Бульдозер – оценка перед выбором

Рекомендации по выбору бульдозера

П. Луняшин, горный инженер

Как не прогадать при выборе бульдозера, ведь только десяток ведущих мировых компаний выпускает свыше сотни моделей этой техники?

Автор статьи в течение 25 лет занимался эксплуатацией и ремонтом горного оборудования на Крайнем Севере в Якутии (ГОК «Куларзолото»), при его непосредственном участии в суровых условиях Заполярья были освоены бульдозеры Caterpillar, Komatsu, Dresser, кроме того, он 7 лет работал с подземным самоходным оборудованием и комбайнами.

О выборе бульдозеров именно для этих условий мы будем говорить в первую очередь. Однако рекомендации, приведенные в статье, могут быть полезны и в других случаях подбора бульдозерной техники.

Экономические показатели

Один из важнейших показателей работы бульдозера – часовая производительность, которая зависит от емкости отвала и скорости движения при рабочем и нерабочем ходе. У бульдозеров одной мощности размеры отвалов, как правило, различаются незначительно, но скорости движения могут отличаться намного. В зависимости от типа отвала объем пород, перемещаемых бульдозерами, также может быть существенно разным.

Крайне важен такой показатель, как надежность машины, производным от которой является коэффициент технической готовности. В свою очередь от коэффициента технической готовности зависит годовая производительность (выработка) и выработка за весь период эксплуатации бульдозера. Выработки бульдозеров различных компаний одной мощности в первый год эксплуатации, как правило, различаются незначительно. Но при работе в течение нескольких лет различия становятся весомыми. Скажем, за 8 лет бульдозеры компаний Komatsu и Caterpillar отрабатывают на горных разработках в условиях Крайнего Севера до 30 тыс. моточасов, бульдозеры других компаний – 15–20 тыс. моточасов в связи со значительными простоями в ремонте (на строительных объектах нагрузки на бульдозеры меньше, поэтому там статистика наработок и простоев будет более благоприятной для «других компаний»).

Выбор марки бульдозера зависит и от срока, который он должен отработать. Строительные проекты в отличие от горных разработок могут длиться 1-3 года и, наверное, нет смысла приобретать бульдозеры верхнего ценового диапазона, рассчитанные на десятилетия интенсивной эксплуатации. Говоря о технике нижнего ценового диапазона, нельзя не упомянуть бульдозеры китайских фирм. Ценность китайской техники в ее низкой стоимости. Снижение цены достигается в том числе и за счет более низкого качества материалов, использования устаревших технологий, комплектации агрегатами с более низкими характеристиками. Доводы продавцов, что китайский бульдозер стоит на 50% дешевле европейского, потому что используется дешевая рабочая сила, не совсем верны. Доля затрат на оплату труда в общей стоимости не превышает 20%, все остальное – материалы, комплектующие и т. д. Второй серьезный недостаток китайской техники – отсутствие у производителей вразумительной политики технической поддержки. Проблемы возникают уже на этапе знакомства: даже от самых продвинутых компаний невозможно получить развернутую техническую характеристику бульдозеров. Как следствие – неразбериха в технической документации, сложность подбора или отсутствие запасных частей и т. д. Впрочем, о китайских бульдозерах немало и положительных отзывов, иначе их никто бы не покупал. Следует отметить, что в типоразмерном ряду китайских бульдозеров разных производителей отсутствуют модели мощностью более 350 л.с. (поставки 422-сильного Shantui SD42-3 осуществлялись в единичных экземплярах). Поэтому в основном китайские бульдозеры применяются в строительстве, где нагрузки и, соответственно, тяговые классы бульдозеров ниже, чем в горной промышленности.

При выборе бульдозеров надо обязательно учитывать местонахождение предприятия: если оно расположено вблизи транспортных магистралей и сроки доставки запчастей не измеряются месяцами, иногда можно поступиться в определенной степени технической надежностью. Например, китайский ZD160-3 (Zoomlion) стоит почти в 4 раза дешевле аналогичных по характеристикам Komatsu D65E-12 и Cat D6R3 и вдвое дешевле ЧЕТРА Т11.01. Стоимость ходовой у ZD160-3 почти втрое ниже, чем у западных аналогов. Конечно, и прослужит китайский бульдозер не 10–15 лет, а всего 3–4 года, но в приграничных районах покупка дешевой и менее надежной машины может оказаться оправданной. К тому же небольшие предприятия и артели не имеют средств на приобретение дорогостоящей техники известных производителей.

