Телескопические погрузчики с разными навесками. Слева направо: отрезной силосный ковш и рабочая платформа Dieci, вилы с прижимом и универсальный ковш Merlo
Сто профессий одного погрузчика

Сменное навесное оборудование расширяет возможности погрузчиков

Как поэт в России больше, чем поэт, так и нынешний погрузчик намного больше, чем просто погрузчик. Вчерашний «узкий специалист» сегодня освоил множество смежных профессий. Количество типов сменного оборудования для погрузчиков перевалило за сотню, и для подробного рассказа о каждом не хватит целого журнала. Давайте хотя бы кратко посмотрим, на что способен сегодняшний погрузчик, кроме выполнения своих прямых обязанностей.

Но прежде чем перейти к обзору возможностей современных погрузчиков, хотелось бы сделать небольшое лирическое отступление на тему, благодаря чему ковшовый погрузчик стал мастером на все руки. А произошло это благодаря совершенствованию гидравлических систем, без них всего сегодняшнего великолепия не было бы и в помине. Не будь мощной и надежной гидравлики, так бы и остался погрузчик с управляемыми тросами стрелой с ковшом спереди и лебедкой с двумя барабанами сзади. Гидравлическая система современного погрузчика не только управляет движениями стрелы и ковша, она еще и дает энергию для работы энергонасыщенных рабочих органов: измельчителей, гидромолотов, дорожных щеток.

Младший брат и старший: мини-погрузчик и фронтальный погрузчик для карьеров John Deere

И еще об одном узле погрузчика нужно упомянуть, прежде чем начинать разговор о навесном оборудовании. Я имею в виду систему быстрой смены рабочих органов. В народе ее называют «быстросъем». Не на всех моделях она установлена – карьерные фронтальные погрузчики, например, ее не имеют, так как работают с одним-двумя ковшами, и если их и меняют, то редко. А усилия при копании у них нешуточные, так зачем дополнительное звено между стрелой и ковшом? Другое дело погрузчики средних размеров, работающие в коммунальном или в сельском хозяйстве. За день бывает нужно поменять три-четыре навески, не тратить же на каждую по полчаса? Вот тут и выручает «быстро­съем». На торце рабочих органов сверху вместо петель вваривают крюки, а на стреле погрузчика монтируется плита с осью сверху и подвижными штырями-фиксаторами снизу. При смене рабочего органа он крюками зацепляется за ось сверху, после чего намертво стопорится через нижние петли штырями. Весь цикл занимает полторы-две минуты. Фиксирующие штыри могут выдвигаться как механически рычагом и стопориться шплинтом, так и гидравлически – собственным «замковым» гидроцилиндром. Адаптеры-«быстросъемы» предлагают как производители погрузчиков, так и фирмы, выпускающие только навесное оборудование.

Ну а теперь самое время посмотреть, какими они бывают, сменные рабочие органы современных погрузчиков.

Мини-погрузчик Case с гидробуром

Универсальный ковш – основа основ базовой комплектации любого погрузчика. С этим ковшом погрузчик, собственно, и въехал на рынок строительной техники много лет назад. Этот тип ковша еще часто называют «четыре-в-одном». Универсальный ковш одинаково подходит и для строительных (песок, щебень), и для сельскохозяйственных (силос, зерно) грузов. Коммунальные службы зимой с успехом убирают с его помощью снег. А в теплое время года часто используют как кузов обычного прицепа: собирают в него мешки с опавшей листвой или мусором. И еще перевозят на небольшие расстояния ручной инструмент и ограждения при ремонте дорог.

Разновидность универсального ковша – ковш увеличенного объема для легковесных объемных грузов, например древесной щепы.

Фронтальный погрузчик JCB с двухчелюстным ковшом. Перед ним сменные сельскохозяйственный ковш и гидробур

Строительный ковш отличается усиленной конструкцией с дополнительными ребрами жесткости. Корпус может быть как цельным, так и составным (челюстной ковш), с гидравлическим приводом подвижной части. На передней кромке могут быть установлены сменные блоки с зубьями или ножами. Сверху такой ковш может иметь дополнительную защитную решетку. В основном применяется для погрузки горных и скальных пород, но при необходимости может быть использован для планировочных работ на мягких грунтах.

Карьерный фронтальный погрузчик ЧТЗ. Ковш для скальных пород с защитными решетками сверху

Сельскохозяйственные ковши могут быть как цельными, так и челюстными. На кромке ковшей для погрузки корнеплодов может быть предусмотрена возможность установки резиновых накладок. Для сельскохозяйственных работ многие производители предлагают многофункциональный ковш – обычную «коробочку» с зубастой верхней прижимной секцией. Некоторые модели силосных ковшей оснащают измельчителями зеленой массы с гидроприводом.

Благодаря низкому центру тяжести и способности выдвинуть груз на стреле как противовес телескопические погрузчики показывают чудеса акробатики

Погрузочные вилы с парой широких плоских «лап» предназначены для работы с пакетированными грузами и грузами на палетах. Могут иметь раздвижную каретку для штабелей различной ширины.

Сельскохозяйственные вилы от погрузочных отличаются формой зубьев и их количеством. Вилы для навоза и сена могут иметь дополнительный верхний прижим, а у вил для сена в тюках зубья часто делают складными.

Белорусский фронтальный погрузчик ТО-18Б с французским снегоочистителем Larue

Крюковая подвеска. До известной степени превращает погрузчик в кран или в кран-манипулятор. В самом простом варианте крюк просто закрепляется на стреле погрузчика или на балке-удлинителе. В самом сложном крюковая подвеска монтируется на дополнительной решетчатой или телескопической стреле и имеет собственную лебедку.

Фронтальный погрузчик «АМКОДОР» с телескопической крановой стрелой

Захваты для длинномерных грузов. В первую очередь к ним относятся челюстные захваты для труб или бревен. Сюда же можно отнести специальный захват для труб в виде раздвижной балки с зажимами на концах. Зажимы фиксируют трубу с краев, а центр балки подвижно соединен со стрелой погрузчика. Такой захват располагается вдоль оси груза, в то время как челюстной – поперек.

Следующая большая группа – захваты для штучных грузов. Для каждого вида грузов (рулонов бумаги, круглых тюков сена, бочек) форма зажимов у этих захватов разная. На некоторых моделях зажимы могут поворачиваться вокруг своей оси, то есть бочку из вертикального положения можно повернуть в горизонтальное. Самый необычный вариант захвата этого типа предназначен для работы с шинами карьерных самосвалов при их замене.

Навесной тракторный погрузчик «Ростсельмаш»

Дорожная щетка используется, как нетрудно догадаться, для уборки дорог: зимой от снега, летом от пыли. Самые простые модели не имеют даже системы увлажнения, самые продвинутые оборудованы бункером для смета, угловой лотковой щеткой и разъемом для подключения моющего пистолета.

Передний отвал. В первую очередь он предназначен для уборки снега. В крайнем случае может использоваться для разравнивания песка или гравия.

Тракторный погрузчик «Сальсксельмаш». Бульдозер установлен на тракторе через собственную толкающую раму. На задней навеске видна щетка с механическим приводом от ВОМ трактора

Грейферные захваты. Предлагаются как навеска для телескопических погрузчиков как в виде многочелюстного «полипа», так и в варианте с двумя зажимами для бревен или труб.

Рабочая платформа, она же люлька. Опять же опция для телескопических погрузчиков, позволяющая превращать их в подъемники без особых затрат. Для работы на высоте до 12 м такой навесной платформы более чем достаточно.

Телескопические погрузчики Dieci: слева с поворотной 3-секционной стрелой с рабочей платформой и четырьмя выдвижными опорами, справа машина с 2-секционной стрелой с захватом для колес

Фрезерные и роторные снегоочистители. У мини-погрузчиков они производятся той же фирмой, что и базовая машина. Для фронтальных погрузчиков такие снегоочистители выпускаются сторонними фирмами.

Очень специализированные навески. Конические ковши для бетона, гидромолоты, вибротрамбовки, клети для кирпичей, захваты для пересадки деревьев – перечислить все существующие варианты узкоспециального навесного оборудования для погрузчиков невозможно. Фирма Merlo в качестве навески для своих аграрных «телескопов» предлагает даже «устройство для отряхивания оливок с деревьев». Производители погрузчиков эту экзотику, как правило, сами не изготавливают, но в разделы «дополнительное оборудование» своих каталогов включают охотно.

Телескопический погрузчик Manitou с захватом для  шин

Даже после беглого осмотра всего этого «многообразия разнообразных» может возникнуть вопрос: и что, на каждый погрузчик можно поставить все это великолепие? Нет, конечно! Есть типы погрузчиков, не сочетаемые с определенными группами рабочих органов. Что куда поставить можно, а что нельзя? Для этого нужно немного рассказать о самих погрузчиках.

Сельскохозяйственный ковш с измельчителем кормов Manitou

Навесные тракторные погрузчики – самые недорогие и самые простые из всех. Агрегатируются с обычными пропашными тракторами классической компоновки. В России самой популярной базой таких машин является МТЗ-82. К раме трактора для усиления крепится подрамник, а на него монтируется рама погрузчика (Г-образные продольные балки с парой-тройкой поперечин) и гидроцилиндры подъема-опускания стрелы. Вся гидравлика работает от штатной гидросистемы трактора. Преимущества: трактор остается трактором. У него есть задняя навеска, буксирный прибор, валы отбора мощности. Когда для погрузчика нет работы, трактор может работать в поле с плугом или сеялкой (стрелу погрузчика можно вообще снять на время), буксировать прицепы, работать с разбрасывателем удобрений с механическим приводом. А еще на него можно поставить полноценный бульдозерный отвал, пусть маленький, но с толкающей рамой! Ну а недостаток – это небольшая грузоподъемность. Тракторный погрузчик никогда не будет столь же производителен, как телескопический, а тем более фронтальный. Да и для привода энергонасыщенных навесок его гидросистемы может не хватить. Но если нет цели дотянуться до звезд или срыть до основания гору, тракторный погрузчик – это то, что надо. И цена подходящая. Агрегатируется с базовым комплектом навесок: ковши, вилы, щетки, отвалы.

Тракторный погрузчик John Deere с сельскохозяйственным ковшом с вилочным прижимом

Фронтальные погрузчики – главные землекопы из всего семейства. Даже у самых маленьких усилие на режущей кромке ковша – как у экскаватора с прямой лопатой. А самые большие с успехом заменяют эти самые экскаваторы в карьерах и на горных разработках. Скальные ковши разработаны как раз для фронтальных погрузчиков. Конструктивно все «фронтальники» имеют шарнирно-сочлененную раму, поворот машины при движении осуществляется за счет изменения угла между передней и задней секциями. Двигатель установлен сзади, кабина строго по центру (над узлом сочленения), стрела опирается на переднюю полураму. Теоретически фронтальный погрузчик может работать с любым видом перечисленного выше навесного оборудования. На практике этот перечень ограничен здравым смыслом. Высота подъема ковша при разгрузке у него практически равна габаритной высоте машины. Ну и зачем нужны рабочая платформа или крановый удлинитель с лебедкой для крюка на высоте пары метров?

Силосный ковш с отрезной секцией Manitou

Зато уж если надо дотянуться до звезд, то с этим прекрасно справится погрузчик с телескопической стрелой, в народе называемый «телескопом». Скальные ковши не для него, стрела слабовата для того, чтобы копать как экскаватор. Зато «телескоп» может запросто доставить груз на высоту третьего, а то и четвертого этажа. При работе с удлинителем стрелы и лебедкой с крюковой подвеской телескопический погрузчик превращается в подъемный кран, в паре с рабочей платформой заменяет подъемник. Постоянная тяга к высоте наложила отпечаток на конструкцию телескопического погрузчика. Кабина и двигатель у большинства машин расположены по краям рамы в середине машины друг напротив друга и смещены к земле для снижения центра тяжести. Рама жесткая, все колеса управляемые. Модели с 3-секционной стрелой обязательно имеют 4-опорный контур для устойчивости во время работы. У машин с 2-секционной стрелой две опоры иногда устанавливают в передней части. Некоторые фирмы, например Dieci и Merlo, выпускают сельскохозяйственные модификации с «тракторной» навесной системой и валом отбора мощности сзади.

Телескопические погрузчики Magni. На переднем плане модель с четырьмя откидными опорами и 3-секционной стрелой с рабочей платформой на поворотной раме. За ней погрузчик с 2-секционной стрелой и палетными вилами

Ну и самый маленький, да удаленький представитель семейства – погрузчик с бортовым поворотом, или мини-погрузчик. Предназначен для механизации работ там, где и человеку бывает тесно. Внешне выглядит как большая кабина на маленьких колесиках с выпирающим капотом сзади и большим ковшом (или чем-нибудь еще) спереди. Поворачивает как гусеничный трактор или танк, притормаживая колеса с одного борта. Из вышеперечисленных навесок не агрегатируется только с рабочей платформой и краном с лебедкой – не имеет смысла. Зато для мини-погрузчика выпускают множество мини-навесок, превращающих его практически в любую строительно-дорожную машину, только маленькую. Среди этих навесок есть ковшовые и цепные экскаваторы, бетономешалки и даже грейдеры (он, правда, не навесной, а полунавесной, спереди опирается на собственное колесо). Но в любом случае возможности мини-погрузчика от этого только увеличиваются.

Мини-погрузчик «АМКОДОР» в окружении строительных навесок: ковши, отвал, крюковой подвес, крановая стрела, бетономешалка, вилы с прижимом, экскаватор
 

Вот на этом, пожалуй, самое время остановиться. Основные группы навесного оборудования мы рассмотрели, на какие погрузчики что можно ставить, а что нельзя, определили. Хотя многофункциональность погрузчика определяется не только количеством сменных рабочих органов. Он еще и передвигаться может не только по твердому грунту. Но об этом как-нибудь в другой раз.