Китайские внедорожные самосвалы: дракон готовится к прыжку… (Часть 2)

П. Луняшин, горный инженер

XCMG (Xuzhou Construction Machinery Group Inc.) была создана в 1989 г. и сегодня находится в авангарде отрасли строительной техники Китая. По итогам 2012 г. XCMG в мировом рейтинге находится на 11-й позиции с объемом продаж $5,53 млрд. Компания создала 14 совместных предприятий со всемирно известными производителями – Caterpillar, Liebherr, Thyssen Krupp и др. Свои производственные площадки XCMG разместила на территории Индии, Ирана, Польши и других стран. XCMG поставляет продукцию в 150 стран мира. В 2011 г. на выставке BICES в Пекине XCMG представила свою первую модель карьерного самосвала DE170, при создании которого применила современную передовую технологию привода от электродвигателя постоянно-переменного тока. Это решение позволило добиться постоянной мощности, большего тягового усилия, бесступенчатой регулировки скорости с высокой приемистостью. При создании самосвала было зарегистрировано более 150 патентов. Тормозная система внедорожника разделяется на электрическую (электрический замедлитель) и гидромеханическую (парковочный тормоз, блокировка колес). Электрический тормоз применяется во время стоянки машины. Во время загрузки/ разгрузки самосвала используется гидромеханическая тормозная система. При движении на малых скоростях (менее 5 км/ч) можно одновременно применять как электрические, так и гидромеханические тормоза, это сокращает тормозной путь и повышает безопасность работы. За счет короткой колесной базы достигается малый диаметр разворота. Рама выполнена из высокопрочной легированной стали. В местах больших нагрузок рама укреплена усилителями. Кузов изготовлен из композитной армированной конструкции с высокой несущей способностью. Кабина отличается комфортным оснащением и большой площадью остекления с хорошим обзором. Безопасность обеспечивает 6-стоечная защита ROPS/ FOPS. Вращение руля, тормоза и переключение передач контролируются с помощью электрогидравлической системы, что создает дополнительный контроль и не требует особых усилий от водителя. Рулевая колонка и сиденье водителя регулируются в вертикальном и горизонтальном направлении. Органы управления, индикаторы приборной панели и два LCD-дисплея обеспечивают эффективное и удобное управление машиной. Самосвал оснащен 16-цилиндровым двигателем Cummins K2000E с водяным охлаждением и двумя турбона­гнетателями, который развивает мощность 2000 л.с. при 1900 об/ мин. Система смазки централизована. Эта модель уже предлагается на российском рынке по цене $2480 тыс. на границе с Китаем.

В 2013 г. XCMG произвела настоящий фурор на выставке Bauma в Германии, представив самый мощный китайский внедорожный самосвал DE400 г/п 360 т (в рекламных целях во всех материалах указывается г/п в 400 «коротких» тонн). Такие мощные самосвалы выпускают только четыре компании в мире: БелАЗ (модели 75601, 75602 и 75603), Caterpiller (797F), Liebherr (T284) и Unit Rig (MT6300 AC). Этот огромный автомобиль оборудован 20-цилиндровым дизельным двигателем MTU-20V4000C22 мощностью 3650 л.с. Полная масса гиганта превышает 600 т, а вместимость кузова «с шапкой» достигает 265 м3. Правда, скорость перемещения DE400 – 50 км/ час – ниже, чем у его собратьев, но на карьерных дорогах этот показатель вполне соответствует запросам горняков. Машина оснащена электротрансмиссией переменного тока. Рама выполнена из модульных секций, что позволяет самосвалу выдерживать огромные нагрузки. В базовую комплектацию включены автоматизированные системы смазки узлов и агрегатов, измерения массы грузов и пожаротушения.

Крупнейший прииск Тайпингоу стал центром экотуризма
Технические характеристики самосвалов XCMG
Модель DE170 DE400
Грузоподъемность, т 170 360
Полная масса, т 280
Геометрическая вместимость
кузова/ «c шапкой», м3
72/ 102 –/ 265
Радиус поворота, м 12,0 32,6
Двигатель Cummins K2000E-16V MTU 20V4000C22
Мощность, л.с. 2029 3650
Объем двигателя, л 50
Размер шин 36.00 R51
Максимальная скорость, км/ч 45 50
Габариты (ДхШхВ), м 13,43х6,42х6,30
Цена, $тыс. 2482

