Ресурс ходовой начинается с оператора (ч. 1)

Рекомендации по эксплуатации ходовой части гусеничных машин

Игорь Павлов
Конструкции гусеничной ходовой части со временем совершенствуются, появились системы амортизации толчков и ударов, но принципиально ходовая часть остается неизменной уже около 20 лет. В данной статье содержатся рекомендации, относящиеся к ходовой части всех гусеничных машин, но основное внимание мы уделим бульдозерам, так как в их работе гусеницы участвуют больше, чем у других машин.
 
 
 
 
 

Осмотр и обслуживание

Правильное техническое обслуживание (ТО) увеличивает срок службы подвижных изнашивающихся деталей и узлов ходовой части гусеничной машины. Также предотвращается вибрация машины, смещения и перекосы изношенных деталей, приводящие к повреждению и соседних деталей. Это достаточно дорогие компоненты, и если их не обслуживать должным образом, преждевременная замена обойдется гораздо дороже затрат на обслуживание.

Все детали ходовой части спроектированы так, чтобы их износ шел примерно одинаковым темпом. Если один узел будет изношен или поврежден более других, он будет ускорять общий износ и сокращать срок службы всей конструкции. Если выявить потенциальную неисправность на начальной стадии, можно предотвратить развитие ее в серьезную аварию, которая сильно сократит срок службы узлов ходовой или приведет к незапланированному простою машины.

Чистить и мыть. Рекомендуется чистить, мыть и осматривать ходовую часть перед каждой сменой, а если работать приходится с исключительно липким или абразивным грунтом, например глиной, возможно, чистить придется и посреди смены. При работе на склонах грязь скапливается на узлах, находящихся впереди по направлению движения машины.

Очень помогает удалять грязь современная мойка под давлением. Следует очистить от грязи гусеницы, катки, ведущее колесо и ленивец, иначе в ночное время грязь может замерзнуть (зимой) или засохнуть (летом) и заблокировать ходовую часть машины на следующее утро. Если не удалять грязь и вместе с ней абразивные материалы – песок и мелкие камни, они попадают на рабочие поверхности подвижных деталей и ускоряют их износ. Грязь может заполнить впадины зубьев ведущих колес, засохнет или замерзнет, и натяжение гусениц увеличится. Это может привести к выходу из строя ленивцев и самой цепи. Если траки забиты засохшей глиной или снегом и льдом, шарниры гусеничных звеньев перестают вращаться, и это вызывает ускоренный износ пальцев и втулок траков.

И наконец, очистка позволяет осмотреть узлы и детали, проверить их люфты, степень износа и выявить потерявшиеся детали.

Проводить осмотр. Ежедневный осмотр ходовой части должен проводиться после окончания или перед началом рабочего дня машины. Полный осмотр с проверками рекомендуется выполнять каждые 1000–2000 моточасов. Если машина работает в высокоабразивной среде или подвергается действию сильных ударов, проверять следует чаще.

Убедитесь, что болты крепления узлов и деталей не ослабли и не потеряны, не повреждены и не потеряны зубья ведущего колеса, опорные и поддерживающие катки, направляющие поверхности траков, башмаки, нет ли на деталях ходовой части следов необычного износа.

Очень важно, чтобы рама шасси находилась в правильном центральном положении, без перекоса. Встав перед машиной, посмотрите на гусеничные ленты – не смещены ли какие-либо траки, точно ли отцентрованы гусеничные ленты относительно ведущего колеса, ленивцев и катков. Таким образом можно выявить ослабший гусеничный башмак или сломанный соединительный палец. Встав с боковой стороны машины, проверьте, все ли катки на месте и не перекошены ли они.

Если опорный каток не может вращаться (заклинил), при движении машины гусеничная лента трет по заклинившему катку и «протирает» плоскую площадку на его нижней части. Также изнашиваются и поверхности звеньев гусеничной ленты, со­единительных пальцев и втулок, ведущего колеса и ленивца. Из-за одного заклинившего катка страдают все узлы ходовой части, и срок их службы сокращается.

Проверьте, нет ли подтекания масла из катков, ленивцев и бортовых передач. Часто, когда подтекает масло из подшипников катка или ленивца, капли падают на гусеничную ленту, и их там трудно заметить. Проще выявить подтеки на нижней части уплотнения оси вращающегося узла. В катки и ленивцы можно заправить смазку заново, если узел не успел получить значительного износа, но обычно, если подтекание происходило длительное время, повреждения уже имеют место внутри узла. Поэтому экономически выгоднее заменить изношенный узел целиком.

Проверьте степень износа траков. У траков имеется три зоны износа: на плоскостях – верхней и нижней, на втулке снаружи и на пальце со втулкой изнутри. Толщина гусеничного трака измеряется от башмака до верхней плоскости, которая контактирует с катком. Поверхность трака, контактирующая с катком, подвергается упрочняющей термообработке, но в случае заклинивания катка упрочненная поверхность быстро стирается, и гусеничная цепь теряет прочность. Измерение толщины трака позволяет определить степень такого износа. Результаты измерений необходимо записывать. Допустимые степени износа указываются в «Руководстве по эксплуатации».

Зная размер новой детали и предельно допустимую величину износа, можно быстро определить процент ресурса, который еще остался у детали до полного износа.

Износ наружной поверхности втулки можно определить визуально и на ощупь. Износ возникает в результате контакта с зубьями ведущего колеса. Степень износа на ведущем колесе в общем соответствует степени износа наружных поверхностей втулок траков. Темп этого износа может увеличиться при чрезмерных люфтах в шарнирах траков или чрезмерно высоких скоростях движения. Это можно заметить, осмотрев зубья ведущего колеса и выявив, что они выглядят как верхушки волн и плавно сглажены к задней части все в одном направлении.

Износ внутренних поверхностей втулок можно оценить, измерив расстояние между осями соединительных пальцев траков. Рекомендуется выполнить это измерение в трех местах и подсчитать среднее значение результатов. Затем сравните цифру с допустимыми значениями, указанными в технической документации машины.

Если имеется чрезмерный люфт гусеничных траков, ускоряется износ пальцев и втулок траков и зубьев ведущего колеса. Регулярно проверяйте состояние зубьев ведущего колеса, чтобы убедиться, что зона контакта с втулками расположена правильно.

Необходимо регулярно заменять масло в бортовых передачах и гидромоторах.

Натяжение гусеничной ленты следует проверять ежедневно, а в особо сложных условиях – очищать и регулировать через каждые 4 ч. Оно должно соответствовать условиям работы (на стройплощадке). Если грунт слабый, с жидкой грязью, натяжение гусеничной ленты должно быть слабее, а на твердом каменистом грунте – сильнее. Особое значение имеет регулировка натяжения и центровка гусеничных лент при движении с большими скоростями. Конкретная величина провисания гусеничной ленты зависит от типоразмера и марки экскаватора и указывается в «Руководстве по эксплуатации». При чрезмерном натяжении возрастает износ компонентов. А слишком слабо натянутая лента может сойти с катков при повороте или движении по неровностям.

Замена узлов. Рекомендуется заменять одновременно гусеничные ленты и ведущие колеса. Если заменить один компонент и оставить другой, изношенный компонент значительно ускорит износ нового, контактирующего с ним, и сократит срок его службы.

(Окончание следует)