Тракторная техника для аграриев сегодня

Обзор российского рынка

А. Нефедов, к.т.н.
В настоящее время в России пять групп основных производителей сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов) и поставщиков тракторной техники на рынок.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Это традиционные отечественные тракторные заводы, в том числе ВТЗ и ВгТЗ, входящие в концерн «Тракторные заводы» (КТЗ), ПетТЗ, заводы «Агротехмаш», «Уралвагонзавод», «Балтиец» и др.

Это изготовители тракторов на территории России по лицензиям производителей из стран ближнего (МТЗ и ХТЗ) и дальнего зарубежья (компаний John Deere, Вuhler Versatile, Deutz-Fahr и др.).

Это традиционные тракторные заводы из ближнего зарубежья (МТЗ, ХТЗ, ЮМЗ).

Это фирмы-производители из дальнего зарубежья.

Рынок тракторной техники России в общем характеризуется емкостью или объемами поставок на него колесных и гусеничных тракторов различных типоразмеров, необходимых сельским товаропроизводителям.

Таблица 1 иллюстрирует количественное соотношение колесных и гусеничных моделей тракторов рынка России в 2013 г., из которого видно, что на рынке по-прежнему доминируют универсальные колесные тракторы (98,6%), тогда как гусеничным тракторам, составляющим существенно меньшую долю (всего 1,4%), отведена роль техники, преимущественно специализирующейся на выполнении энергоемких работ по основной обработке почвы.

Таблица 1. Рынок тракторной техники в России в 2013 г.
Вид техники   Емкость 2013 г., ед. Емкость 2013 г., % 2013 г. к 2012 г., %
Колесные тракторы
импорт
2601
7,3
–15
в том числе б/у
395
1,1
21
отгрузки КТЗ
373
1,0
–70
отгрузки МТЗ из Беларуси
19 690
55,3
19
Производство в России
6876
19,3
–39
в том числе МТЗ
4522
12,7
–41
итого
29 540
83
–8
Гусеничные тракторы
импорт
213
0,6
–5
в том числе б/у
16
0
129
Отгрузки КТЗ
194
0,5
–38
итого
407
1,1
–24

Далее представлена структура рынка тракторов в России в 2013 г. в сравнении с аналогичным периодом 2012 г., учитывающая сложившийся спрос потребителей на тракторную технику, выпускаемую основными производителями.

Увеличили объемы своего производства такие заводы, как «Уралвагонзавод» (на 13%) и «Балтиец» (на 36%), ряд фирм из дальнего зарубежья – Case IH (на 22%), Claas (на 57%), КамТЗ (в 4,5 раза), Fendt (в 1,55 раза) и др., а также все производители из Китая и Южной Кореи (на 5–72%).

Следует отметить, что в последние годы китайские и южнокорейские производители тракторов постоянно наращивают поставки своей техники в Россию, причем не только малых, но и более высоких тяговых классов, вплоть до 3–4-го, которые из-за их относительной дешевизны и хорошего качества могут стать вполне достойными конкурентами тракторов, поставляемых МТЗ.

Как и в предыдущие годы, в структуре рынка тракторов в России доминировали как в количественном (79,6%), так и денежном (45,8%) выражении колесные тракторы, изготовленные МТЗ.

Следует также отметить, что большинство ведущих производителей колесных тракторов, присутствующих на рынке России, в 2013 г. существенно снизили объемы производства и поставок своих тракторов подавляющего большинства тяговых классов (кроме 0,9 и 1,4), в том числе такие отечественные тракторные заводы, как ПетТЗ (на 51%), «Агротехмаш» (на 10%), КТЗ (на 70%), тракторные заводы из ближнего зарубежья – ХТЗ (на 51%), ЮМЗ (на 40%), а также компании из дальнего зарубежья – John Deere (на 23%), New Holland (на 13%), Buhler Versatile (на 24%), Valtra (на 28%), Same Deutz-Fahr (на 82%), Challenger (на 88%) (табл. 2).

