Низкопольные автобусы в России

К. Ушанов, фото автора

Чем ниже – тем лучше. В пределах разумного

Первым низкопольным автобусом, прошедшим через отдел испытаний РИА «Россбизнес», издающего журналы «Основные Средства» и «Грузовик Пресс», были машины автобусного филиала Минского автозавода (АМАЗ), причем сразу низкопольный 15-метровый трехосный МАЗ-107 (6х2). Надо сказать, что в 2001 году, когда появился на свет первый образец МАЗ-107, это был совсем сырой вариант. Автобус был оснащен слабеньким двигателем Renault и неповоротной задней осью.

Полностью загруженный, он с напряжением шел на небольшом подъеме и стирал до «сликов» шины задней оси. В 2003 году мы тестировали на автополигоне ФГУП НИЦИАМТ еще один образец минского трехосника МАЗ-107-060 и в полной мере почувствовали разницу между первым образцом и нынешней моделью.

У минского автобуса появилась поворотная задняя ось собственной конструкции, а 280-сильный дизель Mercedes-Benz OM906LA, соответствующий стандарту Euro 3, придал автобусу отличную динамику даже при полной массе. Силовой агрегат агрегатируется с автоматической коробкой передач фирмы Voith.

Вместимость МАЗ-107-060 – 150...160 пассажиров, мест для сидения – 25...31 в зависимости от комплектации салона. Такая вместимость получена за счет так называемой «шахтной» компоновки моторного отсека, т. е. слева в задней части автобуса. Так же расположен силовой агрегат и на базовой модели МАЗ-103. В 2003 году в России был представлен вариант МАЗ-103-065 с дисковыми тормозами и трапом для въезда инвалидных колясок.

На сочлененном низкопольном автобусе МАЗ-105 силовой агрегат расположен центрально, в основном отсеке салона. Максимальная вместимость этого автобуса – 190 человек.

МАЗ-107 на маршруте в Минске

В стандартную комплектацию всех моделей минских низкопольных автобусов входят системы АБС и ASR, пневматическая подвеска, регулятор уровня пола, корректирующий уровень его наклона на остановках, и механизм блокировки дифференциала. Практически все коммуникации, кроме электропроводки, расположены в верхней части салона автобусов в нишах, очень похожих на багажные отделения в автобусах междугородных маршрутов и туристических. Каркасы кузова защищены антикоррозионным составом, внешняя облицовка кузова выполнена из оцинкованных листов, колесные ниши – из нержавеющей стали.

По желанию покупателя минские автобусы комплектуют турбонаддувными дизельными двигателями V-образным шестицилиндровым ЯМЗ-236 НЕ (МАЗ-104), Renault, Mercedes-Benz, Deutz, MAN или рядным шестицилиндровым ММЗ Д-260.5. Все двигатели соответствуют экологическим нормам Euro 2 или Euro 3.

На низкопольных автобусах АМАЗ просторные проемы дверей, большие накопительные площадки, хорошая эргономика и для пассажиров, и для водителя. Автобусы очень маневренны, управлять ими легко, что имеет большое значение на городских маршрутах. Если на автобусной остановке слишком близко, скажем, на расстоянии 1...1,5 м от остановившегося автобуса, стоит автомобиль (что запрещено правилами дорожного движения), то автобус спокойно объедет это препятствие. Большое преимущество в маневрировании в городском потоке, особенно на переполненных транспортом улицах Москвы и Санкт-Петербурга, дает хорошая разгонная динамика всех моделей АМАЗ.

На МАЗ-107 низкий пол по всей длине автобуса

В Москве на маршрутах работают в основном автобусы МАЗ-103, да и то в небольшом количестве. Зато в Ярославле, С.-Петербурге, Кемерово и др. на городских и пригородных маршрутах чаще встретишь автобусы минского производства.

АМАЗ поставляет свою продукцию в Румынию, Венгрию, в прибалтийские страны, бывшие советские республики. В последнее время минскими автобусами заинтересовались эксплуатационники из Германии, что говорит о высоком уровне производства белорусских машин, поскольку Германия сама производит одни из лучших автобусов в мире.

Шведские россияне

18 июня 2002 года в С.-Петербурге состоялось официальное открытие автобусного завода ООО «Скания-Питер» и выпуск первого городского автобуса Scania Omni Link CL94UB 4х2. ООО «Скания-Питер» является российской компанией со 100%-ным шведским капиталом. Оно интегрировано в общую производственную систему и полностью соответствует всем требованиям концерна Scania, а также европейским и российским законодательным требованиям по качеству продукции.

Конструкция основания Scania Omni Link CL94UB 4х2 комбинированная. Передняя и средняя части – низкопольные, пол на площадке передней двери оснащен обогревом. Конструкция задней части, где находится силовой агрегат, – рамная, из открытых профилей. Соответственно вход в заднюю третью дверь – со ступеньками.

Оригинальное расположение силового агрегата на автобусах МАЗ-103 и МАЗ-107 – шахтное слева по борту

Кузов шведского автобуса российской сборки вагонного типа каркасный из продольно-поперечных алюминиевых балок. Оригинальность кузова в том, что его каркас целиком собран из алюминиевых профилей без применения сварки. Передняя и задняя панели («маски») из многослойного стеклопластика тоже установлены без сварки, на специальный клей. В целом это обеспечивает высокую коррозионную стойкость, надежность, долговечность автобуса и гарантирует срок его службы не менее 20 лет.

Боковые и задние окна – это тонированный двойной безосколочный газонаполненный стеклопакет, вклеенный в кузов. Панорамное ветровое стекло – монолитный тонированный триплекс. На автобусе применены самые современные шумо- и виброгасящие материалы.

