напряжение – ему не нужно регулировать нагрузку на отвал вручную.

Shantui

Телематические системы. Использование телематических систем на бульдозерах – еще один способ добиться экономии эксплуатационных расходов. Большинство гусеничных бульдозеров, представленных на сегодняшнем рынке, оснащаются системами телематики.

Телематическая система, например, может информировать владельца о том, что слишком велик расход топлива или требуется выполнить регенерацию сажевого фильтра. Может сообщить, что двигатель бульдозера слишком много времени работает на холостом ходу. Это в значительной степени влияет на величину эксплуатационных расходов. К тому же чем больше наработка двигателя в моточасах, тем скорее истечет срок гарантии на него и уменьшится стоимость машины на вторичном рынке.

Также система позволяет удаленно просматривать рабочие характеристики машины, коэффициент использования, сведения о техническом обслуживании, сообщения об отклонениях от нормальных показателей. При помощи телематической системы вы можете контролировать длительность времени, в течение которого бульдозер двигался передним ходом и задним ходом, пройденные расстояния и скорости движения.

Совместимость с уже используемыми технологиями. Не забудьте убедиться, что машина, которую вы собираетесь купить, будет совместима с телематической системой и технологиями автоматизированного управления техникой, которые применяются в машинном парке компании.

Shantui
Концерн Shantui Const­ruction Mashinery Co., Ltd (Китай) выпускает обширную линейку гусеничных бульдозеров по технологиям Komatsu: 7 моделей серии SD c гидромеханической трансмиссией, с механическим или электрическим управлением рычагами, эксплуатационной массой 13,7–70,6 т с турбодизельными двигателями Cummins и Weichai мощностью 95– 450 кВт (по спецзаказу также доступен 106-тонный SD90), и 7 моделей серии DH с гидростатической трансмиссией с электронным управлением и бесступенчатым изменением скорости эксплуатационной массой от 7,9 до 23,5 т, оснащенных двигателями Weichai. Предприятие производит бульдозеры в разнообразных исполнениях: болотоходные, лесные, угольные, бульдозеры для перемещения мусора и отходов, планировщики и т.д.

C апреля 2020 г. все модели серии SD оснащаются ЖК-дисплеем, на который выводятся текущие параметры систем двигателя и диагностические коды неисправностей. Возможность установки башмаков гусеницы различной ширины для различных типов поверхностей позволяет добиться оптимальных тяговых характеристик на различных грунтах. Различные модификации отвалов и навесного оборудования позволяют подобрать оптимальную комплектацию для любых условий эксплуатации.

Благодаря интеллектуальному управлению система движения и рабочий процесс бульдозеров новой серии DH управляются одним джойстиком, а расход топлива у них снижается на 10–15% по сравнению с машинами предыдущего поколения. Электронное управление обеспечивает высокую точность маневрирования при низких энергозатратах. Кабина просторная, герметичная, шестигранная, на амортизаторах, с защитой ROPS/ FOPS, звукоизолированная. Сиденье регулируемое, комфортное.

Выбор отвала

После того как вы определились с типоразмером и моделью бульдозера, который будете покупать, нужно выбрать для него отвал. От того, насколько правильно выбран тип и размер отвала, будет в решающей степени зависеть производительность, рентабельность и качество работы бульдозера на данном конкретном строительном объекте. Чтобы правильно подобрать отвал для выполнения определенной работы, следует проанализировать и учесть ряд факторов.

Тип материала, с которым придется работать бульдозеру. Если отвал используется для перемещения таких материалов, как скальный грунт, или если условия работ будут экстремально тяжелыми, рекомендуется использовать на тяжелом бульдозере полусферический отвал.

Габаритная ширина. Широкий отвал захватывает бòльшую площадь, но зато узкий отвал может пройти в тесные места. К тому же следует учитывать, соответствует ли ширина бульдозера правилам транспортировки машин по дорогам общего пользования. Если бульдозер придется часто перевозить с одного места на другое, возможно, придется выбрать более узкий отвал, чтобы не пришлось каждый раз при перевозке демонтировать отвал.

Емкость отвала. Часто у легких бульдозеров узкие отвалы имеют бòльшую высоту и за счет этого могут иметь бòльшую вместимость, чем у более широких отвалов.

