
Технологический транспорт для нефтегазодобычи
Мультилифт-буллитовоз на шасси МАЗ 6х6
Буллиты – это большие емкости для технологической жидкости длиной 9,5 м и объемом до 50 м3. Задача автомобиля – привести емкость на «куст» нефтедобычи перед проведением гидроразрыва и увезти после проведения работ.
ГК KROMANN спроектировала и изготовила для эксплуатации на месторождениях добычи нефти ПАО «Сургутнефтегаз» автомобили для транспортировки буллитов на базе мультилифтов. Ранее для транспортировки использовались автомобили-буллитовозы, оснащенные тросовыми установками, что было неудобно, а узким местом был обрыв тросов. Затем компания Palfinger предложила использовать систему крюкового захвата, но начиная с 2020 г. поставки этих крюковых погрузчиков были свернуты из-за санкций. Специалисты KROMANN специально разработали на базе своей линейки крюковой погрузчик с максимальной рабочей длиной для этого проекта.
Модель погрузчика – ML18ST.78.5. Грузоподъемность – 18 т. Рабочая длина крюкового погрузчика – 7800 мм, это самая длинная модель в линейке KROMANN. Телескопическая башня выдвигается на 1450 мм. Основные узлы крюкового погрузчика выполнены из высококачественных конструкционных сталей с высоким пределом текучести (S500MC). Использование литых и кованых элементов повышает надежность работы и срок службы установки. Гидравлические компоненты – распределитель, клапаны, манжеты и уплотнения гидроцилиндров – рассчитаны на эксплуатацию в холодном климате.

Особым требованием заказчика было то, что у него уже имеется большой парк емкостей-буллитов в исполнении под мультилифт, но высота петли под крюк нестандартно низкая – 1430 мм. Большая погрузочная высота 1600 мм этого полноприводного автомобиля могла стать проблемой для зацепления крюка за петлю буллита. При проектировании автомобиля эта проблема была успешно решена специалистами KROMANN и обеспечено зацепление петли буллита даже с запасом в 100 мм.
При изготовлении этого буллитовоза было использовано стандартное шасси МАЗ-6317 6х6 с колесной базой 4200 мм. Колесная база увеличена на 1600 мм до 5800 мм, задний свес рамы шасси также увеличен на 2 м, что позволило разместить на доработанном шасси такой длинный крюковой погрузчик. Автомобиль оснащен двигателем ЯМЗ-658 мощностью 418 л.с., показавшим свою надежность в суровых сибирских условиях. Односкатная ошиновка с шинами размерностью 16.00R20 с высоким индексом нагрузки дает высокую проходимость. Кабина со спальным местом оснащена автономным отопителем, дополнительное утепление фронтальной части и моторного отсека, утепленный ящик АКБ, электроподогрев топливозаборника и топливного фильтра – эти опции обеспечивают надежную работу автомобиля в суровых условиях.
Для плавной постановки буллита на транспортные опоры применена система замедления в конечной фазе опускания. Для дополнительной фиксации буллита с опорами в транспортном положении применили стягивающие талрепы. Режим самосвальной разгрузки кузова автомобилю-буллитовозу не нужен, и за счет его исключения удалось увеличить конструкционную и кинематическую жесткость крюковой системы. Ранее, в 2022 г., парк ПАО «Сургутнефтегаз» уже пополнялся буллитовозами, изготовленными фирменным «Монтажным Центром КРОМАНН Сервис» с такими же крюками KROMANN на шасси КАМАЗ-6522. На каких шасси будут заказаны следующие буллитовозы? Это уже выбор заказчика.
