Обзор новинок магистральных и развозных грузовиков
Из всего многообразия транспортных средств для перевозки коммерческих грузов в среде автомобилей ключевую роль играют магистральные и развозные грузовики. Часто между ними многие не видят больших различий, тем не менее они есть: так, для дальнобойщиков магистральные тягачи это прежде всего «дом на колесах», а для водителей развозных машин это просто «рабочее место». Первые грузовики, более крупные и комфортные, рассчитанные на длительное пребывание внутри двух водителей, предназначены для перемещения больших объемов грузов между странами и городами. Вторые более компактные, не рассчитанные на ночевки в кабине, предназначенные для коротких перевозок по доставке малых партий товаров, в основном в пределах города или для работы в режиме склад–магазин. Каждый год такие автомобили становятся все совершенней. Что же нового из коммерческого транспорта предлагает мировой автопром?
Ежегодно мировые автоконструкторы совершенствуют коммерческий транспорт, изобретая всевозможные новшества и технические решения для грузовиков, которые упрощают работу водителя или экономят топливо за счет применения новых материалов и технологий при создании тягача. Вот и в этом году ряд автомобильных концернов порадовал своими новыми моделями.
Немецкий Daimler AG представил новый Mercedes-Benz Actros – первый в мире серийный магистральный тягач, оснащенный камерами вместо привычных зеркал. Камеры с системой ночного видения установлены на уровне крыши кабины, а картинка с расширением 720х1920 пикселей передается на вертикальные дисплеи с диагональю 15 дюймов, установленные на передних стойках внутри салона, с возможностью изменения ракурса камеры. Интерьер нового грузовика теперь имеет много общего с легковыми моделями Mercedes-Benz – вместо приборной панели и блока управления появились два больших 10-дюймовых монитора, рулевое колесо стало многофункциональным, позволяя водителю управлять оборудованием не отрывая рук от руля.
Тягач получил сразу несколько активных помощников, которые могут работать на любой скорости машины. Active Drive Assist – система полуавтоматического движения, способная тормозить, разгонять автомобиль и управлять им, с помощью датчиков и стереокамер этот помощник, например, удерживает грузовик в полосе или включает круиз-контроль. Active Brake Assist 5 – комбинация радара и системы камер помогает водителю затормозить, когда видит возможность столкновения с движущимся автомобилем или с пешеходом, который переходит дорогу перед транспортным средством. Система Sideguard Assist контролирует ситуацию по бокам грузовика, оберегая от столкновений с велосипедистами. Кроме этого грузовик комплектуется системой стабилизации прицепа, новым стояночным тормозом и системой распознавания дорожных знаков. Расход топлива в новом Actros вновь снижен по сравнению с предыдущими моделями, так, экономия составляет до 3% в городе и до 5% на загородных трассах. Из нововведений, которыми может похвастать грузовик, стоит отметить также наличие модернизированной задней оси, улучшенную аэродинамику и ультрасовременную светодиодную оптику.
Среди развозных новинок концерна выделяется полностью электрический Mercedes-Benz eActros. В конструкции автомобиля с системой электрического привода нашлось место для компонентов от других моделей. Так, в основе машины лежит рама Actros, ведущий мост немного переработанный, ранее применялся на гибридных низкопольных автобусах Mercedes-Benz. Картер моста установлен выше, что увеличило клиренс более чем на 200 мм. Система привода состоит из двух трехфазных асинхронных электрических двигателей с номинальным напряжением 400 В и жидкостным охлаждением. Вырабатываемая мощность каждого равна 125 кВт, а максимальный крутящий момент – 485 Н·м, конвертируемый передаточным числом в 11 000 Н·м от каждого двигателя. Максимально допустимая нагрузка на ось составляет 11,5 т, запас хода до 200 км обеспечивается двумя литий-ионными аккумуляторами с емкостью в 240 кВт.ч. В результате ходовые качества электрического грузовика не уступают характеристикам автомобиля на дизельном топливе при сохранении прочих параметров и грузоподъемности.
