Сын превзошел отца (Часть 1)

Бульдозер – универсальная современная машина

У благородных отцов рождаются благородные дети.
Еврипид, греческий философ
Бульдозер можно назвать «сыном трактора», ведь почти сто лет тому назад неким талантливым людям, увлеченным техникой, пришла в голову идея установить толкающий отвал на переднюю часть гусеничного трактора – так родился бульдозер. Современные бульдозеры далеко превосходят тракторы по возможностям и многообразию сфер использования – «сын превзошел отца».

Фермер из американского штата Канзас Джеймс Камминс и конструктор Дж. Эрл Маклеод создали первый бульдозер в 1923 г. В заявке на получение патента они описали свою разработку как «оборудование для трактора, которое используется для обработки полей». Большие, мощные, на гусеничном ходу, который обеспечивает им проходимость по пересеченной местности и слабым илистым грунтам, эти машины благодаря универсальным способностям стали широко использоваться не только в сельском хозяйстве, но и на строительстве дорог, зданий и сооружений, в горнодобывающей и лесозаготовительной отраслях, при расчистке участков и мелиорации, а также на многих других земляных работах, где требуется энерговооруженное и устойчивое оборудование.

Сегодня, накануне своего 100-летнего юбилея, бульдозер превратился в еще более универсальную машину. Современные бульдозеры используются не только на земляных работах, но и для выполнения разнообразных других задач, о которых никто не мог и подумать еще несколько лет назад.

XCMG

Расширение возможностей современных бульдозеров

Универсальные возможности бульдозеров способствуют экономии затрат на рабочую силу, транспортировку и эксплуатацию оборудования. С самого начала строительства эти машины, оснащенные соответствующим дополнительным оборудованием, участвуют в расчистке и выравнивании участка, уборке мусора и даже в переработке отходов. Затем в главной фазе строительства бульдозеры выполняют земляные работы и первоначальную планировку профиля участка, разравнивают щебень и материалы-заполнители и, наконец, производят окончательную планировку. Бульдозер может применяться для штабелирования сыпучих материалов, угля и бревен, утилизации отходов и древесной щепы, при работах с использованием лебедки и многих других.

Долговечность и надежность – важные качества бульдозера, которые ценит потребитель. При разработке новых моделей производители стремятся улучшить и эти качества: повышают точность изготовления, ужесточают конструкционные допуски.

Так, для увеличения срока службы гусеничных лент и ходовой части в целом бульдозер компании XCMG мод. TY320 может оснащаться системой автоматического натяжения гусениц и автоматической системой смазки. Бульдозер TY320 XCMG массой 36,7–37,2 т с турбированным двигателем мощностью 235 кВт разработан по лицензии Komatsu и является флагманом линейки бульдозеров XCMG. Кабина шестигранная, шумоизолированная, может оснащаться отопителем и кондиционером. В кабине имеется монитор электронной системы управления. Трансмиссия гидромеханическая с блокируемым гидротрансформатором.

Чтобы масла в агрегатах машин были чистыми, а машина не перегревалась, бульдозеры оснащаются первоклассными современными фильтрами и мощными системами охлаждения, эти меры помогают увеличить сроки службы компонентов машины.

Так, в гидравлической системе бульдозера новой линейки компании «ДСТ-Урал» мод. ТМ 10.11 ГСТ20 организована двойная фильтрация жидкости: на всасывании после гидронасоса (напорный элемент) и на сливе (полнопоточный фильтр). Гидронасос и гидрораспределитель производства Bosch-Rexroth.

Бульдозер ТМ 10.11 ГСТ20 массой 38,5 т с двигателем мощностью 303 кВт. Ходовая часть в нем комплектуется катками с герметизированными необслуживаемыми подшипниками со смазкой, заложенной на весь срок службы, и гидравлическим механизмом натяжения гусеничных лент. Трансмиссия гидростатическая, с электронным управлением. Кабина шестигранная, установлена на амортизаторах, с двойным остеклением, системой климат-контроля, со стеклоочистителями и омывателями лобового, заднего и дверных окон. Управление осуществляется двумя джойстиками. Имеется исполнение мод. ТМ 10.11 «болотоход». Также предлагаются отвалы различных типов.

Бульдозеры семейства ТМ 10 унифицированы по основным узлам и элементам с машинами ведущих производителей бульдозеров (больше всего по комплектующим с высокой степенью износа).

«ДСТ-УРАЛ»

Оператор проводит в кабине до 12 ч в день, поэтому производители бульдозеров стараются обеспечить ему комфортные условия работы.

Варианты исполнения одной модели – от машин с «низким давлением на грунт» или с гусеничными башмаками увеличенной ширины до модификаций с «удлиненной ходовой частью» – также расширяют универсальные возможности модели, и строительные компании могут подобрать вариант, наиболее подходящий к условиям работ на их строительном объекте.

Так, у компании Zoomlion в серии бульдозеров ZD имеются модели в исполнении «болотоход».

Мод. Zoomlion ZD 160S-3 – болотоход массой 18,9 т с двигателем мощностью 131 кВт – оснащена гусеничными лентами с башмаками шириной 950 мм, что больше на 440 мм по сравнению с базовой моделью. Также у модификации «болотоход» увеличена длина ходовой части, которая составляет 2935 мм. Это больше на 495 мм по отношению к стандартной модели бульдозера. В результате удельное давление на грунт у болотохода уменьшено в 2 раза по сравнению с базовой моделью и составляет 33,3 кПа.

Кабина 6-гранная, шумоизолированная, комплектуется кондиционером, отопителем, сиденье регулируемое подрессоренное. Бульдозеры Zoomlion серии ZD оснащаются современным электронным управлением. Опционно предлагается предпусковой подогреватель двигателя. Имеется централизованная автоматическая система смазки. Трансмиссия гидромеханическая с планетарными передачами. Катки выполнены из закаленной стали, есть автоматическая система натяжения гусеничных лент. Бульдозеры Zoomlion серии ZD спроектированы на базе конструкции Komatsu. Возможно использование запасных частей от бульдозеров Shantui и Komatsu.

Zoomlion

Инженерам компаний-производителей удалось разработать и внедрить в конструкции бульдозеров ряд инновационных решений, которые помогают машинам двигаться более плавно и выполнять окончательную планировку участков быстрее.

Дополнительное оборудование для бульдозеров. Бульдозеры многих марок прямо на сборочном заводе могут оснащаться таким дополнительным оборудованием, как отвалы специальных форм и конструкций спереди, а также рыхлители, лебедки, буксировочное устройство сзади и т. д. Такое разнообразное оборудование дает возможность владельцам бульдозеров подбирать наиболее оптимальные комплектации машины для выполнения работ любого типа.

Одно из наиболее распространенных орудий – это однозубые или многостоечные рыхлители, с помощью которых бульдозеры разрыхляют плотный (или мерзлый) грунт и облегчают в дальнейшем его бульдозерование либо разработку экскаватором. Бульдозеры с рыхлителями могут использоваться для предпосевной обработки почвы. Сначала почва обильно поливается водой, а затем разрыхляется, чтобы почва равномерно перемешалась с водой.

Так, бульдозер мод. CLG В230R компании LiuGong оснащается 3- или 5-стоечным задним рыхлителем.

Бульдозер CLG В230R массой 26,3 т с турбированным двигателем мощностью 179 кВт разработан на основе лицензии Komatsu, оснащается гидромеханической трансмиссией. Компоненты гидросистемы производства Kawasaki (Япония), РВД – Manuli (Италия). Кабина с защитной конструкцией ROPS, с шумоизоляцией и усиленной теплоизоляцией, комплектуется креслом оператора Grammer (Германия), автомагнитолой и кондиционером, управление электронное, осуществляется джойстиками. Опционно предлагаются независимый воздушный отопитель AirTronic, предпусковой подогреватель двигателя и салона Hydronic. Возможна установка дополнительного топливного фильтра Separ-2000. На гусеничные траки предлагаются накладки для движения по асфальту. Предлагаются отвалы типов U, SU, S и скальный. Возможна установка 3D-системы нивелирования, системы контроля расхода топлива FMS, централизованной системы смазки Vögel, а также телематической системы на основе спутниковой навигации GPS/ ГЛОНАСС.

