Снежные пахари – снежные плуги

Сергей Красовский
Самым распространенным и эффективным инструментом очистки дорожного полотна по праву является снежный плуг. Как правильно выбрать оборудование и каковы особенности его эксплуатации – об этом поговорим в нашем первом материале, посвященном оборудованию для обслуживания дорог в зимний период.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выпадающие сверх всякой нормы и, как всегда, нежданно-негаданно осадки в виде снега и ледяного дождя вначале парализуют движение, а потом активизируют закупки новой современной снегоочистительной техники. Увы, зачастую происходит это в разгар сезона, когда машины должны работать в полную силу, разгребая завалы. И первое, с чем могут столкнуться коммунальщики, – машина, призванная чистить дорогу, беспомощно шлифует колесами дорожное полотно на, казалось бы, незначительном подъеме. Непреодолимым препятствием на пути специальной техники, например, может оказаться мост или даже развязка-«бабочка» на федеральной магистрали. Яркий тому пример – паралич движения на МКАД.

Чтобы коммунальная техника не стала причиной затора, необходимо не просто грамотно выбирать шасси под спецмашину, но и уделить внимание тому, как выполнена развесовка авто по осям. Последнее особенно актуально для двухосных грузовиков с колесной формулой 4х2, оснащаемых мощными и потому тяжелыми снежными плугами. Неудачное перераспределение масс на рулевую ось приводит к разгрузке заднего моста и ухудшению сцепных характеристик шин ведущей оси с опорной поверхностью. Как известно, зимняя резина для грузовиков есть привилегия западных эксплуатирующих организаций. Наши коммунальщики работают на всесезонной резине, которая требует определенной нагрузки, чтобы обеспечивать должный уровень сцепления с заснеженным или обледенелым дорожным полотном. В достижении требуемой тяги важно, чтобы ведущий мост автомобиля имел блокировку дифференциала. Без нее автомобиль на заснеженной дороге вообще становится бесполезным. Чтобы подстраховаться от данной неприятности, а также обеспечить более широкий спектр использования спецмашины, производители специальной техники применяют трехосное шасси с колесной формулой 6х4 (с межколесными и межосевыми блокировками), а также полноприводные версии.

Теперь, собственно, о том, какие нюансы имеет оборудование, применяемое для расчистки дорог. Начнем с, казалось бы, простых плугов. С одной стороны, чем они проще, тем лучше. По крайней мере, служба технического обеспечения не будет иметь проблем с обслуживанием и ремонтом оборудования. С другой стороны, одним лишь гидроприводом, пусть и способным точно выставлять нужный угол атаки инструмента (особенно в модификациях, позволяющих задавать «V» и обратное ему положения) и корректировать его расположение относительно опорной поверхности, сегодня качественно работу не выполнить. И дело даже не в том, что простое оборудование не позволит произвести зачистку дорожного полотна согласно действующим нормам, нормативам и требованиям, а в том, что из-за качества этого самого полотна (механизма подвески) плуг может получить повреждения, не допускающие его дальнейшей эксплуатации без ремонта. А сила удара, с которой отвал сталкивается с препятствием на дороге, может быть весьма и весьма большой. Самое безобидное, когда уставший водитель под конец ночной смены (а снег с улиц убирают в основном в ночное время, так как это снижает нагрузку на транспортные артерии) может запросто проспать знак, обозначающий «лежачего полицейского», или прозевать лежащий на дороге камень. При скоростной уборке дороги столкновение плуга с обычным силикатным кирпичом на скорости 40 км/ч трансформируется в существенную ударную нагрузку. Что уж говорить о контакте с бордюром!

Чтобы избежать поломок рабочего оборудования, инженеры наделили плуг возможностью подпрыгивать при контакте с препятствием. При этом металлическое полотно под действием прилагаемой к его нижней части силы начинает перемещаться вверх по специальным направляющим. Занять же исходное положение ему помогают специальные упругие элементы. Самые простые, но эффективные выполнены в виде закольцованных резиновых лент с механизмом регулировки предварительного натяжения в виде шпильки с нарезанной резьбой и «барашковой» гайки. Работает такой амортизатор наподобие резинового спортивного экспандера. При ударе о препятствие плуг поднимается вверх по направляющим, растягивая резиновые ленты. После прохождения оказавшегося на пути предмета плуг под собственным весом и усилием растянутой резиновой ленты возвращается в исходное положение. Однако даже наличие страховки от ударных нагрузок не гарантирует того, что силовые элементы подвески плуга не получат повреждений. Чтобы вовремя их устранить, необходимо как можно раньше их обнаружить. Для этого наиболее подверженные повреждениям детали силовой конструкции покрываются специальной краской, которая в силу своих физических свойств при деформации детали трескается, четко указывая на зону воздействия нагрузки. Благодаря такому простому техническому решению ремонтная служба имеет возможность оперативно ремонтировать рабочее оборудование, сократив время простоя машины в ремонтной зоне. Кстати, некоторые силовые конструкции подвески плугов имеют специальные сминаемые при сильном ударе силовые элементы, которые также окрашиваются упомянутой выше эмалью. Их вводят в конструкцию для того, чтобы в случае сильного удара деформировались именно они, а не, например, штоки дорогих гидравлических цилиндров механизма подъема/ опускания рабочего инструмента.

