
Академия «полезных» механиков
Посещение Академии SITRAK и тест-драйв автомобилей
Шутка преподавателей Академии SITRAK
Этот современный учебный центр площадью около 900 м2, отвечающий всем требованиям компании SINOTRUK, был открыт в августе 2023 г. Компания SINOTRUK предоставила все агрегаты, компоненты, специальный инструмент, а также грузовые автомобили для практических занятий учащихся. Академия стала задавать стандарты обучения дилерского персонала всем остальным учебным центрам бренда в России.
Учебные классы оборудованы интерактивными стендами (поставлены компанией SINOTRUK), имитирующими работу систем автомобиля. Каждый стенд представляет собой отдельную систему автомобиля. Стенды можно соединять кабелями, чтобы изучать совместную работу систем. В целях обучения преподаватель может со своего планшета активировать какую-нибудь неисправность в системе.
Устройство агрегатов излагается в теории и на практике: в аудиториях в распоряжении учащихся имеются настоящие агрегаты: двигатели, компоненты трансмиссии. Все изменения в конструкции автомобилей, диагностике и т.д. оперативно доводятся до сведения обучающихся на курсах механиков. Учащимся показывают, как правильно применять специнструмент при обслуживании агрегатов.
Автомобили SITRAK лидируют по объемам продаж в России среди всех китайских брендов. К настоящему времени парк грузовиков SITRAK в РФ составляет уже около 70 000 ед. Эту технику следует поддерживать в оптимальном состоянии.

В Академиях SITRAK в России в прошлом году было проведено более 200 курсов обучения для механиков дилерских станций, в том числе по обслуживанию ТС на альтернативном топливе. В планах Академии уже в нынешнем году открыть отдельное направление обучения по газовым автомобилям.
Программа обучения Академии состоит из нескольких уровней. Первые два уровня – базовые сведения. На уровне 3 изучается порядок выполнения капремонта агрегатов автомобиля. Уровень 4 – это курсы диагностики систем и агрегатов автомобиля. Уровень 5 – «специальный», сюда входят курсы обучения «автомобили на природном газе», «автомобили 6х6» и т.п.
О газовых автомобилях
Сейчас в России у дилеров находятся уже более 100 автомобилей на СПГ. Находящиеся в эксплуатации газовые автомобили показывают себя хорошо по всем параметрам.
У SITRAK есть две версии автомобилей: на сжиженном (СПГ) и на сжатом (КПГ) метане. Возможно переоборудование автомобиля на СПГ на работу на КПГ. На сжиженном газе запас хода у автомобиля гораздо больше (1200–1500 км на СПГ и 350–450 км на КПГ, и уровень безопасности выше у авто на СПГ). Сжиженный газ к тому же чище, так как при сжижении все примеси выпадают.
Компанией SINOTRUK для автомобилей, работающих на газе, разработан двигатель МТ13 на базе дизельного. В нем применены не алюминиевые, а стальные поршни, а также изменена конструкция камеры сгорания. Клапаны и седла клапанов ГРМ выполнены из жаростойких сплавов. Поскольку природный газ не воспламеняется от сжатия, в двигателе используется искровая система зажигания.
Уже существует большое количество дилерских станций, готовых обслуживать автомобили на СПГ и КПГ. Все техцентры имеют спецоборудование, специнструмент, персонал прошел обучение в Академии SITRAK.

Грузовой автомобиль SITRAK на СПГ дороже обычного дизельного всего примерно на 2 млн руб. Зато коммерческие газовые автомобили окупаются быстрее дизельных даже несмотря на то, что у газомоторных автомобилей несколько выше затраты на обслуживание. Для автомобилей на КПГ это +5 нормочасов, а на СПГ +6 нормочасов дополнительно при каждом ТО по сравнению с автомобилями на дизтопливе.
Проведенные «Синотрак Рус» испытания показали, что технология КПГ позволяет экономить 14,13 руб./км, а СПГ – 12,59 руб./км. Таким образом, при пробеге грузового автомобиля 180 тыс. км/год экономия составит 2,55 млн руб./год на КПГ и 2,27 млн руб./год на СПГ.
Заметим, что по опыту эксплуатации автомобиля в Академии SITRAK затраты времени на заправку автомобиля на СПГ примерно такие же, как на заправку дизтопливом.
По расчетам, по истечении пяти лет эксплуатации экономия затрат на топливо составляет 12,7 млн руб. (для автомобиля на КПГ) и 11,3 млн руб. (на СПГ). К тому же от компаний «Газпром» и «НОВАТЭК» на покупку газовых автомобилей существуют субсидии.
Чаще всего автомобили на альтернативном топливе используют крупные компании, осуществляющие регулярные перевозки на средние и дальние расстояния.
Основная проблема газомоторных автомобилей в России – слабое развитие инфраструктуры, особенно для СПГ. На сегодняшний день газовых заправок для СПГ в стране всего около 80.

Тест-драйв
Для тест-драйва журналистам предложили три тягача SITRAK. Прежде всего это работающий на сжиженном метане C7H LNG 4x2, оснащенный 16-ступенчатой роботизированной коробкой передач S-AMT. Она создана компанией SINOTRUK в сотрудничестве с компанией WABCO (система управления КП). У этой КП блок управления находится в кабине (в отличие от многих европейских КП, у которых блок управления установлен прямо на КП и подвергается неблагоприятным воздействиям). По опыту эксплуатации в России у S-AMT проблем с электроникой КП пока не было. Газовый двигатель МТ13 развивает мощность 460 л.с. Объем сжиженного газа в баке (в литрах) указывается на панели приборов.
Второй автомобиль – такой же C7H 4x2, но, для сравнения, с дизельным двигателем мощностью 480 л.с. и с крутящим моментом 2300 Н∙м. КП – тоже S-AMT.
И наконец, трехосный C7H MAX 6х2 с таким же дизельным двигателем 480 л.с. КП ZF Traxon роботизированная 12-ступенчатая китайского производства. Во время тест-драйва задняя ось была поднята.
За последнее время автомобили SITRAK подверглись существенным доработкам: улучшена теплоизоляция кабины, в характеристики работы кондиционера и автономного воздушного отопителя внесен ряд изменений. Весь интерьер кабины теперь люксовый (МАХ), с двумя спальными местами. Эргономичные сиденья водителя и пассажира с подогревом, вентиляцией, регулируемые по многим направлениям и по жесткости подвески. Рулевые колонки тоже регулируются по наклону и вылету, имеется система экстренного вызова. Грузовики оснащаются роботизированными КП. Передняя подвеска рессорная, задняя на пневмобаллонах, тормоза всех колес дисковые.

Впечатления от тест-драйва
К поездкам на грузовиках с роботизированной коробкой передач следует привыкнуть: на малых скоростях нужно нажимать на акселератор очень плавно, так как «робот» S-AMT норовит часто переключаться с передачи на передачу и от этого ощущаются подергивания. На трассе, на крейсерской скорости, подергивания прекращаются. ZF Traxon работает более плавно. Динамика разгона очень убедительная, особенно у газового автомобиля.
В целом тест-драйв оставил хорошее впечатление: автомобили SITRAK – это продукт, приближенный к европейскому качеству по уровню оборудования и по ездовым характеристикам.
Академия SITRAK – лучший учебный центр среди всех тренинг-центров китайских производителей в России. В 2024 г. в Академии прошли обучение 760 человек, а за I квартал 2025 г. обучено уже более 200 человек.