LiuGong

V-образный кусторезный отвал используется для очистки участков от растительности, а рыхлитель, установленный позади бульдозера, извлекает из земли их корни. Дисковая борона, которая устанавливается после рыхлителя, создает рядки для посадки саженцев лесных деревьев или сельскохозяйственных культур. Гидравлическая лебедка может применяться для подтягивания бревен при заготовке древесины или расчистке участков от растительности. Бульдозер выполняет работу за один проход, это экономит рабочее время и деньги. Такое оборудование используется в лесозаготовительной и сельскохозяйственной отраслях. Также дополнительное оборудование дает возможность использовать бульдозеры на полигонах для мусора, для создания разделительных полос при тушении природных лесных пожаров и для укладки трубопроводов.

Так, недавно ООО «ЧТЗ-Уралтрак» изготовило партию бульдозеров мод. Б10М2 в специальных комплектациях для работы с твердыми и коммунальными отходами, а также для прокладки противопожарных полос в лесах: с поворотным отвалом и передним отвалом-плугом.

Бульдозер Б10М2 массой 18,6–21,4 т с двигателем мощностью 132–140 кВт, трансмиссия гидромеханическая (с гидротрансформатором и планетарной коробкой передач), с переключением без разрыва потока мощности, бортовые редукторы планетарные, кабина с защитой ROPS/ FOPS, с двойными стеклопакетами, воздушный отопитель ZENIN-8000. Ресурс ходовой системы увеличен благодаря применению опорных катков с подшипниками скольжения и уплотнений типа DuoCone (самоподжимные, с двухконусными плавающими кольцами, необслуживаемые), которые увеличивают срок эксплуатации узла до 50% по сравнению со стандартными уплотнениями. Планетарные бортовые редукторы. Бортовые фрикционы с металлокерамическими дисками.

«ЧТЗ-Уралтрак»

Вместо того чтобы рыть экскаватором траншею для прокладки кабеля, можно производить выемку узких траншей небольшим бульдозером (мощностью 100–130 л.с.). Барабан с оптоволоконным кабелем устанавливается на переднюю часть машины, кабель протягивается назад, к кабелеукладчику. Так можно быстро укладывать в землю многокилометровые кабели, не привлекая экскаватор. Бульдозер, тянущий за собой плужный нож кабелеукладчика или укладчика керамических труб для мелиорации, – это только некоторые примеры необычного использования бульдозеров. Укладка силовых кабелей также относится к разряду нетрадиционного применения бульдозеров, когда машина оснащается сразу двумя-тремя задними лебедками.

Так, компания SHEHWA (входит в государственное предприятие КНР HBXG) предлагает в дополнение к стандартным моделям исполнения «кабеле­укладчик», «болотоход» и «трубоукладчик».

Бульдозер-кабелеукладчик HBXG SD7LGP на базе одноименного болотохода (с пониженным давлением на грунт) обладает высокими тяговыми характеристиками (19 тс) и сцепными свойствами (ширина башмака 914 мм), что позволяет вести укладку кабеля (оптоволоконный кабель, кабель связи, кабель-трос, укладка гибких трубопроводов диаметром до 40 мм) с высокой производительностью и без использования дополнительных тягачей на грунтах I–III категорий со скоростью от 1,5 до 6,5 км/ч на глубину до 1600 мм. Кабелеукладчик одновременно укладывает кабель (трубу, ленту) с 2–4 катушек, возимый запас – 4 катушки кабеля.

Бульдозер SD7LGP массой 25,8 т с двигателем мощностью 169 кВт, с треугольной ходовой – такая конструкция с поднятой ведущей звездочкой позволяет проводить сервисное обслуживание и ремонт непосредственно на месте работы машины. Основные агрегаты бульдозера (гидротрансфоратор, гидронасос, гидромоторы и т. п.) расположены выше, чем при классической схеме, и меньше подвержены действию воды, грязи, песка.

