Интервал по топливу считают (Ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Первым этапом, можно даже сказать, «линией обороны» машины от неисправностей является проверка технического состояния. Это может быть простейший визуальный осмотр, который проводит водитель или оператор перед сменой, либо контроль с применением различных технических средств, который выполняют квалифицированный механик, слесарь или другие специалисты, позволяющий обнаружить признаки неисправностей, не видимые невооруженным глазом.
Построение программ техобслуживания
Цель проверок – выявить «проблемные» агрегаты, узлы или системы машины и предотвратить их выход из строя, вызванный тысячами причин, например, засорение штуцеров для закачивания консистентной смазки, повреждения трубопроводов или электропроводки (перетирание, повреждения в результате ударов и т. п., утечки рабочих жидкостей, поломки или износ отдельных деталей) и устранить замеченные неисправности раньше, чем они приведут к более серьезной поломке и незапланированному выходу машины из строя.
Конечно, список работ при техобслуживании (ТО) зависит от типа машины и ее функций, например, работы, выполняемые при ТО колесного погрузчика отличаются от работ по обслуживанию гусеничного бульдозера, но основные принципы построения программ ТО одинаковы для всех машин:
- соблюдение рекомендаций производителя техники, в том числе периодичности техобслуживания;
- учет конкретных условий, в которых эксплуатируется машина, т. е. характер выполняемой работы; температурный диапазон и режим работы – непрерывный или периодический;
- учет всего, что сделано за период эксплуатации по данной машине (результаты предыдущих ТО).
На машине могут быть косметические неисправности, т. е. те, от которых страдает лишь внешний вид машины, но они не угрожают безопасности и не могут привести к более серьезным последствиям. Например, трещина на стекле, вмятина на корпусе. Устранение таких неисправностей вполне можно отложить до планового ТО. Некоторые неисправности не угрожают немедленной аварией, но через какое-то время могут повлечь за собой серьезные поломки, например, если обнаруживаются признаки износа подшипников. Такие машины оставляют в эксплуатации, но их техническое состояние постоянно контролируют. И наконец, бывает, что состояние машины угрожает серьезной аварией и безопасности людей, например неисправность тормозов, недостаточная глубина рисунка протектора шин, сильные утечки масла. Такую машину отстраняют от работы немедленно. Необходимо тщательно выявлять и оперативно устранять даже самые мелкие неисправности, которые могут привести к серьезной аварии. Важно, чтобы была налажена надежная связь между операторами и ремонтниками: ремонтная мастерская должна быть оперативно и подробно извещена о том, какой ремонт требуется машине.
В программе профилактического ТО рекомендуется делать основной упор на превентивные проверочные осмотры и работы, затем на более сложные контрольные работы (с привлечением аппаратуры и специалистов) и уже в последнюю очередь – на ремонт и замену компонентов.
Все опрошенные нами специалисты отмечают, что успех любых программ ТО зависит от организации работы и дисциплины людей, от того, насколько серьезное внимание уделяет этому вопросу руководство машинного парка.
Работы, выполняемые при визуальном осмотре
Осмотр и проверку машины выполняет оператор или водитель часто, ежедневно или с иной периодичностью, реже – механик. Работы подбираются таким образом, чтобы заранее выявить неисправности и избежать внезапного выхода машины из строя:
- шины, диски колес, рулевое управление, компоненты подвески и трансмиссии;
- тормоза: рабочие и стояночный;
- системы охлаждения, выпуска и питания;
- приборы освещения, стеклоочистители и прочие компоненты электрооборудования;
- подтекание рабочих жидкостей, негерметичность воздуховодов;
- повреждения кузова;
- зеркала, наружные и в кабине;
- приборы, датчики и указатели;
- тягово-сцепные устройства;
- приборы и системы безопасности;
- аварийная сигнализация.
Важно установить в парке такой порядок, чтобы все эти работы выполнялись неукоснительно в установленные сроки.
Один совет. Люди, выполняющие техобслуживание, не должны работать в подразделениях, где проводят крупный ремонт, иначе они будут выполнять лишь ремонтные работы, а более «мелкие» и «невыгодные» работы по техобслуживанию попросту игнорировать. Техобслуживанием должны заниматься специально выделенные люди.
Отсчет периодичности ТО по израсходованному топливу
Периодичность ТО может задаваться по времени эксплуатации, величине пробега, проработанным моточасам, израсходованному топливу и по различным сочетаниям этих критериев – в зависимости от характера работ, выполняемых конкретной машиной.
Ряд американских специалистов считают, что отсчет периодичности техобслуживания по количеству израсходованного топлива гораздо точнее отражает потребности в обслуживании: чем больше уровень нагрузки при работе техники, тем больше она расходует топлива и тем скорее потребуется техобслуживание. Одна машина может работать в каменном карьере, другая – в болотистой местности, все условия и показатели при таких работах могут различаться – и нагрузка, и расход топлива, и ресурс агрегатов. Однако для учета периодичности ТО по топливу требуется точный контроль расходования топлива. Периодичность по моточасам не позволяет учитывать, с какой нагрузкой работает машина, но считать моточасы проще, чем потребленное топливо. К тому же производители оборудования обычно определяют периодичность техобслуживания именно в моточасах. Конечно, имеется в виду внедорожная техника. Для магистральной техники периодичность техобслуживания считается по пробегу.
Возможен автоматизированный контроль сроков проведения ТО в зависимости от потребленного машинами топлива – некоторые компьютерные программы управления машинными парками позволяют реализовать подобную функцию, причем дают возможность отслеживать сроки проведения отдельных работ, например замены фильтров и т. п. Программа регистрирует дату заправки, количество заправленного в машину топлива, количество проработанных машиной моточасов и шифр выполняемых работ. Связь с машинами осуществляется беспроводным способом.
Категории техобслуживания, принятые в США
Интервалы в 5000...25 000 км пробега или 1...2 месяца. Минимальный объем работ: смазка шарнирных соединений, визуальный осмотр машины, в том числе осмотр и подкачка шин, может быть включен отбор проб масел.
Интервалы в 10 000...30 000 км пробега или 2...4 месяца. Более сложные и выполняемые не так часто, как в первом случае, работы: регулировка двигателя и замена масел и фильтров, проверка кондиционера, давления в системах. Может включать демонтаж компонентов и проверку в условиях мастерской, на стендах.
Интервалы в 40 000...65 000 км пробега или 12 месяцев. Еще более сложные работы: углубленные проверки систем и компонентов, обслуживание тормозной системы и системы питания с ремонтом, заменой деталей и регулировкой, а также регулировками компонентов силовой передачи.
Интервалы от 120 000 до 400 000 км пробега или от 16 до 24 месяцев. Крупные плановые работы, например, замена, капитальный или средний ремонт двигателя.
Впрочем, некоторые специалисты указывают, что способ учета периодичности ТО по израсходованному топливу корректен не для любой спецтехники. Например, если машине приходится подолгу работать на одном месте или даже на холостом ходу, то ее ходовая часть будет иметь гораздо меньший износ, чем двигатель, и если срок очередного ТО для двигателя уже наступил, проводить ТО ходовой части еще рано. По-видимому, это тот самый случай, когда периодичность ТО следует определять по нескольким параметрам.
В некоторых машинных парках США отслеживают состояние машин и сроки проведения ТО на основе двух показателей: количеству израсходованного топлива и результатам регулярных анализов рабочих жидкостей.
А.В. Городенкер, директор ООО «Мицубер» (г. Екатеринбург):
«Инструкции по эксплуатации у производителей любой спецтехники предписывают выполнение проверочных работ. От того, насколько точно выполняются требования инструкции, зависят безопасность и работоспособность машины. Поэтому низкая дисциплина исполнителей и слабый контроль со стороны руководства могут привести к быстрому выходу из строя техники, а порой и к травмам или даже гибели людей.
Ежесменный визуальный контроль выполняет оператор машины, который сразу же устраняет выявленные незначительные неисправности, производит смазку отдельных узлов. Техническое обслуживание и средний ремонт выполняет на рабочем месте машины специализированная бригада механиков, оснащенных необходимым оборудованием и прошедших соответствующее обучение.
Принятый на сегодня учет времени работы машины в моточасах, где моточас не соответствует астрономическому часу и зависит только от оборотов двигателя, более реально отражает нагрузку и время работы машины. Контроль за износом деталей по состоянию рабочих жидкостей позволяет оптимизировать расходы на ТО, но проведение анализа может себе позволить только компания, имеющая большой парк техники. Анализ на наличие в рабочей жидкости частиц износа, который предлагают поставщики масел, не может быть объективным, так как при таком анализе не контролируется кислотность масла и другие важные компоненты, по которым можно судить о пригодности масла к дальнейшей эксплуатации. Наличие тех или иных частиц износа может подсказать без разборки узла, к ремонту чего надо готовиться и какие примерно детали и расходные материалы для этого понадобятся».
Дмитрий Чубаров, специалист по технической поддержке продукции компании John Deere:
«В России интервалы обслуживания спецтехники в основном рассчитывают по количеству моточасов. Технология расчета интервалов ТО по расходу топлива сложна для реализации в наших условиях, так как для этого потребуется дополнительное оборудование и внимание сервиса к машине.
Можно утверждать, что у машин John Deere самые низкие затраты на техническое обслуживание среди техники прочих производителей, эксплуатирующейся в США. Это достигается за счет инновационных технологий производства, высокого качества компонентов машины, применения долговечных масел с увеличенным интервалом замены. Так, интервал замены гидравлического масла на некоторых машинах достигает 4000 моточасов.
На всех машинах John Deere ежедневное обслуживание производится с одной стороны машины с уровня земли, и даже самый ленивый оператор не затруднится сделать пару шагов, чтобы проверить уровень жидкостей и смазать все необходимые компоненты в течение минуты.
Электронная система диагностики машин John Deere оповещает оператора сигналом и кодом неисправности. Код описывает, где и какой компонент неисправен. Это позволяет быстро починить машину на месте без вызова сервисного механика. Если устранить неисправность самостоятельно не удается, можно сообщить код неисправности в сервисную службу, и механик будет знать, какие диагностические приборы и запчасти везти с собой, чтобы реанимировать машину в кратчайший срок».