Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (Ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения

Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения

Сведения, собранные в этой главе, помогут, возможно, механикам распознать характер износа и коренные причины наиболее распространенных неисправностей, отрицательно влияющих на детали ходового механизма.

Неправильное положение деталей ходового механизма

Перед тем как рассмотреть типичные виды износа отдельных деталей ходового механизма, следует пояснить, что к ускоренному и неравномерному износу движущихся деталей ходового механизма приводит неправильное положение ходовой рамы, направляющих и ведущих колес. В общем случае любое различие в характере износа между правой и левой, внутренней и наружной или передней и задней частями ходового механизма может быть следствием неправильной регулировки положения в плоскости одной или нескольких деталей ходового механизма.

Ниже описываются наиболее распространенные случаи отклонений от правильного положения деталей, их типичные причины и последствия, а также способы устранения неисправности.

1. Неправильное положение ходовой рамы

Схождение/развал в горизонтальной плоскости

Схождение/развал в горизонтальной плоскости.

Это отклонение одной или обеих ходовых рам от плоскости, параллельной продольной оси трактора.

  • Причина.

Временный (только во время действия нагрузки) или постоянный изгиб диагональной балки или ходовой рамы.

  • Последствия.

Неравномерный износ наружных и внутренних боковых плоскостей катков и направляющих колес, а также боковых поверхностей направляющих. Износ проявляется все отчетливее по направлению к передним каткам.

  • Способ устранения неисправности.

Восстановить геометрию диагональной балки и отремонтировать опорные подшипники.

Перекос в вертикальной плоскости

Перекос в вертикальной плоскости.

Происходит, когда ходовая рама наклонена в ту или иную сторону от вертикали.

  • Причина.

Постоянный изгиб диагональной балки, разрушение опор или подшипников.

  • Последствия.

Неравномерный износ внутренних и наружных частей катков, направляющих колес, направляющих и боковых поверхностей звеньев.

Другим следствием является неодинаковый износ передних и задних роликов.

  • Способ устранения неисправности.

Восстановить геометрию диагональной балки и/ или отремонтировать опоры.

Наклон вперед-назад

Наклон вперед-назад.

Подобен схождению и развалу, но ходовая рама изогнута и искривлена внутрь или наружу относительно трактора.

  • Причина.

Изгиб ходовой рамы.

  • Последствия.

Подобно схождению и развалу, но на задние катки отрицательного воздействия не оказывается.

  • Способ устранения неисправности.

Восстановить геометрию ходовой рамы.

Скручивание

Скручивание.

При взгляде спереди ходовая рама скручена таким образом, что передний конец отклоняется наружу.

  • Причина.

Ходовая рама скручена относительно горизонтальной оси, параллельной продольной оси трактора.

  • Последствия.

Подобно перекосу в вертикальной плоскости, но без воздействия на задние катки.

  • Способ устранения неисправности.

Восстановить геометрию ходовой рамы.

2. Перекос направляющего колеса

Схождение/развал в горизонтальной плоскости

Схождение/развал в горизонтальной плоскости.

На виде сверху направляющее колесо расположено не параллельно осевой линии ходовой рамы.

  • Причина.

Каретка или ось направляющего колеса изогнуты.

  • Последствия.

Износ внутренней стороны направляющих поверхностей и особенно боковых поверхностей направляющего колеса. Возможен износ реборд переднего катка.

  • Способ устранения неисправности.

Восстановить геометрию элементов каретки или оси направляющего колеса.

Боковое смещение

Боковое смещение.

На виде сверху направляющее колесо расположено параллельно продольной оси машины, но смещено от правильного положения в поперечном направлении.

  • Причины.

Нарушение осевой регулировки.

  • Последствия.

Износ наружных или внутренних боковых поверхностей направляющего колеса внутренних направляющих ходовой рамы, в тяжелых случаях может иметь место износ переднего катка/катков.

  • Способ устранения неисправности.

Правильно отрегулировать осевое положение направляющего колеса.

Скручивание, наклон, отклонение назад-вперед

Скручивание, наклон, отклонение назад-вперед.

На виде спереди направляющее колесо отклоняется от вертикали.

  • Причины.

Изгиб каретки колеса внутрь и/или наружу в вертикальной плоскости.

  • Последствия.

Такие же, как при схождении/развале.

  • Способ устранения неисправности.

Такой же, как при схождении/развале.

3. Перекос ведущего колеса

Схождение/развал в горизонтальной плоскости

Схождение/развал в горизонтальной плоскости.

На виде сверху направляющее колесо расположено не параллельно осевой линии ходовой рамы.

  • Причины.