Бортовые редукторы планетарного типа, гусеницы, самоочищающиеся от грязи, с герметичными шарнирами с заложенной на весь срок службы смазкой и опорные катки на втулках скольжения с герметичным уплотнением. Ходовая часть допускает использование некоторых элементов ходовой бульдозера Caterpillar D7.

SHEHWA

Бульдозерные отвалы

Производительность бульдозера во многом зависит от того, какого типа отвал на нем установлен. Емкость – одна из основных характеристик, которую следует учитывать. Она определяется высотой и шириной отвала, причем большинство производителей предлагают надставки, позволяющие увеличить высоту отвала. Увеличение высоты отвала позволяет перемещать больше материала и уменьшает вероятность того, что материал будет пересыпаться через верхний край отвала. Еще для увеличения емкости производители предлагают боковые надставки («щеки»), придающие отвалу форму ковша. Они не дают перемещаемому материалу высыпаться по бокам отвала, также увеличивая объем транспортируемого материала. Следует, однако, помнить, что увеличение емкости отвала потребует при работе дополнительных затрат мощности бульдозера, а также вызовет увеличение нагрузок на узлы машины и увеличит интенсивность их износа.

Большинство бульдозерных отвалов могут перемещаться вверх и вниз, а производительность орудия зависит от величины этой регулировки. Если высота подъема отвала небольшая, он может применяться для работ, где не требуется высокого подъема, например, для ландшафтных работ или разравнивания дорожного полотна. Такой бульдозер может складировать материал только в невысокие штабеля. Отвалы с бóльшими величинами высоты подъема позволяют создавать более высокие штабеля, например, снега или почвы, с более крутыми откосами. Оператор также может поднимать отвал на достаточную высоту, чтобы не зацеплять материал при движении в обратную сторону.

Какой объем материала может перемещать отвал за один проход, во многом зависит еще и от его возможностей по изменению угла наклона относительно вертикали и в горизонтальной плоскости. У большинства современных отвалов регулируется 4 или 6 параметров положения. Отвалы, которые имеют многочисленные регулировки, обеспечивают более широкие возможности для применения бульдозера, но еще более важным их преимуществом является возможность экономить рабочее время.

Case

Так, у бульдозеров Case серии М есть возможность с помощью системы Advanced Instrument Cluster регулировать чувствительность движений отвала в зависимости от своих предпочтений и условий работы на данном строительном объекте. Также имеется автоматическая система встряхивания отвала Blade Shake, помогающая стряхивать грунт с отвала, и функция Fine Grading, которая мгновенно снижает скорость движения отвала на 40% для повышения точности планировки.

Бульдозеры Case серии М оснащаются также гидростатической трансмиссией, которая развивает самое большое в своем классе тяговое усилие и обеспечивает топливную экономичность на 10% больше, чем у бульдозеров предыдущего поколения.

Сегодня Case предлагает три модели бульдозеров массой от 13,5 до 24 т. Мод. 1150 и 1650 серии L. Следующее поколение, имеет индекс M. В стандартной комплектации все модели имеют удлиненную ходовую, придающую машине устойчивость, что особенно важно при дорожном строительстве, и для этого направления Case имеет уникальную в своем роде машину 1650L/M – тяжелый планировщик, оборудованный поворотным отвалом. Для более тяжелых работ Case предлагает флагманскую модель 2050M.

Серия М получила новую более просторную кабину с улучшенной обзорностью благодаря смещению вперед, усовершенствованную гидравлическую систему, продвинутую систему управления, усиленную раму и ряд других улучшений. Среди них необходимо отметить систему охлаждения, позволяющую повысить эффективность охлаждения, что особенно важно для машин с гидростатической трансмиссией. Компоновка радиаторов имеет V-образную форму, радиаторы не перекрывают друг друга, и вся площадь радиаторов обдувается воздухом.