Компания Caterpillar™ представляет на российском рынке 15 базовых моделей бульдозеров с многочисленными модификациями. Бульдозеры Cat™ отличаются высокой маневренностью на рыхлом грунте и при работе на уклонах. Благодаря оптимальной развесовке машины качество планировки повышается. Устанавливаемая по заказу система позиционирования AccuGrade обеспечивает точное формирование продольного уклона. Опционная cистема Cat™ Product Link позволяет получать на компьютер руководителя в режиме реального времени информацию о местоположении машины, ее состоянии и степени износа отдельных узлов.

Рентабельность машины существенно увеличивается за счет применения передовой ходовой части SystemOne с новой конструкцией соединения траков и поворотных втулок, снижающая затраты на техническое обслуживание и ремонт до 50%. Рамы опорных катков, изготавливаемые в двух исполнениях – удлиненном (XL) и с пониженным давлением на грунт (LGP) – обеспечивают машине высокую устойчивость на любом грунте.

Отвалы, изготовленные из стали Cat DH-2™, устойчивы к образованию трещин и изгибов. Отвалы с регулируемым углом поворота и перекоса (VPAT) позволяют качественно выполнять финишную планировку, засыпку траншей, разравнивание площадок, рытье V-образных канав и проч. Складной отвал (модель D6N) специально сконструирован для соблюдения ограничений по ширине (3 м) при выполнении транспортировки с отвалом. Конструкция отвала предусматривает сложение его левой секции вперед, в транспортное положение.

Бульдозеры Cat™ оснащены многостоечными рыхлителями, благодаря чему отлично разрабатываются даже очень твердые породы.

Срок службы двигателя увеличен за счет применения клапанов из легированной стали высокой твердости. Практически все двигатели могут проходить восстановительный ремонт, что существенно снижает затраты на владение.

Надежность бульдозера определяется его конструкцией и комплектацией. Низкие температуры, при которых приходится эксплуатировать бульдозеры, выдвигают дополнительные требования по надежности конструкций и узлов. И хотя все компании, продающие в России свою технику, предлагают так называемые «северные пакеты» и опции, комплексным подходом к этой проблеме могут похвастаться немногие. К их числу в первую очередь относятся Komatsu, Caterpillar, ЧЕТРА, которые десятки лет эксплуатируются на Крайнем Севере. Разработка техники для регионов с суровыми природными условиями – сложная задача, требующая значительных ресурсов, и далеко не каждая компания обладает ими. Как показал опыт, машина в северном исполнении – это не модернизированная или дооснащенная различными опциями стандартная модель, а полностью самостоятельная разработка. Северные спецификации – это прежде всего особые сорта сталей. Обычная сталь при низких температурах становится хрупкой. У стали и резины разные коэффициенты температурного расширения, из-за этого на морозе уплотнения теряют герметичность и начинают пропускать рабочие жидкости и смазочные материалы. Стандартные резинотехнические изделия, а также изоляция электропроводки теряют эластичность и разрушаются.

С перечисленными выше показателями тесно связана также стоимость владения бульдозерами, которая включает в себя первоначальную стоимость приобретения, стоимость технического обслуживания и ремонтов за период эксплуатации, стоимость быстроизнашивающихся деталей (ходовая, ножи на отвалы, коронки для рыхления пород) и расходных материалов (в т. ч. топлива и масел). Следует также учитывать, что для содержания машин с меньшей технической надежностью потребуются большее количество вспомогательного ремонтного персонала и более высокие затраты на доставку запасных частей. Фактор стоимости владения просчитывается и учитывается покупателями далеко не всегда. О этом говорит тот факт, что у большинства дилеров нет готовых данных по этой теме.

Компания ООО «Промтехкомплектация» (г. Челябинск) является официальным дилером завода Shandong Shantui Construction Machinery Company Co., Ltd (Китай) по продаже спецтехники производства Shantui и запасных частей к ней.

Корпорация Shantui – одна из ведущих компаний в Китае по производству дорожно-строительной техники и самая крупная по производству бульдозеров.

Предприятия Shantui находятся в городе Цзинин провинции Шаньдун. Суммарная площадь производственных и административных помещений завода составляет 675 000 м2, суммарная численность персонала – 5100 специалистов, инженеров и техников. В рейтинге мировых производителей бульдозеров Shantui занимает третье место, пропуская вперед признанных лидеров мирового машиностроения Caterpillar и Komatsu. Достигнуть почетного третьего места ей позволило сочетание высокого качества, серьезной системы менеджмента, объемов производства и конкурентной стоимости.