Изгиб вала ведущего колеса вперед или назад, либо венец ведущего колеса приварен неправильно (с отклонением от плоскости).

  • Последствия.

Износ внутренних направляющих поверхностей звеньев с обеих сторон и обеих боковых сторон ведущего колеса. Возможен износ реборд катков.

Скручивание
  • Способ устранения неисправности.

Выравнивание или замена вала ведущего колеса, повторная наварка венца колеса.

Скручивание.

На виде сзади ведущее колесо отклоняется от вертикального положения (перекошено).

  • Причины.

Такие же, как при схождении/ развале.

  • Последствия.

Такие же, как при схождении/ развале.

  • Способ устранения неисправности.

Такой же, как при схождении/ развале.

Боковое смещение.

На виде сверху или сзади ведущее колесо располагается параллельно продольной оси машины, но смещено в поперечном направлении от правильного положения.

Боковое смещение
  • Причины.

Ведущее колесо занимает неправильное положение на валу. Венец ведущего колеса приварен неправильно (с отклонением от плоскости).

  • Последствия.

Износ внутренней или наружной боковой поверхности ведущего колеса, а также внутренних направляющих поверхностей. Возможен износ реборд задних катков.

  • Способ устранения неисправности.

Установить ведущее колесо в правильное положение на валу или повторно приварить венец колеса.

Износ деталей ходового механизма

4. Износ опорных катков

Равномерный износ рабочих поверхностей.

Это «нормальный» вид износа.

Равномерный износ рабочих поверхностей;
  • Причины.

Контакт боковых поверхностей катка при качении и скольжении с направляющими поверхностями звеньев цепи. Контакт при качении с абразивными частицами грунта, попадающими между поверхностями катка и гусеничного звена.

  • Факторы, ускоряющие износ.

Масса, мощность и скорость машины; ударные нагрузки; абразивное воздействие и налипание и набивка грунта в зазоры между деталями. При поворотах машины усиливается контакт при скольжении. При чрезмерно широких башмаках и «змеевидном вилянии» гусеницы пятно износа на катке стремится приобрести округлую форму.

  • Последствия.

Втулки начинают соприкасаться с ребордами катков, когда ресурс катков и гусеничной цепи подходит к концу. Приходится увеличивать угловую скорость вращения ведущего колеса, чтобы достичь необходимой скорости движения.

  • Способы устранения неисправности.

Устранить или максимально уменьшить действие субъективных неблагоприятных ускоряющих факторов, особенно рекомендуется избегать лишних поворотов и использования чрезмерно широких башмаков. При неравномерном износе отдельных катков рекомендуется поменять их местами, чтобы уравнять их ресурс по износу (если эта мера будет экономически оправдана).

Пятно износа на рабочей поверхности смещено от осевой линии наружу или к машине и/или находится на боковой поверхности реборды.

Пятно износа на рабочей поверхности смещено от осевой линии наружу или к машине и/или находится на боковой поверхности реборды;
  • Причины.

Контакт при качении и скольжении с боковыми частями направляющих поверхностей звеньев гусеничной цепи. Неправильное положение ходовой рамы. Нарушения в направлении движения гусеницы. Эксцентричное положение точки приложения нагрузки к машине, связанное с характером выполняемой работы (например, рыхление, использование только бокового отвала и т. д.). Использование гусеничной цепи или катков, не соответствующих технической документации машины.

  • Факторы, ускоряющие износ.

Такие же, как при «равномерном износе рабочих поверхностей», плюс работа с боковым наклоном на склоне, «змеевидное виляние» гусеничных цепей, чрезмерно широкие башмаки, неровная опорная поверхность.

  • Последствия.

Сокращается ресурс по износу катков и звеньев цепи. Склонность машины к боковому смещению при прямолинейном движении. Увеличивается риск схода гусеничной ленты с катков.

  • Способы устранения неисправности.

Такие же, как при «равномерном износе рабочих поверхностей». Если возможно, лучше установить двубортные катки. Если позволяют условия работы, заменить или установить защитные кожухи бортовой передачи. Проверить, правильно ли установлены детали ходового механизма, при необходимости установить их правильно. Ходовой механизм должен комплектоваться только деталями, входящими в спецификацию и указанными в каталоге запчастей для данной машины либо полностью им идентичными.

Износ верхней кромки реборды катка.

  • Причины.

Контакт при качении и скольжении с втулками гусеничной цепи из-за уменьшения зазора.

  • Факторы, ускоряющие износ.

Те же, как при «нормальном» износе рабочих поверхностей.

  • Последствия.

Повреждение втулок приведет к увеличению люфта в шарнирах гусеничной цепи.

