Туннель для викингов

В Норвегии построят первый в мире туннель для прохода морских судов

Государственный орган Норвегии, отвечающий за прибрежное судоходство – «Норвежская прибрежная администрация», планирует построить первый в мире судоходный подземный туннель: Stad Ship Tunnel.

Корабельный туннель пройдет через горный массив в самом узком месте полу­острова Стад между двумя фьордами, глубоко врезавшимися в сушу. Полуостров является одним из самых открытых участков норвежского побережья без каких-либо прибрежных островов, которые могли бы защитить его от непогоды. Этот участок традиционно является одним из самых опасных прибрежных вод Норвегии, славится сильными ветрами и известен как море Стадхавет. Штормы здесь свирепствуют около 100 дней в году, из-за чего судам часто приходится ждать по нескольку дней, чтобы пройти через этот район. Течения в этом месте на стыке Северного и Норвежского морей еще больше усложняют навигацию. После окончания Второй мировой вой­ны в результате аварий в море Стадхавет погибло 33 человека. Ученые утверждают, что викинги перетаскивали свои лодки волоком через полуостров, чтобы не пересекать этот смертельно опасный участок моря.

В 2013 г. строительство туннеля Stad Ship Tunnel впервые было включено в Национальный транспортный план Норвегии. Конкурс на строительство туннеля был объявлен в ноябре прошлого года, срок подачи заявок на участие закончился 31 января этого года. Шесть компаний проявили интерес к участию в тендере: две норвежские, одна французская, одна испано-норвежская и две китайские.

Предложение, представленное туннелестроительной компанией, должно соответствовать общему бюджету проекта в размере 5,06 млрд норвежских крон (460 млн долларов США), утвержденному парламентом Норвегии. Если предложение превысит бюджет, может потребоваться утверждение парламентом пересмотренной структуры расходов.

Stad ship tunnel – это сложный проект, уникальный для всего мира. Длина туннеля составит 1,7 км (2,2 км, включая зоны подхода), высота – 50 м, а ширина – 36 м. Наиболее сложной задачей для строителей скорее всего станут порталы (входные сооружения) туннелей. Они будут такими же большими, как и сам туннель: 50 м в высоту и около 40 м в ширину. Это примерно в семь раз больше, чем у автомобильного туннеля.

Глубина воды в туннеле составит 12 м. Туннель сможет пропускать суда водоизмещением до 16 000 т, что достаточно для грузовых и круизных судов прибрежного плавания. Туннель позволит судам безопасно проходить мимо полуострова Стад и сократит их путь на 56 км.

Норвежская прибрежная администрация считает, что контракт со строительной компанией может быть подписан к осени 2025 года, а строительство начнется в первые месяцы 2026 года. Ожидается, что реализация проекта займет пять лет.

Напомним, что в нашей стране в Балаклаве была построена подземная база с вырубленным в скале каналом длиной 602 м для размещения семи подводных лодок одновременно. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь всех помещений и ходов подземного завода составляла 9600 м2, площадь подземной водной поверхности равна 5200 м2.

Подземный комплекс строился восемь лет, с 1953 по 1961 гг. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы.