Зачем мусоровозу кран? (ч.1)
Мусоровозы для заглубленных контейнеров
Ну, не совсем кран, а, точнее, краноманипуляторная установка, и не только для мусоровоза, но и для самосвалов, и для машин с «мультилифтом». Техника для вывоза ТБО, работающая с системой заглубленных в грунт контейнеров, набирает все большую популярность, а сами подземные «грибы» перевозчикам приходится совмещать с разнообразной инфраструктурой сбора отходов. Соответственно производители предлагают все больше вариантов мусоровозов, оснащенных КМУ.
Специальное судно для вывоза мусора с КМУ для выгрузки мусорных контейнеров (Дания)
Контейнеры, частично погруженные в землю, не зря завоевали популярность в европейских странах, где проблема свободного места стоит довольно остро. И решается она там радикально: не просто часть контейнера, а весь он полностью прячется под поверхностью тротуара, только небольшая урна с крюком на крышке остается наверху. Такие «урны-айсберги» можно размещать не только на узких тротуарах или остановочных комплексах, но даже в таких местах, где движение для автомобилей полностью закрыто. Как такое становится возможным? Все дело в КМУ, которая в данном случае должна быть достаточно большой грузоподъемности, чтобы на своем максимальном вылете справляться с массой бункера, заполненного мусором. Монтируется она при этом непосредственно на шасси, позади кабины автомобиля, как и на большинстве других машин с КМУ. Кузов мусоровоза может быть жестко зафиксирован на шасси, обычно это оборудование с задней загрузкой, или применяется система быстрой смены кузовов «мультилифт». В этом случае вместо такого оборудования используется пресс-компактор, чаще устанавливаемый своей загрузочной камерой к крану, отчего автомобиль в целом становится похож на мусоровоз с боковой загрузкой. Разумеется, это не означает, что мусоровоз с КМУ сможет обслужить всю пешеходную зону, но представьте ситуацию, когда тротуар отделен от проезжей части сплошным бортиком из труб, или декоративным кустарником, или газоном – без крана-манипулятора тут никак не обойтись. Загрузочные камеры в обоих случаях дорабатываются, над приемной «ванной» машины с задней загрузкой устанавливается специальный кожух, увеличивающий ее размер с 1,5–2 до 10 м3. Над прессом компактора укрепляют дополнительные стенки, порой всю конструкцию выполняют в виде воронки, подобную же воронку напоминает и мусоровоз с задней загрузкой с кожухом. Размеры приемного бункера мусоровоза с КМУ должны быть больше размеров заглубленного контейнера, чтобы не просыпать мусор мимо. Работать ведь приходится и при сильном ветре, и жильцы не поймут, если мусор перестанут вывозить из-за погодных условий. А где вы видели, чтобы там летали пластиковые пакеты? Поэтому, чтобы ТБО не оказались на улице в сильный ветер, контейнер можно слегка опустить в загрузочную камеру. Пропускать же рейсы мусоровозам в Европе нельзя, так же как и у нас. Что, вы думаете, будут делать добропорядочные иностранные горожане, когда обнаружат, что их «мега-урна» заполнена до отказа? Обратно домой они свой мусор не понесут, какими бы культурными ни были – и вот вам гора пакетов на тротуаре, не хуже нашей. Заграничная техника, конечно, славится у нас своей надежностью, но все-таки нереально, чтобы машина работала ежедневно с утра до ночи и за весь лизинговый период не случилось бы ни одного отказа. Но даже если она безотказна, техническое обслуживание любой машине, в том числе и импортной, необходимо. Кто в Европе согласится работать по ночам? Как правило, никто. Значит, подменная машина необходима. Если у компании-перевозчика большой парк однотипных мусоровозов, проблемы не возникает, но если (что бывает чаще) типов несколько и рассчитаны они на работу с разными системами сбора ТБО? В этой ситуации в более выгодном свете выглядит автомобиль, оснащенный системой «мультилифт». Если требуется отправить шасси в ремонт или на техобслуживание, легко найти на стороне другой «мультилифт» с КМУ, поставить на него свой пресс-компактор и продолжить работу по графику. Только у нас в стране пока не так много машин с системой «мультилифт», к сожалению. Но, с другой стороны, и рынок не насыщен, так что есть куда расти. А в данном случае, когда мы смотрим на мусоровоз для обслуживания заглубленных контейнеров, часто и не замечаем, что перед нами по факту универсальный автомобиль с крюковым погрузчиком для сменных кузовов и КМУ, которому при желании можно найти не одно применение. Контейнеры заглубленные и такие разныеКонтейнер «подземная урна» изготавливается