Тракторная техника для аграриев сегодня
Обзор российского рынка
В настоящее время в России пять групп основных производителей сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов) и поставщиков тракторной техники на рынок.
Это традиционные отечественные тракторные заводы, в том числе ВТЗ и ВгТЗ, входящие в концерн «Тракторные заводы» (КТЗ), ПетТЗ, заводы «Агротехмаш», «Уралвагонзавод», «Балтиец» и др. Это изготовители тракторов на территории России по лицензиям производителей из стран ближнего (МТЗ и ХТЗ) и дальнего зарубежья (компаний John Deere, Вuhler Versatile, Deutz-Fahr и др.). Это традиционные тракторные заводы из ближнего зарубежья (МТЗ, ХТЗ, ЮМЗ). Это фирмы-производители из дальнего зарубежья. Рынок тракторной техники России в общем характеризуется емкостью или объемами поставок на него колесных и гусеничных тракторов различных типоразмеров, необходимых сельским товаропроизводителям. Таблица 1 иллюстрирует количественное соотношение колесных и гусеничных моделей тракторов рынка России в 2013 г., из которого видно, что на рынке по-прежнему доминируют универсальные колесные тракторы (98,6%), тогда как гусеничным тракторам, составляющим существенно меньшую долю (всего 1,4%), отведена роль техники, преимущественно специализирующейся на выполнении энергоемких работ по основной обработке почвы.
Далее представлена структура рынка тракторов в России в 2013 г. в сравнении с аналогичным периодом 2012 г., учитывающая сложившийся спрос потребителей на тракторную технику, выпускаемую основными производителями. Увеличили объемы своего производства такие заводы, как «Уралвагонзавод» (на 13%) и «Балтиец» (на 36%), ряд фирм из дальнего зарубежья – Case IH (на 22%), Claas (на 57%), КамТЗ (в 4,5 раза), Fendt (в 1,55 раза) и др., а также все производители из Китая и Южной Кореи (на 5–72%). Следует отметить, что в последние годы китайские и южнокорейские производители тракторов постоянно наращивают поставки своей техники в Россию, причем не только малых, но и более высоких тяговых классов, вплоть до 3–4-го, которые из-за их относительной дешевизны и хорошего качества могут стать вполне достойными конкурентами тракторов, поставляемых МТЗ. Как и в предыдущие годы, в структуре рынка тракторов в России доминировали как в количественном (79,6%), так и денежном (45,8%) выражении колесные тракторы, изготовленные МТЗ. Следует также отметить, что большинство ведущих производителей колесных тракторов, присутствующих на рынке России, в 2013 г. существенно снизили объемы производства и поставок своих тракторов подавляющего большинства тяговых классов (кроме 0,9 и 1,4), в том числе такие отечественные тракторные заводы, как ПетТЗ (на 51%), «Агротехмаш» (на 10%), КТЗ (на 70%), тракторные заводы из ближнего зарубежья – ХТЗ (на 51%), ЮМЗ (на 40%), а также компании из дальнего зарубежья – John Deere (на 23%), New Holland (на 13%), Buhler Versatile (на 24%), Valtra (на 28%), Same Deutz-Fahr (на 82%), Challenger (на 88%) (табл. 2).
Больше других снижение объемов производства колесных тракторов оказалось характерным для тяговых классов: 0,6 (25%), 2 (29%), 3 (33%), 5 (19%), 6 и выше (48%) (табл. 3). В тяговых классах 0,6; 1,4; 2 и 3 большая доля тракторов принадлежит тракторам МТЗ, как импортируемым из Республики Беларусь, так и собираемым на территории России, тогда как в тяговом классе 3 – тракторам ХТЗ из ближнего зарубежья, а в тяговом классе 4 – тракторам зарубежных производителей, собираемым на территории России. Тяговый класс 5 по большей части представлен тракторами из дальнего зарубежья от компаний John Deere, Buhler Versatile, Claas, а также мощными тракторами МТЗ. Тяговый класс 6 и выше в основном принадлежит тракторам ПетТЗ типа К-744.
