Машины для грязной работёнки

Тенденции на рынке мусоровозов

Одной из основных проблем современного человечества является вывоз и утилизация бытовых отходов. Беспощадные цифры статистики показывают, что каждый год количество мусора, производимого людьми, увеличивается более чем на 700 млрд т, и если и дальше отходы будут прибывать в таком темпе, то очень скоро наша планета превратится в огромное мусорохранилище. Подсчитано, что если просто не убирать мусор в течение одного года, то на каждом квадратном метре поверхности планеты Земля скопится до 5 кг отходов. Поэтому вывоз мусора одна из самых востребованных услуг в коммунальном хозяйстве – ведь независимо от ситуаций мусор все равно должен быть вывезен.

Мусоровозы давно стали неотъемлемой частью жизни наших больших и малых городов. Их доля в парке коммунальной техники страны в среднем составляет примерно 35%, и каждый год автопарк России пополняется на 2000–2500 новых мусоровозов, хотя, конечно, во многом такое обновление зависит от стоимости машин и дохода коммунальных компаний. Из года в год к техническим параметрам мусороуборочных машин выдвигаются все новые и новые требования. О тенденциях на рынке мусоровозов пойдет речь в этой статье.

Современные мусоровозы – это грузовая спецтехника, в закрытом кузове которой ежедневно перевозят бытовые отходы, будь то остатки пищи или любой другой мусор. Монтируемые на разные шасси, они могут быть малотоннажными, среднетоннажными или крупнотоннажными. В зависимости от способа загрузки мусоросборочные машины могут быть разными. Простейшие – это мусоровозы с боковой загрузкой, они давно знакомы коммунальным службам, погрузка мусора в них осуществляется путем опрокидывания бака с отходами боковым манипулятором в люк наверху кузова машины. Уплотнение внутри мусоровоза осуществляется за счет толкающей плиты, она же отвечает и за выталкивание мусора при разгрузке.

Одним из производителей, выпускающих подобные машины, является Кемеровский опытно-ремонтный механический завод (КОРМЗ). Его модель мусоровоза с боковой загрузкой ЭКО-МБ18к – одна из лучших среди аналогичных машин отечественного машиностроения. Кузов бескаркасный, оригинальной формы, имеет повышенную жесткость и прочность. Благодаря такому решению полезный объем удалось увеличить, как и объем загрузочного пространства. Конструкция пресс-плиты позволяет осуществлять выгрузку контейнеров в режиме автоматического прессования. Захват-манипулятор поворотный с повышенной до 700 кг грузоподъемностью, он может работать со всеми типами мусорных контейнеров, при этом сам манипулятор после разгрузки контейнера автоматически возвращается из любого повернутого положения в центральное. Бак с мусором надежно фиксируется автоматическими фиксаторами, а подъем бака осуществляется параллельно уровню земли, исключая тем самым раннее высыпание мусора. Объем кузова равен 18 м3. Продолжительность цикла уплотнения составляет 13 сек. В зависимости от модификации масса вывозимого мусора варьируется от 8405 до 9425 кг. В роли базового выступает шасси КАМАЗ-53605. Кроме дизельной версии к заказу доступна модель, оборудованная газовым мотором.

Для тех, кому необходима машина с боковой загрузкой, но с меньшими параметрами, стоит присмотреться к модели МК-1451-13 от Ряжского авторемонтного завода. Этот мусоровоз с небольшими габаритами и высокой маневренностью станет отличным помощником при вывозе мусора в условиях плотной городской застройки. Мусороуборочный автомобиль, установленный на шасси «ГАЗон NEXT», работает со стандартными контейнерами объемом 0,75 м3. Конструкция кузова выполнена с помощью листогибов и лазерной резки и обеспечивает тем самым полную герметичность и конструкционную жесткость. Все металлические детали прошли тщательную антикоррозионную обработку, которая кроме красивого внешнего вида гарантирует защиту от разрушительных воздействий даже при продолжительной эксплуатации. В стандартном исполнении расположение манипулятора с правой стороны, но под заказ возможно левостороннее расположение манипулятора, а также управление оборудованием из кабины мусоровоза. В базовой комплектации: итальянские гидрораспределители, рукава высокого давления евростандарта DIN, уплотнения гидроцилиндров от Bussak-Shamban с диапазоном температур эксплуатации от –30 до +80 °C. Объем кузова составляет 8 м3, при этом масса вывозимого мусора равна 2520 кг. Коэффициент уплотнения мусора – до 2,5. Манипулятор грузоподъемностью 700 кг предлагается как в стандартном исполнении, так и в варианте с высокой прочностью конструкции.