из металла и достигает в объеме 4–5 м3. В его дне расположено выходное отверстие, закрытое одной или двумя «дверками». Иногда же контейнер выполняется разделенным на две половины, при разгрузке он раскрывается, как орех. Полностью заглубленные металлические контейнеры экономят максимум места, поэтому оказываются в самых неподходящих местах с точки зрения безопасности пешеходов. Оператор же мусоровоза, как правило, работает в одиночку, и чтобы случайный зевака не упал в яму, когда контейнер из нее вынут, в последнем имеется подъемное второе дно. Естественно, из-за материала и конструкции такие контейнеры стоят немало. Поэтому мы и не видим их в своих стесненных городских условиях. В нашей ситуации распространению полностью заглубленных металлических урн-контейнеров препятствуют также пресловутый российский менталитет и новые металлисты. Вот смотрите, считается, что картофельные очистки и шелуху от семечек рассыпают по земле собаки и люди без определенного рода занятий, когда разрывают аккуратно завязанные пакеты в поисках еды и вторичного сырья. Как бы не так! При абсолютно копеечной цене пакета для мусора наши «короли Лиры» или приносят мусор по старинке в ведрах, или умудряются пользоваться одним пакетом до тех пор, пока он не превратится в решето, только тогда его выбросят и возьмут новый «многоразовый» пакет. Кому смешно, кому дико, только этот вопрос уже не из области экономики, а скорее психиатрии. И сверкающая нержавеющей сталью подземная «неоурна» будет загажена не хуже обычной наземной. А уж про то, что над каждой урной придется видеокамеру вешать, стоит ли говорить? Не зря же у нас пионеров учили металлолом собирать, и ведь хорошо учили! В основном по этим причинам у нас в первую очередь внедряются заглубленные контейнеры в виде «чулка» из полипропилена. Но и те сплошь и рядом страдают от вандалов, сколько их уже погорело по всей стране от умышленных поджогов... Выгружать мешки трудно, так как их необходимо развязывать вручную. Рабочий при этом вынужден карабкаться на крышу мусоровоза, если используется машина с боковой загрузкой или пресс-компактор, или стоять «обнявшись» с пахучим мешком при работе на мусоровозе с задней загрузкой. Ослаблять затяжку шнура с большого расстояния не так-то просто. В последнем случае «таскать» пятикубовые «чулки» особенно тяжело, перевозчики останавливаются на объеме 3 м3. Подъемные кожухи, как показывает практика, в таком случае вообще не нужны, машина дешевле выйдет плюс экономия времени и топлива.
Полимерные бакиНо мусоровозы с «большим» краном не ограничиваются только этими двумя видами контейнеров. Например, хорошо зарекомендовали себя за рубежом и широко используются в южных европейских странах полимерные баки с частичным заглублением, изготовленные из армированного стекловолокном полиэстера. Этот материал трудно воспламеняется и стоек к физическим нагрузкам и ультрафиолету. Как и «грибок», он состоит из двух «стаканов», во внешнем верхняя (надземная) и нижняя (подземная) части соединены между собой, в случае повреждения наружной части не придется менять весь «стакан». Внутренний контейнер, который у знакомых нам скандинавских «грибков» бездонный мешок из тканого полипропилена, затягиваемый шнуром, здесь цельный, в крышке имеется большое отверстие 75х60 см, то есть могут загружаться довольно объемные пакеты с мусором. Дно его состоит из двух створок, каждая в форме корыта для сбора «рассола», «сиропа» или «компота» (как только у нас профессионалы на своем языке не называют жидкость, сопутствующую бытовым отходам!). Для трехкубового контейнера общая емкость двух отсеков – 140 л. Различие между севером и югом не случайно, на юге ниже уровень культуры у населения, а органических отходов образуется больше из-за других традиций в питании. Кроме того, на севере во многих странах налажен сепаратный сбор органики для переработки с получением натурального газа. Это позволяет собирать абсолютно сухой мусор. А у нас мешки не текут разве что в сильные морозы – что бы мы вообще без зимы делали, как она от мух и тараканов помогает… Но главная прелесть такого контейнера в отличие от «чулка» не в том, что он собирает чище – начнут воду лить, этих ста сорока литров не хватит, потечет мимо, и тоже придется «стакан» изнутри драить, – а в том, что разгрузка его осуществляется механически. Оператору не надо никуда лазать, ничего развязывать, с пульта он управляет краном, пультом и разгружает контейнер. Кстати, аналогично устроены и наземные контейнеры для раздельного сбора