Масса отвала и развесовка машины. Если вы установите слишком тяжелый отвал на трактор, у которого и так тяжелая передняя часть, вам придется позаботиться об установке заднего навесного рабочего оборудования или противовеса, чтобы уравновесить машину.

SEM
Китайский бренд SEM принадлежит корпорации Caterpil­lar. В России SEM предлагает две модели гусеничных бульдозеров: 816D и 822D эксплуатационной массой от 16,9 до 23,7 т с двигателями Weichai (или Cummins) мощностью 120 и 162 л.с. соответственно. Усовершенствованная cистема охлаждения позволяет эксплуатировать бульдозеры при температурах окружающего воздуха от –40 до +50 °C. В конструкции и процессах производства бульдозеров SEM используются технологии Caterpillar.

Трансмиссия гидростатическая с разделением потока мощности, с электронным управлением и бесступенчатым изменением скорости в диапазоне от 0 до 10 км/ч. Комплектуется тремя аксиально-поршневыми гидронасосами переменного объема от Bosch Rexroth.

Шарниры гусеничной цепи, подшипники катков и ленивцев герметизированы, смазка заложена на весь срок службы, и они не требуют регулярного обслуживания. Детали ходовой части изготовлены из закаленной стали, что продлевает их ресурс, толщина башмаков и грунтозацепов гусеничной ленты увеличена по сравнению с моделями конкурентов, это обеспечивает больший ресурс ходовой части. Предлагаются также варианты комплектации моделей (с низким удельным давлением на грунт и для работы на полигонах ТБО) с гусеничными лентами увеличенной ширины (915 мм против 580 мм в стандартной версии). Специалисты отмечают минимальные требования бульдозеров SEM в отношении техобслуживания. Интервал замены гидравлического масла – 2000 моточасов (т.е в среднем 1 раз в год).

Кабина просторная, 6-гранная с шумоизоляцией и регулируемым сиденьем. В стандартной комплектации есть кондиционер и отопительная система. Управление осуществляется двумя многофункциональными джойстиками, установлена педаль замедлителя/ тормоза.

Бульдозеры SEM комплектуются полусферическим отвалом SU. По заказу машины могут оснащаться телематической системой Product Link PL241.

SEM

Типы отвалов

Нужно заметить, что современные модели отвалов стали лучше выдерживать циклические нагрузки, повысилась их прочность и надежность, появились панели, защищающие штоки гидроцилиндров.

Прямой неповоротный отвал (S – англ.) – устанавливается перпендикулярно продольной оси бульдозера неподвижно или с небольшим угловым качанием в поперечной плоскости. Это самый короткий тип бульдозерного отвала. Отвалы такого типа максимально эффективны на бульдозерах среднего и тяжелого весовых классов при разработке крепких грунтов, немерзлых пород, в том числе легких скальных, при планировочных работах, подготовке строительных площадок, засыпке траншей и котлованов и т.п. Оснащается боковыми и угловыми ножами, а также боковыми щеками, снижающими потери грунта в процессе перемещения. По параметрам тяги и удельной мощности прямые бульдозерные отвалы превосходят поворотные модели.

Сферический универсальный неповоротный отвал (U – англ.) оснащается большими боковыми уширителями, установленными под углом, которые образуют как бы карман или мешок, смещая материал к центру и увеличивая емкость отвала на 20–25%. Такая форма удобна для перемещения легких объемных материалов на значительные расстояния, т.к. обеспечивает минимальные потери материала и максимальную производительность за счет наибольшего объема призмы волочения у отвалов данного типа. Наиболее популярен для использования при землеройных работах общего характера, разработке грунтов мягких и средней крепости, работах с легкими сыпучими материалами, такими как песок и гравий. Однако длина режущей кромки препятствует заглублению, снижая эффективность работы с плотными грунтами.

Полусферический неповоротный отвал (SU – англ.) – универсальная модель, подходит для любых землеройных работ на грунтах всех категорий. Конструкция совмещает в себе преимущества прямых и сферических отвалов. Полусферические отвалы врезаются в грунт почти так же эффективно, как прямые, и перемещают почти такие же большие массы материала, как сферические. Боковые щеки увеличивают объем перемещаемого груза, для работ с ТБО возможна установка верхнего козырька или решетки.

