«Такси» для ЖБИ

Системы для транспортировки железобетонных конструкций

Николай Протасов
В мировой практике строительства сборный железобетон применяется в последние годы все шире. В структуре производства 80% – это плоские и линейные панели перекрытий и стен, а 20% – фундаментные блоки, сваи, шпалы, трубы. Дело в том, что монолитные здания по сравнению со сборными требуют значительно большего количества бетона и стали, а также времени на возведение и отделку. В зимнее время затраты на монолитное строительство возрастают на 25–30%. Доставляются железобетонные изделия (ЖБИ) от производителя на стройки транспортными средствами. Экономичная доставка – важнейший фактор в повышении рентабельности строительства из сборного бетона.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Некоторые общие понятия

Вот пример Рязани. Город входит в тридцатку крупнейших в России. В нем есть собственный завод по производству широко применяемых железобетонных строительных элементов. Однако в областном центре ведется крупномасштабное строительство, и местной продукции не хватает, она поставляется из соседней Смоленской обл. Транспортировка ЖБИ осуществляется в основном автотранспортом, который конкурирует с железной дорогой. Конечно, стоимость изделий за счет расходов на транспортировку увеличивается. Но современные средства перевозки позволяют делать выбор в пользу автотранспорта в дилемме: вкладывать средства в расширение производства на месте или пользоваться покупными ЖБИ.

При транспортировке на большие расстояния, до 1000 км и более, наиболее рациональной формой доставки ЖБИ считается транспортировка железнодорожным транспортом, но сегодня из этого правила есть исключения. К рекордной можно отнести поставку на расстояние в 1300 км из Германии на электростанцию в Литве семи железобетонных конструкций, осуществленную в 2010 г. немецкой компанией Universal Transporte Michels GmbH & Co.KG. Семь автопоездов перевезли конструкции, при этом масса каждой составляла 75 т, высота – 4,53 м, длина – около 75 м.

Уже в 2012 г. Universal Transport произвела не менее грандиозную операцию. Компанией на строительство стадиона в г. Познань (Польша) были доставлены 80 железобетонных балок высотой 4 м, длиной 36 м, шириной 1 м и массой 107 т каждая. В данном случае доставка производилась только на расстояние 5 км, основное расстояние от поставщика до польского города балки ехали по железной дороге, и все же маневрирование с таким грузом по узким улицам старинного города не может не впечатлять.

Наиболее востребованный тип строительных ЖБИ – панели. Они могут быть сплошными, могут иметь проемы либо выступающие части. Для перевозки стеновых и перегородочных панелей используют панелевозы – полуприцепы открытого типа с 1- или 2-осной, иногда 3-осной тележкой. Грузоподъемность (г/п) панелевозов достигает 30 и более тонн, а длина – 20 м. Современный низкорамный полуприцеп-панелевоз оборудован, как правило, усиленной рамой и снабжен подвеской с пневмосистемой. За счет такого устройства панелевоз-низкорамник получает равномерное распределение нагрузки на все оси.

Панелевозы в основном бывают хребтового и кассетного типов. Хребтовый, или шатровый, панелевоз имеет надстройку в виде каркаса трапециевидного поперечного сечения. Конструкция каркаса сварная, из прокатных или гнутых профилей. Панели устанавливаются по бокам конструкции, причем длина стандартной плиты не должна превышать 8 м, а высота – 3,2 м. Крепление панелей осуществляется прижимными планками, винтовыми зажимами или канатами, которые утягиваются ручной лебедкой.

Основной недостаток хребтовой конструкции – высокая чувствительность к несимметричной нагрузке, возможность перевозить только четное количество панелей, причем одной массы. Узкая специализация таких полуприцепов становится причиной частых холостых пробегов. К преимуществам можно отнести небольшую высоту погрузки, всего 700 мм. Низкая высота упрощает и сокращает время на погрузку-разгрузку, но, с другой стороны, также является недостатком, т. к. панели при движении могут загрязняться. В основном такие панелевозы используют на маршрутах до 30 км.

Кассетный панелевоз – это плоская площадка с двумя вертикальными боковыми несущими фермами, связанными поперечинами. Перевозимые панели устанавливаются вертикально и фиксируются специальными разделителями, не дающими им контактировать между собой. После полной загрузки пакет панелей фиксируют боковыми зажимами по всей длине.

Это более универсальные по сравнению с хребтовыми полуприцепы. С их помощью перевозят панели с выступами, а также ЖБИ с габаритами и массой, не превышающими габариты и грузоподъемность грузовой площадки. Они курсируют на расстояния, намного большие, чем 30 км. Главным их недостатком можно считать высоту погрузки, т. к. за счет этого увеличивается время погрузки.

На железобетонные конструкции, транспортируемые автомобилями, во время движения действуют динамические и инерционные нагрузки, которые возникают из-за неровностей опорной поверхности. Возникает перенапряжение материала, и дорогостоящее изделие может дать трещину, могут появиться сколы бетона.

Поэтому для обеспечения лучшей сохранности конструкций при транспортировке оптимальным является способ, при котором панель расположена так, чтобы наибольший поперечный размер был ориентирован вертикально или с небольшим наклоном, не более 12°. Правда это не относится к панелям перекрытий, им боковые нагрузки не страшны, они могут транспортироваться и горизонтально, и вертикально, и наклонно.

И все же вертикальная перевозка панелей предпочтительней, т. к. при наклоне на боковую плоскость конструкции перпендикулярно начинает воздействовать крайне нежелательная сила, которая может привести к появлению трещин в панели. При вертикальной перевозке панели устанавливают так, чтобы вся нижняя плоскость ложилась на платформу панелевоза либо ставилась на подкладки, расположенные через каждые 0,5 м. Вертикальная перевозка хороша еще и тем, что исключается необходимость кантовки конструкций на монтажной площадке при разгрузке.

Наши панелевозы

Крупный отечественный производитель панелевозов – ЧМЗАП (ОАО «Уралавтоприцеп»). Челябинское предприятие выпускает хребтовые и кассетные панелевозы с прямой и ломаной рамой г/п до 25 т. На панелевозах ЧМЗАП можно перевозить грузы высотой до 3300 мм. Длина платформы варьируется от 8 до 9,25 м. Панелевозы ЧМЗАП надежны, маневренны и оборудованы импортными комплектующими.

Надо заметить, что в Челябинске сосредоточен целый куст производственных предприятий, специализирующихся на выпуске панелевозов. Мощное челябинское предприятие «МАС-Прицеп» производит 4 модели хребтовых панелевозов г/п от 16 до 34 т, а также две модели низкорамных панелевозов кассетного типа. Г/п обеих моделей – 27 т, а полезная длина платформы – 9,1 и 10,48 м соответственно.

Кроме того, предприятие выпускает достаточно редкую конструкцию панелевоза наклон-­­­
н­ого типа. Модель предназначена для перевозки в наклонном положении негабаритных панелей высотой 3,6 м и длиной до 7,3 м, г/п модели – 23 т. Особенностью конструкции является то, что наклонная надстройка легко демонтируется и полуприцеп может использоваться как полуприцеп-площадка.

Целую гамму 1- и 2-осных панелевозов хребтового и кассетного типа производит еще одно челябинское предприятие – ООО «АвтоСпецСервис». Для работы в паре с тягачами MAN, МАЗ, КамАЗ, «Урал» предназначены 3 хребтовые модели г/п 16–34 т с пространственной фермой для транспортировки панелей с габаритами до 7,5х3,0 м.

Предприятие выпускает также 2 модели кассетного типа, г/п 16 и 27 т, служащие для перевозки стеновых железобетонных плит, панелей, блоков.

«АвтоСпецСервис» выпускает также модель панелевоза для наклонной перевозки негабаритных панелей. Г/п модели – 16,8 т, но после демонтажа грузовой платформы эта модель может использоваться как обычная грузовая платформа.

Челябинское предприятие ЗАО «СпецМашПрицеп» производит 6 моделей панелевозов. Две модели хребтовых панелевозов с полезными габаритными размерами 7,5х0,65 м имеют г/п 16 и 25 т. Кассетные панелевозы выпускаются 1- и 2-осные, их г/п также составляет 16 и 25 т. Модель панелевоза наклонного типа используется для транспортировки плит массой до 23,2 т и имеющих габариты не более 7,3х2,9 м.

Предприятие из Чебоксар ООО «АСТ-Канаш» несмотря на молодой возраст (ему исполнилось только 10 лет) предлагает широкий выбор прицепной техники. В своих прицепах «АСТ-Канаш» использует оси Gigant (Германия) и ROR (Великобритания), тормозные системы Wabco, опорные устройства Jost, Haakon.

В категории строительных полуприцепов предприятие освоило выпуск четырех моделей панелевозов. Самая легкая модель хребтового панелевоза, снаряженной массой 4,9 т, может перевезти панели массой до 12,8 т, длиной до 7,7 м. Более мощная модель хребтового полуприцепа одновременно транспортирует ЖБИ массой до 22,5 т, размер ее грузовой площадки – 8,07х0,56 м, а погрузочная высота составляет 870 мм.

Предприятие производит 2- и 3-осные кассетные полуприцепы. Наиболее легкая модель, снаряженная масса которой 9,4 т, рассчитана на перевозку 12-метровых панелей высотой до 3 м, общей массой до 24 т. А 3-осный полуприцеп перевозит за один рейс 34 т панелей длиной до 9 м и высотой до 3 м.

Популярный у наших строителей 2-осный грузовой полуприцеп-панелевоз МАЗ-998500 производит Минский автозавод. Полуприцеп имеет максимальную длину 14,2 м, г/п – 31,0 т. Полуприцеп оборудован системой АБС, подвеска рессорная.

Faymonville: полувековой опыт проявляется в разработках

Faymonville, компания с огромным опытом работы, с 1977 г. выпускает полуприцепы Prefamax типа «инлоудер», предназначенные для транспортировки ЖБИ высотой 2–4 м и получившие широкую популярность на мировом рынке. С 2006 г. Faymonville активно поставляет полуприцепы этого типа на российский рынок. В 2006 г. компания провела испытания панелевоза на базе московских ДСК с целью демонстрации российским строителям и перевозчикам преимуществ решений Faymonville. В 2012 г. партия панелевозов Prefamax была поставлена в Ростовскую область.

Концепция полуприцепа инлоудер заключается в следующем. Сам полуприцеп представляет собой П-образную конструкцию в плане со съемным днищем, или поддоном. На снятый и стоящий на земле поддон ставят вертикально и фиксируют ЖБИ, причем не имеет значения, плоскостные или фигурные конструкции. Затем полуприцеп опускают за счет гидравлической подвески, заводят на поддон так, чтобы выступы поддона попали в пазы полуприцепа. Полностью «наехав» на поддон, полуприцеп поднимают, закреп­ляют ЖБИ с помощью специальных гидравлических и механических систем крепления груза, и автопоезд может отправляться в дорогу. Длина грузовой платформы 3-осного полуприцепа Prefamax – 10,2 м, полезная г/п – 33 т. Шасси защищено восемью антикоррозийными слоями, в т. ч. и слоем гальванического напыления. Дорожный просвет в 280 мм позволяет при транспортировке уложиться в разрешенный ПДД габарит по высоте 4 м.

Операцию по снятию-установке поддона водитель может выполнить самостоятельно без помощи грузоподъемных средств. При перевозке, снятии-установки поддона повреждения ЖБИ практически исключены. Если использовать комплект поддонов в местах загрузки и разгрузки, то можно оптимизировать нагрузку на полуприцеп и на грузоподъемные механизмы. Таким образом можно поднять производительность строительных работ и сократить сроки строительства.

Всемирно известные прицепы Flatliner от Langendorf

Немецкая компания Langendorf более 30 лет разрабатывает автотранспортные средства связи заводов ЖБИ со стройплощадками. Известность компании принесла разработка полуприцепа Flatliner в 1979 г. Концепция его постоянно улучшается. Длина полуприцепа – 10,2 м, а допустимая полезная нагрузка  – 33 т. Процесс разгрузки и погрузки максимально упрощен, водитель осуществляет эти процессы быстро и без привлечения дополнительного оборудования.

Последняя разработка Langendorf – полуприцеп Flatliner SBH-I для внутризаводского использования. Новый полуприцеп значительно усилен по сравнению со стандартным. Конструкция имеет независимую 2-осную качающуюся подвеску Langendorf. Благодаря конструктивным преимуществам, в т. ч. низкому центру тяжести, эта версия популярного полуприцепа гарантирует бережную перевозку изделий значительной массы, а также легкость в обслуживании и управлении.

Перспективы очевидны

Китайская компания Broad Sustainable Building (BSB) в 2011 г. за 360 часов «под ключ» построила 30-этажный отель. Конечно, столь высокие темпы строительства стали возможны благодаря тому, что все элементы этой «пятизвездочной» башни были изготовлены заранее на заводе по производству ЖБИ, входящем в BSB. Готовые к сборке железобетонные компоненты составили 93% от общего числа элементов здания.

Инновации – это то, что жизненно необходимо современной строительной индустрии. Всего 10 лет назад ситуация в строительном секторе была совсем иной. А сегодня застройщикам в условиях конкурентной борьбы необходимо оперативно реагировать на требования заказчиков, качественно строить и не забывать, что для привлечения покупателя нужно использовать и свободные планировки, интересные фасады, эркерные элементы, причем предлагать все эти «оригинальности» по доступной цене.

В вопросе формирования цены постройки немаловажную роль играют средства доставки ЖБИ. Надо сказать, несмотря на то, что российские производители преобладают на оте­чественном рынке средств доставки ЖБИ, в этой области производства нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо активней использовать новые технологии, экспериментировать. Этого требует время.

компании по теме статьи
компании по теме статьи