Основной завод Shantui по производству бульдозеров был образован в январе 1980 г. В этом же году завод совместно с компанией Komatsu усовершенствовал цикл производства и систему менеджмента. По технологии производства бульдозера Komatsu D85-18 был произведен первый бульдозер Shantui TY 220.

Сегодня по своим техническим и эксплуатационным характеристикам бульдозеры Shantui сравнимы с бульдозерами Komatsu, таким образом, покупая бульдозер Shantui, клиент получает дополнительную возможность разумной экономии и при этом технику, которая уже доказала свою надежность, высокое качество и производительность, простоту в обслуживании и экономичность в плане обслуживания и запасных частей. Ежегодный объем производства корпорации Shantui составляет более 12 000 ед. бульдозеров.

В Россию бульдозеры Shantui поставляются с 2001 г., и сегодня уже можно с уверенностью говорить о надежности этой техники, проверенной временем.

Стоимость бульдозеров Shantui вполне конкурентоспособна в сравнении с ценой аналогичных машин отечественных, европейских, американских и японских производителей.

ООО «Промтехкомплектация» осуществляет полный цикл послепродажного обслуживания техники Shantui. На территории РФ созданы мобильные выездные бригады, готовые приехать к клиенту в течение трех рабочих дней для проведения ТО. Склад запасных частей располагает всем необходимым для обеспечения бесперебойной работы машин. Компания обучает операторов клиентов грамотной и эффективной эксплуатации техники, что позволяет увеличить срок ее службы.

Круглосуточно работает служба консультационной поддержки клиентов, и специалисты-профессионалы сервиса смогут оперативно ответить на любой вопрос.

Стоимость владения связана с экономичностью работы, которая не всегда принимается во внимание при выборе бульдозеров. У разных машин с одинаковыми по мощности двигателями могут сильно различаться расходы топлива. Автору в свое время пришлось заниматься контролем расходов топлива в одном из ГОКов, поэтому приведенная ниже статистика абсолютно достоверна. Так, при одинаковых условиях работы и уровне квалификации обслуживающего персонала расход топлива у бульдозеров мощностью 410 л.с. составлял: у Cat D-9H и D-9L в среднем 32–37 кг/ч, а у Komatsu D-355A-3 42–45 кг/ч. Разница в расходе топлива за 10  лет эксплуатации на одну машину – 150–200 т. С развитием новых технологий моторостроения показатели расхода топлива у ведущих мировых компаний сблизились, но при наличии на предприятии парка бульдозеров в несколько десятков единиц следует очень внимательно отнестись к оценке этого показателя. Если говорить об экономии топлива, то имеет смысл обратить внимание на бульдозеры с гидростатическим приводом, их выпускают компании Liebherr и John Deere, ЧЕТРА. Экономия топлива по сравнению с бульдозерами других производителей достигает 18–20%, но пока в мире выпускают бульдозеры с гидростатикой мощностью не более 422 л.с. (Liebherr PR764L).

Следует подчеркнуть, что сравнивать расходы топлива можно только у машин, находящихся в одинаковых условиях и выполняющих одинаковую работу, в противном случае можно очень сильно ошибиться.

Унификация и сервисное обслуживание

Важным фактором при выборе оборудования является унификация оборудования, создание единой линейки одного производителя для удешевления ремонта, поставок запчастей и уменьшения номенклатуры запчастей на складе. Наиболее полный типоразмерный ряд (бульдозеры, автосамосвалы, погрузчики, экскаваторы) предлагают так называемые компании-«фуллайнеры» (от англ. full-line – «полная линейка»). На горных предприятиях чаще всего используют технику 2–4 компаний.

Качество сервисного обслуживания в последние годы приобретает все большее значение из-за снижения качественного состава технических специалистов предприятий. Похвастаться наличием сервисных центров и грамотным персоналом могут очень немногие компании. Лучшими сервисными сетями в России обладают опять же Caterpillar и Komatsu, активно развивает сервисное обслуживание ЧЕТРА, увеличивают свое присутствие польская Dressta и немецкая Liebherr. В части организации сервисного обслуживания большинству производителей проигрывает Челябинский тракторный завод – у него практически нет сервисных центров в России, и это стало одной из серьезных причин ослабления позиций предприятия на рынке горнодобывающих предприятий. Сегодня эту нишу заняли бульдозеры ЧЕТРА и китайские машины, которые по качеству превосходят челябинскую продукцию. К тому же дизель-электрические тракторы (ДЭТ-250, ДЭТ-400) требуют особого подхода. В СССР хватало специалистов по ремонту и обслуживанию таких машин, сегодня они в огромном дефиците.

