Краны Liebherr 710 HC-L 32/64 Litronic на строительстве башни «Лахта-центра» в Санкт-Петербурге

Нам сверху видно всё?

Обзор рынка башенных кранов

Строительство высотных зданий невозможно представить без такой специальной техники, как башенный кран, который используют как одно из основных средств в механизации строительного процесса. Башенные краны успешно работают в любых условиях, являясь привычным всем символом современной стройки. Они применяются как в гражданском, так и в промышленном строительстве. Становясь все современнее, классические конструкторские решения краностроения переплетаются с новыми технологиями. Башенные краны сегодня – неотъемлемая часть системы мирового градостроения.

Башенный кран по своей конструкции – это поворотный механизм со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни. К его основным техническим параметрам относятся грузоподъемность (г/п), высота подъема груза, глубина его опускания, а также скорость подъема или опускания груза, скорость поворота башни и скорость перемещения самого крана. При работах на высоте обычно используют либо свободностоящие башенные краны, либо краны на анкерном основании. «Рост» крана происходит самонаращиванием башни, которое осуществляется подращиванием башни снизу или сверху с применением промежуточных секций, а за поднятие и перемещение груза отвечают грузовые тележки, расположенные на горизонтальной стреле.

Башенные краны давно занимают первую строчку в продажах среди другой строительной техники, и ассортимент их велик. Давайте рассмотрим, что же сейчас происходит на российском рынке кранов. Большая часть новых башенных кранов импортируется в Россию из разных государств, и только малая их часть отечественного производства. Всех поставщиков можно разделить на несколько больших групп: первая – импортная техника европейских заводов, вторая – краны российских производителей и третья – башенные краны, сделанные в Китае.

И если раньше доля рынка ощутимо перевешивала в сторону мировых брендов из Европы, то в последнее время китайские производители башенных кранов отхватывают всё больший и больший «кусок пирога» российского рынка грузоподъемной техники. Сухие цифры статистики тому подтверждение. Судите сами, по итогам 4-го квартала 2017 г. поставки кранов из Китая в Россию были на уровне 33% от объема рынка в РФ. А после 2-го квартала 2018 г. доля рынка китайских башенных кранов, завезенных в нашу страну, выросла до 53%. Чтобы было яснее, стоит отметить, что чуть более десяти лет назад китайские производители кранов обходились скромными 11% российского рынка.

Среди кранов из Европы башенные краны концерна Liebherr занимают заметное место на строительном рынке нашей страны. Основанное в 1949 г. семейное предприятие имеет в линейке башенных поворотных кранов модели всех исполнений и типоразмеров, среди которых верхнеповоротные и быстромонтируемые краны. Сегодня группа компаний Liebherr представляет на российском рынке большой спектр башенных кранов. Например, модель 710 HC-L 32/64 Litronic имеет максимальную грузоподъемность 64 т и, таким образом, является самым большим краном Liebherr с маховой стрелой. Ярчайшим примером работы данного крана является строительство башни «Лахта-центра» в Санкт-Петербурге, где три таких крана работали на высоте 462 м. Все они были оснащены инновационной сдвоенной грузовой лебедкой мощностью 2x110 кВт и стреловой лебедкой 160 кВт, с помощью которых скорость подъема достигает 176 м/мин. Распространенной моделью в России являются также башенные краны 150 EC-B 8 Litronic грузоподъемностью 8 т, которые производятся на предприятии Liebherr в городе Дзержинске Нижегородской области.

Испанская компания Comansa не так давно запустила в производство безоголовочный башенный кран CML165. Грузоподъемность его составляет 12 т, а длина стрелы равна 50 м. Эта новая модель – первое дополнение к серии CML, семейства luffing-jib, созданного в конце 2016 г. В базовой комплектации кран оснащается механизмом подъема на 45 кВт. максимальная скорость подъема равна 94 м в минуту, барабан вмещает 545 м канатов, что позволяет крану работать над возведением зданий высотой до 270 м. Как опцию завод предлагает более мощный канатный барабан с мощностью лебедки в 65 кВт, скорость подъема в этом варианте составит 131 м в минуту, а длина тросов дает возможность работы над проектами с высотой до 400 м.