Типы отвалов. Наиболее распространенными типами неповоротных бульдозерных отвалов являются: прямой (в западной технической литературе обозначается S), сферический (U) и полусферический (SU, Semi-U). Отвалы типов U, SU и S имеют механизм перекоса (гидроцилиндр и винтовую стяжку), позволяющий им хорошо внедряться в прочные грунты. При наличии двух гидроцилиндров перекоса оператор из кабины имеет возможность изменять углы перекоса и резания отвала на ходу машины, приспосабливаясь к меняющимся грунтовым условиям.

John Deere поставляет на российский рынок пять моделей бульдозеров: 700J-II, 750J-II, 850J-II, 950K и 1050K массой от 12 до 44 т, предназначенных для всех видов землеройных работ. Мод. 750J-II и 850J-II, в частности, могут оснащаться как прямым поворотным, так и классическим полусферическим отвалом.

Все машины оснащаются гидростатическими приводом, благодаря чему достигается максимальный КПД при передаче крутящего момента от двигателя на ходовой механизм, и как результат – высокие показатели тягового усилия. Машины комплектуются надежными дизельными двигателями собственного производства стандартов Tier 2/ Tier 3A, которые помимо высоких показателей мощности демонстрируют хорошую топливную экономичность. Для поддержания эффективности расхода топлива все модели оснащаются уникальной функцией экономичного режима Eco, который подбирает оптимальные обороты двигателя и параметры трансмиссии под конкретные условия работы, снижая мощностные характеристики на легких работах и обеспечивая, когда требуется, максимальную мощность, что позволяет снижать расход топлива до 20% по сравнению с предыдущими моделями.

Гусеничные бульдозеры John Deere рассчитаны на долгий срок эксплуатации и обладают высокой производительностью. Они идеально подходят для решения самых сложных задач на строительных площадках, в карьерах и на иных объектах.

John Deere

Когда машина более 50% рабочего времени выполняет бульдозерование (разработку) больших масс и объемов материалов, в том числе на далекие расстояния, используются отвалы прямой (S), сферический (U) или полусферический (SU). С этими отвалами эффективность бульдозерования максимальна. Также эти отвалы полезны при распределении и разравнивании материалов и формировании уклонов.

Прямой отвал (S) используется практически на любых бульдозерных работах. Он наиболее эффективен при разработке грунтов нормальной и повышенной прочности. Имеет наибольшие значения удельной мощности и тяги на режущей кромке, быстро заглубляется в грунт и быстро наполняется. Такой отвал может работать с перекосом в поперечной плоскости, что увеличивает его универсальность и эффективность на прочных грунтах. Но при перемещении грунта он малоэффективен из-за низкой накопительной способности.

Поверхность сферического отвала (U) имеет цилиндрическую форму с центральной секцией, занимающей до 40% площади, и двумя боковыми, установленными под углом до 25° к центральной секции, с выступающими вперед краями. Угол между ножами боковых секций в плане не превышает 150°. Такой отвал бульдозеров хорошо набирает грунт, поэтому часто используется для загрузки бункеров с эстакады, штабелирования сыпучих пород, планировки значительных площадей или перемещения большого количества грунта. Из-за того, что режущая кромка довольно длинная, он плохо заглубляется. Поэтому для копания твердых грунтов он не применяется.

ЧЕТРА

Так, бульдозеры линейки ЧЕТРА Т35 производства завода ООО «ПК «Промтрактор» оснащаются узким полусферическим отвалом (длина 3,68 м, высота 2,21 м, емкость 14,2 м3), полусферическим (4,67; 2,465; 18,5) или сферическим отвалом (5,064; 2,096; 20,3). Эти отвалы высокой емкости и с двойным гидроперекосом обеспечивают бульдозеру высокую производительность. Опционально высота подъема отвала может достигать 1,8 м для формирования предохранительного вала в карьерах (для обеспечения требования о высоте не менее 0,5 диаметра колеса самосвала).

Бульдозеры ЧЕТРА Т35 массой до 62,3 т оснащаются двигателем номинальной мощностью 412 или 394 кВт и имеют гидромеханическую трансмиссию. Кабина с защитой ROPS/ FOPS уже в базовой комплектации оснащается двойным стеклопакетом, телематической спутниковой системой ГЛОНАСС/ GPS, зависимым и независимым отопителями, сиденьем на пневмоподвеске, двумя зеркалами заднего вида, также может быть оборудована кондиционером, системой видеообзора. Установлены дополнительные топливные фильтры-сепараторы и система предпускового подогрева.