Таблица 2. Бренды-производители колесных тракторов в России в 2012–2013 гг., ед.
Производитель 2012 г. 2013 г. 2012 г., доли, % 2013 г., доли, % 2013 г. к 2012 г., %
КТЗ
1240
373
3,9
1,3
–70
ПетТЗ
865
422
2,7
1,4
–51
Агротехмаш
107
96
0,3
0,3
–10
Уралвагонзавод
19
44
3,1
0,3
132
Балтиец
11
15
0
0,1
36
Спецстроймаш
4
5
0
0
25
Агроимпорт
123
93
0,4
0,3
–24
ЮМЗ
10
6
0
0
–40
ХТЗ
1164
568
3,6
1,9
–51
МТЗ
24 241
24 277
75,8
82,2
0
John Deere
1695
1304
5,3
4,4
–23
New Holland
479
418
1,5
1,4
–13
Buhler Versatile
317
242
1,0
0,8
–24
Case IH
231
282
0,7
1,0
22
Claas
110
173
0,3
0,6
57
Fendt
11
28
0
0,1
155
КАМТЗ
19
105
0,1
0,4
453
Valtra
76
55
0,2
0,2
–28
Same Deutz-Fahr
125
22
0,4
0,1
–82
Challenger
146
18
0,5
0,1
–88
TYM
95
100
0,3
0,3
5
Foton
115
136
0,4
0,5
18
Shahdongshifeng
93
160
0,3
0,5
72
YTO Dongfanghong
58
61
0,2
0,2
5
Dongfeng
79
88
0,2
0,3
11
Прочие
547
449
1,7
1,5
–18
Итого
31 980
29 540
100
100
–8

Больше других снижение объемов производства колесных тракторов оказалось характерным для тяговых классов: 0,6 (25%), 2 (29%), 3 (33%), 5 (19%), 6 и выше (48%) (табл. 3).

В тяговых классах 0,6; 1,4; 2 и 3 большая доля тракторов принадлежит тракторам МТЗ, как импортируемым из Республики Беларусь, так и собираемым на территории России, тогда как в тяговом классе 3 – тракторам ХТЗ из ближнего зарубежья, а в тяговом классе 4 – тракторам зарубежных производителей, собираемым на территории России. Тяговый класс 5 по большей части представлен тракторами из дальнего зарубежья от компаний John Deere, Buhler Versatile, Claas, а также мощными тракторами МТЗ. Тяговый класс 6 и выше в основном принадлежит тракторам ПетТЗ типа К-744.

Таблица 3. Объемы производства колесных тракторов тяговых классов от 0,6 до 6 и выше (ед.) и их долей (%) в 2012–2013 гг.
Тяговый класс 2012 г. 2013 г. 2012 г., доли,% 2013 г., доли,% 2013 г. к 2012 г.,%
0,6
1195
898
4
3
–25
0,9
317
421
1
1
33
1,4
21 002
21 326
66
72
2
2
3253
2315
10
8
–29
3
2320
1563
7
5
–33
4
1161
1098
4
4
–5
5
1710
1386
5
5
–19
6 и более
102
533
3
2
–48
Итого
31 980
29 540
100
100
–8

Таким образом, все это еще раз свидетельствует о том, что большинство традиционных поставщиков колесных тракторов заметно снизили в 2013 г. объемы поставок практически во всех тяговых классах, что не могло не отразиться на показателе общего снижения поставок тракторной техники на российский рынок в целом.

Если говорить о гусеничных тракторах, то их общий рынок в 2013 г. тоже снизился на 24% в сравнении с аналогичным периодом 2012 г., на что повлияло в первую очередь уменьшение отгрузок КТЗ (на 38%).

Кроме того, снизился и импорт гусеничных тракторов на 2%, но при этом возросло количество б/у техники (произведенной более года назад относительно рассматриваемых периодов) – на 86 %.

В структуре рынка гусеничных тракторов большая доля в количественном выражении (48%) принадлежит КТЗ (тракторы ВгТЗ), а в денежном выражении (44%) – тракторам Challenger. При этом доля КТЗ за рассматриваемый период снизилась на 38%.

Большинство производителей гусеничных тракторов, присутствующих на рынке России, в 2013 г. существенно снизили объемы производства и поставок своих тракторов, в том числе отечественные, такие как КТЗ (ВгТЗ) (на 38%), из ближнего зарубежья – ХТЗ (на 23%), а также компании из дальнего зарубежья – Сhallenger (на 31%) и Claas (на 100%). При этом одновременно увеличили поставки на российский рынок такие фирмы, как John Deere (на 231%), Саse IH (на 25%) и YTO Dongfanghong (на 333%).

