Чаепитие в Мытищах

Manitex

Леонид Малютин

Перепасовка каната

Для фиксации удлинителя надо иметь под рукой полено

Развертывание удлинителя

В комплектацию входят две лебедки

Cкорость подъема-опускания крюка – 138 м/мин

Передний домкрат

Кабина архаична и жестко зафиксирована

29 октября в Мытищах прошла презентация американского автокрана Manitex, устроенная официальным представителем фирмой «Доставка-сервис». Manitex – новое для русского уха слово, и тем вдвойне интереснее было посмотреть на заокеанское чудо техники.

Чудо выглядело солидно и одновременно элегантно. Выкрашенная в общий с шасси белый тон крановая установка отличалась тонкими, благородными линиями, не отягощенными противовесом. Массивное шасси Kenworth блистало хромом и прочими американскими ценностями.
Компания Manitex специализируется на разработке и производстве автокранов с телескопической стрелой, рабочих платформ на автомобильных шасси и вилочных погрузчиках. Конструкторское бюро и основное сборочное производство находятся в г. Джорджтаун (штат Техас). Прямо из Джоржтауна прибыл и красавчик Manitex 50110S на шасси Kenworth T800.
Следует прежде всего отметить, что «Доставка-сервис» провела соответствующую работу и получила на краны Manitex сертификат соответствия и разрешение на применение Ростехнадзора. Приборы безопасности американской компании Hirschmann отвечают российским нормам. Согласно сертификату максимальная грузоподъемность автокрана Manitex 50110S – 45,4 т. Максимальный груз поднимают, развернув стрелу на 180° назад.
Шасси Kenworth с колесной формулой 8х4 (второй мост подвесной) специально подготовлено под монтаж крановой установки – рама усилена. При полной массе автокрана 28,4 т нагрузка на переднюю ось допускается 8 т. Вторая подвесная ось предусмотрена для беспрепятственного движения по дорогам общего пользования. Силовая установка шасси – 12-литровый дизель Caterpillar мощностью 430 л.с. приводит гидронасос крановой установки. Мощность двигателя несколько избыточна. Очевидно, под его прожорливость рассчитан алюминиевый топливный бак на 379 л. В базовую комплектацию входит механическая 10-ступенчатая коробка передач Fuller с керамическим сцеплением, автоматическую КП ставят под заказ. Тормоза барабанные с АБС.
Главная особенность крановой установки – отсутствие противовеса. Противовесом служит само шасси, что естественным образом повышает требования к прочности опорно-поворотного устройства. Телескопическая четырехсекционная стрела выдвигается одним гидроцилиндром и канатным полиспастом на 33,5 м. Все секции выдвигаются синхронно. Вылет основной стрелы – 30,5 м, высота подъема крюка – 35,7 м. Наш кран был оснащен двухсекционным коробчатым удлинителем стрелы. Вторая секция удлинителя выдвигается вручную, что не так трудно, как кажется. Удлинитель с гидравлическим механизмом выдвижения монтируют по заказу. Вылет стрелы с удлинителем – 45,7 м, высота подъема крюка – 50 м. Кран был оснащен двумя лебедками – на основной стреле и удлинителе. Лебедки приводят двухскоростные гидромоторы. Максимальная скорость подъема-опускания крюка – 138 м/мин! Демонстрация этой особенности впечатляет.
Кабину, по-видимому, проектировал приверженец древней школы дизайна. Овальная кабина больше бы украсила кран и гармонировала с кабиной шасси, чем угловатый параллелепипед, не говоря уже о лучшем обзоре. Кроме того, кабина жестко закреплена на поворотной платформе, т. е. не может отклоняться при подъеме стрелы. При таких вылетах стрелы, как у 50110S, эта жесткость не совсем удобна для крановщика. Интерьер кабины изысканностью не блещет, зато есть кондиционер.