Компания Volvo Trucks, отметившая 25-летний юбилей на рынке и выпуск 1 000 000-го грузовика Volvo FH, предложила специальную версию этого седельного тягача – FH 25 Year Special Edition. Грузовик эксклюзивного темно-серого или красного цвета оснащен сверхвысокой спальной кабиной FH Globetrotter XL. Интерьер спецверсии отличается оранжевой отделкой ремней безопасности, ковриков и дверных панелей. Сиденья на пневмоподвеске с интегрированным ремнем безопасности, с электроподогревом и подлокотниками обшиты комбинацией кожи и ткани. Традиционные спальные полки дополнены двумя вместительными вещевыми отсеками объемом 130 л и вещевой полкой на 245 л. В наличии холодильник с морозильной камерой вместимостью 33 л. Тягач с колесной формулой 4х2 получил двигатель мощностью 540 л.с. и высокоэффективную автоматическую коробку передач Volvo I-Shift, а также большое количество систем активной и пассивной безопасности. Так, Stability Assist помогает предотвратить случайное скольжение, а адаптивный круиз-контроль и функция экстренного торможения снижают риск столкновения и опрокидывания. Кроме этого в списке помощников системы контроля полосы движения и помощи при перестроении Lane Keeping Assist. Водителю юбилейной серии также доступна индивидуальная регулировка усилия на рулевом колесе для обеспечения комфортного вождения. Машина будет выпускаться ограниченным тиражом в 2018 и 2019 гг., а заказы на нее принимаются с июня 2018 г.
В качестве развозного грузовика Volvo Trucks выпустил в этом году свой первый серийный электрический грузовик – Volvo FL Electric. Машина полной массой 16 т комплектуется электромотором мощностью 185 кВт с крутящим моментом до 425 Н·м и литий-ионными аккумуляторами емкостью на 300 кВт/ч – этого достаточно для диапазона передвижения до 300 км. Производителем предусмотрена зарядка двух типов: ночная – от переменного тока через сеть 22 кВт, в этом случае до полностью заряженных аккумуляторов должно пройти до 10 ч, или быстрая – от постоянного тока через CCS/ Combo2 до 150 кВт. Тогда время на зарядку сократится до 1–2 ч. Учитывая, что такой автомобиль не выбрасывает в атмосферу выхлопные газы, его можно использовать в природоохранных зонах и даже в крытых терминалах, а низкий уровень шума позволяет работать в ночное время.
С первыми днями лета компания IVECO начала продажи специальной версии IVECO Stralis. Тягач с приставкой Hi-Way – машина, разработанная специально для российских заказчиков с учетом особенностей эксплуатации в нашем регионе, в ней также учтены все пожелания отечественных дальнобойщиков. Так, лонжероны рамы толще стандартных на 1 мм, вместо частенько закисавшего турбокомпрессора Holset с изменяемой геометрией установлен обычный турбокомпрессор. «Российские» тягачи Stralis оснащаются дизельным двигателем Cursor 13 мощностью 480 л.с., в паре с ним работает роботизированная коробка ZF. В максимальной комплектации устанавливается высокая кабина Hi-Way c внутренней высотой почти 2 м и двумя спальными полками.
Премиум-комплектацию отличает бампер, окрашенный в цвет кабины, наличие двух топливных баков вместимостью 1100 л. Большой сенсорный экран с русифицированным меню быстро реагирует на прикосновение пальца. Отдельно стоит выделить заявленный производителем гарантийный пробег на русский Stralis в 450 000 км или 3 года эксплуатации. Кроме этого в планах компании предложить с 2019 г. для российского рынка возможность заказа полностью механической подвески для серии машин Stralis. Ожидается, что максимальная нагрузка на переднюю ось составит 9 т, а в комплектации машины будут дисковые тормоза и измененный задний мост с увеличенным дорожным просветом.
Для доставки грузов в городские центры и с возможностью разгрузки в ночное время компания IVECO предлагает 26-тонный Stralis NP 400 с рефрижераторной надстройкой, который впервые оснащен приводом с газовым двигателем Carrier Supra CNG для холодильной установки. Этот грузовой автомобиль является первым авторефрижератором, на котором вместо отдельных дизельных силовых агрегатов используются современные газовые двигатели. Такое конструктивное решение обеспечивает очень низкие выбросы оксида азота и твердых частиц, а также низкий уровень CO2 и низкий уровень шума, почти в два раза меньший, чем у стандартного дизельного грузовика. Благодаря этому газовый Stralis идеально подойдет для доставки грузов в магазины, расположенные в центре города, с возможностью работы в ночное время. Конструкция автомобиля включает в себя три резервуара для компримированного природного газа, которые гарантируют запас хода в 1000 км.