Таблица 4. Бренды-производители гусеничных тракторов в России в 2012–2013 гг., ед.
Производитель 2012 г. 2013 г. 2012 г., доли, % 2013 г., доли, % 2013 г. к 2012 г., %
КТЗ
313
194
58,3
47,7
–38
ХТЗ
80
62
14,9
15,2
–23
John Deere
13
43
2,4
10,6
231
Challenger
121
83
22,5
20,4
–31
Case IH
4
5
0,7
1,2
25
YTO Dongfanghong
3
13
0,6
3,2
333
New Holland  
3
0
0,7
 
Fiat  
1
0
0,2
 
Сlaas
2
 
0,4
0
–100
Итого
537
407
100
100
–24

В структуре рынка гусеничных тракторов большая доля в количественном выражении (48%) принадлежит КТЗ, а в денежном (44%) – гусеничным тракторам фирмы Challenger.

В результате общий рынок гусеничных тракторов в 2013 г. снизился на 24% относительно аналогичного периода 2012 г., на что повлияло также снижение отгрузок КТЗ (на 38%).

Вследствие снижения производства гусеничных тракторов указанных производителей в 2013 г. уменьшились и объемы поставок тракторов в подавляющем большинстве тяговых классов (кроме тягового класса 2): в 3-м (34%), 4-м (22%), 5-м и выше (6%) (табл. 5).

Таблица 5. Объемы производства гусеничных тракторов в 2012–2013 гг. тяговых классов 2–5 и выше (ед.) и их долей (%)
Тяговый класс 2012 г. 2013 г. 2012 г., доли,% 2013 г., доли, % 2013 г. к 2012 г., %
2
1
4
0,2
1,0
300
3
313
206
58,3
50,6
–34
4
81
63
15,1
15,5
–22
5 и выше
142
134
26,4
32,9
–6
Итого
537
407
100
100
–24

Кроме того, в рассматриваемый период заметно снизились продажи гуеничных тракторов наиболее популярных производителей, таких как КТЗ (ВгТЗ) тягового класса 3, ХТЗ тягового класса 4 и компании Challenger тягового класса 5 и выше (табл. 6).

Таким образом, несмотря на общее снижение поставок тракторов по всем сегментам относительно 2012 г., наиболее емкими сегментами российского рынка тракторной техники в 2013 г. оказались колесные тракторы из ближнего зарубежья – МТЗ тягового класса 1,4, а также гусеничные тракторы КТЗ (ВгТЗ), из ближнего зарубежья – ХТЗ, из дальнего зарубежья – Challenger и John Deere.

Таблица 6. Структура рынка гусеничных тракторов наиболее популярных производителей тяговых классов 3–5 и выше в 2012–2013 гг., ед.
Тяговый класс Производитель 2012 г. 2013 г. 2012 г., доли, % 2013 г., доли, % 2013 г. к 2012 г., %
3
КТЗ YTO
Dongfanghong
New Holland
311
2
194
10
2
99,4
0,6
0
94,2
4,9
1,0
–38
400
4
ХТЗ
Challenger
80
1
62
98,8
1,2
98,4
0
–23
–100
5 и выше
КТЗ
Challenger
John Deere Case IH
Claas
2
120
13
4
2
83
43
5
1,4
84,5
9,2
2,8
1,4
0
61,9
32,1
3,7
0
–100
–31
231
25
–100

Падение рынка тракторной техники России продолжилось и в 2014 г. Так, согласно официальным данным, в России за январь–апрель 2014 г. произведено 3400 тракторов, что на 17,7% меньше, чем за аналогичный период 2013 г., в том числе тракторов сельскохозяйственного назначения изготовлено 2940 ед., или на 11,3% меньше, чем за тот же период 2013 г. В общем количестве тракторов, произведенных за январь–апрель 2014 г., доля отечественных моделей составила 24,8%, сборка из тракторокомплектов МТЗ – 35%, из тракторокомплектов ХТЗ – 10,4%, из комплектов зарубежных тракторов компаний John Deere, New Holland, Deutz-Fahr, Claas и др. – 29,8%. При этом отгрузка тракторов за этот период снизилась на 34,6% по сравнению с соответствующим периодом 2013 г.

Но несмотря на неблагоприятную в общем ситуацию, складывающуюся в последнее время на отечественном рынке тракторов, тракторостроители России, учитывая необходимые финансовые вложения в отрасль и имеющиеся заделы по созданию перспективных моделей, представленных в том числе и на международных аграрных выставках в 2014 г., могут уже в самом ближайшем будущем улучшить свое положение и выйти на вполне достойные позиции.