Производство и рынок сельскохозяйственных тракторов в России в 2017 г.

Как показывают итоги 2017 г., говорить о том, что принятые меры по эффективности тракторостроения России являются исчерпывающими и оно встало на путь восстановительного роста, пока рано.

Низкий покупательский платежеспособный спрос, особенно по затратным позициям, а также высокая зависимость отрасли от государственной поддержки в полной мере наблюдаются и сегодня. А это является фактором, заставляющим с осторожностью относиться к чрезмерно оптимистическим выводам о ее перспективах, хотя в 2017 г. на российском рынке сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов) и произошел некоторый перелом в господствовавшей до этого тенденции сокращения его емкости. И тем не менее даже на фоне общего положительного результата в этом крупнейшем сегменте сохранился тренд снижения объемов продаж тракторов по ряду позиций.

Динамика производства тракторной техники, ед.

В целом развитию тракторостроения России препятствуют общее ухудшение экономической ситуации в стране, нестабильность на рынке, выросшие ставки по кредитам, колебания курса рубля, введение новых санкций, а также различные политические вызовы.

Ниже представлены реальные сравнительные с предыдущим 2016 г. данные по производству и продаже тракторной техники потребителям, ее экспорту, импорту колесных и гусеничных тракторов, а также тракторостроению стран СНГ в целом.

Так, за 2017 г. в России произведено 8105 ед. тракторов, что на 3,2% больше по сравнению с соответствующим периодом 2016 г. (см. график), в том числе изготовлено тракторов 7063 ед. (+5,5%) сельскохозяйственного назначения и 1042 ед. (–10,2%) промышленных тракторов.

В общем количестве тракторов, произведенных за 2017 г., доля отечественных моделей составила 42%, иномарок российской сборки – 58%, из которых: сборка тракторов из тракторокомплектов МТЗ составила 31,4%, из тракторокомплектов ХТЗ – 5,2%, из тракторокомплектов иностранных тракторов (Versatile, New Holland, Deutz Fahr, John Deere, Claas) – 21,4%.

В табл. 1 показано изменение производства тракторной техники на основных предприятиях России, в том числе на отечественных тракторных заводах, заводах по сборке тракторов МТЗ и ХТЗ, заводах по сборке тракторов иностранных моделей.

Таблица 1. Изменение выпуска тракторной техники на основных предприятиях России в 2017 г. в сопоставлении с данными 2016 г.
Предприятие-изготовитель Изменение выпуска тракторов в 2017/ 2016 гг., %
Тракторы 8105 (2017 г.); 7855 (2016 г.) 103,2
Сельскохозяйственные 7063 (2017 г.) 6694 (2016 г.) 105,5
Промышленные 1042 (2017 г.) 1161 (2016 г.) 89,8
в том числе
ООО «ВМТЗ», г. Владимир 300
ЗАО «ПетТЗ», г. Санкт-Петербург 85,5
ЗАО «Агротехмаш», г. Тамбов 58,8
OOO «Спецстроймаш», г. Тихвин 83,3
ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец», г. С.-Петербург 92,9
ОАО «Ярославский завод «Стройтехника» 125
Сборка тракторов «Беларус»
Торговый Дом «МТЗ-ЕлАЗ» 18,5
ОАО «САРЭКС» 86,4
ОАО «Бузулукский механический завод» 43,6
ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» 84,8
Сборка тракторов ХТЗ
Торговый Дом «ХТЗ», г. Белгород 339,8
Сборка тракторов зарубежных компаний
ООО «СиЭнЭйч-КАМАЗ-Индустрия» 114,5
ООО «Claas» 46,4
ООО «Ростсельмаш» 875,7
ООО «John Deere» 139,8
ОАО «ГОЛАЗ» 520
НПО «Мехинструмент» 117,6
Чишминский филиал Башсельхозтехника» Выпуск с 2017 г.

Видно, что многие производители тракторов, в частности ЗАО «ПетТЗ», ЗАО «Агротехмаш», ОАО «САРЭКС», ОАО «Бузулукский механический завод», ООО «Claas» и др., в 2017 г. по сравнению с данными предыдущего года существенно снизили объемы производства своих тракторов.

В целом снизили выпуск тракторов отечественные тракторные заводы, кроме ООО «ВМТЗ», а также заводы, выпускающие тракторы «Беларус» из тракторокомплектов МТЗ (табл. 2).

