Fendt 415 Vario

Как равные среди равных

Отечественные сельхозтракторы должны быть усовершенствованы для работы на транспорте

Выпускаемые отечественные колесные сельскохозяйственные тракторы (далее – тракторы) средней и высокой мощности, в связи с отставанием в техническом уровне ряда компонентов от аналогичных тракторов ведущих зарубежных фирм, в отличие от последних оказываются неспособными передвигаться по дорогам общего назначения с высокими транспортными скоростями. Из материалов данной статьи читатели узнают, какие усовершенствования следует реализовать на отечественных тракторах, чтобы они могли эффективно использоваться не только на тяговых работах в хозяйствах, но и благодаря высоким скоростям движения быть равными среди равных на дорогах общего пользования.

В последние годы за рубежом наблюдается тенденция массового перехода в использовании стандартных тракторов с нормальной колеей, преимущественно средней и высокой мощности, для выполнения транспортных перевозок по дорогам общего пользования. Соответственно увеличиваются максимальные скорости тракторов в штатной комплектации до 40–50 и даже до 60–70 км/ч вместо применявшихся ранее максимальных скоростей 30–40 км/ч.

Агромаш 30ТК

Так, современные колесные энергонасыщенные тракторы компоновочных схем 4К4а (классической со всеми ведущими колесами), 4К4б (интегральной со всеми ведущими одинаковыми колесами) и 4К4б’ (с шарнирно-сочлененной рамой и всеми ведущими одинаковыми колесами), как наиболее приспособленные для транспортных работ по полевым и асфальтированным дорогам общего назначения, наряду с грузовыми автомобилями стали, помимо различных тяговых работ в сельскохозяйственном производстве, широко использоваться и на внутрихозяйственных перевозках сельскохозяйственных грузов.

При этом удельный вес перевозок сельскохозяйственных грузов тракторными прицепами и полуприцепами в хозяйствах ведущих стран Западной Европы (Германии, Италии, Франции и др.) и США в последние годы возрос почти до 70–90% в общем балансе времени использования тракторов, тогда как для отечественных тракторов этот показатель составляет меньшую величину – 50–60%.

Terrion 5280
Claas Arion 640

В этих условиях, особенно при движении отечественного трактора по бездорожью с возросшими транспортными скоростями, колебания и вибрации, передающиеся от традиционных, недостаточно демпфируемых двигателя, трансмиссии и ходовой части, суммируются непосредственно в зоне кабины, делая работу оператора при перемещении трактора, мягко выражаясь, некомфортной. Этому может способствовать некачественное, резкое торможение трактора, неудовлетворительный обзор дороги по направлению движения, в том числе в условиях плохой видимости, а также отсутствие соответствующих средств автоматизации для безопасного передвижения на повышенных транспортных скоростях.

Кировец К-9400

Учитывая дальнейший рост объемов транспортных перевозок тракторами на повышенных скоростях, значительный интерес может представлять сопоставление оснащения отечественных колесных тракторов и аналогичных зарубежных тракторов средней и высокой мощности основными агрегатами и системами, обусловливающими, главным образом, достигнутый уровень автоматизации применяемых трансмиссий, количество затормаживаемых при экстренном торможении колес, качество эластичности подвесок передних мостов, кабин и сидений тракторов, уровень обзорности из кабин, наличие эффективных тормозов для агрегатируемых с тракторами прицепов, оснащение системами автоматизации для облегчения вождения на повышенных транспортных скоростях, способных по отдельности или суммарно, что наиболее вероятно, существенно улучшить ездовые и ходовые качества этих тракторов на повышенных транспортных скоростях, а также выявить узлы, агрегаты и системы отечественных тракторов недостаточного технического уровня, которые в дальнейшем следует усовершенствовать (см. табл. ).

Из зарубежных производителей колесных тракторов, развивающих высокие транспортные скорости, для дальнейшего анализа выбраны только ведущие фирмы, отличающиеся от остальных более высокими продажами продукции на рынках, большим числом различных модификаций и комплектаций, а также применением узлов, агрегатов и систем более высокого технического уровня, причем из этих фирм выбраны наиболее продвинутые, которые выпускают не только тракторы схем 4К4а, но одновременно с ними и тракторы другой схемы (в частности, 4К4б’). Кроме того, в число указанных фирм включена также компания Fendt, как одна из самых прогрессивных, первая применившая на своих высокоскоростных тракторах автоматические бесступенчатые трансмиссии.

