Агропробегом по Подмосковью

Леонид Малютин

В одном из предыдущих номеров журнала мы писали о необычном мероприятии – тест-драйве тракторов Fendt и Valtra, организованном московской компанией AGCO SM.group в Крылатском, где тракторы демонстрировали превосходство над «паркетными» внедорожниками Mercedes-Benz и Volvo при прохождении буераков мотокроссовой трассы. В качестве зрителей и участников тест-драйва пригласили представителей профильных СМИ и заинтересованных торговых организаций. Мероприятие кулуарное, имеющее целью вызвать интерес прессы к технике Fendt и Valtra и компании AGCO SM.group и получить таким образом широкую огласку.

Спустя четыре месяца крылатские «покатушки» получили продолжение, причем более масштабное и ориентированное уже непосредственно на пользователей сельскохозяйственной техники. Впрочем, профильные СМИ вновь пригласили. Название для этой акции придумали подходящее – «Агропробег-2007: энергосберегающие технологии для Подмосковья». С 17 по 28 августа AGCO SM.group при содействии Министерства сельского хозяйства Московской области, ОАО «Мособлагроснаб» и немецкой фирмы Amazone провела серию показов тракторов Fendt и Valtra, агрегатированных с почвообрабатывающими и посевными орудиями Amazone. Показы прошли в хозяйствах ОАО «Емельяновка» Озерского р-на Московской области, ЗАО «Имени Л.М. Доватора» Рузского р-на, ЗАО «Куликово» Дмитровского р-на и ЗАО «Племзавод «Раменское» Раменского р-на.

Программа мероприятия предусматривала обработку около 30 га земли и засев озимых в каждом хозяйстве с применением современных ресурсосберегающих технологий. Под ресурсосбережением подразумевается как топливная эффективность мощных тракторов, позволяющая применять агрегаты с большой шириной захвата и на значительной скорости, так и эффективность агрегатов, выполняющих несколько операций за один проход, за счет чего оптимальным образом готовят почву под посев, ведут сев быстро и без потерь посевного материала. Характерно, что наибольший интерес зрителей вызвали не столько тракторы, сколько агрегаты.

Fendt 930 с агрегатом Centaur 5001

В списке участников были уже знакомые нам тракторы Fendt 930 и Valtra T190, почвообрабатывающие агрегаты Centaur 5001 и Catros 5001, посевные агрегаты Cirrus 3001 и Avant Profi. Не забыты и «рабочие лошадки» – тракторы МТЗ-82. В сцепе с ними показали опрыскиватель UG 3000 Nova и распределитель удобрений ZA-M.

Мы достаточно подробно рассказали о достоинствах тракторов Fendt и Valtra в прошлой публикации, поэтому напомним их вкратце. Это мощные и экономичные дизели MAN (полезная мощность 221 кВт) и SisuDiesel (136 кВт), отвечающие европейским требованиям по токсичности выхлопа. По результатам проведенных специалистами немецких СМИ сравнительных испытаний трактор Fendt 930 показал лучшую топливную экономичность в своем классе. Он отличается уникальной бесступенчатой КП Vario. В отличие от автоматических и автоматизированных КП с определенным набором передаточных чисел принцип действия КП Vario таков, что она меняет передаточное число плавно, без ступеней. Эргономика и комфорт тракторов достойны похвал. Коротко их можно охарактеризовать следующим образом: производитель относится к механизатору как к человеку, а не как к придатку машины.

Современные тракторы насыщают всевозможными электронными системами вплоть до систем спутниковой навигации. Не стоит этого пугаться, это нужно осваивать и применять. В хозяйствах, где заглядывают вперед и уже эксплуатируют сложную технику, успешно используются электронные «навороты», включая системы GPS, составляют карты полей, точно определяют необходимые ресурсы и контролируют их потребление, в том числе топливо.

Дисковая борона

Красть топливо становится невозможно – вот попутный ресурсосберегающий аспект. Более того, хозяйственники, почувствовав выгоду от применения современных систем и создания механизаторам человеческих условий работы, начали оснащать кондиционерами отечественные тракторы.

Однако вернемся к участникам мероприятия. Первым на суд зрителей представили трактор Fendt 930 в сцепе с почвообрабатывающим агрегатом Centaur 5001. Это «топовая» модель в линейке агрегатов Centaur, совмещающих культиватор и дисковую борону, которые разрыхляют и перемешивают почву со стерней без оборота пласта. Для работы с ними необходим трактор мощностью не менее 130 кВт. Centaur 5001 – модель последнего поколения, она существенно отличается от предшественников. Более мощная, усиленная рама с шириной захвата 5 м выполнена складной. «Крылья» агрегата поднимает в транспортное положение гидропривод. Тяжелую, длинную конструкцию снабдили подъемными транспортными колесами. Основную работу по рыхлению почвы выполняют четыре ряда лап. Лапы выполнены из толстого стального прута, свернутого в пружину. Таким образом, при рыхлении лапа может «играть», отклоняясь вправо-влево, вверх-вниз, обходя камни. Следующая за лапами двухрядная дисковая борона выравнивает, измельчает и перемешивает почву. Рабочую глубину рыхления задают, регулируя высоту передних копирных колес. В работе постоянную рабочую глубину поддерживают копирные колеса и задние уплотняющие катки с клинообразными дисками. Каток прикатывает почву полосами, создавая условия для доступа капиллярной влаги, инфильтрации дождевой влаги, активного газообмена, необходимых для разложения соломы.

Распределитель удобрений ZA-M

Второй участвовавший в показе почвообрабатывающий агрегат – навесная двухрядная дисковая борона Catros 5001 с шириной захвата 5 м, работавшая в сцепе с трактором Valtra T190 и по конструкции аналогичная двухрядной бороне агрегата Centaur. Борону Catros применяют при неглубокой и интенсивной смешивающей обработке почвы. Обработка поля после уборки урожая обеспечивает быстрый и одновременный всход зерновой падалицы и сорняков. Близкое к поверхности смешивание пожнивных остатков дополнительно защищает почву от эрозии и заплывания. Борону применяют также при посеве промежуточных культур и распределении по полю жидкого навоза.

Главная особенность конструкции бороны заключается в креплении дисков. Каждый диск установлен на отдельном кронштейне с упругими резиновыми элементами, за счет которых диск описывает рельеф почвы, сохраняя при этом рабочую глубину. При наезде бороны на камень приподнимаются только один-два диска, а не весь ряд. Диаметр дисков 460 мм и угол атаки 17° переднего ряда и 14° заднего подобраны конструкторами опытным путем. Оптимальная скорость обработки почвы – 10...15 км/ч. На скорости свыше 10 км/ч начинается «воздушная» передача с переднего ряда дисков на задний почвы и соломы и, как результат, хорошее их смешивание. Положение рядов дисков относительно друг друга подходит практически для любых условий. В экстренной ситуации, например, при засухе, можно отрегулировать смещение дисков, для чего предусмотрен простой и удобный механизм. Диски необслуживаемые, заполненный маслом на весь срок службы подшипник герметизирован уплотнением особой конструкции. Обработанную дисками почву прикатывает каток с клинообразными дисками. Борона Catros 5001 складная, в транспортное положение приводится гидроприводом. Для работы с ней нужен трактор мощностью не менее 90 кВт.

Глубина заделки регулируется на диске очистки

Следующий пункт программы – сеялки. В сцепе с трактором Valtra T190 работал прицепной посевной агрегат Cirrus 3001 Special с шириной захвата 3 м и семенным бункером вместимостью 2200 л. Скорость сева – до 20 км/ч, минимальная требуемая мощность трактора – 90 кВт. Агрегат разработан для консервирующей технологии возделывания и снабжен двухрядной дисковой бороной. Разрыхленный и смешанный бороной поверхностный слой почвы прикатывают катки с клинообразными дисками, подготавливая семенное ложе. Каждый из шести катков подвешен на отдельной оси и описывает рельеф независимо от других. За каждым катком следуют по четыре сошника RoTeC. В конструкцию сошника входит высевной диск и плуг, формирующие посевную бороздку. Диск выполнен из износостойкой стали, плуг – из чугуна, что обеспечивает длительный срок службы. Налипший на диск грунт счищает пластиковый чистящий диск («чистик»). Он же выполняет функцию ограничителя глубины заделки, которую регулируют вручную ступенчато с помощью рычажка на каждом сошнике. Фирма предлагает два варианта сошников. RoTeC диаметром 320 мм и давлением сошников до 35 кг применяют по легким почвам при скорости сева ниже 12 км/ч. Для средних и тяжелых почв и скоростей выше 12 км/ч предназначен сошник RoTeC+ диаметром 400 мм и давлением сошника до 50 кг. Из бункера посевной материал принудительно подается к сошникам под давлением воздуха. Вентилятор для транспортировки посевного материала приводится гидромотором. Норма высева от 2 до 400 кг/га задается бесступенчатым регулятором на бункере. Укрывается высеянный материал загортачами.

Сеялка Avant Profi в транспортном положении

Сеялка Avant Profi впечатлила зрителей своими размерами и мудреной конструкцией с передненавесным бункером вместимостью 1500 л и задненавесным складным посевным агрегатом с шириной захвата 6 м. Для этого сооружения требуется мощный трактор – Fendt 930. Посевной агрегат снабжен ротационным культиватором для активной обработки почвы. Зубья ротационного культиватора с агрессивным углом атаки самостоятельно втягивают в себя почву. Независимо от того, как обработана почва и обработана ли вообще, ротационный культиватор должен сохранять заданную рабочую глубину. Это теоретически. Однако на демонстрации с этим возникали заминки и все это выглядело как-то неубедительно. Представитель компании ссылался на то, что что-то там не отрегулировано.

После выравнивания планировочным брусом почву прикатывает каток с клинообразными дисками. В отличие от агрегата Cirrus с раздельными катками здесь каток сплошной. В полосы уплотненной почвы сошник RoTeC заделывает семена, за сошниками следуют загортачи.

После импортных тракторов старенькие МТЗ-82 смотрелись уныло. Но без этих «рабочих лошадок» не обходится и еще долго не будет обходиться ни одно хозяйство. В сцепе с МТЗ-82 показали установку для внесения минеральных удобрений ZA-M. Удобрение должно распределяться равномерно по всей ширине захвата и в нужном объеме. Кроме того, требуется регулировка угла сброса гранул удобрения, чтобы не повредить подросшие растения. Ширину захвата от 10 до 36 м и угол сброса регулируют с помощью лопастей на распределительных дисках, а норму внесения – регулируя сечение воронки. Эти операции проводят без инструмента, ориентируясь по крупным, отчетливо видимым шкалам.

Опрыскиватель UG 3000 Nova

Для точного определения параметров внесения прилагается справочник с расчетными таблицами для всех видов удобрений и семян. Привод рабочих органов распределителя механический, от ВОМ трактора.

Второй МТЗ-82 показал работу прицепного опрыскивателя UG 3000 Nova. Компания предлагает несколько вариантов тягового дышла. В нашем случае это было конструктивно довольно простое дышло для ведения по одной колее с трактором, чтобы минимально повреждать растения. Из этих же соображений конструкторы предусмотрели регулируемую колею, большой дорожный просвет и ровную нижнюю поверхность агрегата. Установка снабжена 24-метровой штангой, баком для раствора на 3200 л и 400-литровым баком для промывочной воды. Вода нагнетается помпой, получающей привод от ВОМ, гидравлический механизм складывания штанги приводится от гидросистемы трактора.

Подвеска штанг предусматривает колебания в продольной и поперечной плоскостях. Один из зрителей, имевший, по его словам, большой опыт эксплуатации именно такого опрыскивателя, задал представителю компании вопрос о возможности сделать подвеску штанги жестче: ему необходимо опрыскивать значительные площади, а на скорости 10 км/ч и выше штанга раскачивается так, что ударяется о землю, и элементы подвески ломаются. Представитель компании смог только рекомендовать снизить скорость. Такая рекомендация никак не соответствует концепциям интенсивного земледелия и ресурсосбережения.