  • Способы устранения неисправности.

Такие же, как при «нормальном» износе рабочих поверхностей. Необходимо следить за величиной износа деталей ходового механизма и не допускать превышения допустимых пределов.

Плоские пятна износа на рабочих поверхностях опорных катков.

Пятно износа на рабочей поверхности смещено от осевой линии наружу или к машине и/или находится на боковой поверхности реборды;
  • Причины.

Износ при скольжении вследствие: налипания и набивки грунта в зазоры между деталями, из-за чего катки перестают вращаться; мокрый грунт, грязь, вода, снег и лед набиваются под катки и замерзают во время ночной стоянки; заклинивание внутри конструкции катка.

  • Последствия.

Увеличивается темп износа звеньев гусеничной цепи. При движении машины с высокими скоростями возникает вибрация. Втулки касаются реборд катков.

  • Способы устранения неисправности.

Тщательно поддерживать чистоту ходового механизма. В зимнее время счищать грязь, не применяя воды, которая может замерзнуть между деталями. Если возможно, снять камнезащитные щитки. Следить за натяжением гусеничной цепи.

5. Износ поддерживающих катков

Равномерный износ рабочих поверхностей.

Это «нормальный» вид износа.

  • Причины.

Контакт боковых поверхностей катка при качении и скольжении с направляющими поверхностями звеньев цепи. Контакт при скольжении с уплотненным грунтом, налипшим на ходовую раму.

  • Факторы, ускоряющие износ.

Масса гусеничной цепи: этот параметр связан с шириной башмаков и наличием налипшего на гусеницы грунта. Скорость движения, абразивное воздействие грунта. Натяжение гусеничной цепи при переднем ходе.

  • Последствия.

Нельзя назвать определенных последствий, за исключением «нормального» износа рабочих поверхностей поддерживающих катков и звеньев до тех пор, пока износ не достигнет допустимого предела.

  • Способы устранения неисправности.

Поддерживать правильное натяжение гусеничной цепи и уменьшать воздействие прочих субъективных неблагоприятных ускоряющих факторов.

Пятно износа на рабочей поверхности смещено от осевой линии наружу или к машине и/или находится на боковой поверхности реборды.

  • Причины.

Контакт при качении и скольжении с боковыми направляющими поверхностями звеньев гусеничной цепи. Неправильное положение ходовой рамы, направляющего или ведущего колеса. Смещение башмаков от осевой линии. Использование гусеничной цепи или катков, не соответствующих технической документации на машину.

  • Факторы, ускоряющие износ.

Такие же, как при «равномерном износе рабочих поверхностей», плюс работа с боковым наклоном на склоне.

  • Последствия.

Сокращается ресурс по износу катков и звеньев цепи.

  • Способы устранения неисправности.

Уменьшить или устранить действие субъективных факторов. Проверить, правильно ли установлены детали ходового механизма, при необходимости установить правильно. Ходовой механизм должен комплектоваться только деталями, входящими в спецификацию и указанными в каталоге запчастей для данной машины либо полностью им идентичными.

Плоские пятна износа на рабочих поверхностях поддерживающих катков.

Пятно износа на рабочей поверхности смещено от осевой линии наружу или к машине и/или находится на боковой поверхности реборды;
  • Причины.

Износ при скольжении вследствие налипания и набивки грунта в зазоры между деталями, из-за чего катки перестают вращаться; мокрый грунт, грязь, вода, снег и лед набиваются под катки и замерзают во время ночной стоянки; заклинивание внутри конструкции катка.

  • Последствия.

Увеличивается темп износа звеньев гусеничной цепи. Уменьшается ресурс по износу катка.

  • Способы устранения неисправности.

Тщательно поддерживать чистоту ходового механизма. В зимнее время счищать грязь, не применяя воды, которая может замерзнуть между деталями.

«Самоочищающиеся» гусеницы

«Головное специализированное конструкторское бюро ходовых систем» концерна «Тракторные заводы» предложило решение проблемы налипания мерзлого грунта на ходовую часть гусеничных машин. В обычных российских условиях, при работе на грунтах с повышенным содержанием влаги и частыми сменами положительных и отрицательных температур, нередки случаи, когда грунт, намерзший на детали гусеничной ходовой части, выводит машину из строя, вызывая обрыв болтов крепления башмаков и поломку бортовых редукторов.

Специалисты КБ предложили ввести в конструкцию гусениц специальное отверстие, через которое зубья ведущего колеса выталкивают грунт, попадающий в пространство между втулками и звеньями гусеницы. Гусеницами новой конструкции уже оснащают бульдозеры ЧЕТРА Т40.