Доркомэкспо

Мал золотник, но ко времени

Леонид Малютин
Отмена в этом году «Комтранса», одной из важнейших российских выставок, не добавила уверенности в светлом будущем. На этом сумрачном фоне радует уже сам факт проведения «Доркомэкспо». Выставка в очередной раз сменила время и место – март и ВВЦ. Размахом она не могла похвастаться и в лучшие годы, а теперь и совсем съежилась, однако жива. Коммунальное хозяйство – одна из отраслей, спрос на услуги которой будет всегда, независимо от экономических условий. Основная тема выставки – содержание дорог. Тема серьезная и запущенная ввиду плачевного состояния парков дорожно-эксплуатационных служб. Потому особый интерес представляют решения, доступные для их скромного бюджета.
Коммунальная машина МК-1500М-02
 
Заливщик швов «Коминвест-АКМТ»
Многофункциональная машина Wille
Прицепная подметально-уборочная машина Brodd Sweden
Машина для ремонта дорог литым асфальтом
Подметально-уборочная машина и разбрасыватель реагентов компании «Меркатор Холдинг»
Погрузчик с бортовым поворотом JCB Robot 170

Компания «Коминвест-АКМТ» блистала обширной экспозицией, плотно заставленной техникой. По словам генерального директора компании Александра Халецкого, это преднамеренный нестандартный ход – вдвое увеличить экспозицию. Компания длительное время специализируется на монтаже импортных надстроек на отечественные шасси. Дело это непростое ввиду особенностей шасси, но цены на машины существенно ниже.

Начать стоит со всесезонной вакуумно-уборочной машины Johnston Sweepers на шасси КамАЗ, созданной по заказу департамента ЖКХ Москвы. Задача состояла в том, чтобы машина работала при температуре до –15 °С. Все конкуренты заявили, что такое невозможно в принципе, поскольку в процессе участвует вода. Однако конструкторы компании сочли возможным доработать стандартную машину: установили дополнительную систему автоматики, насос, горелку, которая нагревает воду в системе, плюс утепленный бункер. Вода подается прямо в шахту и сразу всасывается, не попадая таким образом на дорогу. Как выяснилось, штатная пневмосистема шасси не справляется с полной продувкой системы, и чтобы на стоянке система не замерзла, предусмотрели бак для антифриза, которым заправляют систему по окончании рабочего цикла.

Теперь перейдем к распределителю пескосоляной смеси датской фирмы Epoke, установленному в кузов самосвала КамАЗ. Уникальность установки Epoke – в системе измельчения слежавшегося материала, с помощью которой материал подается на транспортерную ленту дозированно и равномерно распределяется по дорожному покрытию. Epoke дает 5-летнюю гарантию на защиту кузова от коррозии.

«Коминвест-АКМТ» вообще любит работать со скандинавскими брендами из-за схожести климатических условий. Недавно начали работать со шведской компанией Brodd Sweden, которая занимается прицепными механическими подметально-уборочными машинами, аналогами техники Broddway. Разработчик машин Broddway выделился в отдельную компанию и вышел на рынок с новым поколением машин этого типа. Машина Brodd Sweden, рабочая ширина которой 2500...3000 мм, оснащена автономным двигателем Kubota, двумя водяными баками общей вместимостью 1150 л, основной щеткой шириной 1100 мм и боковыми щетками диаметром 1240 мм. Увлажненный смет подается элеватором в кузов самосвала-тягача.

«Коминвест-АКМТ» представила также машину для ремонта дорог литым асфальтом немецкой фирмы AGT на шасси КамАЗ и заливщик швов собственного производства. Установка – аналог немецкой Schafer по функциональности, но вдвое дешевле. Над ее внешним видом еще надо поработать.

Недавно «Коминвест-АКМТ» подписала контракт с финской фирмой Wille, выпускающей семейство многофункциональных машин, которые используют в основном в городском хозяйстве. Для этих шарнирно-сочлененных машин разработано около сорока видов навесного оборудования для содержания дорог и благоустройства. Компания уже продала несколько таких машин, и есть потенциальные заказчики.