На максимальном вылете стрелы г/п равна 2,3 т, а высота под крюком – 54,2 м. Благодаря отсутствию растяжек стрелы и противовесной консоли монтаж крана простой и быстрый. При этом в случае малых размеров строительной площадки стрела и консоль противовеса могут монтироваться поэлементно прямо с колес, при этом можно использовать автомобильный кран меньшей грузоподъемности. Наличие верхних поворотных механизмов позволяет уменьшить расстояние по высоте между башенными кранами при совместной работе на площадке, к тому же развести стрелы кранов на разные уровни можно с помощью только одной секции башни. По данным статистики, в прошлом году поставки башенных кранов испанского производства занимали 16% от общего объема рынка.

Comansa CML165

Линейка башенных кранов Raimondi из Италии пополнились новой моделью MRT234. Новинка может похвастаться оптимальным сочетанием механического, структурного и электронного управления, что позволяет повысить производительность и безопасность при работе. Улучшения коснулись органов управления, повысилась плавность и точность движений, а скорость движения поворотов и тележек увеличилась на 30%. Башенный кран с плоским верхом имеет г/п 12 т, а длина стрелы составляет 70 м. На максимальном вылете стрелы кран может поднимать грузы массой до 2,25 т. Сама стрела предлагается в восьми различных конфигурациях, в зависимости от потребностей заказчик может выбирать варианты длины стрелы от 28 до 70 м. MRT234 может быть оснащен двумя различными подъемными лебедками: стандартная установленная мощность 45 кВт или более мощная на 55 кВт.

В значительной степени управление крана рассчитано на максимальное удобство в работе оператора. Несмотря на новейшие технологии и конструкторские разработки новой модели пользовательский интерфейс рабочего места отличается простотой и удобен для эффективной работы грузоподъемного механизма на строительной площадке. Для итальянских кранов 2018 год был удачным, так, на сегодняшний день новые башенные краны занимают 21% российского рынка.

Raimondi MRT234

Французский Potain, являясь одним из мировых лидеров среди производителей башенных кранов, постоянно движется вперед, предлагая все новые и новые технические решения в области грузоподъемной техники. Кран Potain MCH 125 лишнее тому подтверждение: первый без­оголовочный гидравлический кран представляет собой конструкцию, в которой воплощены последние достижения в сфере проектирования кранов. Максимальная г/п новинки – 8 т, длина стрелы – 50 м, скорость подъема стрелы составляет 100  м в минуту, а г/п на конце стрелы равна 2 т. Благодаря гидравлической регулировке вылета стрела может перемещаться вертикально, а также подниматься с горизонтального уровня до 87° менее чем за 2 минуты. Конструкция стрелы отдичается короткой контр-стрелой и радиусом действия, благодаря этому освобождается пространство на рабочей площадке, а значит, для сборки крана требуется меньше места.

Для сборки крана на 40-метровую высоту потребуется меньше 6 ч. Для транспортировки верхней части крана, включая стрелу, понадобится всего четыре грузовика. Кабина крана одна из самых больших на рынке, с повышенной обзорностью и комфортом. Новая модель работает плавно и тихо, к заказу доступны пять конфигураций стрелы длиной от 30 до 50 м с пятиметровым шагом стрелы, возможна установка на существующих мачтах 1,6 или 2 м. Ожидается, что Potain сохранит порядка 25% от доли российского рынка башенных кранов.

Potain MCH 125

SOIMA – португальский производитель башенных кранов, один из наиболее динамично развивающихся заводов в Европе. В 2017 г. компании удалось потеснить именитых поставщиков и занять на рынке России 27%. Это стало возможным благодаря удачному взаимодействию с франко-русскоязычной компанией «KRESSAR FRANCE/ ИП КРЕСКИНА ТН РОССИЯ», которая проводит гибкую политику в области продаж по соотношению цена-качество и наличию сертификатов для применения кранов в России и странах Таможенного союза. Среди популярных моделей – SGT 6015TL – безоголовочный башенный кран г/п 8 т, с длиной стрелы 65 м. В данной модели сочетаются надежная конструкция, экономичность, простое управление, удобство при транспортировке и монтаже. При максимальном вылете стрелы кран может поднимать грузы весом до 1,2 т, высокопрочные конструкции рассчитаны на работу при температурах от –40 до +45 °С. Скорость подъема составляет 101 м/мин. Высота подъ­ема груза в базовой комплектации – 57 м, максимальная высота – 140 м, максимальная высота свободного стояния – 90 м.

SOIMA

Кабина класса люкс оснащена цифровым дисплеем, системой безопасности ACS, координатной защитой, также есть возможность дистанционного управления. Кран отличается малым расходом питания моторов, башенные секции не имеют болтовых соединений и не требуют для монтажа или демонтажа специнструментов, в наличии секции нескольких размеров: 12-метровые, 6-метровые, 6-метровые разборные, 3-метровые, все секции универсальные. Инвертеры в скоростных системах повышают безопасность работы оператора, к тому же система безопасности двойная – механическая и электронная.

SOIMA

Неожиданным событием 2018 г. стал выход на российский рынок турецкой компании TGM KULE VINC – лидера краностроительной отрасли Турции. За последние семь лет завод стал одним из крупнейших производителей башенных кранов, и его продукция уверенно завоевывает мировой рынок. Башенные краны TGM – идеальное решение для монолитного строительства. Производственный процесс компании соответствует всем важным мировым стандартам качества, таким как CE/ ISO/ IEC/ DIN /FEM/ UNE.

Добротные, выносливые, надежные башенные краны по достоинству оценили российские специалисты. Главной особенностью кранов TGM по сравнению с кранами других производителей является длительный заявленный срок службы – 25 лет, гарантирующий оправданные инвестиции в бизнес. Краны TGM спроектированы в соответствии с нормами FEM и имеют группу классификации по ИСО 4301/1 А4, тогда как большинство кранов, представляемых на рынке, относятся к классу А3. Металлоконструкции создаются из высококачественной турецкой стали. В производстве используются исключительно европейские комплектующие. Стандартные секции башни являются модульными и взаимозаменяемыми для нескольких моделей кранов. Использование одного типа башни значительно снижает затраты и обеспечивает максимальную рентабельность. Башенные секции имеют надежное, проверенное временем болтовое соединение. Различные варианты композиции башни позволяют значительно увеличить высоту свободного стояния крана.

TGM

Немаловажное значение имеют невысокие затраты на обслуживание, доступные и широко унифицированные комплектующие. И последнее по порядку, но не по важности – отличные цены.

На сегодняшний день башенные краны TGM являются лучшим вариантом для создания, обновления и расширения парка башенных кранов арендных и строительных компаний. Башенные краны TGM имеют сертификат соответствия техническим регламентам Таможенного союза.

TGM

Все краны TGM относятся к типу FLAT TOP (безоголовочные). Монтируются просто, быстро и недорого даже в стесненных условиях. Их удобно использовать на объектах с большим количеством кранов при организации совместной работы. Конструкция кранов оптимизирована таким образом, чтобы их могли перевозить минимальное число машин, негабаритные части отсутствуют, все это снижает расходы на транспортировку.

Официальный представитель марки TGM – ООО «КранКомпани» сегодня предлагает новые башенные краны TGM в различных комплектациях г/п от 6 до 16 т. На новые краны TGM благодаря высокому качеству изготовления и сборки предоставляется гарантия 2 года.

TGM

В отечественном краностроении количество производителей с каждым годом, к сожалению, становится все меньше и меньше. Некогда уверенно себя чувствующие на российском рынке Одинцовский машиностроительный завод и Ржевский краностроительный завод периодически испытывают существенные финансовые трудности, вызванные буквально единичными заказами на выпускаемую продукцию. Тем не менее верхнеповоротный башенный кран КБ-416, сделанный в Одинцово, один из самых популярных отечественных кранов. Основное его назначение – механизация строительно-монтажных работ в жилищном строительстве при возведении со­оружений с высотой подъема до 70 м. При этом кран г/п 10 т подходит для эксплуатации в I–V ветровых районах и отлично себя зарекомендовал за годы эксплуатации в различных климатических условиях нашей страны. По конструкции башня и стрела одинцовского крана состоят из секций, что дает возможность собирать кран с различной высотой башни и вылетом стрелы. Наращивание башни осуществляется снизу с помощью монтажного портала с канатным полиспастом. Узлы крана небольших размеров могут транспортироваться на обычных грузовиках с габаритами по ширине не больше стандартных 2,5 м, также возможна перевозка опорной рамы с поворотной платформой без расстыковки поворотной опоры.

КБ-416 Одинцовского машиностроительного завода

Башенный кран КБ-474А Ржевского краностроительного завода тоже популярен у строителей. Модель с верхним поворотом предназначена для работ при возведении жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений повышенной этажности. Поднимающий грузы массой до 8 т кран идеально подходит для монолитного строительства. КБ-474А – унифицированная модель и замещает ранее выпускаемые краны КБ-473 и КБ-474.

Модернизированный кран отличается от ранее выпускавшихся кранов сбалансированным типоразмерным рядом, модульной и изменяемой конструкцией, а также увеличенной грузовой и высотной характеристикой. Высота свободностоящего стационарного крана после модернизации при нахождении на фундаменте составляет 54 м. Для ускорения монтажа используются секции высотой 12 и 8 м. Монтаж крана осуществляется методом наращивания с помощью гидравлического монтажного устройства. В базе можно наращивать высоту подъема до 174 м. При увеличении высоты кран крепится к зданию технологическими связями. Максимально возможная высота подъема груза – 234 м. Возможны комплектации крана в исполнении «Сити» без монтажной обоймы, с увеличенными по высоте секциями.

КБ-474А Ржевского краностроительного завода

Нязепетровский краностроительный завод, ныне входящий в группу компаний «Крановые технологии», несколько лет назад начал выпускать башенные краны под маркой GIRAFFE и с оптимизмом смотрит в будущее. Предприятие выпускает широкую линейку крановой техники, активно работает над улучшением характеристик и расширяет гамму техники. Тому подтверждение модель TDK-40.1250 – верхнеповоротный башенный кран с оголовком. Кран с многосекционной балочной стрелой и максимальной г/п 40 т разрабатывался специально для строительства крупных промышленных объектов, как достойная замена импортных моделей. Характеристики и правда достойные внимания: так, высота свободного стояния крана будет достигать 80 м, на максимальном вылете кран может поднимать грузы весом в 10 т, также конструкторами предусмотрена установка крана на рельсовые пути с портальным основанием, с анкерным основанием и возможностью установки крана на опорной раме. Все металлоконструкции отличаются высокой надежностью, башня крана имеет 4-метровое сечение, а база рельсового основания достигает 10 м. Несмотря на массивность, конструкция сборная и благодаря этому проблем с транспортировкой не возникает, так как все элементы не выступают за габариты при перевозке.

GIRAFFE TDK-40.1250

Производители кранов из Китая шаг за шагом укрепляют свои позиции на российском рынке, ежегодно увеличивая долю своего присутствия и уверенно тесня остальных краностроителей, не уступая в качестве ведущим мировым компаниям. Времена, когда китайские краны считались одноразовыми изделиями и не могли по своей конструкции эксплуатироваться в суровых условиях российского климата, давно прошли. Подтверждением этому является то, что многочисленные китайские производители изготовляют краны по лицензиям таких европейских фирм, как Comedil, Potain. Такая техника пользуется большим доверием и уже не воспринимается российскими строителями как что-то дешевое и некачественное. Все больше отечественных заказчиков при выборе нового башенного крана останавливают свой выбор на кранах, произведенных в Китае. К тому же цена на новый китайский кран равна цене европейского крана, бывшего в эксплуатации несколько лет.

Компания Zoomlion входит в десятку мировых производителей строительной техники по объему выпускаемой продукции. В линейке башенных кранов более 50 моделей г/п от 4 до 240 т. Опыт проектирования башенных кранов у компании уже больше 50 лет, а производство идет с 1995 г. На кранах Zoomlion используется болтовое соединение, или сплошной бугель , что гарантирует срок службы секции не менее 10 лет. Сами секции монолитные, изготовленные из проката квадратного сечения, причем для самых продаваемых моделей они производятся полностью автоматически. Электрооборудование и компоненты кранов Zoomlion поступают от лучших мировых производителей, так, частотные преобразователи – японские Yaskawa, реле и контакторы марки Schneider Electric из Франции. А программно-логический блок и система безопасности собственной разработки Zoomlion. Все это в сочетании с высокими техническими характеристиками делает краны этого китайского производителя одним из лидеров на российском рынке по количеству продаваемых башенных кранов.

Популярная модель Zoomlion T8030-25 г/п 25 т разработана на основе передовых немецких технологий JOST и отличается высокой рабочей скоростью. Плавность хода обеспечивает бесступенчатое регулирование скорости. Элементы электрической системы управления имеют увеличенный срок службы, который больше в 3–4 раза, чем у конкурентов. Максимальная длина стрелы равна 80 м, с возможностью уменьшения длины до 40  м с шагом в 5 м. Кабина нового дизайна с отличным обзором выгодно отличает кран Zoomlion от других. Окраска производится на полностью автоматизированной окрасочной линии с предварительной дробеструйной обработкой и грунтовкой. К заказу также доступна окраска кранов в новый фирменный цвет Aurora Green. Самоподъемный башенный кран от Zoomlion прост в обслуживании и ремонте, надежен в работе.

Zoomlion T8030-25

XCMG, пожалуй, самый известный и крупный китайский производитель и поставщик строительной техники в Россию. С момента основания в 1989 г. компания прошла путь от небольшого завода до огромного концерна, занимая на сегодняшний день первое место среди производителей машиностроительной отрасли в Китае. У концерна 26 дочерних компаний и несколько совместных предприятий с европейскими фирмами. Нынешние возможности производства XCMG продемонстрированы изготовлением самого крупнотоннажного в линейке безоголовочного башенного крана XGT8075-40. Среди популярных моделей – башенный кран XCMG QTZ80 (5613Y-8). Секции башни, стрела и контрстрела выполнены из уголка и бесшовных стальных труб, для российского рынка кран поставляется с дополнительным запасом прочности конструкций по уровню сопротивления ветру, сейсмостойкости и соответствию температурным режимам.

Все функциональные элементы крана выполнены из бесшовных труб, обладают повышенной прочностью и низкой парусностью. Высота подъема в стационарном исполнении равна 28,3 м в анкерном достигает 120 м. В электрооборудовании крана применяются компоненты известных зарубежных фирм, произведенные по лицензии на территории Китая. На башенный кран XCMG установлена, металлическая выносная кабина. Для удобства работы и комфорта машиниста крана кабина оборудована системой обогрева и кондиционирования, также в ней установлено регулируемое кресло-пульт, есть солнцезащитная регулируемая штора, стеклоочиститель и розетка питания напряжением 220 В. Система безопасности работы башенного крана микропроцессорная, с цифровой индикацией информации. Предусмотрена возможность установки ограничителей нагрузки крана для получения оперативной информации о состоянии башенного крана.

XCMG QTZ 80

Fangyan Group – еще один из популярных у строителей китайских производителей башенных кранов, активно работающий на российском рынке. Компания уже более 25 лет занимается разработкой и производством башенных кранов серии QTZ (TC) и РТ. Краны РТ – безоголовочные, наиболее популярные как в Китае, так и в России. Одна из наиболее часто заказываемых моделей в этой серии – РТ7023. Максимальная грузоподъемность составляет 16 т, вылет стрелы равен 70 м, а на конце стрелы кран может поднимать грузы массой 2,3 т. Высота подъ­ема свободностоящего крана составляет 60 м, а при условии его привязки максимальная высота подъема будет равна 250 м.

Башенные краны Fangyuan изготавливаются только из высококачественной стали от самых лучших китайских производителей. А для кранов, чья работа планируется в сложных климатических условиях, применяются утолщенные металлоконструкции из специальных сплавов. Металлические конструкции соединяются с помощью роботизированной сварки, поверхности перед покраской обязательно проходят дробеструйную очистку и красятся методом погружения, надежно прокрашивается каждый миллиметр конструкции даже внутри труб. Благодаря безопасной и эргономичной конструкции, отличной технологии производства, строжайшему контролю качества и продуманному дизайну башенные краны Fangyan широко используются в строительстве по всему миру.

Fangyan РТ7023
 

Как видим, все течет, все изменяется. Башенные краны европейского производства с успехом продаются по всему миру, в том числе и в России, несмотря на непростые времена у строителей. Заводы из Европы улучшают технические характеристики своей продукции, делая краны удобней и проще в работе и обслуживании. Башенные краны из Китая, когда-то бывшие по качеству на несколько ступеней ниже продукции российских производителей, теперь же заметно выросли в качестве и уже «наступают на пятки» кранам от ведущих мировых компаний. Судя по тенденции прошлых лет, их продажи будут только расти – ведь строители «голосуют кошельком», выбирая из многообразия кранов китайскую технику, оптимальную по соотношению цена-качество.

Ситуацию с российскими башенными кранами можно охарактеризовать как очень тяжелую, большая часть отечественных краностроителей буквально борется за жизнь. Причин этого довольно много: старые площади, зачастую слишком больших размеров, требующие больших затрат на обслуживание, износ оборудования, устаревшие технологии и, конечно, слишком малое количество заказов на краны, не покрывающее финансовые потребности предприятий.

К тому же не стоит забывать о присутствии на рынке огромного количества бывших в употреблении башенных кранов европейского производства. Отрадно, что на примере кранов GIRAFFE Нязепетровского краностроительного завода, продолжающего выпуск техники с учетом потребностей и пожеланий заказчиков, есть, пусть и небольшая, надежда на то, что производство башенных кранов в России не исчезнет.