МК-1451-13 с боковой загрузкой

У мусоровозов с задней загрузкой погрузочный механизм установлен позади кузова, среди таких машин в среде российских коммунальных служб популярностью пользуются надстройки производства голландской компании GeеsinkNorba. Модель GPM IV – «золотое» соотношение цены и надежности, обкатанная в самых тяжелых условиях в течение нескольких лет перед выпуском новой серии. Конструкция мусоровоза основана на эффективных технологиях, таких так уникальный прессующий механизм, имеет высокий коэффициент уплотнения, равный 7. В отличие от конкурентов, осуществляющих прессование по схеме «мусор в потолок», в моделях GeеsinkNorba отходы равномерно распределяются внутри кузова, что защищает от преждевременного износа механизмов и продлевает срок эксплуатации машины. Загрузочное отверстие, равное по ширине всему кузову, без проблем принимает даже крупногабаритный мусор. Кузова GPM объемом от 12 до 28 м3 изготовлены из высококачественной стали Hardox и Domex и готовы к длительной работе с высокой нагрузкой.

Этот мусороуборочный автомобиль, кроме сбора отходов с контейнерных площадок, можно использовать в качестве большегрузного транспортного мусоровоза для доставки больших объемов отходов с мусороперегрузочной станции на полигон утилизации. Комбинированное подъемное устройство с опрокидыванием контейнеров встроенное, многофункциональное, грузоподъемностью до 1000 кг может работать практически со всеми типами контейнеров, которые используются в России, а также и с контейнерами объемом до 8 м3 и весом до 3000 кг. Для загрузки крупногабаритных отходов или мешков с мусором предусмотрено опускание рукой крышки люка с нижним брусом. С прицелом на будущее инженеры компании GeеsinkNorba разрабатывают мусоровозы с установкой кузова на шасси с электрическим двигателем, так, в Лондоне уже работают две такие машины.

Geesinknorba GPM с задней загрузкой

Из машин с задней загрузкой на нашем рынке распространены и мусоровозы итальянской компании FARID Industrie S.p.A. Популярен в России большегрузный мусоровоз FARID Т1, предназначенный для механизированного и ручного сбора твердых бытовых отходов с их последующим уплотнением, транспортировкой и механизированной разгрузкой в местах утилизации. Каркасный кузов выполнен из труб квадратного сечения, внутри каркаса встроен стальной кузов сферической формы, устойчивый к деформации. Стенки его, сделанные из цельных стальных листов, днище и крыша обеспечивают равномерное распределение нагрузки в рабочем цикле, а также простоту вывода жидкостей из отходов. Гидроцилиндры подающей плиты установлены вне загрузочного кузова и закрыты откидными панелями. Система уплотнения состоит из подающей и прессующей шарнирно-сочлененных плит, двигающихся по двум направляющим. Выгрузка отходов осуществляется изогнутой выталкивающей плитой, более прочной и обеспечивающей оптимальное использование чистового объема. Комбинированный кантователь для контейнеров с гребешковым и еврозахватом выполнен по стандарту DIN. Данная модель мусоровоза совместима с контейнерами объемом до 1,1 м3. Как опция возможна установка портального загрузчика бункеров объемом до 8 м3.

FARID Т1 с задней загрузкой

Из отечественных мусоровозов с задней загрузкой в почете продукция АО «КОММАШ» (Арзамасский завод коммунального машиностроения). Обновленная модель КО-440В new получила модернизированный, увеличенный на 3 м3 кузов. Коэффициент прессования стал выше за счет возможности регулировки давления подающей плиты, также увеличено и усилие прессования. В модель с приставкой «new» возможно легко загрузить до 100 евроконтейнеров объемом 1,1 м3. Гидроцилиндры подающей плиты вынесены наружу на боковые стенки бункера, что продлевает срок службы гидроцилиндров и облегчает их обслуживание. Кузов цельнометаллический, со сферическими боковинами, усиленный гнутым профилем по периметру, обеспечивает большую прочность и долговечность кузова. Новая конструкция кузова выталкивающей плиты рассчитана на большие нагрузки. Время цикла прессования сократилось до 25 секунд. Пол загрузочного ковша усиленный, толщиной 8 мм, по заказу возможно его изготовление из стали марки HARDOX 400.

Выгрузка всего объема мусора происходит полностью, без остатков в приемном ковше. При работе в холодное время года радует наличие шиберного крана для дренажного слива жидкости из загрузочного ковша. Больший клиренс между днищем загрузочного ковша и поверхностью дорожного покрытия обеспечивает повышенную проходимость на мусорном полигоне. В базовой комплектации есть фартук от просыпания мусора во время выгрузки контейнеров. Как опция предлагается система взвешивания с функцией распознавания номеров контейнеров. Также есть возможность установки портального захвата для загрузки крупногабаритного мусора контейнерами-лодочками объемом до 8 м3, грузоподъемностью 3000 кг.

КО-440В new с задней загрузкой

В линейке роторных мусоровозов популярны машины серии Rotopress от компании FAUN. Оригинальная конструкция основана на принципе вращающегося барабана, специально разработана для уборки и вывоза отходов любых фракций. Выгруженный из контейнера мусор попадает в кузов, цилиндрический бункер мусоровоза, вращаясь по часовой стрелке, перемещает его по винтовым ребрам в переднюю часть кузова. Загрузочный бункер имеет режущие кромки, которые при загрузке измельчают мусор. Такая конструкция дает возможность уместить в мусоровоз большее количество мусора по сравнению с мусоровозами других типов. Выгрузка мусора производится при вращении кузова в обратном направлении, при этом мусор по тем же винтовым ребрам перемещается назад. Коэффициент уплотнения один из самых высоких и достигает показателей от 6 до 9.

FAUN FRONTPRESS с передней загрузкой

По сравнению с мусоровозами аналогичного объема, но с уплотняющей задней плитой масса машины с роторной системой загрузки меньше на 800 кг, что кроме возможности большего объема загрузки снижает потребление топлива. Контейнер Rotopress герметичен, его конструкция выполнена так, что вода и прочие жидкие отходы не могут просочиться наружу. Патентованная система FAUN с использованием болтовых соединений вместо сварных дает возможность легкой замены изношенных защитных пластин пресс-шнеков, что снижает эксплуатационные затраты, экономит деньги и время при каждом сервисном обслуживании. Для выгрузки евроконтейнеров и типовых контейнеров в тупиках между зданиями FAUN предлагает модели серии Faun Frontpress с передней загрузкой, вместительность которой составляет от 26 до 30 м3.

FAUN ROTOPRESS с роторной загрузкой

Тем, кому интересен мусоровоз с роторной загрузкой, но нет нужды перевозить большие объемы отходов, компания M-U-T предлагает машины малого класса с объемом кузова от 4 до 22 м3. Например, модель Rotopress Mini имеет все характеристики системы Rotopress, но отличается наименьшими размерами кузова в классе, что отлично подходит для вывоза мусора с узких городских улиц и иных труднодоступных мест. Мусоровоз имеет низкий свес и оптимальное распределение нагрузки на ось. Кузов самоочищающийся, поэтому гигиеничен, а герметичная конструкция барабана позволяет кроме обычного мусора перевозить и биологические отходы. Небольшой мусоровоз M-U-T – это минимальные эксплуатационные расходы. Как опция предусмотрена возможность установки встроенной системы мойки контейнеров, причем пустые контейнеры за один раз омываются сразу и горячей водой, и водой под высоким давлением. Загрузка может осуществляться из контейнеров разных типов, также предусмотрена возможность ручной загрузки.

Готовое решение KROMANN – мультилифт ISUZU Forward 12 т с эвакуаторной платформой

При работе в городе отлично показывают себя мусоровозы, оборудованные системой мультилифт, например, такие, как предлагает компания KROMANN, – машины полной массой до 12 т. Компактные мусоровозы с изменяемой высотой башни крюка 900, 1200, 1450 или 1570 мм могут обслуживать сразу два стандарта сменных контейнеров. Преимущества очевидны: это обслуживание одной машиной сразу нескольких контейнеров различного стандарта, что исключает простои автомобиля и позволяет использовать один автомобиль вместо двух. Этой же машиной можно перевозить контейнеры разного назначения, например, герметичный для перевозки технической воды, самосвальный для перевозки сыпучих грузов, эвакуаторную платформу для перевозки техники и оборудования. Таким образом, получается универсальный автомобиль, когда кроме транспортировки бытовых отходов на такой машине можно перевозить и строительный мусор, металлолом, щебень, а также жидкие отходы.

Мультилифт KROMANN на шасси КАМАЗ-43253 с крюковым погрузчиком 12 т

Простота конструкции и надежность в работе – вот визитная карточка техники для работы с отходами от KROMANN. За шесть лет работы на рынке России и других стран крюковые погрузчики KROMANN снискали известность как специальное оборудование большого диапазона грузоподъемности – от 4 до 36 т, с разной рабочей длиной в каждом показателе грузоподъемности, множеством дополнительных опций, устанавливаемых по желанию заказчика. Городские мусоровозы – мультилифты на шасси КАМАЗ-4308, -43253, ISUZU FSR90SL полной массой 12 т с новым крюковым погрузчиком KROMANN MS8A.38.3 г/п 8 т компактны, экономичны, не требуют специальных пропусков для работы в городе.

KROMANN – это группа компаний, которая может осуществить для заказчиков проектирование, изготовление и поставку индивидуального комплексного решения с последующим гарантийным и сервисным обслуживанием поставленного оборудования.

Готовое решение KROMANN – мультилифт Hyundai HD78 с  автономной вакуумной цистерной

Отрадно, что и отечественные предприятия не отстают в производстве мультилифтов. Для работы в качестве мусоровоза можно использовать, например, PALFINGER PH T20Pi, который производится в г. Великие Луки на заводе «ВЕЛМАШ-С» («Великолукский машиностроительный завод») по лицензии PALFINGER. Эта модель грузоподъемностью 20 т предназначена для установки на отечественные и импортные трехосные грузовые шасси.

Собственный вес крюкового погрузчика – 2100 кг, телескопическая стрела установки позволяет осуществлять погрузку и выгрузку сменных кузовов длиной от 4500 до 7000 мм. Радует и то, что количество отечественных комплектующих в этом мультилифте достигает уже 80%, из импортных деталей здесь главный гидрораспределитель, гидрозамки, а также литой крюк, катки и упоры кузова. Всего в линейке крюковых погрузчиков производства «ВЕЛМАШ-С» четыре модели грузоподъемностью от 5 до 26 т.

В линейке PALFINGER есть крюковые погрузчики грузоподъемностью от 5 до 30 т для установки на импортные шасси, которые производятся на заводе PALFINGER во Франции.

PALFINGER PH T20Pi от «Велмаш-С» с  крюковым погрузчиком

Появляются на российском рынке и многокамерные мусоровозы, к примеру, такие как Zoeller Medium XLSI. Спецтехника, произведенная в Германии компанией Zoeller, у нас пока смотрится как экзотика, но машины для селективного сбора мусора с использованием при загрузке отходов отдельных отверстий давно используются в Европе. Разделение мусора уже на этапе загрузки требует для обслуживания такого мусоровоза двух работников. Из-за своей конструкции такие мусоровозы дороже других, но это наверняка единственный их минус. Плюсами можно назвать надежную стальную конструкцию, сваренную из квадратных труб и обшитую профильным листом толщиной 3 мм. Сварные швы непрерывные, пол изготовлен из стали. Более высокая передняя стенка и использование специального двойного уплотнения между технологическим кузовом и задним бортом препятствуют протеканию кузова. Выталкивающая плита перемещается под воздействием телескопического цилиндра, ее точное направление обеспечивают направляющие планки, расположенные по бокам кузова. Задний борт крепится к кузову на двух шарнирах, перемещается двумя гидроцилиндрами и блокируется двумя крюковыми зажимами, прикрепленными к нижней части рамы кузова. Загрузочный бункер расположен между боковыми стенками заднего борта, выполнен из стали Hardox 450 толщиной 8 мм.

