Участник гонки «Императорский приз»  из Риги – Петербург – Севастополь г-н Поттера

Человек автомобиля (часть 2)

Жюльен Поттера в России

А. Карасев, к.т.н., научный сотрудник ИИЕТ им. С.И. Вавилова РАН, 
М. Карташев, старший научный сотрудник Политехнического музея
часть 1     часть 2

Пробеги автомобилей РБВЗ 24 л.с.

С начала 1910 г. РБВЗ стал размещать в журнале «Автомобиль» рекламу своего отделения автомобилей. В ней сообщалось, что отдел строит автомобили исключительно своими силами, не исключая кароссери (кузова). Автомобили – приспособленные для русских дорог городские, пассажирские (автобусы), грузовозы и специальные автомобили для военного дела. Кроме указанных типов автомобилей автомобильный отдел сконструировал и изготовил автосани (шасси № 21). В рекламе приводились результаты пробега Ж. Поттера: «Пробег обыкновенного 24-х сил. 4-х цилиндр. 105/130 дорожного автомобиля: Рига–Псков–Петербург (600 в. в 8 ч 5 мин с расходом 3 п. 20 ф. бензина и 12 ф. масла)». То есть Ж. Потерра, двигаясь со скоростью 80 км/ч, расходовал 10,4 л бензина и 1,46 л масла на 100 км.

Поттера значился в списке участников пробега СПБ–Киев–Москва–СПБ. Он должен был выступать на автомобиле с двигателем объемом 4942 cм3 (106х140 мм) [17]. Этот автомобиль с шасси № 9, переданный С.-Петербургскому отделению, войдет в историю автомобильных гонок в начале 1912 г., когда А.П. Нагель совершит на нем легендарный зимний 3267-километровый бросок в Монако. Пробег должен был состояться после III Международной автомобильной выставки в С.-Петербурге. Еще в начале марта РБВЗ внес деньги за 2,5 стенда (№ 1, 21, 39) [18]. Выставка открылась 15 мая. Всего было выставлено 100 автомобилей, 2 лодки и 2 аэроплана. Автомобили делились на следующие группы: 17 шасси, 31 фаэтон, 23 ландоле, 12 лимузинов, 3 двухместных, 10 грузовиков, 1 товарный, 2 омнибуса. Автомобилей было относительно немного, но почти все, что были на выставке, оказались проданы. К 25 мая было продано уже более 50 автомобилей. Русско-Балтийский завод продал 20 машин за время выставки [19].

Кто-то пустил слух, что РБВЗ только монтирует автомобили в России. В ответ на слух завод экстренно выставил на своем стенде отдельные обработанные и необработанные детали. Завод показал, что не нуждается в покупке гнутых из стали частей рам и вообще в каких бы то ни было поковках или штамповках, так как располагает сильными прессами [20]. В начале августа Русско-Балтийскому вагонному заводу за «насаждение в России русской автомобильной промышленности» присудили единственную большую золотую медаль военного министерства [21].

Автомобиль РБВЗ в рекламе

Перед открытием выставки долгое время обсуждался вопрос, стоит ли вообще устраивать выставку, так как предстоящий пробег обещал завалить работой лиц, устраивающих что-либо автомобильное. Конечною целью как выставки, так и пробега являлось желание поднять автомобилизм в России, пробудить интерес к нему, популяризовать и сделать более доступным этот необходимый способ передвижения. Казалось, что с этой точки зрения пробег даст много, а выставка мало, поговаривали, что многие фирмы отказываются от выставок, даже образовано особое соглашение автомобильных торговцев – не принимать участие в выставках. Однако ввиду большого успеха выставку продлили на два дня до 29 мая. Начало пробега перенесли на неделю, на 15 июня [22].

В пробеге, прошедшем с 16 по 30 июня, Ж. Поттера не участвовал, как и автомобиль № 9. В нем, так как было принято решение продемонстрировать качества продукции завода, шли три автомобиля обыкновенного типа 24 силы: А.П. Нагеля, Н.Н. Галла и Е.М. Кузьмина. Последний шел вне зачета для освещения грандиозного мероприятия, включенного в международный спортивный календарь как La Coupe du Tsar («Кубок Царя»). Первый для России международный пробег состоялся благодаря государственной поддержке. На старте было 43 автомобиля: Германия предоставила 26, Франция – 8, Англия – 3, Россия – 3, Бельгия – 2 и Италия – 1. Учитывая состояние дорог, довольно большое количество – 35 автомобилей, которые закончили тур, является весьма удовлетворительным. Из-за отсутствия гостиниц в городах и деревнях, через которые проходил маршрут, специальный поезд с вагонами-ресторанами и спальными вагонами следовал за участниками, перевозя весь их багаж, сообщал американский журнал The Automobile [23].