Однако ударные нагрузки могут возникать не только вследствие наезда плугом на препятствие, а также из-за сильной раскачки тяжелого и широкого плуга относительно продольной оси автомобиля, его несущего. В этом случае происходит разбалтывание и ускоренный износ шарниров механизма навески. Особенно часто данная неисправность в навесном оборудовании проявляется при работе машин во дворах, где асфальт может быть уложен неровно, а крышки люков больше нормы могут возвышаться над дорожным полотном, или очищаемые дороги имеют колейность, бугристость. Чтобы снизить воздействие ударной нагрузки на механизм подвески, инженеры вводят в конструкцию демпфирующие элементы, изготовленные из резины определенных сортов (определенной жесткости, имеющие строго заданный параметр деформации). Они не только гасят удары, но и дают некоторую подвижность плугу, за счет которой он огибает рельеф очищаемой дороги. Кстати, при интенсивной эксплуатации снегоуборочного оборудования, более всего при низких температурах, резиновые элементы могут растрескиваться, особенно если плуги хранили летом под открытым небом. Как известно, ультрафиолетовое излучение крайне негативно влияет практически на все сорта резины. Чтобы продлить срок службы демпферов и повысить их надежность, их могут изготавливать, например, из полиуретана. Однако стоимость деталей при этом заметно возрастает. Кстати, выбор между резиной и композитным материалом встает и при оснащении плугов изнашиваемыми «лезвиями». Детали из композиционных материалов, как правило, предлагаются в качестве опции, а для стандартного оснащения плугов применяются резиновые резцы.

Если технику предполагается использовать для расчистки обледенелых трасс, а также срезания смерзшегося снега после оттепели и последовавшего за ней мороза, то оптимальным будет использование металлических ножей, изготовленных из износостойкой стали, наподобие той, что применяется при производстве зубьев ковшей экскаваторов или резцов отвалов автогрейдеров. Кстати, металлическое лезвие может быть первым в двухлезвийной системе очистки, которая незаменима, например, для очистки проспектов мегаполисов. Преимущество «двойной зачистки», вне зависимости от комбинации материалов первого и второго лезвий, состоит в том, что уборка дорожного полотна с его последующей обработкой противогололедными реагентами ведется в один проход и при этом наблюдается значительная экономия химических реагентов, что важно для повышения эффективности бизнеса, а также снижения отрицательного влияния на экологию города.

В качестве дополнительной опции к стандартному плугу имеет смысл приобрести боковой скребок, благодаря которому удается избежать выброса собираемой снежной массы на тротуар или обочину. Использование бокового скребка актуально прежде всего при очистке кольцевых перекрестков. При этом входящие в круг дороги не будут «разделяться» снежным бруствером. Помимо этого использование данной опции избавит коммунальщиков от необходимости очищать посадочные площадки остановок общественного транспорта, на которые также при уборке дороги часто «выносится» снежная шуга.

Продолжая разговор о снежных плугах, стоит упомянуть о необходимости грамотного выбора опорных лап, которые, разумеется, должны легко заменяться. Простым и легким должен быть и механизм регулирования положения «подошвы» относительно асфальта. Важный нюанс: если машина предназначена для скоростной уборки дороги, то вместо металлической опорной поверхности, которая скользит по дорожному полотну, необходимо использовать опору с колесом. Будет оно цельнолитое или пневматическое, не столь важно, так как эксплуатационные характеристики зависят от материалов, из которых изготовлен узел (деталь). Разумеется, в случае применения «пневматиков» перед выходом на линию необходимо проверить в шинах давление. В противном случае потерявшая воздух и упругость покрышка просто слетит с обода. В случае применения жестких металлических опор (уборка снега с небольшими скоростями) следует следить за толщиной истираемых накладок и вовремя их заменять, благо операция эта несложная – истираемая колодка крепится, как правило, на двух болтах (шпильках).

Чтобы обеспечить сохранность плуга при его контакте с бордюрными камнями, применяются специальные защитные металлические накладки, которые крепятся на болтах в торцах нижних углов рабочего инструмента. Износ данных элементов значительно ниже, чем тех же скребков, а потому менять их на протяжении всего срока службы эксплуатации снегоуборочного оборудования не требуется. Металлические истираемые элементы окрашиваются на заводах стойкими к воздействию окружающей среды эмалями. Однако восстанавливать его бессмысленно, так как краска живет до первого контакта с бордюром. А вот поинтересоваться толщиной хромового покрытия штоков гидравлических цилиндров управляющего аппарата очень даже уместно. Поскольку цилиндры находятся в непосредственной близости от дорожного полотна и на них в процессе уборки оседает поднимаемая скребком взвесь грязи со снегом, то для защиты металла от коррозии будет нелишним, если толщина хромового покрытия составит порядка 40, а то и более микрон. Увы, но дешевые гидроцилиндры такими характеристиками похвастать не могут, а потому их замена в результате течи, вызванной износом сальника и коррозионным поражением штока, дело обыденное.

Напомним, что при сезонном хранении плугов все открытые части штоков гидроцилиндров необходимо в обязательном порядке, невзирая на толщину хромового покрытия, покрывать слоем консистентной смазки. Дело в том, что хромое покрытие обладает пористостью. В поры проникает вода, которая вызывает коррозию металла штока и отслоение защитного покрытия. Именно по этой причине снегоуборочное оборудование часто выходит из строя после первой же недели интенсивной эксплуатации оборудования, не прошедшего консервацию после зимы.

И, наконец, последнее. Приобретая снежные плуги для скоростной уборки дорог, стоит заплатить за такую полезную опцию, как защитный экран. Он представляет собой штору из полимерного материала, которая на специальных консолях натянута поверх плуга (с уклоном вперед). Экран принимает на себя удар снежной взвеси, которая образуется перед рабочим инструментом при уборке на высоких скоростях.

(Продолжение следует)