Новый Volvo FH16

По мощности нет равных

В. Семёнов

С февраля 2006 года компания Volvo Tracks оснащает тяжелые автомобили серии FH16 новыми дизельными двигателями D16Е мощностью 660 л.с. Флагман шведского концерна вновь стал лидером среди самых мощных грузовиков Европы. О том, какие преимущества дает эксплуатация столь мощных тяжеловозов, и о других изменениях в конструкции известного автомобиля и пойдет речь.

Грузовые автомобили с дизелями мощностью 600 л.с. и выше разрабатывают с целью повысить эффективность перевозок за счет увеличения полной массы автопоезда и средней скорости движения, особенно в условиях пересеченной (гористой) местности. По данным комиссии Евросоюза, объемы автомобильных перевозок в странах, входящих в эту международную организацию, увеличатся к 2010 году по сравнению с 1998 годом на 38%. Можно предположить, что, если не произойдет изменений в эффективности перевозок, на загруженных автотрассах Европы будет на 30…40% грузовых автомобилей больше, чем в конце ХХ века, что негативно скажется на экологической обстановке в странах Старого Света и потребует от транспортных компаний огромных затрат в связи с непрерывным ростом цен на топливо.

В Volvo Tracks считают, что роста числа грузовиков можно избежать, если в Евросоюзе дадут «добро» на использование автопоездов длиной 25,25 м и полной массой до 60,0 т вместо действующих нормативов, по которым длина транспортных единиц ограничена 18,75 м и полная масса – 40,0 т. Замечу, что повышенные параметры давно стали нормой в Швеции и Финляндии, а опыт эксплуатации автопоездов полной массой 60,0 т оказался положительным. На практике два автопоезда длиной 25,25 м перевозят столько же груза, сколько два автопоезда длиной 16,5 м (в составе седельного тягача и полуприцепа), а также один автопоезд длиной 18,75 м, состоящий из бортового грузовика и прицепа.

Исходя из этого расчета парк автомобилей, требуемых для перевозки одинакового объема груза, можно сократить на треть, поскольку работу трех машин будут выполнять два грузовика. К тому же два автопоезда длиной 25,25 м занимают на дороге меньше места, чем три автопоезда длиной 18,75 и 16,5 м плюс безопасное расстояние между ними. Расчеты показывают, что в случае замены трех «коротких» автопоездов двумя «длинными» экономия топлива составит не менее 16%, а значит, сократятся вредные выбросы в атмосферу и снизятся эксплуатационные расходы в расчете на 1 т·км. Таким образом, применение более тяжелых автопоездов повысит эффективность перевозок, снизит загруженность дорог и сократит потребление топлива.

Переход на использование более длинных и грузоподъемных автопоездов подразумевает ужесточение требований к автомобилям. Чтобы перевозки можно было осуществлять быстро, автопоезда должны поддерживать высокий темп движения. Особые требования предъявляют к транспортным средствам, эксплуатируемым в холмистой местности и на горных дорогах. В этом случае требуется не только бо’льшая мощность двигателя, но и эффективнейший моторный тормоз-замедлитель при повышенных требованиях к стандартной тормозной системе. Опыт эксплуатации 60-тонных автопоездов в северных странах Европы выявил еще одну важную особенность перевозок: наличие более мощного двигателя на тягаче облегчает работу водителя и снижает его усталость в рейсе, что способствует безопасности движения и влияет на достижение большей прибыли.

В определенной ситуации повышение средней скорости при доставке грузов может стать единственным условием получения транспортной компанией прибыли. Это подтверждают и слова Андерса Эдина, руководителя отдела стратегии развития продукции компании Volvo Tracks: «Наилучшим примером, несомненно, является деятельность одной французской компании, осуществляющей на тяжелом автопоезде перевозки между городами Ним и Париж в одну смену. Для прохождения этого маршрута на менее мощном автопоезде требуется смена водителя, чтобы не превышалось допустимое время нахождения водителя за рулем, поэтому не сложно определить, насколько экономически выгодны были вложения в тяжелый автопоезд, в составе которого особо мощный седельный тягач».