Автомобиль А.П. Нагеля прошел всю дистанцию без штрафных очков. Андрей Платонович получил приз членов Императорского Российского автомобильного общества, золотой жетон московского общества автомобилистов и кубок [24]. Петербургский автомобилист Н.Н. Галл выбыл из-за поломанной рессоры.

Воздухоплавательный и автомобильный отделы на РБВЗ

19 июня 1910 г. правление РБВЗ обратилось в Главное инженерное управление армии с заявлением о создании на заводе воздухоплавательного и автомобильного отделов. В приложении к заявлению сообщалось о трех типах автомобилей, пригодных для целей военного воздухоплавания. Правление заявляло: вопреки существующему в военном ведомстве мнению, что наиболее подходящий для его целей автомобиль должен иметь 40 сил, Русско-Балтийский вагонный завод нашел, что тип автомобиля в 24 л.с. является наиболее надежным и целесообразным. Будучи более легким, этот тип способен проходить по более скверным грунтовым дорогам и даже по полям, что нередко потребуется в воздухоплавательном деле.

При обыкновенных же условиях пути предлагаемую мощность следует считать наиболее экономичной в отношении расхода бензина и шин и в то же время вполне достаточной. Этот автомобиль РБВЗ специально сконструирован для русских дорог. Кузов автомобиля проектируется таким образом, чтобы из сидений его можно было составить место для одного больного. Автомобиль в 12 л.с. завод рекомендовал для службы на аэродромах. По своей конструкции он отличается высшей степенью простоты. Грузовой автомобиль в 22 л.с. специально приспособлен для перевозки дирижаблей в разобранном виде, а также сараев для них [25].

В отношении автомобиля в 24 л.с. следует признать правоту РБВЗ. Санитарный Русско-Балтийский А.П. Нагель упоминает в рассказе о пробеге Петербург–Севастополь [26], но РБВЗ не указывает шасси с санитарным кароссери. К излишней простоте автомобиля в 12 л.с. можно отнести невозможность управления опережением зажигания.

К производству грузовозов завод приступил 6-й серией (шасси № 85–90). Три первых грузовика передали Отделу военных сообщений, два в С.-Петербург, а одно шасси досталось предпринимателю К. Генку под автобус [27].

В 1911 г. РБВЗ участвовал в I Международной воздухоплавательной выставке в С.-Петербурге, открывшейся 10 апреля, где был удостоен большой золотой медали от Министерства торговли и промышленности «за содействие развитию воздухоплавания организацией производства в России аэропланов». Завод демонстрировал также автомобиль-мастерскую, предназначенную служить «как бы перевязочным пунктом для аэропланов» [28]. Мастерскую изготовили для перелета Петербург–Москва. В ней имелись токарный станок, механическое сверло, тиски, верстак, рубанок, дорожные шкафчики [29].

В целом Военное министерство не так охотно, как рассчитывал завод, покупало автомобили. Ведомство заключило с РБВЗ договор, по которому РБВЗ должен был в июне 1911 г. поставить для участия в испытательном пробеге два грузовика. Однако к началу испытаний 4 июля автомобиль Русско-Балтийского завода не был представлен в Автомобильную роту, так как не был изготовлен к сроку [30]. Когда утром 24 июля 1911 г. в Александровском парке Риги открылась выставка прибывших из Москвы машин, а равно и автомобилей, принадлежащих членам Рижского автомобильного клуба, гостей заинтересовала «маленькая девятисильная машина Русско-Балтийского завода, построенная целиком, за исключением коленчатого вала, из русских частей» [31].

В состоявшейся гонке, по версии журнала «Автомобилист», Ж. Поттера участвовал на автомобилях мощностью 8,9 и 17 л.с. Мощность указывалась по германской формуле, принятой в России. Ж. Поттера получил почетный приз и жетон Московского автомобильного общества [32]. По версии журнала «Автомобиль», Поттера участвовал в состязании на Русско-Балтийском (24 НР), заняв 7-е место, а Пуржелис – на Русско-Балтийском (14 НР) занял 2-е место [33]. И. Пуржелис был одним из старших водителей автоотдела РБВЗ.

«Г. Жюльен Поттера, инженер-конструктор автомобильного отдела Акц. Общ. Русско-Балтийского вагоностроительного завода в Риге, является основателем русской автомобильной промышленности; ему же принадлежит честь постройки фабричным способом первых автомобилей в нашей стране. Мы можем поздравить Русско-Балтийский завод с тем, что у него есть такой инженер, как г. Поттера, искренне любящий свое дело и настоящий спортсмен... Поэтому можно возлагать большие упования на дальнейшее развитие нашей автомобильной промышленности. Как мы слышали, теперь уже намечено постепенное расширение мастерских для повышения годового производства», – писал А.П. Нагель в 1911 г. в статье «Русские автомобили» [34].

Несмотря на имевшееся оборудование мастерских РБВЗ, на первоначальную постановку производства автомобилей правление затратило 1 300 000 руб. и за три года работы еще по 300–400 тыс. руб. в год. После этого дело решили расширить еще больше, ассигновав около 2 000 000 руб. [35]. К началу 1912 г. мастерские «Русско-Балтийского» выпустили 148 автомобилей, 320 находились в стадии подготовки и теперь могли выпускать 200 автомобилей в год, писал Ж. Симон. Именно тогда Ж. Поттера вышел на пенсию. По-видимому, по состоянию здоровья в феврале он уехал из Риги в Лозанну, получив похвалу от своих рабочих, по словам которых, он уехал, «оставив после себя блестящую производственную организацию со всеми самыми современными станками и образованным персоналом».

Ж. Поттера вернулся в Швейцарию, поселился в Лозанне на авеню де Румине 51, Вилла Розита, где открыл свою консалтинговую инженерную контору. «Прежде чем купить машину, свяжитесь с ним», – гласила реклама, которую он распространял. Остальная часть его жизни менее известна. Он по-прежнему был страстным любителем автомобилей, но также и авиации. Ж. Поттера умер в 1927 г.

Источники и литература

17. Список участников пробега СПБ–Киев–Москва–СПБ// Авто­мобиль № 10. 1910 г.

18. А.Н. 3-я Международная выставка автомобилей// Автомобиль. № 6. 1910. С. 2687.

19. Выставка автомобилей в С.-Петербурге// Автомобиль. № 10. С. 3083.

20. Автомобили Русско-Балтийского вагонного завода// Автомобильное дело № 631. 1910.

21. Награды на автомобильной выставке// Аэро и автомобильная жизнь. № 15. 1910. С. 24.

22. А.Н. Выставка и пробег// Автомобиль. № 9. С. 3060.

23. First Russian Touring Competition// The Automobile. October 20. 1910. Р. 663.

24. Присуждение призов за автомобильный пробег Петербург–Киев –Москва–Петербург// Автомобиль. 15 июня 1910. № 12. С. 3028.

25. РГВИА. Ф. 802. Оп. 3. Д. 1264. Л. 22 24 об.

26. А.Н. Новороссийск–Гагры// Аэро и автомобильная жизнь. № 8 1912. С. 18.

27. РГИА Ф. 1228. О. 3. Ед. хр. 19. Л. 3.

28. Иллюстрированный вестник культуры. 2-й Выпуск. Главнейшие русские выставки в 1911–1912 году. Издание «Русского Торгово-Промышленного Товарищества». С.-Пб. 1912. С. 25.

29. Первая международная воздухоплавательная выставка// Аэро и автомобильная жизнь. № 9 1911. С. 8.

30. Испытание военно-грузовых автомобилей// Автомобилист. 1911. № 14. С. 1.

31. Автомобильный пробег Москва–Рига// Автомобилист. 1911. № 13. С. 28.

32. Автомобилист. № 13 1911. С. 29.

33. Автомобильный пробег Москва–Рига// Автомобиль. 1911. № 16. С. 3773.

34. Русские автомобили// Аэро и автомобильная жизнь. № 18. 1911. С. 22–24.

35. Гейман В. По градам и весям родной земли. 10 000 вёрст на автомобиле. Техническое Издательство Инж. Н. Кузнецова, С.-Пб. 1914. С. 117.