XCMG

Дайте мне точку опоры…

Правила установки мобильного стрелового крана на строительной площадке

Без точки опоры любой рычаг – палка. 
Народная мудрость
Известная фраза древнегреческого математика и механика Архимеда (287–212 до н. э.) полностью звучит так: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю», но нас в данном случае интересует только первая часть. Надежная опора – исключительно важный фактор успешной работы мобильного крана, и о правилах надежной установки кранов на строительной площадке мы расскажем в этой статье.

Являетесь ли вы руководителем, ответственным за строительство объекта, или оператором мобильного крана, понимание факторов, от которых зависит безопасная установка и работа крана на строительной площадке имеет важное значение для его эффективной и успешной эксплуатации.

Мобильные краны являются причиной большинства несчастных случаев и травм со смертельным исходом среди кранов всех типов. Установка мобильного крана является сложной и ответственной задачей, требующей точного соблюдения определенных правил и рекомендаций. Пренебрежение требованиями законодательства и инструкций, неосторожность и легкомыслие могут привести к серьезной аварии с тяжелыми последствиями. Поэтому важно представлять себе опасности, которые могут возникнуть при установке мобильного крана, знать основные правила и следовать им при размещении крана на месте будущей работы.

XCMG
Глобальная компания XCMG, единственным официальным дистрибьютором которой в России является ООО «СюйГун Ру», предлагает российским потребителям обширную линейку автокранов XCT из 10 моделей и модификаций грузоподъемностью от 25 до 100 т, с грузовым моментом от 961 до 3840 кН.м, с телескопическими стрелами длиной от 34 до 70 м (с гуськом от 42,3 до 96,9 м), на 3-и 4-осных шасси с двигателями мощностью от 192 до 327 кВт, транспортная масса кранов – от 28 до 50 т.

Также в ассортименте техники XCMG есть линейка вседорожных кранов XCA из 7 моделей и модификаций грузоподъемностью от 60 до 500 т, с грузовым моментом от 1858 до 12255 кН.м, со стрелами длиной от 48 до 85 м (с гуськом от 64 до 128 м), на шасси с количеством осей от 3 до 6.

Линейка короткобазных кранов XCMG XCR состоит из 7 моделей и модификаций грузоподъемностью от 30 до 150 т, с длиной стрелы от 35 до 64 м (с гуськом от 44 до 81,5 м). Масса машин – от 27,334 до 79,5 т, с полноприводными шасси 4х4, оснащенными двигателями мощностью от 162 до 220 кВт.

И наконец, линейка самоходных гусеничных кранов с решетчатой стрелой XGC из 9 моделей и модификаций грузоподъемностью от 55 до 400 т, общей массой от 46,3 до 345 т, с максимальным грузовым моментом от 1994 до 51520 кН.м, со стрелами длиной от 52 до 96 (126) м и двигателями мощностью от 128 до 298 кВт.

XCMG

Официальные документы РФ, регламентирующие вопросы установки автокранов на площадках для выполнения работ

Нормы и правила установки мобильных кранов регламентируются в различных официальных документах, СНиПах, ведомственных инструкциях и т.д. Мы рассмотрим лишь несколько самых распространенных из них.

Использование подъемных сооружений, и в том числе мобильных грузоподъемных кранов, регламентируется Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 461 от 26 ноября 2020 г. «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила без­опасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные со­оружения». Документ утвержден Ростехнадзором и действует с 01.01.2021 г.

Требования безопасности при монтаже технологического оборудования и конструкций с помощью стреловых самоходных кранов на гусеничном и пневмоколесном ходу грузоподъемностью до 400 т содержатся в Ведомственных строительных нормах Минмонтажспецстроя СССР, которые утверждены 31 октября 1988 г. и являются действующими до сих пор: «Правила техники безопасности при эксплуатации стреловых самоходных кранов ВСН 274-88».

Строители до сих пор довольно широко используют «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00» от 31.12.99 г., хотя Ростехнадзор официально прекратил их действие 7 марта 2014 года. Дело в том, что в ПБ 10-382-00 достаточно подробно описаны многие важные вопросы эксплуатации и технического обслуживания грузоподъемных кранов, ведения оперативной документации и т.д. Использование этих Правил допускается в части, не противоречащей действующему законодательству и без ссылок на этот документ.

ЧМЗ
АО «Челябинский механический завод» (ЧМЗ) выпускает крановые установки «Челябинец» серий «ПЛЮС», «ПРОФИ» и «СТ».

Линейка автокранов «Челябинец» насчитывает до 50 моделей и модификаций машин грузоподъемностью от 16 до 60 т со стрелами овоидного профиля разной длины (от 19 до 42 м) на популярных автомобильных шасси с колесными формулами от 4х2 до 8х8. Поворотно-выдвижные опоры обеспечивают возможность использования трех видов опорного контура: полный, неполный и сближенный. В качестве опций предлагается механизм наклона кабины оператора крана, дополнительные противовесы, гуськи, люлька для работ на высоте до 43 м, вторая (вспомогательная) грузовая лебедка и т.д.

В линейке гусеничных кранов ЧМЗ ДЭК 7 моделей грузоподъемностью от 25 до 100 т эксплуатационной массой от 36,7 до 128 т с решетчатыми стрелами длиной от 15 до 70 м. Возможно оснащение стрел гуськами и башенно-стреловым оборудованем под конкретные задачи заказчика. Основным преимуществом гусеничных кранов является возможность передвижения с грузом от 25 до 75 т. Главным преимуществом моделей ДЭК остается возможность работы не только от встроенной дизель-генераторной установки, но и работа от внешнего источника питания сети 380 В.

Краны КС-5673 грузоподъемностью от 16 до 40 т с телескопической стрелой, смонтированные на гусеничные трелевочные шасси производства «Алтайлесмаш» и «Сибирь Техника».

Также ЧМЗ предлагает целый ряд специальных кранов: с ГБО, снегоболотоход, привышечные, пожарные пеноподъемники.

ЧМЗ

Несущая способность грунта/ опорной поверхности на площадке

Перед установкой мобильного крана необходимо убедиться, что грунт на площадке достаточно прочный и устойчивый, чтобы колеса или гусеницы крана, а также башмаки (пяты) аутригеров не проваливались в (грунт; опорную поверхность) под действием веса самой машины и поднимаемого груза. Несущая способность поверхности площадки должна иметь определенную величину.

Предельная несущая способность грунта (поверхности площадки) – это максимальное вертикальное давление, которое грунт может выдержать, прежде чем просесть и разрушиться. Часто несущую способность измеряют в МПа. Прочность (несущая способность) грунтового основания определяется перед началом работы кранов на монтажных площадках с грунтовым покрытием. После ливневых дождей или таяния снега необходимо повторно определить прочность грунта площадки.

Несущую способность грунта (допускаемую удельную нагрузку, модуль деформации, осадку грунта) должен определять работник, ответственный за безопасное производство работ кранами, с помощью плотномера-ударника ДорНИИ или любого другого современного метода. По нормам, при приемке основания площадки под краны лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, или ИТР, назначенный руководством монтажной организации, должны удостовериться, что основание площадки (грунт или покрытие): способно выдерживать нагрузки (имеет несущую способность), МПа: до 0,4–0,5 – для кранов грузоподъемностью до 25 т, 0,6–0,7 – свыше 25 до 63 т; 0,8–1,0 – г/п 100–160 т и 1,2–1,8 – г/п до 400 т.

«Галичский автокрановый завод»
АО «Галичский автокрановый завод» (г. Галич Костромской обл.) выпускает более 37 моделей кранов грузоподъемностью от 25 до 100 т с грузовым моментом от 85 до 378 тм на автомобильных шасси с количеством осей от 2 до 5. Стрелы телескопические овоидного и овалоидного профиля длиной от 22 до 51 м, допускается телескопирование стрелы с грузом. Морозоустойчивые уплотнители гидроцилиндров не теряют эластичности до –50 °С. Кабина крановщика поднимается на угол до 15°. Тяжелые модели кранов оборудуются централизованной системой смазки. Конструкция аутригеров обеспечивает возможность работы на полном и сближенном опорном контуре, подпятники аутригеров полиамидные (опция – металлические). Опционно предлагаются гусек, маслоохладитель, кондиционер и т.д. Модели кранов «Галичанин» г/п 100 т не имеют российских аналогов.