Однако в некоторых случаях лучше закупать не самое современное, насыщенное электроникой западное оборудование, а то, которое проще в обслуживании, например китайское. Бульдозеры ведущих мировых компаний становятся все сложнее, и обслуживать их могут только специалисты сервисных центров. Это удобно, когда предприятие находится неподалеку от сервисного центра, а когда путь до удаленного участка занимает несколько суток, сложное оборудование приносит немало проблем из-за длительных простоев.

Дилерская поддержка становится с годами все более актуальной. Сегодня все серьезные дилеры по продаже бульдозеров стремятся продвинуться в регионы использования техники, создают расходные склады – без этого многие покупатели не заключают контрактов на покупку оборудования. Конечно, небольшие компании по продаже запчастей не могут обеспечить наличие на своих складах достаточного количества деталей (это в большей степени касается продавцов китайских бульдозеров – на складах даже крупных дилеров сложно найти такие узлы, как бортовые редукторы, которые, кстати, довольно часто выходят из строя), поэтому при организации горных работ в труднодоступных районах предпочтительнее приобретать бульдозеры с гарантированно высоким уровнем снабжения запчастями.

Контракт на сервисное обслуживание – недешевое, но удобное и выгодное в определенных условиях решение. Если рассматривать работу в условиях большой удаленности от сервисных центров, то наилучшим вариантом обслуживания техники будет обучение группы собственных специалистов и получение разрешения от дилера на выполнение ремонтных работ.

Сведения в табличной форме

Чтобы при выборе бульдозера было проще сравнивать предложения по различным маркам, рекомендуется составить таблицу, примерный вид которой приводится ниже. Каждый сможет дополнить ее сведениями, которые сочтет нужными.

Параметр Марка бульдозера
А Б В
Цена бульдозера, руб.
Стоимость запчастей, руб.
комплект ходовой
комплект ножей на отвал
коронка рыхлителя
бортредуктор
радиатор
двигатель
Стоимость ТО, 4000 моточасов, руб.
расходные материалы
работа
стоимость нормо-часа

В современных условиях частной собственности решающую роль в приобретении оборудования играют владельцы предприятий. К сожалению, они зачастую не прислушиваются к мнению специалистов и идут по пути приобретения более бюджетных машин, не изучая всех последствий закупки дешевого, но не всегда качественного оборудования.

Альтернативное мнение

Д. Ефременков, зам. ген. директора ООО «Предприятие СПЕКТР»

На протяжении 17 лет я занимаюсь продажей и сервисным обслуживанием бульдозеров, много лично общаюсь с клиентами, от бульдозериста до гендиректора.

Условно сегментировать рынок бульдозеров по цене можно следующим образом:

премиум-сегмент (Caterpillar, Komatsu) рекомендуется для клиентов, рассчитывающих на долгосрочные программы (до 10 лет) использования техники;

средний сегмент (ЧЕТРА, Liebherr, John Deere, Stalowa Wola и др.) подойдет тем, кто вырос из экономсегмента и может себе позволить более высокие расходы на моточас работы, а также для долгосрочных программ эксплуатации (до 10 лет) со средними нагрузками;

экономсегмент (ЧТЗ, Shantui, HBXG и др.) – самый массовый, «рабочие лошадки» строителей, программы эксплуатации краткосрочные до трех лет и среднесрочные до 7–8 лет.