Таким образом, все это еще раз свидетельствует о том, что большинство традиционных поставщиков колесных тракторов заметно снизили в 2013 г. объемы поставок практически во всех тяговых классах, что не могло не отразиться на показателе общего снижения поставок тракторной техники на российский рынок в целом. Если говорить о гусеничных тракторах, то их общий рынок в 2013 г. тоже снизился на 24% в сравнении с аналогичным периодом 2012 г., на что повлияло в первую очередь уменьшение отгрузок КТЗ (на 38%). Кроме того, снизился и импорт гусеничных тракторов на 2%, но при этом возросло количество б/у техники (произведенной более года назад относительно рассматриваемых периодов) – на 86 %. В структуре рынка гусеничных тракторов большая доля в количественном выражении (48%) принадлежит КТЗ (тракторы ВгТЗ), а в денежном выражении (44%) – тракторам Challenger. При этом доля КТЗ за рассматриваемый период снизилась на 38%. Большинство производителей гусеничных тракторов, присутствующих на рынке России, в 2013 г. существенно снизили объемы производства и поставок своих тракторов, в том числе отечественные, такие как КТЗ (ВгТЗ) (на 38%), из ближнего зарубежья – ХТЗ (на 23%), а также компании из дальнего зарубежья – Сhallenger (на 31%) и Claas (на 100%). При этом одновременно увеличили поставки на российский рынок такие фирмы, как John Deere (на 231%), Саse IH (на 25%) и YTO Dongfanghong (на 333%).
В структуре рынка гусеничных тракторов большая доля в количественном выражении (48%) принадлежит КТЗ, а в денежном (44%) – гусеничным тракторам фирмы Challenger. В результате общий рынок гусеничных тракторов в 2013 г. снизился на 24% относительно аналогичного периода 2012 г., на что повлияло также снижение отгрузок КТЗ (на 38%). Вследствие снижения производства гусеничных тракторов указанных производителей в 2013 г. уменьшились и объемы поставок тракторов в подавляющем большинстве тяговых классов (кроме тягового класса 2): в 3-м (34%), 4-м (22%), 5-м и выше (6%) (табл. 5).
Кроме того, в рассматриваемый период заметно снизились продажи гуеничных тракторов наиболее популярных производителей, таких как КТЗ (ВгТЗ) тягового класса 3, ХТЗ тягового класса 4 и компании Challenger тягового класса 5 и выше (табл. 6). Таким образом, несмотря на общее снижение поставок тракторов по всем сегментам относительно 2012 г., наиболее емкими сегментами российского рынка тракторной техники в 2013 г. оказались колесные тракторы из ближнего зарубежья – МТЗ тягового класса 1,4, а также гусеничные тракторы КТЗ (ВгТЗ), из ближнего зарубежья – ХТЗ, из дальнего зарубежья – Challenger и John Deere.
Падение рынка тракторной техники России продолжилось и в 2014 г. Так, согласно официальным данным, в России за январь–апрель 2014 г. произведено 3400 тракторов, что на 17,7% меньше, чем за аналогичный период 2013 г., в том числе тракторов сельскохозяйственного назначения изготовлено 2940 ед., или на 11,3% меньше, чем за тот же период 2013 г. В общем количестве тракторов, произведенных за январь–апрель 2014 г., доля отечественных моделей составила 24,8%, сборка из тракторокомплектов МТЗ – 35%, из тракторокомплектов ХТЗ – 10,4%, из комплектов зарубежных тракторов компаний John Deere, New Holland, Deutz-Fahr, Claas и др. – 29,8%. При этом отгрузка тракторов за этот период снизилась на 34,6% по сравнению с соответствующим периодом 2013 г. Но несмотря на неблагоприятную в общем ситуацию, складывающуюся в последнее время на отечественном рынке тракторов, тракторостроители России, учитывая необходимые финансовые вложения в отрасль и имеющиеся заделы по созданию перспективных моделей, представленных в том числе и на международных аграрных выставках в 2014 г., могут уже в самом ближайшем будущем улучшить свое положение и выйти на вполне достойные позиции. |