Доставим птицу эффективно и в срок
Птицевозы

Огромным резервом повышения производительности отечественного птицеводства, по оценкам экспертов, является снижение потерь при перевозках. В технологии выращивания птицы на долю транспортировки приходится 15–25% трудозатрат всего производственного цикла. В зависимости от условий доставки падеж цыплят и потери массы бройлеров могут достигать 4% и более. Могут ли отечественные машиностроители обеспечить снижение потерь до минимума?

 

Транспортники – активные участники «птицеводческих» технологий

Российское птицеводство развивается, следуя мировым тенденциям, в направлении сокращения объемов выращивания различных видов птиц при увеличении выработки мяса цыплят и бройлеров, а также выбракованного поголовья птицы яичных пород. Еще одним общемировым фактором развития является усиление роли в отрасли крупных и средних предприятий, что, в свою очередь, повышает важность транспортировки птицы в технологиях промышленного птицеводства.

От правильной организации загрузки и разгрузки цыплят зависит эффективность всей транспортировки

Для нужд отрасли сегодня разработан и выпускается обширный ассортимент транспортных средств, используемых порой в очень «тонких» технологических процессах, особенно требовательных к соблюдению строжайшего температурного и влажностного режима. Специализированный автотранспорт прежде всего нужен при перевозке яиц для закладки в инкубатор. Для доставки необходимы изотермические кузова с системами климат-контроля, принудительным вентилированием и т. д. Отдельной операцией, требующей соблюдения очень жесткого температурного диапазона, является перевозка для инкубации племенных яиц.

Но наиболее сложным является процесс перевозки суточных цыплят из цеха инкубации в цех выращивания. Достаточно только заметить, что колебания температуры тел цыплят не должны выходить из границ от +32 до +35 °С. Причем в некоторых случаях, например при поставках племенных цыплят из-за рубежа, этим крохам приходиться преодолевать в кузове цыплятовоза до 1500 км и более.

Процесс транспортировки цыплят очень сложен. Об этом говорит такой факт: комфортное пребывание цыплят в фургоне определяется не состоянием температуры в грузовом отсеке, а климатом в контейнерах. Температура в коробках-контейнерах с цыплятами должна быть выше на 8–14 °С, чем в грузовом отсеке грузовика. Цыплятам противопоказаны сквозняки, и в то же время необходима постоянная вентиляция, влажные цыплята быстро замерзают, низкая же относительная влажность ведет к обезвоживанию организма птенца и может привести к его гибели.

Другие технологические перемещения птицы, такие как перевозка мясной птицы в цех выращивания либо транспортировка несушек в цех «родительского стада», имеют менее строгие температурные требования, но обязательным является тщательная дезинфекционная подготовка и очистка кузова.

Цыплятовозы чешской компании Veit Electronics доказали в Норвегии, что цыплят можно успешно транспортировать даже при –42 °С

На российском рынке представлен большой выбор птицевозов, цеплятовозов, бройлеровозов, яйцевозов различных конструкций. Это может быть и самостоятельный автомобиль, и оборудованный прицеп или полуприцеп, образующий автопоезда в сцепке с тягачом либо эксплуатирующийся с трактором.

Специализированные прицепы и полуприцепы (п/прицепы) должны обеспечивать нормальное состояние птенцов и бройлеров, а также защищать их от дождя, мороза, летней жары, ветра. Подобную защиту легче всего получить, поместив контейнеры с птицей в изотермический кузов, обустроенный климатической системой.

Однако при доставке птиц на короткие расстояния, при оперативной разгрузке в пункте приема «живого» груза транспортировку можно производить и в обычном крытом кузове, обустроенном окнами для вентиляции либо жалюзи для проветривания. Примером могут служить полуприцепы для агрегатирования с колесными тракторами 0,9–1,4 класса тяги, которые выпускает орское предприятие «Сармат».