Интересна система вентиляции и обогрева питерского Scania Omni Link, которая в сочетании с хорошей теплоизоляцией автобуса обеспечивает комфортный микроклимат в салоне. Конструкция автобуса предусматривает в системе отопления, помимо конвекторов-обогревателей на боковых стенках, потолочные обогреватели, которые подают подогретый свежий воздух через воздушные фильтры в салон. В результате окна автобуса не запотевают и не замерзают даже в сильный мороз.

Отлично сконструировано рабочее место водителя: кресло на пневмоподвеске регулируется и по горизонтали, и по углу наклона спинки. Рулевая колонка тоже регулируемая. Обзорность с места водителя великолепная, а управляемость достойна лишь похвал. У автобуса комфортный разгон: педаль «газа» реагирует на малейшую команду водителя, и разгон происходит очень плавно, но быстро.

Городские автобусы Scania в парке С.-Петербурга

Хорошую тяговую динамику Scania Omni Link обеспечивает дизель Scania DC 901 (Euro 3), расположенный в заднем свесе. Его рабочий объем 9 л, мощность – 230 л.с. Вполне приемлемо для работы на городских улицах. Двигатель агрегатируется с автоматической коробкой передач ZF 5HP 502 C (пять передач вперед), блокирующим устройством для снижения расхода топлива и встроенным гидравлическим замедлителем. В силовом агрегате есть и «изюминка». Коробка передач согласована с внедренной фирмой Scania электронной системой впрыска топлива, обеспечивающей плавное переключение передач, мощное и плавное выполнение функций замедлителя и снижение уровня расхода топлива.

Пневматической подвеской водитель управляет с рабочего места, увеличивая дорожный просвет и углы свеса при прохождении препятствий.

Scania Omni Link рассчитан на работу с большими межсервисными интервалами: 20 тыс. км в городских условиях и 35 тыс. км в пригородном варианте эксплуатации. А вообще ресурс силового агрегата рассчитан на 2 млн. км пробега. Самое главное преимущество автобусов Scania Omni Link – это надежность и соответственно рентабельность. Заказчиками ООО «Скания-Питер» являются муниципальные и частные транспортные предприятия в таких городах, как С.-Петербург и Ленинградская область, Москва, Самара, Курган, Нерюнгри (Якутия), Астана (Республика Казахстан) и др.

Низкопольник из Подмосковья

Низкий пол передней площадки Scania с обогревом

По описанию предыдущих низкопольных автобусов может сложиться впечатление, что в России ни одно предприятие не производит машины такого типа. И это наполовину будет справедливым. Действительно, в Российской Федерации ни один автобусный завод не выпускает поточно низкопольные автобусы. Однако нельзя утверждать, что российские автобусостроители совсем не занимаются этой тематикой.

На подмосковном автобусном заводе в г. Ликино разработали новую модель городского автобуса с низким полом – ЛиАЗ-5292. Эта модель прошла серьезный рестайлинг, но знакомые черты автобуса ЛиАЗ-5256 очень хорошо узнаваемы. Компоновка автобуса новая – четырехтактный шестицилиндровый рядный дизель Caterpillar 3116 (Euro 3) мощностью 230 л.с. агрегатирован с «автоматом» Voith, расположен поперечно сзади и соединен с ведущим мостом с помощью углового редуктора. Благодаря этому силовой агрегат занимает мало места в длину, что в комплексе с использованием оригинального заднего моста RABA позволило сделать в салоне низкий пол по всей длине. Ликинская машина оснащена дисковыми тормозами всех четырех колес с АБС тормозов в стандартной комплектации. Доступ в моторный отсек возможен как сзади, через открывающуюся заднюю стенку, так и со стороны салона, где есть две съемные панели.

Салон этой модели рассчитан на 120 пассажиров, мест для сидения – 22. Интерьер городской машины производит очень приятное впечатление: он красиво оформлен, а низкий пол добавляет комфортности салону.

Рабочее место водителя шведско-российского автобуса

Рабочее место водителя оборудовано сиденьем на пневмоподвеске с достаточным числом регулировок, чтобы в нем с удобством разместился человек практически любой комплекции. Рулевая колонка регулируемая, а выбранное положение фиксируется кнопочным пневматическим запорным механизмом. Следует отметить, что регулируемая рулевая колонка на машинах ООО «Ликинский автобус» применена впервые. Очень удобное рулевое колесо: оно сделано так, что комбинация приборов отлично просматривается с места водителя при любом положении рулевой колонки.

Ликинский автобус идет плавно, слегка покачиваясь на неровностях дороги. Автоматическая коробка передач при разгоне не дает сбоев и подергиваний. Разгонная динамика, равно как и эффективность тормозов, неплохие. При маневрировании «баранка» не требует больших усилий. Кроме того, есть небольшой самовозврат руля, а это вообще редко встречается на автобусах.

При замерах максимальной скорости ликинский автобус разогнался до 81,6 км/ч и прекратил разгон, поскольку двигатель Caterpillar снабжен электронным ограничителем скорости. Но городскому ЛиАЗу-5292 больше и не надо. Расход топлива у него в режиме имитации городского движения с полной нагрузкой всего 32,3 л/ 100 км, что для такой машины очень неплохой показатель.

Напомним еще раз, что ЛиАЗ-5292 – опытный образец ООО «Ликинский автобус», и если устранить все незначительные недостатки к началу серийного производства, пассажирам низкопольных машин подмосковного завода гарантирована приятная поездка.