За счет пятой опоры – домкрата на переднем бампере шасси – у крана круговая рабочая зона. С помощью основных четырех опор кран можно выставить на три опорных контура – не выдвигая балки опор, выдвинув их наполовину или полностью, руками переставив на балках фиксирующие пальцы. Есть и безопорная (безаутригерная) грузоподъемная характеристика, и поэтому допускается работа в заднем рабочем секторе.
Демонстрацию крана проводил подлинный техасец Джефф. Манипулируя радиопультом, он развернул кран в рабочее положение, выставив сперва передние опоры, затем задние и наконец передний домкрат. При этом он ориентировался на обыкновенный жидкостный уровень на гидрораспределителе. Гидрораспределитель помещен в неожиданное место – в нишу в заднем свесе шасси. Корма автомобиля – самое грязное место, особенно зимой, и нишу стоило бы закрыть, как это сделано, например, на клинцовских автокранах. Стало бы и чище, и деликатные гидравлические механизмы не подвергались бы воздействию дорожного рассола. Что касается радиопульта, присутствующие выразили мнение, что игрушка красивая, но у нашего крановщика долго не проживет – потеряет или сломает, усевшись на него. Вот кувалда, как оказалось, – более подходящий и даже необходимый аксессуар.
Грузоподъемность основной стрелы Джефф демонстрировал, поднимая 7-тонный контрольный груз на вылете до 12 м. Джефф также порывался показать круговую рабочую зону, волоча груз чуть ли не по асфальту, но не рискнул.
В программу презентации входила перепасовка каната основной стрелы и развертывание удлинителя стрелы из транспортного положения в рабочее. Перепасовать канат крановщик может и в одиночку, но втроем веселее. Принципиально перепасовку проводят так же, как на отечественных автокранах, разница в деталях. Так, коуш не разбирают, а вынимают пальцы из крюковой обоймы и оголовка стрелы, снимают кронштейн со шкивом каната второй лебедки, снимают ограничитель подъема крюка. Все соединения – пальцевые, и фиксируются они шпильками, так что для демонтажа и обратного монтажа могут понадобиться молоток и плоскогубцы. Коуш целиком протягивают сквозь обойму и оголовок и ставят снятые детали на место.
Развернуть удлинитель в одиночку сложнее, лучше с помощником, а лучше с двумя. Из подручных средств нужны веревка, лестница, полено и молоток потяжелее. Главное при этом вставить пальцы на место, так как соединения выполнены с натягом// внатяг, чтобы удлинитель жестко крепился без люфта. Под оголовок удлинителя подставляют полено и опускают стрелу так, чтобы она прогнулась, тогда можно забить последний палец. Эта операция увенчалась успехом далеко не с первой попытки. С удлинителем стрелы Джефф демонстрировал подъем 2-тонного контрольного груза.
Издали кран выглядит красиво,однако при ближайшем рассмотрении качество сварных швов расстроило. Такого никак не ожидали от высококлассного продукта «Made in USA». Явно варили мексиканские гастарбайтеры, больше знакомые с мотыгой, чем со сварочным аппаратом.
Стоимость автокрана 50110S в представленной комплектации (с двумя лебедками и механическим удлинителем стрелы) около 15 млн. руб., цена привязана к курсу доллара. Гарантия на крановую установку 1 год, на шасси 1 год или 160 тыс. км пробега, как на магистральные грузовики Kenworth. Техобслуживание шасси проводят сервис-центры Kenworth. Обслуживанием крановой установки, ремонтом, поставкой запчастей, освидетельствованием занимается московский сервисцентр фирмы «Доставка-сервис». У фирмы есть оборотный склад запчастей. Мелкие запчасти доставляют из США в течение недели курьерской службой UPS, крупногабаритные узлы – морем, а это минимум два месяца.
Автокран Manitex предлагает интересные технические решения, в частности, отсутствие противовеса, эффектный внешний вид и мощное шасси. В комплекте ЗИП необходимы плоскогубцы, молоток потяжелее, веревка, лестница, полено и помощник. Запасайтесь сразу.