Фронтальные погрузчики

Леонид Малютин
Второй по объему сегмент строительной техники – колесных фронтальных погрузчиков (далее – погрузчиков) активно растет. В 2009 г. рынок сократился на порядок, отечественные заводы боролись за выживание, а импорт приобрел исключительный, единичный характер. В 2010 г. строительство оживилось. На стройки вернулись гастарбайтеры и башенные краны. Соответственно подтянулось и строительное машиностроение. Отечественные заводы увеличили выпуск примерно на 60%, в несколько раз вырос импорт. В текущем году рост продолжается, причем такими темпами, что заводы рапортуют о выходе на докризисные объемы и нехватке мощностей. Наибольшим спросом, как всегда, пользуются погрузчики грузоподъемностью 3...4 т.
Одноковшовый погрузчик «Амкодор-342В»
Грузовые вилы, бульдозерный отвал и подметальная щетка для погрузчиков «Амкодор»
Сменные ковши для погрузчиков «Амкодор»
Универсальный погрузчик «Амкодор-352С» с механизмом быстрой смены и  безблочной крановой стрелой
Универсальный погрузчик «Амкодор-330СЕ»
Универсальный погрузчик «Амкодор-320СЕ»
Погрузчик ПК-27 завода «Орёл-Погрузчик»
Погрузчик РК-40 орловского завода «Дормаш»
Погрузчик В130 завода ЧСДМ
Погрузчик РК-33 орловского завода «Дормаш»
Погрузчик В140.1 завода ЧСДМ
Погрузчик ПК-30 завода «ЧТЗ-Уралтрак»
Погрузчик В150 завода ЧСДМ
Погрузчик ПК-46 завода «ЧТЗ-Уралтрак»
Погрузчик ПК-90 завода «ЧТЗ-Уралтрак»
Погрузчик ПК-65 завода «ЧТЗ-Уралтрак»
Погрузчик Lonking LK856D
Погрузчик К-3080 Петербургского тракторного завода
Погрузчик К-3060 Петербургского тракторного завода
Погрузчик «Четра» ПК-40
Погрузчик «Четра» ПК-60

Лидер российского рынка погрузчиков, белорусский «Амкодор», занимающий около 40% рынка России (с учетом российского производства и импорта новых и бывших в эксплуатации погрузчиков), сдавать позиции не намерен, несмотря на экономические сложности в республике. В 2010 г. завод выпустил 1663 погрузчика, в первом полугодии этого года темп роста производства составил 170%. Россия – крупнейший внешний рынок для белорусского завода, и вполне логично открытие лицензионного производства техники и оборудования «Амкодор» в Брянске.

«Амкодор» берет не только доступной ценой, но развитой дилерской и сервисной сетью. Цены и ремонтопригодность определяются агрегатной базой преимущественно белорусского и российского производства. Завод также выпускает погрузчики с двигателями Cummins, агрегатами Dana, Carraro, ZF, Sauer-Danfoss и др., но общий удельный вес импортной составляющей в себестоимости продукции менее 5%, т. е. в общей массе число погрузчиков с импортными комплектующими невелико.

Завод выпускает погрузчики шести типоразмеров – грузоподъемностью (г/п) 2500, 3400, 4000, 5000, 6000 и 7000 кг. Основу модельного ряда составляют погрузчики с непосредственным пальцевым соединением ковша и стрелы – одноковшовые по классификации завода «Амкодор». Как правило, ковш, купленный в составе погрузчика, не снимается и не меняется в течение всего срока эксплуатации. Линейку одноковшовых погрузчиков составляют 7 базовых моделей плюс их модификации. Рабочее оборудование состоит из традиционной двухбалочной стрелы и Z-образного механизма запрокидывания ковша, обеспечивающего максимальное усилие отрыва.

Открывает линейку модель 325 г/п 2500 кг и массой 8700...9000 кг в зависимости от модификации, с двигателем Д-245 мощностью 73,5 кВт. Погрузчик поставляют с основным ковшом вместимостью 1,4 м3. Под заказ доступен двухчелюстной ковш вместимостью 1,2 куб.м. У моделей 332 и 333, выполняемых в нескольких модификациях, есть некоторые конструктивные отличия, в частности, в трансмиссии и тормозной системе, и практически одинаковые характеристики – г/п 3400 кг, вырывное усилие 10 500 кг, масса 10 500 т. Различается статическая опрокидывающая нагрузка при повороте полурам на 40°. У модели 332 это 6800 кг, у модели 333 – 7000 кг. Погрузчики оснащают двигателями А-01МКС мощностью 95 кВт, Д-260.2 мощностью 90,4 кВт, Д-442МСИ мощностью 95 кВт. В базовую комплектацию входит основной ковш вместимостью 1,9 м3. Широкий выбор альтернативных вариантов – ковши вместимостью 1,5; 2,3 и 3 м3, крановая безблочная стрела, челюстной захват, бульдозерный отвал, поворотный отвал для снега, грузовые вилы, стогометатель, лаповый захват, погрузочное оборудование с удлиненной стрелой.

