Варяги гидроманипуляторы в России

Ю. Петров

Ситуация на отечественном рынке краноманипуляторных установок (КМУ) далека от идеальной хотя бы потому, что соотношение сил производителей и структуру парка приходится определять на глаз. В рамках города и области такую статистику еще можно собрать, но в масштабах страны почти нереально. Дилеры пытаются проделать это собственными силами, но это все равно, что попасть пальцем в небо. Один лишь факт, что аналитикой интересуются все без исключения компании, свидетельствует о серьезной конкуренции и их далеко идущих планах.

Ситуация осложнена тремя факторами: в статистику импорта не попадают крановые установки, уже смонтированные на грузовые шасси; не прозрачна схема учета импорта новых и б/у установок; органы технадзора не могут собрать достоверные данные по структуре парка гидроманипуляторов, поскольку КМУ применяются весьма широко – на коммунальных, аварийно-ремонтных, лесных машинах, бортовых грузовиках, самосвалах, тракторах и дрезинах. Сюда можно отнести и неурегулированность терминологии, ведь гидроманипуляторами комплектуют большинство мусоровозов с боковой загрузкой, а ряд машин могут идти уже в комплекте со спецоборудованием как гидроподъемники и оборудованы рабочими люльками для обслуживания воздушных линий электропередачи. Чтобы избежать противоречий в данной статье, лучше остановимся только на «традиционных» краноманипуляторных установках.

Перечень представленных на рынке России зарубежных брендов широкий: это Amco Veba, Epsilon, Fiscars, Foresteri, HIAB, HMF, Jonsered, Kato, Loglift, LIV Hidravlika, Maeda, Musterbau, Nansei, Palfinger, PM (Autogru PM), Sakai, Shin Neiwa, Shinmeja, Tadano, Unic (Furukawa), V-Kran и др. Здесь же присутствуют отечественные марки – БАКМ, «Берендей», «Инман», КРАСТ, «Уралтерминалмаш», «Велмаш-С», пушкинский «Лесхозмаш», соломбальский и майкопский машзаводы. Раньше гидроманипуляторы в основном применяли на металловозах и скраповозах, сортиментовозах, форвардерах, лесовозах, агрегатах ремонта и обслуживания скважин, а сейчас ими широко оснащают также грузовые автомобили, автоэвакуаторы, машины техпомощи.

Всего на рынке представлено порядка 1000 моделей c широким диапазоном грузоподъемности от 0,5 до 80,0 т. Емкость внутреннего рынка КМУ – а она оценивается в 2000 ед. при фактически проданных 1600 – в большей степени определяется импортом, и насыщение рынка заставляет отечественных производителей корректировать планы в сторону сокращения производства.

Симптоматично, что импортные гидроманипуляторы успешно конкурируют с отечественной продукцией, косвенным подтверждением чему служат встречающиеся в Центральном регионе объявления о покупке лесовозов «Урал», в которых упор делается на оснащение иностранным гидроманипулятором. Прежде растущий уровень продаж отечественных гидроманипуляторов хотя и свидетельствовал о потенциальной возможности наращивания выпуска, но не отражал глубинных процессов, происходящих на внутреннем рынке и ведущих к утрате позиций. В итоге только БАКМ снизил производство в 2005 году на 77,6% (выпущено 189 гидроманипуляторов). Еще хуже ситуация на заводах «Уралтерминалмаш» и КРАСТ. По приблизительным оценкам, КМУ отечественного производства оснащено не более четверти всех машин с гидроманипуляторами, при этом доля лидера рынка БАКМ составляет лишь 6%. В чем же проблема?

У российских автопроизводителей очень ограниченный типаж автомобилей, а то, что было предложено за последние три года (обновление модельного ряда на АМУРе, ГАЗе и МАЗе), производители КМУ откровенно прошляпили – потребитель не был информирован о возможности доукомплектования новых машин пусть даже старыми манипуляторами! У компаний, представляющих иностранных производителей гидроманипуляторов, продажи, наоборот, выросли: например, компании ООО «В-Кран» и «Чайка-Сервис» предложили потребителям уже готовые решения оснащения КМУ Amco Veba, HMF, Copma, Palfinger, HIAB, Foresteri, Loglift, Epsilon, Jonsered, Fiskars и V-Kran на шасси как отечественных грузовых машин, так и зарубежных.