Также ГАКЗ выпускает две модели кранов на гусеничном шасси трактора ТЛ-5АЛМ грузоподъемностью 25 и 32 т. Опционно предлагается комплектация с широкими (800 мм) гусеницами, бульдозерным отвалом.

В ассортименте ГАКЗ не имеющий аналогов в России кран автомобильный специальный КАС-65715 серии «АТОМ» грузоподъемностью 50 т, предназначенный для работы на объектах использования атомной энергии.

«Галичский автокрановый завод»

Чтобы рассчитать вертикальное давление, с которым будут воздействовать на поверхность площадки башмаки аутригеров, нужно определить величину нагрузки, которая будет действовать на каждый аутригер мобильного крана при подъ­еме краном максимального груза при различных углах поворота стрелы и разных значениях вылета. Нужно учитывать, что у некоторых кранов бывает изменяемый центр тяжести за счет перемещения противовеса автоматической системой поддержания равновесия при изменении угла подъема и вылета стрелы. Возможно использование для расчетов «Метода конечных элементов». Выбрав максимальное значение нагрузки на один аутригер, нужно разделить значение нагрузки на площадь башмака аутригера, таким образом получится удельное давление на единицу площади поверхности площадки под башмаком аутригера. Конечно, необходимо принять коэффициент запаса около 1,5–2, чтобы подстраховаться от неблагоприятных воздействий на кран сильного ветра и т.п. Если величина этого давления превышает несущую способность поверхности площадки, грунт просядет и кран может опрокинуться.

Если прочность грунта на площадке не соответствует предполагаемым/ расчетным нагрузкам на выносные опоры, поверхность можно укрепить путем подсыпки песка, шлака или гравия либо путем частичного снятия исходного грунта и замены его более прочным материалом.

МАЗ
ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ, Республика Беларусь, г. Минск) выпускает широкий ряд автокранов «Зубр» на 2- и 3-осных шасси автомобилей МАЗ (полноприводных и неполноприводных) из более чем 19 моделей и модификаций, грузоподъемностью от 15,2 до 40 т, с грузовым моментом от 45,6 до 128 кН.м, со стрелами овоидного профиля длиной от 20,75 до 33 м. Возможно телескопирование стрелы с грузом. Гидравлическая система крановой установки обеспечивает возможность одновременного совмещения нескольких крановых операций. Дополнительные противовесы существенно улучшают грузовысотные характеристики автокранов «Зубр» на больших вылетах (противовесы перево­зятся отдельно). Тепло- и звукоизолированные кабины оборудованы системами отопления и вентиляции.
МАЗ

Способы повышения несущей способности поверхности площадки

Чтобы уменьшить удельное давление на поверхность площадки, широко используются подкладки под опорную плиту аутригера из полимерных материалов, в один или несколько слоев – легкие и прочные. Опорная площадь подкладки должна превышать площадь опорной плиты аутригера в три и более раз.

Если необходимо установить кран на непродолжительное (от нескольких часов до нескольких дней) время на слабое основание, под ходовую часть рекомендуется подкладывать переносные железобетонные дорожные или аэродромные плиты (ПАГ, ПДН и т.п.), а также металлические, деревянные или деревометаллические щиты и плиты. Используют также гибкие ленты, собранные из отдельных шпал (брусьев), надетых на стальной канат.

Основанием под щиты или плиты может служить спланированная поверхность местного или насыпного грунта или местный грунт, покрытый выравнивающим слоем из песка, шлака и других материалов толщиной 5–8 см. При очень слабом верхнем грунтовом слое (прочность менее 0,1–0,2 МПа, толщина 15–20 см) рекомендуется укладывать щиты (плиты) на местный грунт, улучшенный путем добавки и перемешивания с ним песка, гравия, гальки, щебня или шлака на глубину 12–15 см. Под колеса кранов можно подкладывать деревометаллические рамы.