Опционально предлагается оснастить трактор защитными решетками от падающих кусков горной массы, системой автоматического пожаротушения, системой диспетчеризации «Карьер», автоматической централизованной системой смазки, имеется возможность установить систему нивелирования, дополнительно установить футеровку отвала и многое другое.

Подшипники катков и направляющих колес герметизированные, необслуживаемые, с заложенной на весь срок службы смазкой, с самоподжимными уплотнениями типа «двойной конус». Машина комплектуется одно- или трехстоечным рыхлителем, возможна установка лебедки, а также искрогасителя для работы в лесу и в других местах с повышенной пожароопасностью.

Бульдозер Четра Т35

У полусферического отвала (SU) по сравнению со сферическим больше площадь центральной секции (свыше 40%). На краях боковых секций приварены косынки с вертикальными ножами. Угол между ножами боковых секций в плане составляет не меньше 150°. Благодаря им полусферический отвал имеет повышенную накопительную способность, может устанавливаться с перекосом и хорошо нарезает траншеи. По возможности работать с прочными грунтами и способности накопления материала полусферический бульдозерный отвал находится посередине между прямым и сферическим.

Поворотные отвалы (А) имеют прямую форму без боковых щек, удлиненную по ширине и укороченную по высоте. Из-за большой длины они отличаются меньшей жесткостью и низкой удельной мощностью, поэтому не рекомендуются для тяжелых работ и скальных грунтов. Монтируются на базовой машине с помощью универсальной или П-образной рамы. Под действием привода могут поворачиваться в плане вокруг шарнира на раме в обе стороны на угол до 25°, тем самым обеспечивается высокое качество поперечной транспортировки грунтов и материалов для обратной засыпки траншей и работ по расчистке территорий, перемещения отходов животноводческих хозяйств и снега, укладки насыпей. У поворотных отвалов хорошее соотношение производительности и надежности, они пользуются популярностью у компаний, занимающихся прокладкой трубопроводов.

Отвалы PAT (Power Angle Tilt с регулируемыми углами поворота и перекоса), прикрепляемые шарнирно к П-образной толкающей раме, еще называют «6-позиционными», потому что они могут перемещаться вверх и вниз, менять углы наклона в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Все движения этого универсального прямого отвала без боковых щек обеспечивает гидропривод. Благодаря широким возможностям изменять положение отвала бульдозер способен очень точно профилировать и планировать грунт, а также может использоваться для выполнения широкого круга других задач. Отвалы РАТ рекомендуется использовать для работ небольшого объема бульдозерами малого класса тяги, когда бульдозер более 50% рабочего времени выполняет чистовую планировку.

Отвалы VPAT (Variable РАТ, т. е. РАТ + возможность изменения угла резания ножей отвала) – наиболее универсальные из всех типов отвалов. Они обеспечивают хорошее качество и бульдозерования, распределения/ разравнивания материалов, и формирования уклонов. Отвалы VPAT рекомендуется выбирать, когда машина выполняет и первоначальную, и чистовую планировку.

Бульдозер Caterpillar с  отвалом PAT

Так, компания Caterpillar разработала отвал типа VPAT новой конструкции, и многие владельцы выбирают эту опцию для выполнения все более тяжелых работ, расширяя круг задач, которые машина способна выполнить в такой конфигурации, то есть повышая уровень универсальности машины.

Caterpillar также выпустила новинки: бульдозеры мод. D6 XE с электрическим приводом и мод. D6 и D5 (масса 19 и 19,2 т, мощность 133 и 125 кВт соответственно) с инновационной полностью автоматической трансмиссией с переключением без разрыва потока мощности.