В числе первых мер по усилению своих позиций на новом рынке компании сертифицируют продукцию на соответствие российским стандартам. В итоге подавляющее большинство потребителей покупают автомобиль с уже установленной КМУ.

Дала о себе знать и революция в сознании дилеров, которые взяли за основу западный менеджмент с твердыми условиями поставки оборудования и запчастей и гарантировали качество предлагаемого товара на уровне производителя. Вещь неслыханная по меркам даже пятилетней давности! Банальная экспансия ради кошелька потребителя – расширение сферы производства или торговли производителем или продавцом за счет включения в нее новых продуктов или услуг. Что будет дальше, догадаться нетрудно.

Рынок автотехники избавился от полудармовых конверсионных грузовиков советской постройки. Высокие расходы на обслуживание и топливно-смазочные материалы заставили потребителя считать деньги, а бурно развивающийся авторизованный сервис стал одной из причин распространения кредитования и финансового лизинга. Окупаемость манипулятора, по заверениям производителей, составляет 6…12 месяцев, а простейший подсчет показывает, что увеличение цены машины на 5% за счет установки импортного гидроманипулятора вместо отечественного незначительно увеличивает стоимость обслуживания кредита. Однако и без этих бизнес-инструментов благоприятная конъюнктура позволила компании «Чайка-Сервис» (которая помимо прочего занимается еще доработкой и спецнадстройками к автомобилям ГАЗ) продать в 2005 году почти 120 КМУ Amco Veba.

На примере дальневосточного авторынка, ставшего вотчиной японско-корейского «секонд-хенда», видно, что грузоперевозчики всерьез заинтересовались покупками подержанных бортовых автомобилей с уже установленной КМУ. Ежегодно там продают не менее 500 таких грузовиков. Эти машины имеют высокую ликвидность даже через четыре года эксплуатации и хороши для выполнения как мелких подрядных строительных работ, так и обычных грузоперевозок. В европейской части России эта мода только набирает силу, но такой мощный финансовый инструмент, как лизинг, и ужесточение конкуренции на рынке грузоперевозок могут в кратчайший срок заставить мелкие транспортные компании изменить выбор в пользу покупки автомобиля с КМУ, поскольку экономическая эффективность важнее, а транспортное средство с краноманипуляторной установкой является одновременно и автокраном, и грузовым автомобилем. Широкий выбор навесного оборудования (ковши, захваты, крюки, полип-грейферы, вилочные подхваты, и т. д.) позволяет менять назначение КМУ. Появляется возможность сократить численность бригад, занятых в производственном процессе, и высвободить энергоемкую и дорогостоящую технику.

Потребители обращают внимание на такие характеристики, как ремонтопригодность, ресурс и межремонтный интервал, возможность установки на транспорт отечественного производства (ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, «Урал») и зарубежного (МАЗ, КрАЗ, Volvo, Scania, Mercedes, MAN). Большинство КМУ изготавливают из стали высшего качества, что обеспечивает меньшую массу, прочность и долговечность конструкции.

Все это есть у российских КМУ, однако непонятно, почему отечественные производители проигрывают у себя дома варягам, ведь в их активе – неприхотливость, доступность запчастей и меньшая стоимость техники. Западные компании для оценки своих шансов применяют целый набор параметров: информированность о состоянии и потенциале рынка, наличие технологических преимуществ и финансовых ресурсов, маркетинговых преимуществ; они учитывают барьеры для выхода на рынок.

А самое главное, иностранные компании не забывают информировать клиента о гамме продукции. Наглядным подтверждением этому стала огромная гора проспектов импортных КМУ на моем столе и тоненькая стопочка ксероксов отечественных гидроманипуляторов, добытых с огромными усилиями на выставках. Одессит бы сказал, что это две большие разницы.



Умные краны-манипуляторы

Нижегородское производственное объединение «Чайка-Сервис», устанавливающее краноманипуляторные установки (КМУ) итальянской фирмы Amco Veba на шасси отечественных и импортных автомобилей, намерено дополнить свое коммерческое предложение оригинальными опциями. Манипуляторы Amco Veba теперь возможно оснастить грузоподъемными лебедками, либо стандартными, либо так называемыми «умными». Под этим понятием подразумеваются лебедки в базовой комплектации с электронным регистратором типа «черный ящик».