Таблица 2. Производство тракторной техники в России (общие показатели), ед.
2017 г. 2016 г. 2017 г./ 2016 г., %
Тракторы, в том числе: 8105 7855 103,2
сельскохозяйственные, всего 7063 6694 105,5
в том числе:
отечественные модели
2365 2591 91,3
иномарки российской сборки 4698 4103 114,5
из них:
сборка из тракторокомплектов МТЗ
2546 2985 85,3
промышленные 1042 1161 89,8

Объем производства тракторов в России в 2017 г. (8105 ед.), так же как и в предыдущие годы, оказался намного меньше объема производства тракторов в Республике Беларусь (381 943 ед.), которое существенно превысило соответствующие показатели как по Украине, так и по Казахстану и Азербайджану (табл. 3).

Таблица 3. Производство тракторной техники в России и других странах СНГ, ед.
Выпуск тракторов 2017 г., ед. 2016 г. ед. 2017/ 2016 гг., %
Россия 8105 7855 103,2
Республика Беларусь 38 194 34 405 111
Украина 1961 1228 159,7
Республика Казахстан 402 1165 34,5
Азербайджан 1474 1248 118,1

Если оценивать такой общий показатель выпуска тракторов, как их среднемесячное производство, то этот показатель в 2017 г. оказался несколько выше, чем в 2016 г. (табл. 4).

Таблица 4. Сравнительные показатели производства тракторной техники в 2017/ 2016 гг., ед.
Показатели Значение
2017 г. , среднемесячное производство 675
2016 г. , среднемесячное производство 655
2017/ 2016 гг. по среднемесячному производству, % 103,1
Объем производства за наилучший год за последние 5 лет 17 744 (2012 г.)
Объем производства за 2017 г. (по результатам работы предприятий) 8105
Изменение 2017/ 2016 гг., % +3,2

Как свидетельствуют данные по оптовым продажам тракторов или по их отгрузке потребителям, выпускаемая тракторная техника на складах готовой продукции в 2016–2017 гг. фактически не задерживалась (табл. 5).

Таблица 5. Оптовые продажи (отгрузки) тракторной техники, ед.
2017 г. 2016 г. 2017/ 2016 г., % Объем отгрузки в 2017 г./ объем производства в 2017 г.
Тракторы 7704 7808 98,7 95,1

Причем за 2017 г. отгрузка тракторов снизилась на 1,3% по сравнению с 2016 г. Всего за год было отгружено 7704 трактора (при выпуске 8105 шт.), что является приемлемым показателем за этот период при их оптовой продаже.

Наилучшие показатели по оснащению рынка России в 2017 г. продемонстрировали такие виды продукции тракторостроения, как иномарки российской сборки, тракторы, импортированные из Республик Беларусь и Казахстан, а также иномарки, импортированные из зарубежных стран, новые и подержанные, тогда как показатели по отечественным тракторам и тракторам МТЗ российской сборки оказались ниже, чем по аналогичным тракторам в 2016 г. (табл. 6).

Таблица 6. Структура российского рынка тракторов для с/х работ и лесного хозяйства, включая мини-тракторы
Типы тракторов Рынок России, ед./ %
2016 г.(суммарно 21 214 –100%) 2017 г. (суммарно 26 423 – 100%) (+24,6%)
Отечественные тракторы 2854 (из них 472 мини)/ 13,5 2410 (из них 367 мини)/ 9,1
Иномарки российской сборки 949/ 4,5 1979/ 7,5
Тракторы МТЗ российской сборки 2997/ 14,1 2306/ 8,7
Тракторы, импортированные из Беларуси и Казахстана 8568/ 40,4 9832/ 37,2
Иномарки, импортированные новые 4186/ 19,7 7543/ 28,5
Иномарки, импортированные б/у 1660/ 7,8 2353/ 8,9

Вместе с тем видно, что рынок тракторов России в 2017 г. по отношению к соответствующему периоду 2016 г. вырос на 24,6%, при этом общий объем продаж тракторов за 2017 г. составил 26 423 ед., из которых только 2410 ед. были тракторами российских марок, причем их продажи снизились на 15,6%, а их доля на рынке уменьшилась с 13,5 до 9,1%.

В 2017 г. продолжались поставки в Россию в основном отсутствующих или производимых в малых объемах необходимых сельскому хозяйству тракторов по импорту, при этом в максимальных объемах осуществлялись поставки малогабаритных тракторов тяговых классов 0,6–0,9 из Японии и Китая и в существенно меньших количествах тракторов средних и высоких тяговых классов из Франции, США и Германии (табл. 7).

Таблица 7. Структура импорта колесных тракторов по странам в 2017 г.
Страна-поставщик Доля поставок, %
Япония 24,46
Китай 36,98
Украина 17,15
Франция 6,37
США 5,57
Германия 2,43
Индия 1,83
Италия 1,43
Прочие 3,78

Таким образом, тракторный рынок России сформирован почти на четверть своего объ­ема лишь из отечественных тракторов (доля на рынке 25,3%) и в большей степени из импорта из Республик Беларусь и Казахстан (доля рынка 37,2%), а также импорта из других стран без Республик Беларусь и Казахстан (новые и подержанные) (доля рынка 37,5%) (табл. 8).

Таблица 8. Российский рынок тракторов для с/х работ и лесного хозяйства за 2017 г.
Страна происхождения 2016 г., ед. Доля рынка, % 2017г., ед. Доля рынка, % 2017/ 2016 гг., изм., %
Россия 6800 32,0 6695 25,3 –1,5
Импорт из Республик Беларусь (без сборочных комплектов) и Казахстан 8568 40,4 9832 37,2 14,8
Импорт без Республик Беларусь и Казахстан (новые и подержанные), всего 5846 27,6 9896 37,5 69,3
Итого 21 214 100 26423 100 24,6

Что касается импорта тракторной техники в Россию из других стран (дальнего зарубежья), то он количественно превосходил (в 1,69 раза) аналогичный общий показатель 2016 г., имел достаточно широкую географию и касался главным образом колесных тракторов, как новых (преимущественно) (табл. 9), так и подержанных (с небольшим сроком эксплуатации) моделей.

Таблица 9. Импорт колесных тракторов для с/х работ и лесного хозяйства в Россию (по странам происхождения) в 2016 и 2017 гг., ед. и %
Cтрана Всего В том числе новые
2017 2016 Изм. % 2017 2016 Изм. %
Китай 3606 2091 72,5 3570 2080 71,6
Япония 2385 1664 43,3 118 54 118,5
Украина 1672 506 230,4 1672 506 230,4
Франция 621 238 160,9 617 236 161,4
США 543 291 86,6 533 276 93,1
Германия 237 390 –39,2 227 383 –40,7
Индия 178 96 85,4 177 96 84,4
Италия 139 113 23 130 107 21,5
Чехия 99 3 3200 99 3 3200
Великобритания 85 51 66,7 81 48 68,8
Республика Корея 59 41 43,9 59 41 43,9
Финляндия 46 25 92 46 23 100
Турция 30 1 2900 30 0
Канада 25 2 1150 25 2 1150
Литва 11 23 –52,2 10 23 –56,5
Австрия 4 1 300,0 0 1 –100
Вьетнам 3 12 –75 3 10 –70
Польша 3 1 200 0 0
Швейцария 2 0 0 0
Венгрия 0 275 –100 0 215 –100
Прочие 0 5 –100 0 3 –100
Всего 9750 5769 69 7397 4107 80,1
Без учета поставок из стран Таможенного союза.

Так, ХТЗ (Украина) в 2017 г. поставлял в Россию в основном новые тракторы тягового класса 3–4 типа Т-150К, тогда как основные ведущие зарубежные фирмы John Deeere, Case, New Hollland, Massey Ferguson, Fendt, Claas, Deutz-Fahr, Valtra импортировали новые тракторы средней и высокой мощности (от 75 до 130 кВт и более) для крупных высокобюджетных сельскохозяйственных предприятий, а фирмы Японии и Китая – главным образом подержанные небольшие колесные тракторы мощностью до 18 кВт для мелких хозяйств (табл. 10).

Таблица 10. Импорт колесных тракторов основными зарубежными фирмами в Россию в 2017 г., ед.
Компания-производитель Всего Новые с мощностью двигателя (кВт) Б/у
до 18 18–37 37–75 75–130 Более 130
Тракторы колесные, всего 9750 3544 123 322 293 3115 2353
В том числе
ХТЗ 1556 1556
Yanmar 561 43 19 3 496
Iseki 529 6 1 522
Kubota 496 15 1 26 2 452
John Deere 411 5 7 12 365 22
Claas 399 49 349 1
Same Deutz-Fahr 327 209 37 81
Mitsubishi 326 1 325
Case–New
Holland 302 3 79 203 17
Xingtai 236 236
MasseyFerguson 225 1 224
Hinomoto 151 151
Shhibaura 143 1 142
Fendt 132 2 2 127 1
Слобожанская промышленная компания (ХТА-220) 116 116
Zetor 99 2 97
Shifeng 83 82 1
Dongfeng 71 62 4 2 - - 3
Valtra 48 3 43 2
Goldoni 38 14 1 23
YTO 34 3 1 9 3 15 3
Buhler Versatile 24 24
Без учета поставок из стран Таможенного союза.

Наряду с колесными тракторами в Россию многими фирмами из-за рубежа поставлялась также и большая номенклатура гусеничных тракторов, которые и до настоящего времени остаются востребованными у большой части сельхозпроизводителей, преимущественно для выполнения работ общего назначения повышенной энергоемкости, причем данные 2017 г. как в количественном, так и в стоимостном выражении существенно превышают аналогичные показатели 2016 г., особенно по таким фирмам-изготовителям, как John Deere, ХТЗ, Challenger, Cаse IH (выпускающих, как правило, энергонасыщенные тракторы) (табл. 11).

Таблица 11. Импорт в Россию гусеничных тракторов для с/х работ в 2016 и 2017 гг.
Фирма-производитель 2017 г. 2016 г.
ед. $ ед. $
John Deere 50 12 518 988 40 7 342 857
ХТЗ 44 1 335 610 3 95 452
Challenger 20 4 293 666 6 969 246
Case IH 13 3 001 689 5 957 688
Pazzaglia 4 94031 1 40 443
Kubota 2 1672 2 3295
Mitsubishi 2 7070 1 3700
Buhler Versatile 2 731 465 0 0
YTO 1 29 350 2 66 936
Iseki 1 1156 1 1200
Hanix 1 2671 0 0
Morooka 0 0 4 11 205
Dong Fang Hong 0 0 2 42 631
Yanmar 0 0 2 4891
Caterpillar 0 0 1 30 553
Прочие 6 228 965 4 33 554
Всего 209 28 664 697 122 13 254 098
Без учета поставок из стран Таможенного союза.

В 2017 г. в структуре рынка тракторов произошло некоторое уменьшение доли импорта новых тракторов из Республик Беларусь и Казахстан, которая снизилась с 40,4 до 37,2%, тогда как доля импорта новых тракторов иностранных марок увеличилась с 19,7 до 28, 5%, их продажи выросли на 80,2% до 7543 ед., при этом импорт подержанных тракторов тоже вырос на 41,7% до 2353 ед., а их доля выросла с 7,8 до 8,9%.

В результате продажи новых импортных тракторов, включая импорт из Республик Беларусь и Казахстан, выросли на 36,2%, с 12 754 до 17 375 ед., а продажи иномарок российской сборки (кроме МТЗ) выросли на 108,5% до 1979 ед., при этом продажи тракторов МТЗ российской сборки снизились на 23,1% до 2306 ед.

Как показывают выше приведенные данные, безусловным лидером среди импортных поставщиков тракторов в Россию, как изготовленных на МТЗ, так и собранных на территории России по лицензии МТЗ, по-прежнему является Республика Беларусь, в связи с чем надо признать, что отрасль тракторостроения России оказывается и в настоящее время сильно зависящей от зарубежных поставщиков, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья, и таким образом остается, по существу, крайне импортозависимой, импорт тракторов в которую составляет более 70% рынка всей тракторной техники.

При сложившемся высоком спросе со стороны аграриев России на новую отечественную тракторную технику довольно низкие показатели экспорта этой техники, указанные ниже, не должны удивлять.

Так, за 2017 г. достаточно скромные поставки на экспорт (в дальнее и ближнее зарубежье) осуществлялись в основном в страны ближнего зарубежья, в частности, такими заводами, как:

  • ЗАО «Петербургский тракторный завод» – 12,3% к общему объему отгрузки тракторов этим предприятием (в том числе в Республику Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Молдову, Литву, Польшу, Чехию, Венгрию, Канаду);
  • ОАО «Бузулукский механический завод» – 41,5% (в Казахстан, Кыргызстан, Монголию);
  • ООО «Трактор» – 18,6% (в Казахстан, Кыргызстан, Армению, Латвию);
  • ООО «ЧТЗ УРАЛТРАК» – 7,2% (на Украину, в Республику Беларусь, Казахстан, Армению, Монголию, Вьетнам, Перу);
  • ООО «ТД ХТЗ «Белгород» – 3,8% (в Казахстан).
 

Представляется, что в дальнейшем производство тракторов в России должно быть организовано таким образом, чтобы прежде всего в достаточной степени удовлетворить внутренний спрос и потребности отечественного рынка, создавая импортозамещаемую конкурентоспособную с высоким техническим уровнем тракторную технику, а затем наращивать объемы поставок модернизированных тракторов на внешние рынки.