Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology

В. Чехута

Не стоит объяснять людям, связанным с транспортным бизнесом, чем хорош доработанный грузовой автомобиль, расходующий на 15% меньше дизтоплива, чем аналогичные автомобили, но без доработки. Ключевым здесь видится слово «доработанный», так как именно благодаря этим самым доработкам или, если хотите, модернизациям происходит столь заметное снижение эксплуатационных затрат.

Суть идеи, которую выдвинула британская компания GSPK Multifuel Technology (Йоркшир), заключается в применении на грузовом автомобиле системы смешивания дизтоплива и сжиженного газа. В качестве газа здесь обычно используется пропан или бутан или смесь пропана и бутана с октановым числом 90...110. Одним из главных достоинств газа является его более низкая стоимость по сравнению с дизтопливом, поэтому, смешивая его в небольших количествах с соляркой, экономятся деньги, а процесс сжигания в цилиндрах двигателя не ухудшается – наоборот, даже улучшается за счет более полного сгорания всего топлива.

Работает система так. Цифровой процессор установленного дополнительного газового оборудования постоянно измеряет частоту вращения коленчатого вала двигателя и его нагрузку, после чего производится точный расчет количества подаваемого газа. Далее по команде процессора газовый клапан открывается и газ, смешиваясь с воздухом, под давлением поступает в цилиндры двигателя, где воздушно-газовая смесь сжимается вместе с дизтопливом и сгорает. Поскольку процесс горения топливного коктейля происходит более полно, чем в обычном дизельном двигателе, мощность этого двигателя возрастает, а в это же время бортовая электроника силового агрегата производит собственный перерасчет подачи дизтоплива в меньшую сторону. В итоге общее количество потребляемого горючего (дизель+газ) немного повышается, но так как часть дизтоплива была замещена более дешевым газом, получается снижение затрат на все топливо.

Перевозчики, которые уже установили GSPK-систему, отмечают, что их эксплуатационные расходы сократились примерно на 10...20%. Этот разброс зависит от типа грузового автомобиля, особенностей маршрута и погодных условий. Что касается независимых испытаний, проведенных на тестовых треках, специалисты определили, что грузовик, оснащенный системой сжигания «дизель/газ», израсходовал на 14,5% меньше солярки, чем чисто дизельный аналог автомобиля.

Испытатели отметили также заметное улучшение рабочих характеристик силовой установки в целом. Так, водитель заметно реже переключал передачи и чаще пользовался передачами с более высокими передаточными числами. Кроме этого позитивным моментом «комбинированного» грузовика стала отличная тяговая динамика, особенно заметная на подъемах и обгонах. В то же время тщательный анализ двигателя показал, что не произошло существенного увеличения температуры выхлопа на всех режимах движения, наоборот, в 90% измеренных случаев нагрев отработавших газов даже был ниже. Тем самым было доказано, что дизель-газовая смесь не причиняет вреда автомобилю. И что еще более важно – не было зафиксировано серьезного изменения максимальной мощности двигателя и вращающего момента. То есть и двигатель, и трансмиссия модернизированного грузовика работали с нормальными параметрами, не превышающими расчетных.

Разобравшись с технической стороной, предлагаю оценить выгоду, которая зависит от различных причин. Современные грузовики при всей их схожести тем не менее различаются, у каждой машины свои, индивидуальные показатели. К тому же, как отмечают английские специалисты, комбинированная топливная система приносит более ощутимую выгоду владельцам транспортных средств, занятым перевозками тяжелых грузов на длинные расстояния и по хорошим дорогам. Сезонность работы тоже оказывает существенное влияние. Экономия топлива выше летом по сравнению с зимой, поскольку зимнее дизтопливо, используемое с октября по март, не выделяет столько же энергии при сгорании, как летняя солярка. Ну и, конечно, погодные условия: встречный сильный ветер или снег, естественно, не являются оптимальными условиями для эффективных перевозок.

Отметим, что кроме финансовых выгод комбинированная топливная система имеет и другие преимущества. В частности, выхлоп. Если сравнить литр газа с литром дизельного топлива, мы видим, что газ содержит углерод, и, таким образом, при сгорании дизель-газового коктейля количество выделившегося в атмосферу CO2 будет значительно ниже, чем при сгорании такого же количества дизтоплива. Не стоит забывать и о более низком содержании серы в смешанном топливе и снижении оксидов азота и макрочастиц в выхлопе.

Теперь о безопасности. В целом система очень надежна. Датчики дополнительного оборудования считывают множество параметров двигателя, тип детонации и температуру охлаждения, а также газовое давление системы. Если обнаружатся какие-нибудь неполадки, блок управления сразу перекроет клапан подачи газа в двигатель. Если в пути закончится газ, то ничего страшного не произойдет – грузовик продолжит движение на солярке до ближайшей бензозаправочной станции. Конечно, при такой работе об экономии денег говорить не приходится.

Процедура установки дополнительного газового оборудования довольно проста. Прежде всего электронику, управляющую этой системой, монтируют в кабине. Клапан, регулирующий газовый поток, и испаритель, в котором сжиженный газ переходит в парообразное состояние, устанавливают в моторном отсеке, а резервуары с газом закрепляют на шасси. Обычно на грузовике размещают несколько баллонов вместимостью 100 или 200 л, но это зависит от свободного пространства на автомобиле. Дополнительная газовая установка замечательна тем, что при ее агрегатировании с заводской топливной системой двигателя изменения в конструкции автомобиля минимальны.

Подводя итог, скажу, что дизель-газовая система является безопасным, экономически эффективным решением для снижения эксплуатационных затрат на топливо при коммерческих перевозках.