Процесс их создания проходил параллельно с разработкой КМУ, и потому данные механизмы отличаются гибкостью и универсальностью в применении, идеально подходят и для манипуляторов, смонтированных на автомобилях, и для бурильно-крановых машин, и для судовых и стационарных кранов. Электронный управляющий блок (УБ) позволяет интегрировать лебедку в системы управления и предохранительные устройства современных кранов или бурильно-крановых машин, еще более повышая их безопасность. Крутящий момент передаточной коробки (статический и динамический) считывается непрерывно, поэтому точно определяются любые возможные рабочие режимы, включая перегрузочные, которые мгновенно отсекаются. УБ подает точный линейный выходной сигнал, пропорциональный нагрузке. Это означает, что лебедка с таким блоком полностью и легко стыкуется с любым новейшим краном. Более того, УБ также подает электрический сигнал, когда на барабане остается три заданных витка безопасности троса.

Линейный сигнал, вырабатываемый УБ, можно использовать для разных целей: программирования ограничителей перегрузки; блокировки лебедки, когда на барабане остается минимально необходимое число витков троса; подключения видеомонитора для контроля нагрузки; подачи звуковых предупредительных сигналов; плавной многоступенчатой настройки перегрузок; компенсации неравномерностей натяжения троса. Преимуществами УБ являются непрерывный контроль нагрузки на лебедку, точность измерений в соответствии с международными «крановыми» стандартами, прямое включение в электронную систему управления КМУ, распознавание конца троса.

Компактные краны большого типоразмера

Компания «В-Кран» представила российским покупателям новые модели кранов-манипуляторов HMF Thor. Вся линейка состоит из семи моделей, внешне очень похожих и различающихся лишь грузоподъемностью и вылетом стрелы. Самая малая модель этого ряда – Thor K2 с вылетом стрелы 8,3 м и грузовым моментом 72 тс·м. Стрела оснащена двумя телескопируемыми секциями.

Самая крупная модель Thor K8 с грузовым моментом 65 тс·м оснащена восьмисекционной стрелой с вылетом 20,5 м. Специалисты HMF утверждают, что использовали в конструкции нового подъемного механизма принципы работы кранов большего типоразмера. Все краны-манипуляторы оснащают встроенным в систему дистанционным управлением и системой регенерации масла. Шестисекционная модель Thor оборудована удлинителем, с которым высота подъема и вылет стрелы составляют 35 м.

Идеальный кран для эвакуатора

Датская компания HMF основана в 1945 году. Сегодня это бесспорно мировой лидер по производству специализированных кранов-манипуляторов. Как показали недавно проведенные маркетинговые исследования, продукция HMF оптимальна по соотношению цена/качество. У компании самый большой модельный ряд эвакуаторных кранов-манипуляторов грузоподъемностью от 9 до 17 т среди всех производителей подобной техники. Все эвакуаторы производства HMF помимо крана-манипулятора оснащены универсальными колесными захватами и траверсами.

Для монтажа на шасси грузоподъемностью не менее 5,5 т российского и зарубежного производства оптимально подходят модели кранов-манипуляторов HMF 1022Т3 и 1222Т3. Подъемный момент HMF 1022Т3 составляет 9,8 т·м, HMF 1222Т3 – 12 т·м. Все краны-манипуляторы компании HMF, включая комплектующие и гидравлические компоненты, собирают в Дании. Подъемное оборудование из стали высшего качества позволяет увеличивать грузоподъемность эвакуатора, обеспечивает прочность и долговечность конструкции. Повышает производительность эвакуатора особая конструкция стрелы, позволяющая работать быстро и точно. Краны-манипуляторы HMF идеально подходят к российским условиям эксплуатации, они прекрасно работают при температурах от –50 до +50 °С.

Все манипуляторы HMF оснащены универсальной системой обеспечения безопасности RCL: она защищает оператора, окружающих людей, перевозимую технику, а также кран-манипулятор от перегрузки. Независимо от действий оператора система предотвращает превышение максимально допустимого момента нагрузки.