
Тротуарные катки
Тротуарные катки массой от 900 кг до 7 т представляют собой отдельный сегмент дорожно-строительной техники с характерной конструкцией и дизайном, а главное, комплектацией. Для компактной техники требуются компактные двигатели и агрегаты гидросистемы, которые выпускают ведущие западные компании. Самые распространенные – двигатели Kubota, также встречаются двигатели Yanmar, Kohler, Perkins и Honda. Компоненты гидравлики поставляли Danfoss, Poclain, Bosch-Rexroth и другие известные производители. Использовали не только импортные гидронасосы, гидромоторы, гидрораспределители, клапанную и другую аппаратуру, но и РВД и фурнитуру. После ухода из России западных поставщиков как полнокомплектной техники и комплектующих перед российскими заводами возникла проблема комплектации и по возможности замены западных компонентов более доступными. У китайских предприятий подобных проблем нет. Все крупные китайские компании выпускают и поставляют на российский рынок тротуарные катки, причем построенные на западной компонентной базе.

С 2023 г. компания XCMG поставляет на российский рынок новую линейку тротуарных виброкатков массой от 2,8 до 6 т. Шарнирно-сочлененные машины комплектуют стальными вибровальцами шириной 1200, 1300 и 1520 мм, вместо заднего вальца могут устанавливать пневмошины. Рабочее место оператора открытое, в случае опрокидывания машины оператора призвана защитить дугообразная конструкция, на которую возможна установка дополнительных световых приборов и навеса. На моторной полураме под пластиковым капотом размещен дизель Kubota мощностью от 25 до 55 кВт, агрегатированный с гидронасосами привода вальцов, вибромеханизмов, рулевого управления. Вибромеханизмы вальцов двухчастотные, одноамплитудные и могут включаться одновременно или раздельно. В комплектации гидросистемы использованы компоненты ведущих мировых производителей.

Линейка тротуарных катков LiuGong включает модели массой от 1,7 до 3,4 т в двухвальцовой и комбинированной комплектациях. Катки с шарнирно-сочлененной рамой, на задней полураме открытое рабочее место оператора, защищенное ROPS-дугой, передняя моторная полурама накрыта пластиковым капотом, подняв который, получают удобный доступ в моторный отсек. Младшая модель 6015Е оснащена двигателем Kohler мощностью 18 кВт (24 л.с.), средняя 6029F массой 2,9 т – двигателем Kubota мощностью 25,7 кВт (34 л.с.), старшая 6032E – двигателем Perkins мощностью 27,3 кВт (37 л.с.). Модель нового поколения 6029F оснащена двухчастотной одноамплитудной вибросистемой, катки предыдущей серии 6015Е и 6032Е – вибромеханизмами с одной частотой и амплитудой.

Интересную линейку тротуарных катков предлагает компания Shantui. Линейку составляют полдесятка моделей, поставляемых в двухвальцовом и комбинированном исполнении. Все модели с шарнирно-сочлененной рамой, моторная полурама накрыта металлическим капотом. Младшая модель SRD800 массой 790 кг оснащена вальцами разного размера: ширина и диаметр переднего – 700 и 500 мм, заднего – 540 и 400 мм. На каток устанавливают дизельный или бензиновый двигатель мощностью 7–10 кВт с воздушным охлаждением. Гидростатическая трансмиссия приводит передний валец. Вибросистема с механическим приводом обеспечивает частоту 70 Гц при амплитуде 0,5 мм. Модель SDR900 массой 920 кг отличается гидроприводом обоих вальцов. Модель SRD017 массой 1700 кг с двумя приводными вальцами оснащают 3-цилиндровым дизелем Yanmar или бензиновым Honda. На модель SRD03 массой 2900 кг устанавливают дизель Yanmar мощностью 26,9 кВт, на следующую модель SRD04 массой 4200 кг – мощностью 36 кВт.

Под маркой Merko поставляют из Китая линейку шарнирно-сочлененных тротуарных катков массой от 1300 до 5000 кг в комплектации с двумя стальными вибровальцами и с передним вибровальцом и пневмошинами на задней оси. Рабочая ширина – от 800 мм у младшей модели до 1400 мм у старшей. Частота вибрации – 50 Гц. Катки комплектуют двигателями Kubota и Yanmar, компонентами гидропривода Danfoss, Poclain, подшипниками SKF. Открытое рабочее место защищено ROPS-дугой.

В номенклатуру катков LGCE входит компактная модель RD730 в двухвальцовом и комбинированном исполнении с рабочей шириной 1200 мм. Каток массой 3000 кг с шарнирно-сочлененной рамой приводится в движение двигателем Kubota мощностью 24,4 кВт. Моторный отсек закрывает пластиковый капот. Гидростатическая трансмиссия приводит оба вальца. Вибросистема обеспечивает частоты 55 и 67 Гц с амплитудой 0,5 мм.

Номенклатура завода «Раскат» включает четыре модели тротуарных катков массой от 1500 до 3500 кг. Катки построены по современной схеме – с шарнирно-сочлененной рамой, двигателем на передней полураме и рабочим местом с ROPS-дугой с навесом на задней полураме. На младшую модель RV-1,5DD массой 1500 кг и рабочей шириной 850 мм устанавливают двигатель Raywin мощностью 17,5 кВт производства китайского завода Raywin Powertrain Technology Co., Ltd. Такой же двигатель получила модель RV-2,0DD массой 2000 кг и рабочей шириной 1000 мм. На модель RV-3,0DS массой 3000 кг и рабочей шириной 1300 мм и RV-3,5DD массой 3500 кг (возможна балластировка до массы 4500кг) и рабочей шириной 1300 мм ставят 3-цилиндровый дизель ММЗ-3LD-45 мощностью 26 кВт с жидкостным охлаждением. Трансмиссия катков гидростатическая с полным приводом.

Завод «Дорожных машин» (г. Рыбинск) предлагает три модели тротуарных катков с шарнирно-сочлененной рамой массой 1,33; 2,7 и 4 т. Младшая модель с рабочей шириной 900 мм поставляется в комплектации с двумя вальцами и бензиновым двигателем HONDA мощностью 14,9 кВт. Вторая модель комплектуется как двумя вальцами, так и пневмошинами на задней оси. В движение машину приводит дизель ММЗ мощностью 26 кВт. Обе машины включены в Реестр Российской промышленной продукции. На выставке CTT EXPO 2025 завод представил комбинированный каток DM-04-VC массой 4 т, выполненный в таком же дизайне, как и младшие модели.

Для китайских поставщиков западные компоненты легкодоступны и обходятся дешевле, тем более что часть компонентов выпускают непосредственно в Китае. Это создает китайским поставщикам преимущество на российском рынке, не говоря о других негативных экономических факторах, угнетающих российские производства.