Компания Volvo Trucks в ответ на повышение интереса к тяжелым 60-тонным автопоездам предложила транспортникам модернизированную версию тягача серии FH16, оснастив его более эффективным моторным тормозом, новым дизелем D16E мощностью 580 или 660 л.с., агрегатированным с усовершенствованной КП I-Shift, дополненной автоматизированной системой управления, а также более комфортабельной кабиной. Старое семейство FH16, дебютировавшее в июне 2003-го, заменено в феврале этого года новым с колесной формулой 6х2, 6х4, 8х2 и 8х4. Новые грузовики легко отличить по иному бамперу, единой, окаймленной хромированной рамкой трапециевидной решетке радиатора вместо двух горизонтальных решеток. Это дизайнерское решение добавило внушительности и солидности тягачу, что лучше соответствует характеру лидера в «гонке мощности», которую ведут европейские производители магистральных грузовиков. Впечатляет и новая надпись в верхней части кабины: «660 FH16», что говорит само за себя.

В сентябре прошлого года кабины автомобилей серий FH и FM модернизировали, теперь они больше отвечают строгим требованиям водителей-«дальнобойщиков» и уже получили их положительные отзывы. Остановимся подробней на основных усовершенствованиях в кабине. Приборная панель с эргономически более совершенным расположением приборов стала удобней. Более четкие дисплеи с повышенной разрешающей способностью меньше утомляют зрение, новое программное и аппаратурное оснащение позволило реализовать расширенные возможности и добавить новые функции. Новое сиденье водителя благодаря более проработанной с точки зрения эргономики конструкции обеспечивает комфортные условия в дальнем рейсе. Конструкторы оснастили его эффективными боковыми опорами, более толстой обивкой и новой подушкой с блочными пружинами. Сиденье с системой вентиляции входит в список дополнительного оборудования.

Кабины обновленных грузовиков Volvo FH16 предлагают в трех исполнениях – «спальное», Globetrotter и Globetrotter XL. В соответствии с пожеланиями водителей большое внимание уделено условиям для ночного отдыха. Увеличена толщина матраса на спальном месте, его оснастили блочными пружинами. Матрас может менять форму в зависимости от положения тела. К матрасу прилагается чехол, который служит его местом хранения.

Дизайнеры полностью пересмотрели цветовое решение интерьера и набор материалов для отделки. Высокую оценку эксплуатационников получило сочетание голубых текстильных тканей с винилом и использование титаново-серого или песочного плюша – материалов, обладающих кроме приятного вида высокими износоустойчивыми и грязеотталкивающими свойствами.

В кабинах грузовиков серии FH увеличено багажное пространство для мелких предметов – очков, карт, документов, авторучки и т. п. Объем багажного ящика над ветровым стеклом значительно больше, в некоторых отделениях для «мелочи» есть подсветка. Новые кабины по сравнению с кабинами старого образца оснащены более совершенными приборами внутреннего освещения, более мощными лампами для чтения.

Чтобы снизить риск самопроизвольного движения автомобиля с места, внедрена система, оповещающая водителя о не включенном ручном тормозе. В качестве «раздражителей» используется мигающий символ на панели приборов и специфический звуковой сигнал. Они срабатывают, если зажигание включено, но стояночный тормоз не задействован или если зажигание включено, но ни одна педаль не нажата, автомобиль неподвижен, а дверь открыта.

С 2003-го по 2006 год на грузовики семейства FH16 устанавливали рядный шестицилиндровый 24-клапанный дизель D16C, развивавший при рабочем объеме 16,1 л мощность 550 или 610 л.с. Для повышения мощности до 580 и 660 л.с. проведена большая конструкторско-исследовательская работа, в результате которой двигателю присвоен индекс D16E. У него новая, единая для всех цилиндров головка блока, верхний распределительный вал, насос-форсунки с электронным управлением, новый турбокомпрессор и промежуточный охладитель наддувочного воздуха. Двигатель работает так тихо, что конструкторы сочли нецелесообразным заключать его в теплоиндукционные шумопоглощающие панели. Привод распредвала дизеля расположен в задней части блока, что еще более снизило шумы от работающего силового агрегата и позволило уменьшить его габаритные размеры.