Также в целях анализа при выборе бульдозеров можно классифицировать их:

по тяговым классам, от 10 до 35 класса; в 30–35 тяговых классах до 60% рынка занимают премиум-бренды, в 10–15 классах до 80% рынка это экономкласс, средний класс распространен незначительно;

по применяемой трансмиссии: механическая, гидромеханическая (ГМТ), гидростатическая ГСТ), дизель-электрическая;

по экологическому классу двигателя (поскольку для российских условий важно, какого качества топливо сможет потреблять бульдозер, это важнее для клиентов, чем расход топлива); на объектах, особенно небольших, порой для бульдозеров используется низкокачественное топливо; китайские бульдозеры применяют двигатели экологического класса Stage II/ Tier 2, намного менее чувствительные к качеству топлива, чем техника дорогих брендов с двигателями высоких экологических классов, и вполне переваривают отечественную солярку класса Euro 0, поскольку оснащены обычными ТНВД и форсунками, стоящими в десятки раз дешевле, чем современные насос-форсунки известных брендов; если специальные мероприятия для очистки топлива (например, двойной отстой, фильтрация) не предусматриваются, при выборе техники следует учитывать, какого качества топливо она способна «переваривать»;

по типу бортового редуктора (бортовые редукторы с прямозубыми двойными шестернями и планетарного типа): это важный параметр, определяющий передаточное отношение, а значит, и тяговое усилие на низких оборотах;

по массе бульдозера. Масса бульдозера напрямую связана с тяговым классом и производительностью бульдозера, но этот параметр наиболее важен при рыхлении грунтов. Чем выше твердость грунтов или глубина промерзания грунта, тем большей массой должен обладать бульдозер, чтобы производить предварительное рыхление грунта. Например, бульдозеры 10-го тягового класса справляются с грунтами до IV категории твердости включительно. В регионах с круглогодичным промерзанием грунтов целесообразно для рыхления использовать бульдозеры 25-го класса и выше.

При выборе бульдозера важна совокупность параметров: цена, производительность, ресурс, надежность, стоимость комплектующих, расход топлива, из которых наиважнейший параметр – срок окупаемости. Как правило, окупаемость китайского бульдозера 10-го тягового класса типа HBXG TY165-2 составляет 12 месяцев (при актуальной на май 2013 г. стоимости аренды 14 500 руб. за 8-часовую смену в Москве и Подмосковье), окупаемость аналогичного по производительности бульдозера Komatsu D65 составит как минимум втрое больший срок. Более дешевая техника окупается и приносит прибыль быстрее, при этом потребительские свойства, такие как выработка ресурса отдельных комплектующих, начинают проявляться только после 3–6 лет эксплуатации, то есть когда китайский бульдозер окупился минимум 3 раза.

Что касается тяжелых условий эксплуатации, то большинство компаний, использующих бульдозеры, работают не на Севере, а в средней полосе, где условия работы не экстремальные. Клиенты давно проголосовали рублем за «бюджетные» марки: статистика показывает рост продаж китайских бульдозеров в России (41% рынка в 2012 г.). На рынке бульдозеров отмечается тенденция расширения экономсегмента и его экспансия в тяговый класс выше 15-го. В последние три года даже в ХМАО и ЯНАО китайские бульдозеры 10–25 тяговых классов занимают долю до 35–42%.

Я не согласен с мнением об отсутствии запчастей для «бюджетной» техники. У ряда дилеров «бюджетных» марок на складах имеются в наличии не только комплектующие для бортредукторов, но и ГТР и КП, отдельными запчастями и в сборе склады комплектуются по потребности заказчиков в соответствии со статистикой обращений.

В 2007 г. мы проводили исследование российского рынка по бульдозерам китайских производителей. Первым является бренд Shantui. В этих бульдозерах используется та же конструктивная платформа, что и у Zoomlion и PengPu (серии бульдозеров TY160, TY230, TY320 соответствующих размерностей, близких по основным характеристикам к бульдозерам типа D65, D85, D155). Каждый из производителей называет их на свой лад – SD16, PD160, ZD160, фактически это одна и та же конструктивная платформа TY160 с косметическими различиями и отличающимся качеством. К той же китайской серии бульдозеров можно отнести производство в Санкт-Петербурге малоизвестного бренда PowerPlus, который является ничем иным, как сборкой бульдозеров PengPu.

HBXG (бренд Shehwa) – второй по рейтингу продаж в РФ в 2012 г. Завод HBXG имеет собственное конструкторское бюро, разработавшее более современную оригинальную линейку бульдозеров TY165-2, SD7, SD8B, SD9, близких по основным характеристикам к бульдозерам типа D6H, D7, D8R, D9).

Итак, я привел достаточно аргументов, подтверждающих мою мысль: дорогая техника не всегда идеальный выбор. О технике экономсегмента есть удачное высказывание: «Я не занимаюсь поддержкой отечественного производителя, я занимаюсь поддержкой отечественного потребителя».

От себя добавлю: средства производства, каковым является бульдозер, должны быть максимально дешевыми и надежными.

компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи