Механизмы досудебного урегулирования претензий налоговых органов

Как грамотно отстаивать интересы предприятия и добиваться отмены или снижения налоговых санкций. Советы юристов
Споры с налоговым органом подлежат досудебному урегулированию. Такой механизм предписан главами 19, 20 Налогового кодекса РФ. Более простая и менее формализованная в отличие от судебного разбирательства процедура предназначена для оперативного урегулирования разногласий. Обжалованию в данном порядке подлежат ненормативные акты налоговых органов (требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов, решение об отказе полностью или частично в возмещении налога на добавленную стоимость и т. д.), действия (бездействия) должностных лиц.

В целях реализации данного порядка обжалованию посредством подачи апелляционной жалобы подлежат не вступившие в силу ненормативные акты налогового органа, а именно решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое по результатам камеральной или выездной проверки. Такое решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения. При этом следует помнить, что возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы Налоговым кодексом РФ не предусмотрена.

В случае привлечения к ответственности налогоплательщика в результате обнаружения признаков налогового правонарушения решение вступает в силу с момента вручения его лицу, в отношении которого оно составлено. Жалоба на такое решение может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение может быть, в свою очередь, обжаловано в Федеральную налоговую службу в течение трех месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.

В рамках указанной процедуры любое лицо, чьи права нарушены, вправе обратиться с жалобой или апелляционной жалобой в налоговый орган. Преимущества такого порядка заключаются в более коротких сроках рассмотрения обращений и отсутствии расходов на оплату государственной пошлины и возможных судебных издержек. Наиболее типичные претензии о нарушениях, рассматриваемых в жалобах: нарушение сроков исчисления имущественного налога; неправомерное выставление требования об уплате налогов; отказ в предоставлении налоговых вычетов; вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам; отказ в возврате налога.

Процедуры урегулирования споров с налоговым органом позволяют налогоплательщику уменьшить суммы штрафа в зависимости от наличия смягчающих обстоятельств. Грамотная трактовка и применение норм налогового законодательства позволяет не менее чем в два раза снизить размер штрафных санкций, а в некоторых случаях и отменить. При этом следует помнить, что перечень смягчающих обстоятельств не является закрытым. Таким образом, имеется возможность ходатайствовать о снижении налоговых санкций при наличии любых достаточных оснований.

К примеру, согласно разъяснениям, изложенным в информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», основанием для снижения налоговых санкций является добровольное, самостоятельное исправление допущенных ошибок и представление таких сведений в налоговый орган. В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность физического лица, могут считаться, например, временная нетрудоспособность или другие тяжелые обстоятельства в момент совершения правонарушения, что должно подтверждаться соответствующими медицинскими справками, больничными листами и другими документами.

Налоговый контроль осуществляется в виде камеральных и выездных налоговых проверок. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, документов, имеющихся у налогового органа, и других документов, представленных налогоплательщиком. Такая проверка проводится сотрудником налогового органа в соответствии с должностными обязанностями в течение трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации. О выявлении нарушений сообщается налогоплательщику, и предоставляется возможность дать пояснения или внести исправления. Для более глубокого изучения деятельности, а также при наличии оснований, полагающих необходимость изучения документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведения ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра, выемки документов и предметов, организуется выездная проверка.

Встречая выездную налоговую проверку, необходимо изучать решение руководителя налогового органа о проведении проверки, которое должно содержать наименование налогоплательщика, предмет проверки, перечень проверяющих лиц, периоды, за которые проводится проверка. Законом не допускается проведение проверок одного и того же периода по конкретному налогу, исполнения обязанностей налогоплательщика более чем за три года. Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, исчисляемых со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о ее проведении, однако при наличии оснований данный срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

По результатам любой проверки составляется акт по форме, утвержденной приказом ФНС России. Акт изучается на предмет согласия или несогласия с результатами проверки. Не стоит обращать внимание на всякого рода неточности, опечатки, ошибки в названиях организаций, именах и фамилиях физических лиц, реквизитах документов, номерах статей и т. д. Существенные нарушения, которые могут явиться основанием для отмены решения, – это неверно указанная статья, по которой налоговый орган привлекает вас к налоговой ответственности, или реквизиты документов, подтверждающих позицию налогового органа, допущенные ошибки в описательной части.

К примеру, согласно решению Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.01.2014 № А78-1414/2013, существенными судом были признаны нарушения прав налогоплательщика, выразившиеся в том, что налоговый орган приложил к акту выездной проверки не все документы, поименованные в этом акте: отсутствовали копии выписок по операциям на счетах контрагентов, акты обследования, сведения из информационных ресурсов налоговой службы.

В своем решении по делу № А53-33611/2012 от 17 февраля 2014 г. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа также отметил нарушение налогового органа, выразившееся в том, что решение по камеральной проверке было вынесено спустя пятнадцать месяцев после истечения соответствующего срока, чем был нарушен принцип недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля. При этом доказательств обоснованности столь длительного срока проведения проверки инспекция не представила.

Безусловно, наиболее неприятной с точки зрения проверяемого является выездная налоговая проверка. Опыт показывает, что контрольные мероприятия такого рода возникают в результате наличия достаточных оснований полагать о наличии у проверяемого налогоплательщика потенциала на доначисление налогов по результатам проверки. Сложность применения законодательства и обширность судебной практики в данной области требует высокопрофессионального подхода, так как часто на карту может быть поставлена не только судьба крупных финансовых ресурсов, но и нормальное функционирование организации.