XCMG выпускает также 30- и 40-тонные шарнирно-сочлененные самосвалы DAE30 и DAE45. Линейку продолжила модель DAE60, которая впервые была представлена на шанхайской выставке Bauma China 2012. Самый мощный в мире шарнирно-со­члененный самосвал имеет г/п 60 т и емкость кузова 27,0/ 34,0 м3. На машине установлен дизель Cummins QSK19 мощностью 760 л.с. с бесступенчатой трансмиссией (модели меньшей грузоподъемности оснащены традиционной 6-ступенчатой механической КП). Дизель-электрический привод на DAE60 предполагает независимое управление шестью двигателями колес. Гибридная трансмиссия – не­обычное решение, не применявшееся ранее в этом классе ШСС. Дизель агрегатируется с генератором переменного тока. Электроток от генератора поступает к шести независимым электромоторам, установленным в ступицах колес. Пока непонятно, правильно ли сделали китайские разработчики, убрав из конструкции традиционную механическую цепь в виде карданов и редукторов. Шасси DAE60 оборудовано гидропневматической подвеской колес и дисковыми тормозами с гидроприводом. Для удобства оператора в кабине водителя смонтировано кресло на пневмоподвеске и установлена система климат-контроля.

Компания Модель Грузоподъемность, т Стоимость, $тыс.
Грузоподъемность до 35 т
Astra RD32 32 476
Sany SRT33 33 390
BZK D32 31 276
БелАЗ 7540 30 212
BJZ 3530 32 99
Грузоподъемность до 55 т
Komatsu HD465 55 990
Astra RD50 49 913
Caterpiller 773E 55 910
Terex TR60 55 832
Sany SRT55 55 739
БелАЗ 7555B 55 534
Грузоподъемность до 95 т
БелАЗ 7557 90 1435
Terex TR100 91 1400
Komatsu HD785 91 1150
Sany SRT95 95 1150

Shougang (Beijing Shougang Heavy Duty Truck Manufacture Factory), входящая в состав многопрофильной металлургической корпорации Shougang Group Corp., является еще одним заводом по производству карьерных самосвалов. Это предприятие, созданное в 1991 г., приступило к выпуску моделей SGA 9650 (г/п 30 т), SGA 3550 (32 т), SGA 5650 (40 т), SGA 3722 (42 т), SGA 7555В (55 т), SGA 75131 (130 т). К настоящему времени Shougang модернизировала модельный ряд и выпускает 4 модели самосвалов на жесткой раме: 42-тонные SGA3722 и 50-тонные SGR50 с гидромеханическими трансмиссиями, а также 136-тонный SGE150 и 170-тонный SGE170 с электромеханическими трансмиссиями. Все модели комплектуются дизелями Cummins мощностью от 550 до 1800 л.с.

Технические характеристики карьерных самосвалов SHOUGANG
Модель SGA3722 SGR50 SGE150 SGE170
Грузоподъемность, т 42 50 136 170
Полная масса, т 72 77 243 280
Геометрическая вместимость кузова, м3 21/ 26 25/ 30 47/ 72 65/ 91
Радиус поворота, м 10,0 10,0 12,5 14,0
Двигатель Cummins QSX15 KTA19-C525 Cummins QSX15 Cummins KTA50-c1600 Cummins KTA50C-K1800
Мощность, л.с. 550 550 1600 1800
Объем двигателя, л 15 или 19 15 19 19
Размер шин 21.00-R35 21.00-R35 33.00 R51 36.00 R51
Максимальная скорость, км/ч 56 56 40 42
Габариты (ДхШхВ), м 9,38х4,10х3,96 8,25х4,32х3,83 11,9х6,90х5,72 11,81х6,90х5,68
Объем топливного бака, л 500 650 1900 1900

Sinoway (Sinoway Industrial (Shanghai) Co., Ltd) была основана в 1996 г. и принадлежит к VEC Group, чей бизнес охватывает морской транспорт, логистику, управление инвестициями и международную торговлю. Компания также является крупным поставщиком строительной и дорожно-строительной техники. Sinoway предлагает карьерные самосвалы на жесткой раме под маркой SWORT (200R, 320 R, 500R, 600R) г/п 20, 32, 45 и 54 т. Встречаются также предложения о продаже 32–45-тонных самосвалов под маркой Sinoway BZKD. Внедорожные самосвалы SWORT стандартно для китайских машиностроителей оборудованы дизельными двигателями Cummins и гидромеханическими трансмиссиями Allison с планетарными коробками передач. Примечательно, что первые две модели предлагаются в стандартных желтых цветах окраски, а более мощные машины представлены в светлых тонах, присущих компании Terex. На российский рынок эти машины пока не поставлялись.