Орские полуприцепы просты и представляют собой ажурную сварную надстройку, в которой на направляющих размещаются в вертикальных секциях друг над другом специальные ящики-контейнеры. По дорогам общей сети такой полуприцеп может доставлять до 2 т живой птицы, предварительно рассортированной в 64 ящиках, входящих в комплектацию прицепа.

Но есть очень дорогие и сложные птицевозы, оборудованные холодильно-отопительными установками, системой вентиляции, емкостями для воды и системами автоматики и телематики. Такие птицевозы, рассчитанные на транспортировку в кузове более 150 тыс. цыплят, поставляет в Россию чешская компания Veit Electronics.

Для летних перевозок новый полуприцеп-цыплятовоз компании «АВТОполюс» снабжен системой охлаждения, создающей комфортные условия транспортировки для 130 тысяч цыплят даже при внешней температуре воздуха до +45 °С

Уникальные машины отлично работают не только в российской Сибири, но уже несколько лет успешно справляются с перевозкой суточных цыплят в крупной норвежской компании Nortura Samvirkekylling. Цыплят приходиться регулярно транспортировать на значительные расстояния, а для Норвегии в зимний период температура –30 °С является вполне обычной. В то же время в отдельных районах Норвегии в прошлом году цыплятовозы Veit «трудились» при пиковых температурах, достигающих –42 °С.

Несмотря на несомненные достижения европейских машиностроителей в области производства цыплято- и птицевозов, сегодня отечественные компании могут предложить вполне конкурентные транспортные решения – машины, облицованные качественными изотермическими панелями и обеспеченные климатическими системами лучших мировых производителей.

Сохранить жизнь каждому цыпленку – цель вполне реальная

Суточных цыплят чаще всего транспортируют, предварительно помещая в пластиковый или  металлический контейнер

Разнообразием выпускаемой спецтехники отличается производственная программа известной московской компании «АВТО­полюс». В конструкциях техники используются базовые шасси как отечественных производителей – КАМАЗ, ЗиЛ, МАЗ, ГАЗ, так и таких известных мировых брендов, как Ford, Iveco, Peugeot, а также Isuzu, Hyundai, Foton и др.

Работая уже многие годы над созданием различных видов специального транспорта, компания приобрела немалый опыт, в том числе и в создании цыплятовозов. Одним из последних достижений «АВТОполюса» стало создание при участии специалистов одного из признанных европейских лидеров по производству прицепов для транспортировки птицы – компании Van Ravenhorst – новых автофургонов для доставки птицы. Сотрудничество с Van Ravenhorst позволило создать действительно качественный продукт, соответствующий растущим потребностям российского рынка. Высокое качество цыплятовозов достигается за счет следующих основных факторов.

– Система воздуховодов обеспечивает правильный воздухообмен, что приводит к сокращению потерь среди цыплят до 100%. Встроеная в пол и потолок система обеспечивает стабильность заданных температур, создает и поддерживает оптимальный воздухообмен.

– Контроль потоков воздуха поддерживает равномерную температуру во всем фургоне. Правильно распределенные между ящиками воздушные потоки обеспечивают не просто выживаемость, но позволяют сохранить здоровье цыплят и позже выполнить заложенную производительность по всем параметрам.

– Многоступенчатое дублирование всех систем жизне­обеспечения фургона дает гарантию выживаемости цыплят в случае внештатных ситуаций, остановки или поломки автомобиля. Имеется автономное питание фургона и оборудования, не зависящее от исправности шасси.

Орские полуприцепы «Сармат» успешно используются в хозяйствах совместно с колесными тракторами 0,9–1,4 классов тяги

– Европейские комплектующие обеспечивают максимальную надежность фургона и всего оборудования. Используются самые современные материалы: экологически безопасные, легко моющиеся и долговечные.

Данные птицевозы предназначаются для перевозки одновременно 20–140 тыс. суточных цыплят, а также могут использоваться в качестве яйцевозов.

Другое направление – полуприцепы, которые разрабатывались для транспортировки бройлеров, индеек, несушек. Интересной особенностью этого п/прицепа является гидро­пневматическая крыша. Механизм подъема позволяет поднимать крышу на высоту до метра, причем без использования АКБ. Шторы в птицевозе устанавливаются либо закрытые, либо частично проветриваемые. Предусматривается также возможность уборки штор путем сдвига их по направляющим либо путем скручивания в рулон.

Обе новые модели полуприцепов базово комплектуются необходимыми для размещения птицы в фургоне ящиками, контейнерами и тележками производства компаний Meyn, Anglia Autoflow, Stork и др.

Конструкторские достижения компании Van  Ravenhorst, использованные в цыплятовозах, рассчитанных на доставку 120 тыс. суточных цыплят, были учтены при разработке продукции компанией «АВТОполюс»

За счет использования в цыплятовозе уникальных изоляционных материалов в обшивке стен, пола, потолка, системы водяного отопления Webasto мощностью 35 кВт, а также благодаря использованию в конструкции конвекционной климатической системы с автономным приводом от турбодизеля Kubota либо JCB, в фургоне поддерживается равномерная заданная температура, системы контроля выдерживают уровень насыщенности кислородом в камере с цыплятами на необходимом уровне, и это позволяет специалистам «АВТОполюса» гарантировать 100%-ную выживаемость цыплят даже при транспортировке их на значительные расстояния. Для «летних» перевозок п/прицеп снабжен системой охлаждения, создающей комфортные условия переезда для тысяч цыплят даже при внешней температуре воздуха до +45 °С.

Цыплята не теряют своих жизненных качеств также благодаря использованию системы фильтров Ravenhorst. Фильтрующие блоки, изготовленные из нержавеющей стали, удобно очищаются, а находящийся внутри фильтрующий материал по мере засорения легко меняется. Предусмотрена также возможность полной рециркуляции воздуха в кузове через специальный канал в передней части надстройки.

Неизменным спросом у клиентов предприятия пользуются 3-осные полуприцепы-птицевозы «Манак-Авто» 946832 г/п 31,6 т

Конструкторы «АВТО­полюса» стремились максимально снизить влияние пресловутого человеческого фактора. В надстройку встроена панель управления поступлением свежего воздуха, работающая в ручном режиме, однако блок автоматического контроля отопления и охлаждения помещен в кабину водителя. По согласованию с заказчиком предусмотрена установка системы, автоматически, в зависимости от уровня CO2, управляющей положением вентиляционных заслонок.

Полуприцепы опционно комплектуются подруливающими осями, полами из нержавейки, задним гидробортом для загрузки тележек, системой поддержания заданной влажности в грузовом отсеке, автономной системой резервной вентиляции с дополнительной силовой установкой.

Оригинальные цыплятовозы и яйцевозы отличного качества создает челябинская компания «Авто-климат», являющаяся филиалом дистрибьютора бренда Zanotti в России – компании ООО «Занотти Рус». Компания устанавливает изотермические фургоны с климатическим оборудованием на шасси отечественных производителей – ГАЗ, МАЗ, но главным образом на шасси зарубежного производства – Ford, Iveco, Kia Bongo, Foton. Внутри автофургона действует система приточно-вытяжной вентиляции, тщательно распределяющая воздух между контейнерами с цыплятами.

Специалисты «АВТОполюса» гарантируют 100%-ную выживаемость доставляемых цыплят, чему способствует высококачественная климатическая система Van Ravenhorst. Монитор системы информирует водителя о ситуации с цыплятами в онлайн-режиме

Воздух с повышенным содержанием CO2, нагревшийся в кузове выше нормы воздух, а также излишне влажные воздушные массы удаляются из кузова через специальные сопла вентиляционных шахт. Контрольно-измерительная аппаратура эффективно поддерживает температуру тела цыпленка в заданном диапазоне, создавая, таким образом, условия, аналогичные пребыванию птенцов в инкубаторе. Причем наружная температура воздуха может колебаться от –40 до +45 °С, цыплята же в контейнерах будут чувствовать себя вполне комфортно.

Используя базовые шасси ГАЗ-3309 или МАЗ-4371P2 в комплектации с кузовом АК-28’800 либо шасси Iveco Daily 65C15 с кузовом АК-25’600, покупатели продукции «Авто-климата» могут успешно доставлять за один рейс более 28,8 тыс. цыплят в оптимальных для их жизни условиях. А установка кузова АК-131040 на шасси Ford Cargo 2531HR либо Iveco EuroCargo гарантированно позволит доставить на значительные расстояния абсолютно свежими более 131 тыс. яиц, рассортированных в 360 яичных ящиков.

Испытания систем микроклимата «Авто-климат», проведенные в 2009 г. белгородским Гостехуниверситетом, белгородской Госсельхозакадемией и ВНИиТИ птицеводства, подтвердили их научную новизну и высокие эксплуатационные показатели

По индивидуальным заказам инженеры «Авто-климата» оборудуют для транспортировки цыплят микроавтобусы Renault Master L4H3, Peugeot Boxer Fourgon L4H3, FIAT Ducato, Ford Transit LWB EF Jumbo,Volkswagen Crafter Kombi, Mercedes-Benz Sprinter, которые после соответствующей модернизации обеспечивают надежную транспортировку 13–16 тыс. цыплят за рейс.

В конструкции кузова цыплятовоза, предлагаемого компанией «Авто-климат», все продумано таким образом, что тщательную очистку и дезинфекцию можно провести за короткое время: этому способствуют гладкие покрытия стен и пола, легкосъемные воздуховоды, антибактериальные и водоотталкивающие свойства защитных покрытий оборудования.

Климатическое оборудование оснащено системой автоматического контроля, дисплей которого находится в кабине водителя, позволяя в любой момент получить данные о состоянии температуры и влажности и в кузове, и в контейнерах с цыплятами.

Большую долю в ассортименте продукции компании «Тонар» (Московская обл.) занимают с/х автопоезда и п/прицепы. Для нужд прицеводов конструкторы компании разработали фургоны, устанавливаемые в качестве надстройки на шасси КамАЗ-65117. Такой фургон г/п в 14 т рассчитан на загрузку 12 стандартных контейнеров, позволяющих за рейс доставлять до 3,4 тыс. единиц «живого груза».

Непосредственно для перевозки суточных цыплят «Тонар» производит 2-осный изотермический полуприцеп г/п 19,85 т. В зависимости от длины маршрута транспортировки цыплят специалисты «Тонара» совместно с заказчиком п/прицепа согласовывают параметры устанавливаемой климатической системы и системы энергосбережения. Так, для перевозки птицы на небольшие расстояния покупателям предлагаются 2-осные прицепы г/п 15,5 т, рассчитанные на размещение 12 металлических контейнеров типа Stork/ Meyn. Для притока свежего воздуха в прицепе имеются вентиляционные окна.

Прицеп ППП-3, выпускаемый заводом «Спецавтотехника», предназначен для транспортировки птицы на расстояние до 25 км из птичников в убойные цеха крупных птицекомплексов

Для транспортировки больших объемов птицы «Тонар» производит 2-осные п/прицепы вместимостью 84 м3, а также 3-осные с полезным объемом грузового отсека 89,2 м3 и г/п от 26,7 до 27,9 т. В п/прицепах одновременно можно разместить до 22 стандартных металлических либо пластиковых контейнеров типа Stork/ Meyn. Все модели цыплято- и птицевозов «Тонар» оснащаются сдвижными боковинами и подъемной крышей, тентованной либо пластиковой, с гидравлическим приводом.

В 2014 г. инженеры «Тонара» представили на отечественный рынок 4-осный птицевоз, транспортирующий одновременно 26 контейнеров размером 2,4х1,2х2,9 м, размещенных в 2 яруса. Аналогов на российском рынке подобной технике нет. Несмотря на значительную г/п в 30,3 т и вместимость 116 м3, длина п/прицепа составляет 16,5 м, и транспортировка в нем птицы не требует какого-либо специального оформления в органах ГИБДД. Более того, за счет применения в конструкции задней подруливающей оси громоздкий п/прицеп отличается замечательной маневренностью.

Завод «Манак-Авто» в Белгороде освоил выпуск самосвальных, бортовых, тентованных – шторных и П-образных п/прицепов, а также изотермических п/прицепов и контейнеровозов. Неизменным спросом у заинтересованных клиентов предприятия пользуются 3-осные п/прицепы-птицевозы «Манак-Авто» 946832 г/п 31,6 т. Одним из решающих факторов при выборе птицевоза «Манак-Авто» является чрезвычайно прочная рама. Сварная рама комплектуется лонжеронами, изготовленными из импортной стали Ovako, причем закладные лонжероны провариваются с двух сторон и, имея собственное двутавровое сечение, скрепляются между собой поперечными балками Z-образного сечения. Коэффициент запаса прочности, как показали проведенные заводом испытания, составляет для деталей рамы 2,25, а вся конструкция рамы не меняет своих свойств в диапазоне температур от –40 до +70 °С.

Кроме того, в п/прицепе используются комплектующие ведущих производителей: тормозная система с EBS производства BPW ECO Tronic, оси BPW Eco Plus 2/SAF Modul, выдерживающие нагрузку до 9,0 т, опорное устройство Jost/SAF-Holland/BPW, рассчитанное на г/п до 24 т, пневмогидравлическая система компании Adaico, состоящая из 4 гидроцилиндров и пневмогидравлического преобразователя. Электрооборудование для п/прицепа приобретается у австрийской компании Aspoesk, фонари и проводка от Aspoesk – во взрывобезопасном исполнении.

Опционно на белгородском предприятии оснащают птицевозы механизмом подъема оси, датчиками и монитором для использования системы парктроник, электронной пневмоподвес­кой ECAS, а также информационно-диагностической системой Trailer Monitor, отслеживающей, фиксирующей и выводящей на ЖК-дисплей информацию о работе основных узлов и механизмов п/прицепа с указанием кодов возможных неисправностей.

Внутри такого изотермического фургона компании «АВТОполюс» помещается 60 тыс. суточных цыплят, фургон также может использоваться и для доставки яиц

Полтора десятка российских дилеров завода «Спецавтотехника», работающих в крупнейших городах нашей страны, реализуют огромный ассортимент выпускаемых бобруйским заводом прицепов и п/прицепов. Значительную часть производственной программы САТ составляет прицепная техника с/х назначения. Для перевозки птицы конструкторский отдел САТ разработал современный тракторный прицеп мод. ППП-4.

Прицеп предназначается для транспортировки птицы на расстояние до 25 км из птичников в убойные цеха крупных птицекомплексов, а также для выполнения некоторых иных технологических операций. Перевозка «живого» груза происходит в контейнерах, причем внутренние размеры под направляющие таких контейнеров задает заказчик.

Прицеп г/п 4 т разбит на вертикальные секции, в которых рядами устанавливаются ящики-контейнеры, при этом каждая секция может отдельно запираться. Особенностью конструкции является устанавливаемая по согласованию с заказчиком система гидравлического подъема и опускания платформы до уровня земли. Такая опция позволяет увеличить вместимость прицепа, создает дополнительные удобства для ручной загрузки/ выгрузки контейнеров с птицей.

Прицеп максимально облегчен, в качестве крыши используется тканевый тент. В базовом исполнении пол платформы стальной, но заказчикам предлагаются и иные варианты исполнения, с полом из нержавейки, из алюминиевых либо оцинкованных листов.

 

Создание качественного птицевоза, а тем более цыплятовоза под силу далеко не каждой компании, выпускающей прицепную технику. Построение птицевоза требует не только специальных инженерных знаний, но и понимания биологии и физио­логии животных. Тем не менее многие российские компании преуспевают в области выпуска птицевозов, и данное направление в спецтехнике практически не испытывает давления со стороны «иностранцев». Закрепить имеющийся успех, повысить качество средств для транспортировки «живого» груза – вот задача номер один, которую решают сегодня российские машиностроители.