Гидроперекос. Чтобы улучшить внедрение в грунт, прямые, сферические и полусферические отвалы неповоротного типа оснащаются гидроцилиндрами перекоса в продольной вертикальной плоскости. Оператор может корректировать угол наклона отвала из кабины при движении машины.

На тяжелых бульдозерах отвалы могут иметь функцию двойного перекоса, т.е. сначала отвал наклоняется вперед для того, чтобы интенсивнее резал грунт, а затем отклоняется назад, чтобы срезанный грунт лучше удерживался в отвале.

Поворотный прямой отвал бульдозера, в отличие от неповоротного, может поворачиваться в горизонтальной плоскости на определенный угол в обе стороны от прямого положения. Его устанавливают только на гусеничных бульдозерах, поскольку колесные машины плохо воспринимают боковые нагрузки. Способность поворотных отвалов осуществлять «косое» резание и поперечное перемещение материалов находит широкое применение при строительстве дорог, засыпке траншей, корчевании растительности, формировании насыпных сооружений, полос отчуждения (или охранных зон) трубопроводов, а также для очистки строительных площадок и дорог, в том числе от мусора и снега. Поворотные прямые отвалы не оснащаются боковыми щеками, но имеют бòльшую ширину и меньшую высоту по сравнению с неповоротными прямыми отвалами.

Отвал с приводом наклона в горизонтальной и вертикальной плоскостях (PAT – англ.) оснащен гидроприводом. Это наиболее популярный тип отвала для бульдозеров малого и среднего классов по массе. Отвал обеспечивает многофункциональность машины и удобен для выполнения как землеройных работ общего характера, так и чистовой планировки. Конструкции новейших моделей отвалов РАТ стали еще надежнее, благодаря этому их еще чаще устанавливают на бульдозерах среднего весового класса.

Шестипозиционный отвал (VPAT – англ.) с гидроприводом, по мнению всех опрошенных нами экспертов, является наиболее популярным для установки на легкие бульдозеры. Он может наклоняться и поворачиваться в различных плоскостях, подниматься и опускаться, подобно отвалу грейдера. Данный отвал отлично подходит для нивелирования, разравнивания и сдвигания материала на одну сторону – все операции выполняются одним и тем же отвалом без привлечения других машин.

Сигма-отвал (Σ) – отвал особой формы с выступающей центральной частью. Центральная часть легко внедряется в грунт и распределяет его от центра к краям. Края удерживают собранный материал. Уникальная конструкция обеспечивает снижение сил сопротивления грунта и удельного расхода топлива на единицу объема перемещаемого материала, сокращение времени рабочего цикла, повышение производительности. Независимые исследования показали, что эффективность сигма-отвала на 30% выше, чем у сферического. Сигма-отвалы отлично справляются с послойным срезанием плотных суглинистых и растительных грунтов, но не подходят для перемещения рыхлых и сухих материалов.

Шарнирно-сочлененный отвал состоит из двух одинаковых половин, каждая половина устанавливается под различными углами к продольной оси машины (в горизонтальной плоскости) или перпендикулярно к ней. Считается, что шарнирно-сочлененные отвалы лучше справляются с тяжелыми грунтами и удерживают набранный материал, чем прямые отвалы с гидроперекосом. Назначение шарнирно-сочлененных отвалов – различные дорожные и землеройные работы.

Буферные отвалы используются для толкания скреперов и для земляных работ общего характера. Не имеют механизма гидроперекоса. Как правило, ими оснащаются бульдозеры больших типоразмеров. В центре прямоугольного щита приварена стальная пластина. Резиновые амортизаторы демпфируют ударные нагрузки и толчки, возникающие при толкании бульдозером скрепера. Отвал имеет небольшую ширину, чтобы при толкании избежать контакта с задними шинами скрепера.

Отвалы специального назначения – разработано множество видов: сверхвысокой вместимости, в 2–3 раза больше обычной, для легких материалов низкой плотности (уголь, древесная щепа, ТБО); корчевательные – оснащенные зубьями на лобовом листе прямого отвала либо решетчатые с зубьями для извлечения из земли пней и булыжников с дальнейшим перемещением на короткие расстояния; кусторезные V-образной формы с двумя лезвиями для очистки площадок от кустарника и молодых деревьев; и т.д. – для мелиоративных и коммунальных работ.