Модель 342В/ 343В г/п 4000 кг и массой 12 170...12 000 кг оснащают двигателями А-01МКС мощностью 95 кВт и Д-260.1 мощностью 109 кВт. Вместимость основного ковша – 2,3 м3. Выбор сменных рабочих органов аналогичен моделям 332 и 333. Модель 352 г/п 5000 кг и массой 13 500 кг поставляют с основным ковшом вместимостью 2,6 м3. По заказу устанавливают челюстной захват. В комплектацию входят двигатель Д-260.9 мощностью 132 кВт, 4-ступенчатая гидромеханическая коробка передач, многодисковые маслопогружные тормоза с гидравлическим приводом.

Модель 361 г/п 6000 кг и массой 20 500 кг оснащают ярославским дизелем ЯМЗ-238М2 мощностью 173 кВт, гидромеханической трансмиссией и маслопогружными многодисковыми тормозами. Этот мощный погрузчик предназначен для работы с основным ковшом вместимостью 3,4 м3.

На «старший» погрузчик «Амкодор-371» массой 21 350...21 750 кг устанавливают дизель Cummins 6CTA 8.3-260 мощностью 194 кВт, мосты и ГМП ZF, гидрооборудование фирм Hydrocontrol, Danfoss, Sofima. Рабочее оборудование включает основной ковш вместимостью 3,8 м3, в этом случае грузоподъемность погрузчика составит 7000 кг, либо вместимостью 3,4 м3, тогда грузоподъемность составляет 6000 кг.

На базе фронтальных одноковшовых погрузчиков «Амкодор» сформировал линейку универсальных погрузчиков, которые позиционируются отдельно как многофункциональные машины. От базовых моделей их отличает механизм быстрой смены навесного оборудования. Механизм быстрой смены – не самая простая конструктивная задача. Вставка между оголовком стрелы и навеской снижает полезную грузоподъемность погрузчика не только за счет собственной массы, но и за счет того, что навеска отдаляется от погрузчика, увеличивается плечо. Механизм быстрой смены должен быть по возможности легким и плоским и при этом иметь запас прочности, чтобы выдерживать кратковременные, но значительные перегрузки.

В линейку универсальных погрузчиков входят модели и модификации «Амкодор-332С» г/п 3400 кг, «Амкодор-342С» г/п 4000 кг и «Амкодор-352С» г/п 4700 кг, построенные на базе одноковшовых погрузчиков и различающихся механизмом быстрой смены. Гидравлический механизм быстрой смены позволяет менять пассивные, механические навесные орудия за 1...2 мин без выхода оператора из кабины. При установке активных, гидромеханических навесок оператору необходимо покинуть кабину, чтобы подсоединить быстроразъемные муфты. Шлейф сменного навесного оборудования включает ковши с зубьями вместимостью 1,9 и 2,3 м3, ковш с прямой режущей кромкой вместимостью 2,9 м3, двухчелюстные ковши вместимостью 1,6 и 1,9 м3, 4-кубовый ковш с увеличенной высотой выгрузки, лаповый захват, челюстные захваты, безблочную крановую стрелу, бульдозерный и поворотный отвалы, подметальную щетку, грузовые вилы. Для аграрного сектора предлагают стогометатель, вилы для погрузки соломы и сена, решетчатый ковш для погрузки корнеплодов вместимостью 3 м3.

В линейке универсальных погрузчиков отдельно стоит модель «Амкодор-320», созданная именно как универсальное, многофункциональное шасси. От погрузчиков предыдущего поколения модель 320 отличается не только дизайном, но и гидрообъемной трансмиссией, построенной на гидроаппаратуре Sauer-Danfoss. При массе 6300 кг грузоподъемность погрузчика составляет 2000 кг. Он укомплектован двигателем Д-245 мощностью 62 кВт. В качестве основного завод предлагает ковш с прямой режущей кромкой вместимостью 1,1 м3, дополнительно к нему – зерновой ковш увеличенной вместимости 1,9 м3, грузовые вилы разных конфигураций, захват для рулонов. На выставке «СТТ-2011» погрузчик фигурировал под маркировкой «Амкодор-320СЕ». Рядом с ним завод выставил опытный образец «Амкодор-330СЕ», премьера которого прошла незаметно на фоне экономических проблем. Этот погрузчик выполнен в том же дизайне, что и 320СЕ, но с гидромеханической трансмиссией. Он крупнее: грузоподъемность – 3000 кг, масса – (8400±200) кг, вместимость основного ковша – не менее 1,65 м3. Таким образом, завод продолжает разработку моделей, отвечающих современным требованиям к техническому уровню, дизайну и эргономике.