Технические характеристики карьерных самосвалов Sinoway
Модель SWORT200R SWORT320R SWORT500R SWORT600R
Грузоподъемность, т 20 32 45 54
Полная масса, т 36 55 79 95
Геометрическая вместимость кузова, м3 10,7/ 13,9 15/ 20 21,5/ 27,5 26,0/ 35
Радиус поворота, м 8,5 9,9 10,5 10,6
Двигатель Cummins NT855 Cummins QSM11 Cummins QSX15-C Cummins QSX19-C650
Мощность, л.с. 249 335 533 660
Объем двигателя, л 10,8 15,0 19,0
Размер шин 14.00-R24 18.00-R25 21.00-R35 21.00-R35
Максимальная скорость, км/ч 38 50 65 58
Габариты (ДхШхВ), м 7,37х2,91х3,15 7,64х3,84х3,70 8,88х4,24х4,35 9,13х4,98х4,44

Benxi North HAULPAK (Benxi North Machinery Heavy Truck Co., Ltd) была создана китайскими компаниями NHL и металлургическим холдингом Beigang Group, последнему принадлежат 25% акционерного капитала. Предприятие, которое находится в г. Бэньси (провинция Ляонин), имеет годовую мощность производства 100 самосвалов, в основном г/п 60 и 108 т. Кроме указанных моделей завод выпускает карьерные самосвалы г/п 22, 35, 42, 50, 68 и 85 т, а также другую тяжелую специализированную колесную технику.

 

Следует отметить, что получение достоверной информации о технических характеристиках китайских внедорожников является достаточно сложным занятием. Видимо, такова особенность бизнеса по-китайски. К примеру, внятные проспекты, несущие информацию о бульдозерах, производимых в Китае, появились в России только недавно, хотя Поднебесная поставляет нам эти машины уже более 10 лет.

Китайские карьерные самосвалы на жесткой раме
Компания Модель самосвала. Грузоподъемность (т). Мощность двигателя (л.с.)
до 35 45 55–60 90–100 110–140 160–210 220–240 240–260 290–320 Свыше 320
Sinoway (Sinoway Industrial
(Shanghai) Co., Ltd)
SWORT 200R 20–249 SWORT 320R 32–335 SWORT 500R 45–533 SWORT 600R 54–660              
XCMG (XCMG Construction
and Machinery Co., Ltd)
          DE170 170–2000       DE400 400–3650
SHOUGANG (Beijing Shougang Heavy Duty Truck Manufacture Factory)   SGA3722 42–550 SGR50 50–550     SGE150 136–1600 SGE170 170–1800        

Смогут ли китайские внедорожники пробиться на российский рынок?

Основным козырем китайского оборудования при освоении российского рынка была более низкая (зачастую в 2–4 раза) стоимость по сравнению с другими зарубежными аналогами. Потребители прощали поставщикам невысокое качество лицензионной продукции по сравнению с оригиналами, проблемы с поставками запасных частей и отсутствие сервисного обслуживания. С годами китайские производители поняли, что место на зарубежных рынках можно завоевать только качественной продукцией, на многое оборудование стали устанавливать оригинальные узлы и детали, что повысило стоимость техники из КНР. Невысокая по сравнению со странами Запада зарплата персонала (которая в стоимости продукции не превышает 20%) постепенно растет, в итоге основное преимущество оборудования из Поднебесной со временем тает. В Дальневосточном регионе определенную роль играет хорошая логистика доставки китайской техники и значительно меньшие по сравнению с другими компаниями сроки выполнения контрактных поставок.

Из анализа цен, взятых автором с различных сайтов в Интернете, видно, что ценовое преимущество у китайских внедорожников иссякло и в большинстве случаев остается за белорусскими машиностроителями. Потребность в постоянной высокой работоспособности самосвалов привела китайских конструкторов и заводчиков к необходимости устанавливать качественные дорогостоящие узлы лучших мировых компаний, что приблизило цены продукции из КНР к ценам ведущих автостроительных грандов. Немалое значение при выборе карьерных самосвалов может иметь и стоимость расходных материалов и запасных частей, основными из которых являются шины. В базовой стоимости китайских внедорожных самосвалов может быть заложена цена дешевой местной резины невысокого качества, а предложение установить шины общепризнанных лидеров – Michelin или Bridgestone – приведет к значительному удорожанию против базового варианта.

Что касается моделей большей грузоподъемности, которые стоят миллионы долларов, то покупатели скорее будут ориентироваться на модели, уже давно доказавшие свою высокую эффективность на мировых рынках, чем на малоизвестные китайские бренды.

компании по теме статьи
компании по теме статьи