Dressta
Польский завод Liugong Dressta Machinery принадлежит китайской компании Liugong Guangxi Machinery. Dressta предлагает российскому потребителю 5 моделей гусеничных бульдозеров со множеством модификаций эксплуатационной массой от 15,5 до 67,7 т. В основе конструкции бульдозеров Dressta модели Komatsu и International Harvester старых выпусков.

Бульдозеры оснащаются двигателями Cummins. В блок теплообменников входят охладитель наддуваемого воздуха, масла трансмиссии и рабочей гидросистемы. Привод вентилятора системы охлаждения гидравлический. Трансмиссия гидромеханическая: коробка передач, с переключением передач под нагрузкой и гидротрансформатор. Гусеничные цепи со смазываемыми шарнирами или со смазкой на весь срок службы, катки герметичные, заправлены смазкой на весь период эксплуатации. Двухступенчатые бортовые редукторы с планетарной передачей, смонтированные независимо от рам гусеницы и толкающих брусьев бульдозера для защиты от ударных нагрузок.

Кабина шумоизолированная с защитой ROPS/ FOPS, кондиционером, отопителем, системой рециркуляции воздуха. Сиденье регулируемое, повышенной комфортности, с пневмоподвеской, поворачивается вправо для улучшения обзора рыхлителя. Управление осуществляется джойстиками, а параметры работы бульдозера отображаются на ЖК-дисплее.

Бульдозеры комплектуются отвалами: полусферическим, сферическим, угольным (с гидравлическим перекосом и наклоном), угловым. В качестве опции машины оборудуются системами автоматического нивелирования Trimble или телематической системой. По заказу возможно «арктическое» исполнение, с которым бульдозер может работать при температуре окружающего воздуха от –50 до +50 °C.

Dressta

Кабины становятся комфортнее, управление – проще

Оператор проводит в кабине долгие часы, поэтому производители оснащают новые модели бульдозеров более комфортными кабинами с системами отопления, вентиляции и автоматического климат-контроля. В шумоизолированные и герметизированные кабины с избыточным давлением и фильтрацией воздуха не проникают шум и пыль. Опоры изолируют кабину и оператора от воздействия вибраций и толчков.

Идя навстречу пожеланиям клиентов, производители вводят на новых моделях бульдозеров современное управление электрогидравлическими джойстиками, которое обеспечивает высокую чувствительность и быстроту отклика, гораздо проще, удобнее и легче. Кроме того, системы управления имеют функции настройки, позволяют отрегулировать характеристики машины в соответствии с условиями работы на данном строительном объекте (включая регулировку чувствительности отвала и рулевого управления).

POWERPLUS
Американская компания POWERPLUS со штаб-квартирой в Сингапуре предлагает российским покупателям линейку гусеничных бульдозеров из 5 моделей массой от 19,8 до 48,8 т с отвалами (от прямого до сферического) вместимостью от 5 до 13,5 м3.

Центр исследований и разработок компании находится в США, американские инженеры осуществляют контроль качества техники и постоянно внедряют новые технологии. Изготавливается техника на заводе компании в Китае по новейшим американским и японским технологиям. Это снижает себестоимость машин POWERPLUS. Таким образом, конечный покупатель получает качественную технику за доступную цену.

В комфортной шестигранной кабине с защитой ROPS/ FOPS и большой площадью остекления оператору обеспечен отличный круговой обзор рабочей зоны.

POWERPLUS

Операторам-новичкам проще освоить управление джойстиками. Да и квалифицированные операторы, которых всегда не хватает, охотнее пойдут работать на бульдозере новой модели с комфортной кабиной, современным управлением, большой площадью остекления и отличным обзором кромки отвала.

 

Итак, из нашего далеко не полного обзора можно увидеть, что современные бульдозеры – это уже совсем не те примитивные «стальные быки», каким они были сто лет назад. Теперь эти машины оснащены полезными технологиями и интеллектом, возможности их сильно выросли, нужно только правильно подобрать из всего представленного на рынке многообразия оптимальную для ваших задач технику.

ООО «ДСТ-УРАЛ
компании по теме статьи
компании по теме статьи