Из отечественных заводов лидирует челябинский ЧСДМ, входящий в Группу ГАЗ. В 2010 г. завод выпустил 175 погрузчиков. Несколько лет назад завод начал разработку погрузчиков нового поколения усовершенствованной, облегченной конструкции с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками. Последние модели также отличаются агрегатной базой – завод начал использовать китайские комплектующие, и в этом не видится ничего зазорного. Китайцы поднаторели в производстве погрузчиков, и из множества заводов Поднебесной можно выбрать поставщика, подходящего по техническому уровню и качеству. Для погрузчиков нового поколения доступен механизм быстрой смены навесного оборудования.

На «СТТ-2011» завод ЧСДМ представил новую модель В130 г/п 3 т, массой 10 500 кг с ковшом вместимостью 1,8 м3, разработанную специально для коммунального хозяйства. На погрузчик установлены двигатель WeiChai мощностью 92 кВт и ГМП Gidromechanical.

Следующий в модельном ряду погрузчик В140.1 представили в начале 2010 г. Погрузчик при грузоподъемности 4000 кг весит 13 000 кг и легче своего предшественника В-140 на 1500 кг. У него иная конструкция рамы и в тех местах, где толстый металл не нужен, применен тонкий. Вместимость ковша уменьшена до 2,3 м3. Изменен дизайн капота и оперения для удобного доступа в моторный отсек, установлена кабина более-менее современного дизайна. Погрузчик укомплектован узлами и агрегатами как отечественными, так и импортными, при этом дорогих европейских или японских изделий нет. Двигатель ЯМЗ-236М2 мощностью 132 кВт соединен с ГМП 4WG180, собранной в Китае по лицензии ZF. Использованы мосты и резина китайского производства. Модификация В145 тяжелее – 14 500 кг при грузоподъемности 4500 кг и ковше вместимостью 2,5 м3. Агрегаты у него те же самые.

Вторая новинка 2011 г. – погрузчик В150 г/п 5 т и массой 15 500 кг с ковшом вместимостью 3 м3. У погрузчика высокий уровень унификации по всем компонентам конструкции с фронтальным погрузчиком серии В140, в том числе по двигателю и ГМП.

Погрузчик В160М представлен в августе 2010 г. в числе первых моделей нового поколения с усовершенствованной кинематикой рабочего оборудования, унифицированной кабиной с панорамным остеклением и джойстиковым управлением. Прогрузчик г/п 6200 кг и массой 19 000 кг с ковшом вместимостью 3,4 м3 оснащен двигателем ЯМЗ-236М2 мощностью 176 кВт, ГМП 4WG180, мостами ZL-60.

Погрузчик В-175 представлен в 2008 г. Эта машина массой 24 000 кг и г/п 7400 кг оснащена ковшом вместимостью 4,2 м3, двигателем ЯМЗ-238БЕ2 мощностью 220 кВт, ГМП ZF 4WG-260. Самая тяжелая модель В-190 представлена еще раньше – в 2007 г. Целью разработки этой модели было создание конкурентоспособного тяжелого погрузчика с улучшенной кинематикой рабочего оборудования. Погрузчик массой 28 000 кг и грузоподъемностью 9000 кг оснащен двигателем ЯМЗ-238Д-2 мощностью 243 кВт, ГМП ZF 4WG-260, ковшом вместимостью 5,1 м3.

Второй в России по объемам производства завод «Орёл-Погрузчик» выпускает погрузчики в наиболее востребованном в коммунальном хозяйстве диапазоне грузоподъемности 2,5...4 т. За последние годы завод продвинулся в модернизации модельного ряда, улучшении его технических и потребительских характеристик. Линейку открывает модель ПК-27 г/п 2700 кг, работающая с ковшами вместимостью 1,35...1,5 м3 в модификациях ПК-27-03-00 и ПК-27-03-01, которые несколько различаются габаритными размерами и массой – 8450 и 9000 кг. На них устанавливают двигатель Д-245 мощностью 74 кВт и ГМП У.35.615.