CLAAS Xerion 3800

Из данных представленного в таблице мониторинга видно, что подавляющее большинство выпускаемых тракторными заводами (ОАО «ВМТЗ», ЗАО «Агротехмаш» и АО «ПТЗ») отечественных тракторов средней и высокой мощности, в отличие от аналогичных тракторов ведущих зарубежных фирм, штатно не комплектуются трансмиссиями, обеспечивающими максимальную транспортную скорость 50 км/ч, являясь, по существу, низкоскоростными (с максимальными транспортными скоростями до 40 км/ч), причем конструкции самих трансмиссий по большей части являются устаревшими, за исключением закупаемой за рубежом для одной наиболее мощной модели ЗАО «Агротехмаш» (трактора -7360), тогда как за рубежом аналогичные тракторы уже давно могут комплектоваться более современными бесступенчатыми трансмиссиями, способными осуществлять автоматический выбор скоростей движения до 50 км/ч в зависимости от дорожного сопротивления при максимальной топливной экономичности, при этом такие трансмиссии обеспечивают не только плавное бесступенчатое регулирование скорости в зависимости от силы тяги, но и способствуют увеличению надежности работы двигателя и тормозной системы, а также уменьшают психофизические нагрузки на оператора.

Terrion

Кроме того, как следует из данных таблицы, для обеспечения безопасного передвижения с такими возросшими скоростями конструкции отечественных тракторов должны быть существенно доработаны, в том числе в части оснащения их:

  • эффективными тормозами не только задних, но и передних колес (как это решено на тракторах АО «ПТЗ»);
  • независимой эластичной подвеской переднего моста, отслеживающей изменения рельефа дороги и подстраивающейся под них, при этом подвеска учитывает настройку заднего навесного устройства и тормозной системы; а также эластичными подвесками сиденья и кабины (отсутствующими на тракторах средней мощности ОАО «ВМТЗ»);
  • более эффективной независимой антивибрационной подвеской кабины (отсутствующей на мощных тракторах АО «ПТЗ»);
  • пневмоприводом тормозов прицепа (штатно), не устанавливаемым на тракторах Т-60 ТК и Т-85ТК;
  • микропроцессорной системой автоматической помощи при вождении, отсутствующей на оте­чественных тракторах, которая при движении может выполнять функцию подруливания (устанавливается на руль трактора) либо функцию автопилота.
John Deere 7830
Case Maxxum-110

Помимо оснащения указанными основными агрегатами и системами высокого технического уровня для повышения ездовых качеств в условиях постоянного роста скоростей до 50 км/ч, подавляющее большинство ведущих зарубежных фирм внедряют в свои тракторы еще и дополнительные усовершенствования, также способствующие более плавному без рывков, безопасному, комфортному и эргономичному их использованию на транспорте с лучшей маневренностью, управляемостью и устойчивостью при движении, отсутствующие на выпускаемых отечественных тракторах, в том числе:

  • тракторные двигатели с электронным впрыском топлива, обеспечивающие точное дозирование топлива, что значительно улучшает работу трактора с переменными нагрузками на транспорте, увеличивает мощность на 15–20%, улучшает топливную экономичность, снижает токсичность отработавших газов и упрощает процессы автоматизации трактора при работе на транспорте;
  • поворотные по типу «краб» передние и задние колеса (по заказу);
  • гасители колебаний тяг задних навесных устройств в транспортном положении;
  • удлиненная колесная база, улучшающая контакт и сцепление колес с грунтом при передвижении по дорогам с неровным рельефом;
  • маятниковое тягово-сцепное устройство для улучшения маневренности при движении с одним или несколькими прицепами при поворотах.
Fendt 900 Vario
 

Таким образом, суммируя сказанное, можно констатировать, что постоянное увеличение максимальных транспортных скоростей колесных тракторов до 50 км/ч требует наличия на отечественных колесных тракторах целого ряда усовершенствований, о которых упоминалась выше, и прежде всего эффективных бесступенчатых трансмиссий, надежных тормозов на всех четырех колесах, комфортабельных независимых подвесок переднего моста, сиденья и кабины, безопасных пневмоприводов тормозов прицепов, а также производительных систем автоматического вождения.

Тракторы ВМТЗ на выставке в Москве