ОАО «Машиностроительный завод им. Калинина» (Екатеринбург), известный отечественный производитель вилочных погрузчиков, выступило с единственным экспонатом – подметально-уборочной машиной для обслуживания дорожно-эксплуатационного участка МК-1500М1-02, которая конкурирует с продукцией фирм Bucher и Hako. В конструкции импортные комплектующие – двигатель Kubota, вакуумная установка, щеточный узел и узел воздухозабора чешской фирмы Kobit, смонтированные на немецком шасси. Вместимость бункера – 2 куб.м. Машина компактная, с малым радиусом поворота. Разворачивается вокруг заднего колеса. Сервисом занимаются фирмы-продавцы. У завода есть представительство в Москве и достаточно развитая дилерская сеть. На вопрос о конкурентоспособности машины по цене представитель завода Геннадий Конский ответил, что до кризиса машина стоила чуть больше 3 млн. руб., тогда как импортный аналог стоил 4,2 млн. руб. Сейчас цена приближается к 4 млн. руб., аналогичные машины Hako и Bucher стоят около 150 тыс. евро. Г. Конский отнес к достоинствам машины отсутствие модных «наворотов», более несущих рекламный характер и не используемых в реальных условиях.

ООО «Меркатор Холдинг», совладелец смоленского ОАО «Завод КДМ им. М.И. Калинина»), представило многофункциональную комбинированную дорожную машину ЭД-700 на базе шасси Volvo, предназначенную для летнего и зимнего содержания скоростных автодорог, таких как Московская кольцевая, Третье транспортное кольцо. В 2008 г. Департамент ЖКХ и благоустройства Москвы закупил 12 таких машин. Они позволяют вести скоростную уборку трасс на скоростях до 60 км/ч, что является обязательным требованием в таких мегаполисах, как Москва. И базовое шасси Volvo, и навесное оборудование Bucher Giletta изготовлены в России по технологии и под контролем компаний Volvo и Giletta, это позволило без ухудшения качества существенно снизить стоимость машины.

ЭД-700 оснащена автоматическим распределителем твердых противогололедных реагентов с увлажнением, позволяющим распределять любые виды реагентов вне зависимости от их качества, влажности, загрязненности, начиная от чистой соли и заканчивая щебнем фракции 10 мм. Плотность распределения реагентов от 5 г/кв.м с шагом в 1 г/кв.м независимо от скорости движения автомобиля достигается за счет электронной системы управления Ecoswave и смонтированного в задней части бункера поперечного разбивателя смеси, который в процессе работы перемешивает реагент и подает однородную смесь на распределяющие диски. Такое техническое решение запатентовано и применяется только в распределителях Giletta. Большая грузоподъемность базового шасси позволяет монтировать на него бункер повышенной вместимости: 9 куб.м твердого реагента и 3 куб.м жидкого. Машина укомплектована межосевой подметальной щеткой шириной 3,8 м и передним плугом шириной 4 м из высокопрочного морозостойкого пластика.

Второй экспонат компании – хит продаж 2008 г.: это подметально-вакуумная машина ЭД-244КМ-08 на шасси КамАЗ-53605 с оборудованием Bucher Cityfant-60, предназначенная для уборки улиц в летний период. В 2008 г. Департамент ЖКХ и благойстройства Москвы закупил 22 таких машины.

Несколько неожиданным стало присутствие на выставке компании JCB, выставившей асфальтовый каток JCB-Vibromax. Компания обратила серьезное внимание на коммунальное хозяйство. Ее экскаваторы-погрузчики 3СХ и 4СХ хорошо известны и пользуются заслуженной популярностью. В номенклатуре компании достаточно много техники, которую можно с успехом использовать в городском хозяйстве – это погрузчики с бортовым поворотом Robot, вилочные погрузчики с телескопической стрелой Teletruk, мини-экскаваторы, тракторы Fastrac, дизель-генераторы, гидравлические станции и гидроинструмент, а также уплотнительное оборудование Vibromax – грунтовые и асфальтовые катки и трамбовки. В качестве гидравлической станции можно использовать экскаватор-погрузчик и трактор, для чего их оснащают дополнительным контуром. Техника JCB недешева, но по функциональности, надежности, экономичности и ресурсу намного превосходит отечественные аналоги.

Компания «Астра-Техно» показала погрузчик с бортовым поворотом Mustang и мини-погрузчик Avant, компания «Сэйф Технолоджи» – стреловой автомобильный подъемник с рабочей платформой Altec на базе фургона Ford Transit.

Конечно, на выставках преобладают зарубежные образцы, предлагающие лучшую функциональность, надежность и ресурс, чем отечественные. Однако мы не теряем надежды на то, что изменившиеся экономические условия послужат стимулом отечественным предприятиям к созданию конкурентоспособной продукции.