Для установки гусеничных кранов грузоподъемностью до 63 т рекомендуются использовать подкрановые щиты, состоящие из рамы, сваренной из труб диаметром 219 мм и покрытой с обеих сторон стальными листами толщиной 6 мм (при грузоподъемности крана до 40 т) или 8–10 мм (при грузоподъемности крана 40–63 т). К раме приваривается наклонный въезд для крана.

PALFINGER SANY
ООО «Палфингер Сани Крэйнз», эксклюзивный дистрибьютор компании PALFINGER SANY, предлагает большой ассортимент мобильных кранов данного бренда.

В линейке автокранов модели грузоподъемностью от 16 до 120 т эксплуатационной массой от 24 до 49,95 т на 3- и 4-осных шасси со стрелами U-образного профиля длиной от 32 до 70 м. U-образная стрела обеспечивает повышенную жесткость в поперечном направлении и отличные грузовые характеристики. Краны оснащены бортовым компьютером, системой защиты от сближения с ЛЭП и пр. Каждый аутригер имеет независимое управление движением по вертикали и горизонтали. Это обеспечивает устойчивость техники. Съемные подпятники зафиксированы на аутригерах и не выходят за габариты крана.

Кроме того, в производственной линейке PALFINGER SANY имеется обширный ряд короткобазных кранов грузоподъемностью от 30 до 250 т, эксплуатационной массой от 28 до 60 т на шасси с числом осей от 2 до 5. Краны укомплектованы стрелами U-образного профиля длиной от 31,5 до 94,5 м. Имеется функция автоматического выравнивания аутригеров.

Также предлагается ряд вездеходных автокранов грузоподъемностью от 60 до 900 т с грузовым моментом от 1861 до 21 756 кН.м на шасси с числом осей от 3 до 8 и со стрелами длиной от 66,5 до 119,3 м. Краны имеют несколько режимов рулевого управления. Кабины водителя и крановщика оснащаются кондиционерами.

PALFINGER SANY

Для кранов грузоподъемностью до 40 т можно применять подстилающие плиты, сваренные в решетчатую конструкцию из нескольких швеллеров № 20 и сверху и снизу покрытую стальными листами толщиной 6 мм. Масса щита 2,5–2,8 т, плиты – 0,4 т. При эксплуатации одного гусеничного крана требуется комплект из шести щитов (по три на каждую гусеницу) или из 12–16 плит (по 6–8 на каждую гусеницу), а при работе крана без передвижения из четырех щитов или из 8–10 плит. При таком количестве щитов (плит) краны могут перемещать щиты (плиты) вперед, назад, в сторону по пути следования и передвигаться по подстилающим устройствам на неограниченное расстояние. В качестве подстилающих устройств под краны на гусеницах и шинах можно использовать щиты из бревен (связанных болтовыми соединениями) или из более современных материалов – пластиков. Чтобы уменьшить колебания крана в продольной плоскости, рекомендуется также помещать щиты под концы гусениц.

При работе гусеничных кранов следует учитывать, что фактические (краевые) удельные давления во много раз превышают средние и достигают 0,5–0,6 МПа и более.

Также оборудуются настилами железобетонных, металлических, деревометаллических, деревянных и других плит и щитов подъездные пути к площадке, на которой устанавливается мобильный кран.

Особенную сложность представляют собой подготовка площадки для работы мобильных пневмоколесных кранов высокой (в сотни тонн) грузоподъемности. Для них практикуется укладка прочных опорных железобетонных плит (аэродромных, дорожных) или сооружение сплошного бетонного покрытия на площадке. В особо сложных случаях, если специалисты компании затрудняются в выполнении точных расчетов, рекомендуется заказать проект производства работ краном в специализированной организации.

«Камышинский крановый завод»
ООО «Камышинский крановый завод» (г. Камышин, Волгоградская обл.) производит автокраны грузоподъемностью 25–40 т на шасси КАМАЗ, МАЗ, «Урал» эксплуатационной массой от 20,2 до 27,2 т с грузовым моментом от 85 до 120 тм, со стрелами гексагонального и овоидного профиля длиной от 21 до 33 м. Зона работы кранов – от 220 до 360° в зависимости от комплектации. В стесненных условиях возможна работа кранов на сокращенном опорном контуре в зоне 360° без ухудшения грузовых характеристик.

В качестве опций предлагаются дополнительные противовесы, удлинители стрелы, гуськи с возможностью установки под разными углами, маслоохладитель, система видеонаблюдения за контролем намотки грузового каната и кондиционер в кабину крановщика.

Передвижение кранов предусмотрено по автомобильным дорогам всех типов. При изготовлении кранов используются комплектующие и материалы отечественного производства.

«Камышинский крановый завод»

Подготовка площадки для работы мобильного крана

Прежде всего отметим, что в соответствии с законодательными нормами «установка кранов для выполнения строительно-монтажных работ должна производиться в соответствии с проектами (ПОС, ППРк и др.) и другими нормативными документами», т.е. сначала разрабатывается документация, утверждается в установленном законом порядке и только потом в соответствии с ней производится установка крана на выделенной для него площадке. Тем не менее никто не снимает ответственности за правильную установку крана и с оператора, и с руководителей работ на данном объекте.

Какой должна быть площадка для работы мобильного крана. Прежде всего подчеркнем, что правильно подготовленная площадка для работы мобильного крана – это, как минимум, половина успеха в выполнении работ. Несмотря на то, что по законодательным нормам площадка для размещения мобильного крана принимается ответственным лицом, руководители работ и оператор мобильного крана должны самостоятельно провести визуальную оценку площадки непосредственно перед началом работ. Цель состоит в том, чтобы убедиться, что на площадке обеспечена безопасная и беспрепятственная работа крана, все наблюдаемые условия соответствуют документации и информации, предоставленной контролирующим органом. При обнаружении несоответствий их следует немедленно обсудить и согласовать до начала работ.

Подъездные пути. Площадка должна быть легко доступной для мобильного крана, не должно быть преград, таких как деревья, здания или электропровода. Нужно учесть высоту и ширину крана, чтобы не возникло проблем с проходом и маневрированием. У подъездных путей поверхность должна быть ровной, ширина проезжей части не менее 4 м (для кранов грузоподъемностью более 40 т – не менее 4,5 м; более 100 т – не менее 6 м), ширина обочин – не менее 0,75 м, продольный уклон не должен превышать 0,09‰ (т.е. подъем не более 9 см на 100 м пути).

Для отвода и стока атмо­сферных вод дорогу, по которой перемещается пневмоколесный кран, рекомендуется делать с поперечным уклоном 2–3° в сторону от здания. По всей длине дороги следует устраивать водоотводящую канаву – кювет.

МТМ
Завод «Могилёвтрансмаш» (МТМ, г. Могилев, входит в состав ОАО «МАЗ») производит линейку автокранов под брендом «Машека» на базе шасси МАЗ (а также КАМАЗ и «Урал»), 2- и 3-осных, полноприводных и неполноприводных, с двускатной и односкатной ошиновкой задних осей, с управлением рычагами или джойстиками. Грузоподъемность кранов составляет от 15 до 25 т, грузовой момент от 45 до 80 тм, эксплуатационная масса от 16,7 до 22,2 т, длина стрел от 20,75 до 30,1 м. Рабочая зона кранов составляет 360°. Возможно телескопирование стрелы автокрана с грузом.

Гидравлическая система крановой установки с аксиально-поршневым насосом обеспечивает возможность одновременного выполнения нескольких крановых операций. В гидросистеме применяются оцинкованные трубопроводы.

МТМ

Площадка. Как уже говорилось выше, ее поверхность должна быть способной выдержать нагрузку работающего крана. С площадки следует убрать все лишние, не нужные для работы объекты, которые могут быть препятствиями для работы или маневров крана.

На площадке не должно быть объектов, препятствующих работе крана – например, смотровых колодцев подземных коммуникаций и колодцев-приемников сточных вод.

Установка стрелового крана должна производиться на спланированной (уклон не более 3º от горизонтали) и подготовленной площадке с уплотненным (при необходимости грунтовым катком) грунтом или более прочной поверхностью, без впадин, волн и бугров. Земляное полотно, служащее основанием для покрытия (если оно предусмотрено), должно быть очищено от строительного мусора, льда, снега, посторонних предметов и растительного слоя почвы. Не должно быть стоячей воды (луж). Площадку земляного полотна необходимо спланировать в продольном и поперечном направлениях (просвет под рейкой длиной 3 м в продольном и поперечном направлениях не должен превышать 30–50 мм) с уклоном в сторону водостока 0,008–001. При этом поперечный и продольный уклоны площадок под краны не должны превышать значений, указанных в инструкции по монтажу и эксплуатации для кранов с конкретным стреловым исполнением (с минимальной по длине стрелой или увеличенной длиной с помощью вставок или путем выдвижения). Устанавливать кран для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим указанный допустимый в паспорте крана, не разрешается. Илистые грунты, жирные глины, засоленные грунты и торф для возведения земляного полотна не допускаются. Площадка должна иметь водоотвод, так как атмосферные осадки могут ослабить несущую способность грунта.

При работе гусеничных кранов с многоопорными тележками на твердом естественном или искусственном основании оно должно быть выровнено с помощью подсыпки рыхлого грунта или щебня. Толщина подсыпки над выступающими участками основания не должна быть менее 150 мм.

В процессе работы крана отдельные участки дороги или монтажной площадки могут проседать, вследствие чего образуются неровности, вызывающие ухудшение проходимости и даже прекращение движения. Чтобы устранить углубления, канавки, подсыпают крупнозернистые дренирующие материалы: песок, шлак, щебень.

Zoomlion
Глобальная китайская компания Zoomlion имеет в ассортименте большое количество моделей мобильных кранов.

Грузоподъемность шоссейных кранов составляет от 25 до 150 т с грузовым моментом от 1067 до 2328 кН.м и эксплуатационной массой от 32,97 до 50 т, они комплектуются стрелами U-образного профиля. Кабина крановщика оборудована кондиционером и отопителем и может наклоняться вперед и назад в пределах от 0 до 20°. Выдвижение аутригеров может осуществляться синхронно или каждого аутригера по отдельности. Под кабиной водителя установлен пятый аутригер. Когда пятая опора выдвинута, можно производить работу над кабиной.

В линейку шоссейных кранов входят автокраны на шасси МАЗ – результат совместной разработки компаний Zoomlion и МАЗ. Это модели грузоподъемностью 30 и 60 т со стрелами овоидного сечения. Управление осуществляется джойстиками. Кабина крановщика может наклоняться до 20° и оборудована отопителем и кондиционером. Нагрузки на оси у этих кранов соответствуют требованиям ПДД и позволяют машинам ездить по дорогам общего пользования.

Имеется модель вседорожного крана грузоподъемностью 200 т с грузовым моментом 6664 кН.м эксплуатационной массой 60 т.

Есть в ассортименте Zoomlion и гусеничные краны грузоподъемностью от 55 до 2000 т.

Zoomlion

Особенно тяжелые условия для работы и передвижения пневмоколесных кранов возникают в осенне-весенний период, когда грунты переувлажняются и резко понижается их несущая способность. Необходимость укрепления грунтового основания может возникнуть и в летние месяцы при кратковременных интенсивных дождях. В таких случаях следует удостовериться в достаточности его прочности для работы крана и при необходимости провести мероприятия по укреплению основания, например, устроить песчаную и шлаковую подсыпку, уложить деревянные маты. Работу рекомендуется организовать таким образом, чтобы в период увлажнения грунта кран по возможности не перемещался на площадке.

Если рядом со строительной площадкой проходит линия электропередачи напряжением выше 10 кВ, зона работы крана должна быть на расстоянии не менее 10 м от нее, если напряжение линии ниже 1 кВ – 2 м. Если рядом располагается понижающая трансформаторная подстанция, например, ТП 35/10 кВ, зона работы крана должна быть на расстоянии не менее 15 м от нее.

При работе поворотная часть стрелового крана в любом положении должна оставаться на расстоянии от строений, штабелей грузов и других объектов не менее 1 м. Кран должен быть установлен так, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость предварительного его подтаскивания при наклонном положении грузовых канатов и имелась бы возможность перемещения груза, поднятого не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава и т.п. Если грузозахватным органом крана является грузовой электромагнит, кран не должен транспортировать грузы над производственными и любыми другими помещениями. Если предполагается, что кран будет грузонесущим, т.е. перемещаться с грузом на стреле, нужно подготовить для него ровные пути перемещения (чтобы кран, стрела и груз не раскачивались при движении – это очень опасно, кран может потерять равновесие и опрокинуться.

ЧМЗ

Прочие подготовительные работы. Перед началом работы необходимо проверить грузоподъемность и устойчивость автокрана. Проверка включает контроль работы гидравлической системы, проверку грузоподъемности крана, а также проверку устойчивости на наклонной поверхности. Предельный угол наклона кранов с основной стрелой, при котором разрешается его эксплуатация, составляет 3°. С увеличением длины стрелового оборудования, в том числе при башенно-стреловом оборудовании, допускаемый угол наклона снижается до 2–1°. Угол наклона крана складывается из угла наклона площадки и возможного угла перекоса, вызываемого податливостью грунта под краном. Величина перекоса зависит от массы крана, размеров рабочего оборудования и модуля деформации грунта. С увеличением модуля деформации грунта пропорционально снижается наибольший угол перекоса крана. На практике возникает необходимость определять допускаемый угол наклона рабочей площадки, который может быть найден как разность между предельным углом наклона крана (взятым из паспорта) и углом просадки крана.

Если необходимо установить стреловой кран на аутригеры, он должен быть установлен на все имеющиеся аутригеры. При необходимости под опоры должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки.

Также важно проверить работу тормозов, световой и звуковой сигнализации крана, и еще раз ознакомиться с инструкцией по эксплуатации крана.

Чтобы обеспечить безопасность работ, необходимо разметить безопасную зону вокруг автокрана, где не должны находиться люди и другие транспортные средства, разметить места для движения крана и персонала, чтобы избежать возможности аварий или травм. Также следует позаботиться о наличии предусмотренных правилами и законодательными нормами средств защиты.

На участках работ, проездах и подходах к ним в темное время суток должна быть обеспечена освещенность не менее 10  лк. Высота подвески ламп – 5 м. Мощность светильников наружного освещения типа «Н» – 2  лампы по 300 Вт.

Перед установкой мобильного крана необходимо убедиться в квалификации и опыте персонала, который будет работать с краном. Все сотрудники должны быть обучены правилам безопасности и процедурам работы. С грузоподъемными механизмами могут работать только сертифицированные специалисты, которые должны иметь удостоверение стропальщика и быть одеты в желтый сигнальный жилет и каску.

Во время работы крана следите за его состоянием и реагируйте на любые аномалии или неисправности. При необходимости немедленно прекратите работу и проведите диагностику проблемы.

«Клинцы»
АО «Клинцовский автокрановый завод» (КАЗ, г. Клинцы Брянской обл.) выпускает линейку автокранов под брендом «Клинцы» из 53 моделей и модификаций грузоподъемностью от 16 до 55 т со стрелами овалоидного и овоидного профиля длиной от 19 до 36,3 м. Возможно телескопирование стрелы с грузом. Крановые установки монтируются на шасси КАМАЗ, «Урал», МАЗ с числом осей от 2 до 4. Кабины кранов оборудуются автономным отопителем. Предусмотрена возможность работы крана с установкой на неполностью выдвинутых аутригерах. Автокраны также защищены от опасного напряжения для работы вблизи линий электропередачи.

В качестве опций предлагаются решетчатые гуськи разной длины с изменяемым углом наклона, дополнительные противовесы и маслоохладитель. Имеется комплектация для работы при низких температурах: двойное остекление и дополнительное утепление кабины, оснащение кабины управления второй отопительной установкой. Есть также варианты «южного» исполнения автокранов и для работы с опасными грузами. Возможна установка рабочей платформы для высотных работ, максимальная высота подъема – 39 м. В ассортименте предприятия присутствует несколько моделей автокранов грузоподъемностью 16 и 25 т с двигателями на метане.

Также КАЗ выпускает полноповоротные краны RDK на гусеничном шасси с решетчатыми и телескопическими стрелами грузоподъемностью от 36 до 55 т. Возможно передвижение кранов с грузом на крюке. Ходовое устройство кранов выполнено с телескопируемыми гусеничными тележками.

«Клинцы»

Установка автокрана вблизи края откоса или котлована

Работа мобильного крана вблизи края откоса, котлована или траншеи требует отдельного рассмотрения, поскольку это один из наиболее опасных случаев эксплуатации. Поэтому и в нормативных документах этот случай обычно описывается в отдельном разделе.

В СНиП 12-03-2001 установлено, что перемещение, установка и работа стрелового крана вблизи края котлована (траншеи, канавы, склона и т.п.) с неукрепленными откосами разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном организационно-технологической документацией. При отсутствии соответствующих указаний в Проекте производства работ минимальное расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до оси ближайших опор машины допускается принимать в зависимости от глубины котлована (1–5 м) и типа грунта (песчаный и гравийный, супесчаный, суглинистый, лессовый сухой, глинистый) не менее 1–6 м.

При глубине котлована более 5 м (а также невозможности соблюдения расстояний, указанных в нормах) расстояние от основания откоса выемки до ближайших опор грузоподъемных машин определяется расчетом с обязательным дополнительным укреплением, особенно в осенне-весенний период, когда увеличенная влажность значительно снижает несущую способность грунта. В дождливую погоду и при сильно увлажненном грунте рекомендуемое минимальное расстояние 5–7 м для любых грунтов. Следует учитывать, что все требования и рекомендации по минимальным расстояниям приводятся для ненасыпного грунта естественной влажности.

Подчеркнем, что в настоящее время СНиП 12-03-2001 – это документ добровольного применения и может применяться как рекомендация в части, не противоречащей положениям действующих Правил и норм по охране труда в строительстве

«ИВАНОВЕЦ»
В современной производственной линейке «Ивановского машиностроительного завода АВТОКРАН» (ООО «ИМЗ АВТОКРАН») более 30 моделей и модификаций автокранов под маркой «ИВАНОВЕЦ» грузоподъемностью от 16 до 60 т на шоссейных и вездеходных шасси КАМАЗ, «Урал», МАЗ и БАЗ с количеством осей от 2 до 4. Краны развивают грузовой момент от 48 до 212,8 тм. Длина стрел овоидного профиля у кранов составляет от 18 до 40 м. Привод механизмов крана гидравлический с возможностью совмещения рабочих операций. Кабина крановщика снабжена эффективной системой вентиляции и отопления. Передние аутригеры являются не только выдвижными, но и поворотными, что позволяет получить три различных варианта опорного контура.

В качестве опций предлагаются дополнительные противовесы, механизм наклона кабины крановщика, рабочая платформа высотного доступа и грузовая корзина.

«ИВАНОВЕЦ»
 

Итак, надеемся, мы вас убедили: тщательная и правильная подготовка мобильного крана к работе – это не просто процедура обеспечения безопасности, это основополагающий фактор успешной эксплуатации оборудования. Запомните: если есть какие-то неясности или сомнения в том, что подъем груза краном будет небезопасным, лучше отложить или отменить подъем, чем подвергать риску жизни и безопасность людей, находящихся в кабине крана и рядом с ним. При возникновении вопросов относительно допустимости выполнения той или иной подъемной операции данным краном обращайтесь за разъяснениями к авторитетным специалистам в данной области, дилерам и непосредственно на заводы – производители техники, но не оставляйте проблему невыясненной.

Не забывайте, что безопасность всегда должна быть на первом месте, поэтому не следует пренебрегать требованиями законодательства, инструкциями, правилами и рекомендациями производителя.

PALFINGER SANY
компании по теме статьи
компании по теме статьи