Конструкторы усилили также коренные подшипники коленвала и благодаря установке системы избирательной каталитической нейтрализации отработавших газов (SCR) обеспечили соответствие нормам по токсичности Еurо 4. Прежде чем выхлопные газы попадут в каталитический нейтрализатор системы SCR, в них с помощью специальной форсунки впрыскивается реагент AdBlue. В каталитическом нейтрализаторе AdBlue вступает в реакцию с оксидами азота, в результате которой значительно снижается их выброс – они превращаются в безвредный азот и водяной пар. Система SCR оптимально подходит для мощных дизелей, так как ее применение не оказывает влияния на системы охлаждения и смазки. У шестицилиндрового рядного дизеля с системой SCR нет ограничений по максимальной мощности.

Благодаря применению нового моторного тормоза VEB+, устанавливаемого на двигатели D16E за дополнительную плату, существенно повышается эффективность торможения автопоезда. Мощность тормоза VEB+ по сравнению с прежним – VEB увеличена на 20% и составила 425 кВт, что позволяет значительно снизить частоту включений ретардера.

Новые двигатели D16E мощностью 580 или 660 л.с. отличаются очень высокими значениями максимального крутящего момента: 2800 и 3100 Н·м соответственно. Важно отметить, что эти значения доступны в широком диапазоне частоты вращения коленвала двигателя, причем 90% величины значений крутящего момента достигается уже через 2 с после начала движения.

Кроме двух типов 14-ступенчатых механических КП с делителем и демультипликатором, с прямой или повышающей высшей передачей на грузовики серии FH16 2006 модельного года устанавливают КП с системой переключения I-Shift второго поколения, адаптированные для работы с новыми дизелями D16E. КП с системой автоматического переключения I-Shift имеет 12 ступеней переднего хода, делитель и демультипликатор с электронным управлением. Преимущество этого агрегата перед гидромеханической трансмиссией заключается в экономии топлива за счет более высокого к.п.д., меньшей цене и более дешевом обслуживании и ремонте. Обновленная КП с системой I-Shift стала легче и компактней предшествующей версии, и работает она тише.

При заказе грузового автомобиля с 660-сильным дизелем КП с системой I-Shift входит в стандартную комплектацию. По словам Ове Викстрема, разработчика трансмиссий компании Volvo Trucks, «I-Shift избавляет водителя примерно от двух тысяч переключений передач в день». Интерес к I-Shift все возрастает, поскольку труд водителя существенно облегчается, а расход топлива грузовика с этой системой меньше, чем с обычной механической КП.
Автомобили серии FH16 снабжают как одинарными, так и сдвоенными ведущими мостами с одно- или двухступенчатыми редукторами. Все мосты снабжены механизмами принудительной блокировки межколесных дифференциалов, улучшающими сцепление колес на скользкой дороге.

Мосты новых грузовиков подвешены к раме на рессорах либо на пневматической подвеске, обеспечивающей лучшую сохранность грузов и продляющей ресурс шасси. Рессорную подвеску применяют на тяжелых строительных грузовиках, причем устанавливают как малолистовые параболические рессоры, так и традиционные многолистовые, лучше приспособленные к особо сложным условиям эксплуатации.

В тормозной системе обновленной серии FH16 использованы дисковые тормозные механизмы всех колес с системой электронного управления распределением тормозных сил EBS, дополненной системой курсовой устойчивости ESP, а также проверенные временем барабанные тормозные механизмы с Z-образными разжимными кулачками, устанавливаемые в основном на модели с рессорной подвеской.

Быстродействующая система электронного распределения тормозных сил EBS, входящая в стандартное оснащение моделей с пневмоподвеской, снабжена современным программным обеспечением, расширяющим возможности стандартной тормозной системы. Например, новейшая функция «Hill Start Aid» («помощь при начале движения в гору») облегчает водителю тяжелогруженого автомобиля начать движение на крутом подъеме.

При начале движения тормоза задействованы до тех пор, пока крутящий момент дизеля не станет достаточным для того, чтобы грузовик начал уверенно идти вперед. Как только этот момент наступит, тормоза автоматически будут отпущены.

Новое поколение грузовиков Volvo FH16 – это серьезный шаг вперед в бесконечном процессе совершенствования конструкций европейских коммерческих автомобилей. На сегодняшний день это самые мощные магистральные грузовики в Европе. В Старом Свете их появление вызвало огромный интерес в связи с расширением применения 60-тонных автопоездов. Взвесив все «за» и «против», европейские транспортные компании не упустят шанс повысить экономическую эффективность перевозок, сделав ставку на более тяжелую и мощную технику.

компании по теме статьи
компании по теме статьи