бутылок, пластика, бумаги, жестяных банок. Похоже выглядят и японские баки для ТБО, которые там хоть и на колесах, разгружаются в мусоровоз с помощью КМУ – еще один пример эффективности применения крана в стесненных условиях. Вместо одной петли у контейнера их две, одна зафиксирована, другая через систему тяг управляет открыванием и закрыванием створок. Подвижная приводится в действие или лебедкой, или с помощью специальной гидронавески, монтируемой на крюк КМУ. Вот где имеет смысл устанавливать большие кожухи на мусоровозы! Оператор работает с одной точки, никакого ручного труда (при использовании навески, а не лебедки): подвел КМУ к контейнеру, подцепил навеской сразу за обе петли, выставил над загрузочным бункером, открыл, разгрузил, закрыл, поставил на место. Прессующая плита при этом работает в автоматическом режиме, жуя все, что сверху падает, и никакого травматизма при этом. И если применяется автомобиль-«мультилифт», сменив пресс-компактор на открытый кузов, можно собирать банки и стекло из упоминавшихся наземных контейнеров. А в мусоровоз с задней загрузкой собирать пластик и бумагу. Стоит только посмотреть на наших европейских соседей и понять, что они там не «с жиру бесятся», а просто деньги экономят, считай – зарабатывают. |
Мусоровозы FAUNКомпания FAUN представляет на российском рынке модельный ряд высокопроизводительных мусоровозов: с задней загрузкой (ROTOPRESS, VARIOPRESS, POWERPRESS, SELECTAPRESS), с боковой загрузкой (SIDEPRESS), с передней загрузкой (FRONTPRESS, EASYPRESS). Все мусоровозы оборудуются электронной системой управления FAUN. Особой популярностью пользуются мусоровозы с задней загрузкой. POWERPRESS – оборудование универсального применения, рассчитанное на высокие нагрузки, работающее с любыми контейнерами емкостью до 10 м3, пригодное для сбора промышленных отходов, крупногабаритного мусора и продуктов для вторичной переработки, а также бытового мусора. Может монтироваться практически на любые 2–4-осные шасси. Предлагаются кузова двух различных конструкций. Прочная конструкция рассчитана как на ручную загрузку мусора, так и на опорожнение подъемником контейнеров емкостью до 10 м3. Плавные очертания без выступающих ребер придают кузову элегантный современный вид. Кузов может устанавливаться на шасси с подрамником, имеющим гальваническое антикоррозионное покрытие. Оборудование обеспечивает высокую степень уплотнения, в загрузочном бункере производится предварительное уплотнение. В конструкции используются высококачественные материалы и надежный механизм уплотнения. Благодаря использованию для уплотнения ТБО вращения барабана ROTOPRESS является самым экономичным оборудованием для вывоза отходов. Преимущества этой технологии – опорожнение барабана путем простого изменения направления вращения, наличие удобных в обслуживании пресс-шнеков, герметичность (жидкость не просачивается), отсутствие остатков и запаха. Уплотненные ТБО перемещаются в переднюю часть барабана, в результате вес груза более равномерно распределяется по осям и перегрузка задних осей исключается. Благодаря простоте конструкции и малому количеству деталей механического и гидравлического оборудования масса ROTOPRESS на 1 т меньше, чем у кузова с уплотняющей плитой аналогичной емкости. В результате полезная грузоподъемность у ROTOPRESS больше на 1 т, а расходы топлива меньше. Благодаря способу уплотнения путем вращения в барабане из ТБО выделяется меньше жидкости, она остается внутри уплотненной массы. В результате уменьшается коррозионное воздействие жидкости на кузов. Возможен монтаж оборудования ROTOPRESS на 2–4-осные шасси и прицепы. VARIOPRESS – универсальное оборудование для сбора ТБО любых фракций. Предлагаются на выбор кузова двух различных конструкций. Могут монтироваться на 2–4-осные шасси с помощью промежуточного подрамника, который имеет антикоррозионное гальваническое покрытие. Загрузка контейнеров возможна в автоматическом и ручном режимах. Сила сжатия ТБО выбирается оператором. Выталкивающая плита находится на определенном расстоянии от сжимающей плиты и по мере уплотнения ТБО отодвигается. В результате ТБО равномерно уплотняется по всей глубине кузова. Благодаря такому устройству исключается возможность повреждения оборудования вследствие чрезмерной силы сжатия. Загрузочный бункер имеет емкость 1 м3, цикл загрузки составляет всего 20 с. Современная электронная система управления построена на основе шины CAN. Показатели работы машины выводятся на цветной дисплей. На него же выводится изображение с видеокамеры заднего вида.
|