Модель ПК-33 выпускают в двух модификациях – ПК-33-01-00 г/п 3500 кг и массой 10 100 кг с двигателем Д-260.2 мощностью 95 кг и ПК-33-02-00 г/п 3300 кг и массой 9720 кг с двигателем Д-242S2 Tier 2 мощностью 90 кВт. Обе модификации оснащают ковшом вместимостью 1,8 м3 и ГМП У.35.615.

Модификация ПК-33.01.К по дизайну и комплектации ближе к модельному ряду завода «Дормаш». Этот погрузчик г/п 3300 кг с ковшом вместимостью 1,8 м3 и массой 8500 кг оснащен двигателем Cummins 4BT-3.9-C100 мощностью 74 кВт, ГМП и мостами Dana.

«Старшая» модель ПК-40 выпускается в двух модификациях. Грузоподъемность обеих модификаций – 4000 кг, основные ковши вместимостью 2,2 м3, двигатель Д-260.1 мощностью 109 кВт, ГМП У.35.615. Модификации ПК-40-02-00 и ПК-40-02-01 различаются длиной стрелы и массой – 11 100 и 11 780 кг.

Помимо основного ковша можно использовать сельскохозяйственные и грузовые вилы, бульдозерный и грейдерный отвалы, роторный снегоочиститель, вилы с захватом, челюстной захват, двухчелюстной ковш. Аналогичный набор навесок предусмотрен для механизма быстрой смены. Доступна комплектация с рабочим оборудованием с увеличенной высотой разгрузки.

Погрузчики дружественного орловского завода «Дормаш», входящего с предприятием «Орёл-Погрузчик» в один холдинг, отличаются более стильным дизайном и комплектацией. Линейку из трех моделей погрузчиков комплектуют двигателями Cummins, мостами и ГМП Dana. Модель РК-27 г/п 2700 кг с ковшом вместимостью 1,4 м3 и массой 8450 кг оснащена двигателем мощностью 74 кВт. На РК-33 г/п 3500 кг с ковшом вместимостью 1,8 м3 и массой 10 200 кг установлен двигатель мощностью 92 кВт. «Старшая» модель РК-40 г/п 4000 кг с ковшом на 2,2 м3 и массой 11 400 кг оснащена двигателем Cummins мощностью 100 кВт и немецкими ГМП и мостами фирмы ZF. По желанию заказчика погрузчик может быть укомплектован различными сменными рабочими органами как с пальцевым соединением, так и через механизм быстрой смены.

«ЧТЗ-Уралтрак» совсем недавно вошел в рынок погрузчиков – в 2007 г., но уже успел на нем закрепиться. В 2010 г. завод выпустил 44 погрузчика. Первые модели ПК-30 и ПК-40, представленные на «СТТ-2007», привлекали внимание дизайном со скошенным капотом моторного отсека и панорамным остеклением кабины. На ПК-30 установили двигатель Д-245 Минского моторного завода мощностью 90 кВт, ГМП ZF 4WG-130, взаимозаменяемые мосты ZF MT-L3065. Масса погрузчика – 10 700 кг, г/п – 3000 кг, вместимость ковша – 1,6 м3. Погрузчик ПК-46 получил двигатель ЯМЗ-236М2-4 мощностью 132 кВт, ГМП ZF 4WG-160, взаимозаменяемые мосты ОДМ.73.001-6 белорусского производства либо мосты ZF – передний MT-L3085 и задний VN-L3075. Масса погрузчика – 14 000 кг, г/п – 4600 кг, вместимость основного ковша – 2,4 м3.

В 2008 г. завод представил третью модель погрузчика ПК-65 массой 19 000 кг, г/п 6500 кг, вместимость основного ковша – 3,6 м3. Силовой агрегат – ЯМЗ-238М2-21 мощностью 176 кВт, гидромеханическая КП ZF 4WG-210, передний мост ZF MT-L3105, задний – ZF  MT-L3095.

На «СТТ-2011» завод представил «старшую» модель ПК-90 г/п 9000 кг и массой 27 600 кг с ковшом вместимостью 5 м3, выполненном в том же стилистическом ключе. В комплектацию входят двигатель ЯМЗ-238ДЕ2-30 мощностью 242 кВт, ГМП ZF 4WG-260 немецкого производства. Ковш глубокого заполнения, автоматический возврат ковша после разгрузки в положение набора грунта, высокие рабочие скорости и короткий рабочий цикл обеспечивают погрузчику высокую производительность и экономичность.

Петербургский тракторный завод до настоящего времени использует в качестве базовой машины для погрузчиков промышленный трактор «Кировец». От трактора используются полурама с двигателем и кабиной, задняя полурама специальная погрузочная. Современная модель К-702МА-ПК6 массой 21 000  кг с турбированным дизелем ЯМЗ-238НДЗ-1 мощностью 162 кВт и гидромеханической трансмиссией оснащается погрузочным рабочим оборудованием грузоподъемностью 6000 кг с ковшом вместимостью 3,5 м3. Универсальная дорожная машина К-702МВА-УДМ2 массой 23 000 кг сочетает функции погрузчика и бульдозера. На моторной полураме у него навешен бульдозерный отвал, на задней полураме – погрузочное рабочее оборудование г/п 6000 кг с ковшом вместимостью 3,5 м3.

Новое, недавно выведенное на рынок поколение погрузчиков представляет собой оригинальную конструкцию. Их дизайн выполнен в стиле тракторов «Кировец» серии 9000. Появившаяся в 2007 г. модель К-3060 г/п 6000 кг и массой 21 000 кг с ковшом вместимостью 3,5 м3 оснащена турбированным дизелем ЯМЗ-238НД3 мощностью 173 кВт и ГМП ZF 4WG-190 с ручным и полностью автоматическим переключением передач и мостами также производства ZF с маслопогружными многодисковыми тормозами. Возможна комплектация ковшом вместимостью 4,1 м3.

В пользу нового поколения погрузчиков «Кировец» свидетельствует контракт на поставку в ЮАР, где имеются свои сильные производители строительной техники, такие как Bell. По требованию заказчика завод значительно модернизировал модель К-3060, и полученную модификацию было решено позиционировать как отдельную модель К-3080. На российском рынке ее представили на «СТТ-2011». В комплектацию К-3080 г/п 8000 кг и массой 21 000 кг вошел турбированный дизель Cummins 6CTA8.3-C240 мощностью 178 кВт и также ГМП ZF. Погрузчик работает с основным ковшом и ковшом для легких материалов вместимостью 4,1 и 7 м3.

Для погрузчиков нового поколения предусмотрены система позиционирования стрелы и ковша, функция взвешивания и статистики перемещаемого груза, а также централизованная система смазки. Система охлаждения включает вентилятор с гидроприводом, автоматически включаемый при необходимости.

Чебоксарский завод промышленных тракторов – ОАО «Промтрактор», входящий в состав Концерна «Тракторные заводы», успел до кризиса освоить производство погрузчиков нового поколения «Четра» ПК60 г/п 6000 кг и массой 22 000 кг и ПК40 г/п 4300 кг и массой 14 500 кг, но их производство настолько единично, что марка «Четра» не выставляла погрузчики на «СТТ-2011».

Китайские марки ворвались на российский рынок подобно урагану и в 2007 г. заняли бо’льшую часть сегмента новых импортных погрузчиков. Опасения, что продукция Поднебесной окажется ни на что не годной, не оправдались. В КНР много заводов, и не все выпускают продукцию приемлемого качества, но крупные поставщики, такие как XCMG, SDLG, Changlin, Foton, LiuGong, XGMA, Shantui, Yutong, доказали, что им можно доверять.

В кризисные годы спрос на китайские погрузчики упал в несколько раз вместе с рынком. Сейчас ситуация быстро выправляется, появляются и новые бренды. Компания «Русбизнесавто» на «СТТ-2011» презентовала новый бренд погрузчиков Lonking. По словам представителей завода, Lonking входит в число крупнейших производителей КНР с тиражом 40 000 погрузчиков в год. Впечатление двойственное. Возможно, «Русбизнесавто» сумеет повлиять на китайского партнера, как это у нее получилось с самосвалами САМС, и тот исправит огрехи.

На выставке «Русбизнесавто» представила две модели – LK833 г/п 3000 кг с ковшом вместимостью 1,7 м3 с лицензионным двигателем Deutz и модель LK856D г/п 5 т с лицензионным двигателем Cummins и ковшом вместимостью 3 м3. Компания «Русбизнесавто» акцентировала внимание посетителей на богатом базовом оснащении, куда входят управление погрузчиком с помощью джойстика, система кондиционирования, система стабилизации ковша. К сегодняшнему дню компания расширила предложение погрузчиков Lonking моделями грузоподъемностью 1600, 3000, 3500, 4000, 5000 и 6000 кг. Редакция рекомендует при выборе погрузчика тщательно ознакомиться с ним «вживую».

(Продолжение следует)