Многокамерный мусоровоз Zoeller Medium XLSI

Появляются в России и мусоровозы с функцией мойки контейнеров. Один из поставщиков – компания Hidromak Makina Ltd предлагает свою модель HIDRO-MAK – мусороуборочную машину с задней загрузкой и моечной установкой, смонтированной в задней части кузова. Моечное оборудование состоит из двух управляемых вращающихся моечных форсунок с давлением в 80–100 бар. Объем бункера мусоровоза равен 19 м3, бак для чистой воды емкостью 1900 л расположен за кабиной водителя. На мойку одного контейнера расходуется порядка 15–20 л воды, производительность насоса составляет 45–66 л/мин, а скорость мойки позволяет вымыть контейнер за 15–30 сек. Грязная вода не выливается наружу, а скапливается в отдельном баке, объем которого 1400 м3. В базовой комплектации имеется пистолет для ручной мойки контейнеров, с его помощью можно как очистить кузов снаружи, так и вымыть площадку для мусорных баков. Но машины с функцией мойки не лишены и недостатков – так, моющей установкой «съедается» часть полезного объема, дополнительно требуется монтаж дополнительных баков для воды, а для работы системы надо расходовать топливо. К тому же в российских условиях, когда холодное время года отличается низкими температурами от европейской погоды, работа системы возможна только при наличии подогрева воды. Для работы в городе техника с мойкой слишком шумная, работать, не нарушая покоя граждан, лучше на стоянке. Исходя из этого и более высокой цены на эти мусоровозы наши коммунальные службы покупают такие машины редко, здраво рассуждая, что намного дешевле вымыть свой обычный мусоровоз на стоянке или на мойке.

HIDRO-MAK с функцией мойки контейнеров

Как вариант выхода из такой ситуации применение специального автомобиля для мойки контейнеров – именно такую машину выпускает московская компания «Москоммаш» (НПК «Коммунальные машины»). Модель ТГ-100А моет контейнеры емкостью от 0,66 до 1,1 м3, мойка осуществляется холодной водой под давлением в 120 бар, при необходимости с добавлением обеззараживающих средств. Объем баков для чистой и грязной воды одинаков – по 6000 л. На мытье одного контейнера требуется до 55 л, за один час такой автомобиль способен вымыть около 30 контейнеров. Кроме мойки ТГ-100А можно использовать для обеззараживания мусорных контейнеров.

Спецавтомобиль ТГ-100А для мойки контейнеров

Все больше появляется мусоровозов, использующих в качестве моторного топлива природный газ метан, модель CMZL-9G от компании «РариТЭК» как раз такая. Смонтированный на шасси среднетоннажного КАМАЗ-4308-Р автомобиль полной массой до 12 000 кг оснащен газовым двигателем Yuchai класса Euro 4. Сам мотор с турбонаддувом, электромагнитным дозатором распределенного впрыска и искровым зажиганием. Мусоровоз на газе работает со стандартными контейнерами объемом до 1,1 м3. Привод рабочих органов гидравлический, загрузка стандартная, с помощью захватов механизма опрокидывания. Для равномерного заполнения кузова перемещение мусора осуществляется уплотняющей плитой, которая сдвигает отходы в переднюю часть кузова. Разгрузка производится поднятием бункера с помощью гидроцилиндров и выгрузки выталкивающей плитой. Общий объем газовых баллонов равен 360 л. Использование метана вместо традиционного дизеля обеспечивает значительную экономию затрат на топливо.

M-U-T Rotopress Mini с роторной загрузкой
 

Ознакомившись с вышеперечисленными моделями, можно сказать, что на смену старым громыхающим мусоровозам постепенно приходят новые тихие и более производительные машины. Тенденцией последних лет в России является рост доли мусоровозов с задней загрузкой, которые постепенно вытесняют остальные. Особенно это заметно по мусоровозам с боковой загрузкой, количество которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Более совершенная технология задней загрузки просто вытесняет их с рынка, решая множество проблем, часто возникающих при боковой загрузке, например просыпание мусора при загрузке контейнера. Также у мусоровозов с задней загрузкой работа с механизмом опрокидывания намного безопасней, ведь контейнер поднимается на высоту всего лишь 1,5–1,8 м от земли против 2,5–3 м, как при боковой загрузке.

Мусоровоз CMZL-9G, работающий на метане

Плюсом задней загрузки является и то, что такой мусоровоз можно загружать вручную, при боковой схеме загрузки выгрузку мусора можно осуществлять только из контейнеров определенного типа. Кроме того, мусоровозы с задней загрузкой оснащаются мощным прессом, который обеспечивает более высокий коэффициент уплотнения мусора. А чем больше коэффициент уплотнения, тем меньше рейсов на полигон, а значит, выше экономическая эффективность работы, даже несмотря на более высокую цену таких моделей. Бункеровозы стабильно держат планку на уровне 15–20% от общего количества проданных новых мусоровозов. Мусороуборочные машины, работающие с заглубленными контейнерами, мало влияют на ситуацию на рынке, по большому счету это связано с пока еще мало распространенной такой схемой сбора мусора в наших городах.

Около 80% новых мусоровозов закупают частные фирмы, остальные закупки приходятся на долю государственных компаний. По соотношению импорта и общего количества ежегодно продаваемых мусоровозов – из-за границы в Россию ввозится примерно 15% мусороуборочной техники, большая доля техники отечественных машиностроителей обусловлена большим количеством совместной сборки импортной техники на территории России.

В Европе ситуация несколько иная, там ежегодно увеличивается производство и использование мусоровозов, работающих на альтернативных видах топлива. На смену машинам с дизельными двигателями компании по вывозу мусора все чаще выбирают автомобили с гибридными приводами или двигателями, работающими на электричестве, сжатом природном газе или на биометане. В нашей стране подобные разработки пока единичны, но хочется надеяться, что отечественные машиностроители продолжат свою работу и при покупке нового мусоровоза российского производства уже в самое ближайшее время коммунальные службы смогут выбирать автомобиль не только по объему кузова и способу его загрузки, но и по типу двигателя.

Компакторы BOMAG

Процесс сбора и переработки мусора не заканчивается с доставкой его на мусорный полигон. Здесь мусор уплотняют с помощью компакторов. Один из ведущих производителей такой техники – компания BOMAG, имеющая долю на рынке Европы более 85% и на мировом рынке около 50%.

Три серии четырехколесных компакторов BOMAG (21–26 т, 29–37 т и 40–56 т), в том числе и с функцией погрузчика, охватывают практически весь диапазон задач по уплотнению коммунальных бытовых отходов. Из особенностей конструкции всех моделей можно выделить гидростатический привод с автоматической регулировкой производительности в зависимости от нагрузки и четыре независимых контура привода колес. Массивное шарнирное сочленение герметичной рамы обеспечивает поворот в пределах 40° и качание до 15° передней и задней полурам, что обеспечивает постоянный низкий центр тяжести всей машине, контакт колес машины с поверхностью, колеса сохраняют тяговое усилие даже при перепаде высоты положения колес до 90 см и гарантированно уплотняют неровные поверхности.

Уплотнитель BOMAG BC 772 RB-2 Уплотнитель BOMAG BC 772 RB-2 Уплотнитель BOMAG BC 772 RB-2

К одним из самых востребованных относится компактор мод. BC 772 RB-2 эксплуатационной массой 37 100 кг. Он оснащен дизельным двигателем Deutz мощностью 442 л.с. На каждом стальном колесе установлено по 60 кулачков повышенной износостойкости на шести полигональных уплотняющих сегментах. Гарантия кулачков на износ – 10 000 часов работы. Каждое колесо имеет собственный гидромотор, что обеспечивает максимальную тягу. Все колеса оснащены регулируемыми скребками, предотвращающими забивание рабочих поверхностей, и резаками для проволоки. Ходовая часть не имеет мостов, днище полностью закрыто броней, таким образом, полностью исключены повреждения и попадание мусора в ходовую часть.

Легкие компакторы имеют два диапазона скорости, машины среднего и тяжелого классов могут преодолевать уклон до 100% и имеют три диапазона скорости.

В России продукцию представляют компания ООО «Файат Бомаг Рус» и сеть ее дилеров.

компании по теме статьи
компании по теме статьи