Бульдозер D6 XE был представлен на выставке bauma 2019 как самая современная, инновационная разработка от Caterpillar. В конструкции мод. D6 XE появилось несколько существенных усовершенствований по сравнению с предыдущей «электрической» мод. D7E. Новый бульдозер укомплектован генератором нового типа, более экономичным и требующим меньшего объема техобслуживания. Модернизированы также инвертор (преобразователь переменного тока) и система управления. Производительность электрического привода стала примерно на 10% больше, а расход топлива на 10% меньше, чем у модели бульдозера с автоматической трансмиссией. В конструкции новой трансмиссии между первой и второй передачами появилась промежуточная, которую условно назвали «полуторной».

Когда при разравнивании грунта оператору хочется включить вторую передачу, внедряясь на этой передаче в кучу грунта, машина обязательно замедлит движение, т. к. мощности двигателя не хватит и оператору придется снова переключаться на первую передачу, а к концу разравнивания снова переключаться на вторую. Когда в трансмиссии имеется 1,5-ная передача, оператор, внедрившись в кучу грунта, переключится не на 1-ю, а на 1,5-ю передачу, это поможет сохранить более высокую скорость движения, не сильно сбрасывать темп, инерцию движения и в конечном счете повысит производительность бульдозера. В сочетании с блокируемым гидротрансформатором такая конструкция обеспечивает машине максимально возможную производительность.

Бульдозер Caterpillar с отвалом VPAT

Специальные виды отвалов. Выпускаются специальные модели отвалов: W-образный или прямой увеличенной ширины и кривизны, с козырьком высотой, примерно равной высоте отвала, – для бульдозеров, работающих на мусорных полигонах. Сферические большей ширины с вместимостью, увеличенной на 30–100% и с гидроперекосом, для перемещения легких материалов: снега, древесной щепы и др. Сферические отвалы увеличенной ширины с переменной кривизной поверхности обладают улучшенной способностью к накоплению грунта и используются при рекультивации для снятия верхнего плодородного слоя почвы и перемещения ее в складируемые бурты. А отвалы с гидроперекосом прямые, удлиненные в форме коробки или ящика, удобны для работы с большими объемами угля или торфа. На бульдозерах со специализированными отвалами для перемещения мусора, угля, щепы и торфа сзади трактора подвешивается балластный груз, выполняющий роль противовеса. Выпускаются отвалы с уширителями, которые могут управляться гидроприводом или поворачиваться оператором вручную – при транспортировке для уменьшения габарита.

Dressta

Так, самый тяжелый в линейке компании Dressta карьерный бульдозер мод. TD-40 комплектуется отвалами большой емкости (самыми большими в своем классе): полусферическим (емкость 18,6 м3), сферическим (22,8 м3) и отвалом для угля (39,8 м3). Увеличенные боковины угольного отвала помогают удерживать груз и защищают от его просыпания по бокам. По всей ширине отвалов закреплены ножи (режущие кромки), увеличивающие срок их службы. Отвалы можно оснастить функцией гидравлического перекоса или перекоса/ наклона, а также функцией ручной регулировки угла наклона отвала, что повышает функциональность бульдозера. Двойные кнопки управления перекосом и наклоном используются для точного и легкого изменения положения отвала.

Мод. Dressta TD-40 массой 67,7–67,85 т с двигателем мощностью 384 или 397 кВт комплектуется 6-гранной шумоизолированной кабиной на амортизаторах, оснащенной защитой ROPS/ FOPS, кондиционером, регулируемым сиденьем на пневмоподвеске. Управление осуществляется джойстиками. Имеется информационный ЖК-дисплей. Предусмотрена возможность установки телематической системы со связью через GPS/ ГЛОНАСС и автоматической системы нивелирования. Трансмиссия гидромеханическая.

Полусферический отвал Semi-U

Кусторезный отвал V-образной формы («бабочка») в виде остроугольного резака, образованного двумя режущими лезвиями с зубчатой кромкой, скользит по поверхности земли, срезает кустарники и мелкие деревья и сваливает их в стороны, образуя за собой проход, равный ширине захвата отвала.

Отвалы-корчеватели (отвалы-грабли) решетчатого типа с зубьями либо зубья, прикрепленные к лобовому листу прямого отвала, позволяют извлекать из грунта пни, корни, крупные камни и транспортировать их на близкие расстояния.