Новый тягач F-MAX от турецкой компании Ford Trucks получил полностью новую кабину с ровным полом шириной 2500 мм и высотой до потолка 2160 мм. Двигатель Ecotorq при объеме в 12,7 л развивает мощность до 500 л.с., коробка передач автоматическая 12-ступенчатая ZF TraXon. Улучшенная аэродинамика и настроенный силовой агрегат нового тягача в сочетании с технологией E-APU и функцией Eco-roll, автоматически включающей «нейтралку» в КП, а также с круиз-контролем MaxCruise с функцией прогнозирования позволяют снизить расход топлива на 6%, а затраты на техническое обслуживание на 7%. Кроме этого увеличен межсервисный интервал, что в итоге уменьшает общую стоимости владения автомобилем. В комплектации машины революционная технология ConnecTruck, которая обеспечивает удаленное слежение за автомобилем, используя дистанционную диагностику. F-MAX также способен анализировать дорожные условия и может выбрать оптимальную скорость движения на каждом участке пути, за счет чего может уменьшить расход топлива до 4%.
В наличии многочисленные помощники водителя – усовершенствованная система экстренного торможения, система помощи при старте в гору, предупреждение о выезде с полосы движения, устройство ограничения скорости и электронный контроль устойчивости автомобиля. Новый «фордовский» тягач – это продукт пятилетних исследований и обкатки опытных экземпляров в одиннадцати странах на четырех континентах с общим пробегом дорожных испытаний более 5 млн км. Результатом этого кроме действительно хорошего тягача стала награда «Лучший грузовик 2019 года», полученная на выставке коммерческого автотранспорта IAA 2018.
С заделом на будущее Ford Trucks разработал F-Vision – свой первый грузовой концепт. По мнению конструкторов, скоро грузовики перейдут на электрическую тягу, управление автомобилем станет автономным с подключением к Интернету и взаимодействием с другими автомобилями. При создании машин будет использоваться больше облегченных материалов, а выброс углерода станет нулевым. Тягач будущего сможет подстраиваться под потребности людей, находящихся как в кабине, так и на дороге, ну и конечно, перевозить груз, обеспечивая его сохранность, находясь в контакте с пользователями и обмениваясь с ними информацией.
Scania в этом году представила L 320 hybrid – подзаряжаемый гибридный электрический грузовик. И если конкуренты в разработке новых моделей делают ставку на электрические модели, то инженеры Scania предпочитают гибридные машины. Так, новый тягач оснащается рядным 5-цилиндровым двигателем Scania DC09, способным работать как на чистом дизтопливе, так и на биотопливе с добавлением гидрогенизированного рапсового масла, работающим параллельно с электрическим генератором мощностью 130 кВт с крутящим моментом 1050 Н·м. В наличии также имеются и литий-ионные батареи на 7,4 кВт.
Основная идея Scania в том, чтобы грузовик двигался на электроэнергии не постоянно, а делал это только в нужных местах, например в центре города или спальном районе. На основании этого заявленный шведским автогигантом пробег электрического тягача выглядит более реальным, чем у конкурентов, ведь на чистом электричестве гибрид может пройти около 10 км с нулевым выбросом вредных веществ в атмосферу. Гибрид использует Scania Zone – одну из опций системы управления автопарком Scania. Эта функция позволяет связать дорожные требования с определенной географической зоной, въезжая на которую грузовик автоматически начинает соблюдать действующие на ней ограничения.
В сегменте развозных машин Scania также предлагает грузовик с мотором на биоэтаноле. Новая Scania G410 с таким двигателем на базе 13-литрового дизеля развивает крутящий момент 2150 Н·м и соответствует аналогичному дизельному мотору. Воспламенение биоэтанола происходит от сжатия, степень сжатия его была увеличена, также изменилась и система впрыска. Для нейтрализации отработавших газов используется та же система SCR, которую Scania применяет почти во всех своих двигателях стандарта Euro 6. Этанол является наиболее доступным возобновляемым топливом в мире и легко может быть произведен на местном уровне во многих странах. Биоэтанольные двигатели Scania работают на этаноле ED95, который включает в себя 5% улучшителя зажигания и смазочных компонентов. Кроме сокращения выбросов CO2 до 90% мотор, работающий на биоэтаноле, оказывает положительное воздействие на выбросы оксида азота и твердых частиц.