Берегись бед, пока их нет!

Безопасность перевозок автоцистернами: рекомендации специалистов

Перевозка автоцистернами – это работа для высоко­ква­лифи­цированных профессионалов, хорошо разбирающихся в данной технике. И водителю автоцистерны, и руководству автотранспортного предприятия необходимо уделять приоритетное внимание мерам и нормам безопасности при перевозках.
В этой статье мы приведем ряд рекомендаций производителей автоцистерн и специалистов отрасли по повышению безопасности перевозок автоцистернами и повышению общей культуры безопасности в данной отрасли.

Статистика отметила рост внутренних грузовых перевозок в стране в 2022 г., и эта тенденция сохраняется в 2023 г. Вместе со всем грузопотоком растет объем перевозок жидких, газообразных и сыпучих грузов автоцистернами, что косвенно подтверждается и сведениями о нехватке железнодорожных вагонов-цистерн того же назначения.

Рынок автоцистерн динамично развивается, причем оте­чественный производитель занимает на нем достойное место. Одних только полуприцепов-цистерн для перевозки сжиженного углеводородного газа (СУГ) в 2022 г. российскими предприятиями было выпущено 4516 ед., что на 18,9% выше результатов 2021 г., а среднегодовой прирост производства прицепов и полуприцепов-цистерн за период 2017–2022 гг. составил 12,3%. Только в июле 2023 г. производство прицепов и полуприцепов-цистерн выросло на 94,8% к уровню июля прошлого года и составило 557,0 шт.

В особо пристальном внимании, конечно, нуждается транспортировка автоцистернами опасных жидких и сыпучих веществ. Они должны гарантированно обеспечивать безопасную доставку грузов до места назначения.

ЧМЗ
ООО «Челябинский машиностроительный завод» выпускает огромный ассортимент мобильной техники с емкостями: автоцистерны для технических жидкостей, нефтепродуктов, пищевых жидкостей и питьевой воды, автотопливозаправщики, вакуумные, илососные и каналопромывочные машины, а также прицепы и полуприцепы-цистерны и пр. – всего более 2300 моделей и комплектаций. 
 Автоцистерны вместимостью от 3 до 40 м3 устанавливаются на шасси КАМАЗ, МАЗ, УРАЛ, ГАЗ с колесными формулами 4х2 и 6х2, а также на любые давальческие шасси и на прицепы и полуприцепы. Цистерны изготавливаются из стали 09Г2С и из нержавеющей стали 12Х18Н10Т, круглого и «чемоданного» профиля. Выполняется антикоррозийная обработка внутренней поверхности цистерны цинконаполненными материалами. Снаружи производится окраска двухкомпонентными эмалями. На крылья наносится антигравийное покрытие, скрытые полости покрываются защитной мастикой. Устанавливаются обогревающие устройства для работы техники при низких температурах. Цистерны могут разделяться на несколько отсеков. Любая модель может быть модернизирована и переработана по требованию заказчика. Производится доработка машин под требования ДОПОГ.
ЧМЗ

Осмотр автоцистерны перед рейсом

Прежде чем отправиться в рейс, водитель обязательно должен провести тщательный всесторонний предрейсовый осмотр своего транспортного средства: цистерны и ее рабочего оборудования, шасси автомобиля, а также проверить наличие и оформление документации.

Регулярные и тщательные предрейсовые проверки имеют исключительно важное значение, так как позволяют заблаговременно выявлять потенциальные проблемы и оперативно их устранять.

Цистерна. Осмотрите цистерну: нет ли признаков повреждения или утечки. Убедитесь, что сливная, запорная и наливная арматура цистерны исправна, фиксирующие люки и дыхательные клапаны цистерны исправны (герметичны) и закрыты. Убедитесь, что защита от статического электричества автомобильных транспортных средств исправна и соответствует «Правилам защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности».

ТЕХИНКОМ-Автомаш
Компания «ТЕХИНКОМ-Автомаш» (г. Москва) на своих мощностях в г. Егорьевск (Московская область) производит линейку автотопливозаправщиков. Стальные цистерны чемоданного типа емкостью от 4,9 до 17 м3 устанавливаются на шасси HYUNDAI HD78, Газель-NEXT, КАМАЗ, МАЗ и ISUZUс колесными формулами 4х2 и 6х4. Крышки горловин цистерн алюминиевые. Обеспечен верхний и нижний налив цистерн. Емкости от 8,5 м3 могут быть разделены на два отсека. Машины соответствуют требованиям ДОПОГ.
ТЕХИНКОМ-Автомаш

Шасси. Убедитесь, что технические характеристики и давление в шинах соответствуют требованиям нормативных документов, износ (глубина рисунка протектора) допустимый. Напомним, что шины с восстановленным протектором использовать запрещено. Проверьте работу тормозов. Напомним, что тормозные системы шасси автоцистерн категорий N2, N3 (полной допустимой массой свыше 3,5 т), O3 и О4 (прицепы и полуприцепы массой свыше 3,5 т) обязательно должны быть оснащены автоблокировочными системами тормозов (АБС).

Убедитесь, что все приборы освещения и световой сигнализации транспортного средства соответствуют требованиям ПДД, номерной знак транспортного средства установлен правильно, проблесковый маячок оранжевого цвета исправен, задние опознавательные знаки, светоотражающая маркировка для цистерн, боковые задние ограждения, два знака «Опасность», знак «Ограничение скорости» по ГОСТ Р 52290–2004, все остальные обозначения, табло и информационные таблички, положенные по ДОПОГ (если речь идет о перевозке опасного груза) также размещены правильно. Если необходимо, на боковых сторонах и сзади автоцистерна маркируется надписью «Огнеопасно» по ГОСТ 1510–2022. С левой стороны автоцистерны размещается табличка с предупреждающей надписью: «При наливе (сливе) топлива – автоцистерну заземлить».

Площадка передвижная для осмотра и обслуживания автоцистерн

Убедитесь, что средства безопасности, такие как мигающий фонарь красного цвета или знак аварийной остановки, огнетушители и средства помощи при аварии (емкость с песком в количестве не менее 25 кг, кошма, шанцевый инструмент, буксирный трос и т.д.), правильно размещены и находятся в хорошем рабочем состоянии. Убедитесь, что система спутниковой навигации работает исправно.

Напомним, что для изготовления автоцистерн не допускается применение шасси транспортного средства с двигателем, работающем на сжатом и/ или сжиженном газе.

ЭРМЗ
В ассортименте ЗАО «Экспериментальный ремонтно-механический завод» (ЭРМЗ, Тверская область, г. Ржев) автоцистерны для перевозки светлых нефтепродуктов, едких веществ и пищевых жидкостей, автогудронаторы и битумовозы.

ЭРМЗ выпускает автотопливозаправщики с цистернами от 6,5 до 17 м3 на шасси КАМАЗ, УРАЛ, ГАЗ, МАЗ и ЗИЛ, а также автомаслозаправщики и прицепы и полуприцепы того же назначения.

Для перевозки пищевых жидкостей изготавливаются прицепы с цистернами емкостью 0,9 и 3 м3, а также автоцистерны для перевозки и кратковременного хранения пищевых жидкостей плотностью до 1 т/м3 на шасси КАМАЗ, ГАЗ, ЗИЛ и МАЗ.

Для дорожных строителей выпускаются автобитумовозы-полуприцепы с термоизолированными цистернами эллиптического сечения из стали 3СП емкостью до 26 м3 и прицеп с цистерной 1,5 м3. Автогудронаторы: с цистернами от 4,5 до 12 м3, с шириной полива дорожного полотна 3650 мм, на шасси ЗИЛ, КАМАЗ и МАЗ с колесными формулами 4х2 и 6х4. Материал цистерны эллиптического сечения с термоизоляцией: сталь Ст3СП.

Кроме того, предприятие изготавливает цистерны на шасси автомобилей, полуприцепов и прицепов, предназначенные для перевозки кислот, щелочей, агрессивных соляных растворов и других химических жидкостей. В зависимости от типа перевозимого продукта цистерна может быть изготовлена из специальной кислотоустойчивой нержавеющей, а также высоколегированной стали специальных марок с внутренним защитным химически стойким покрытием.

Для коммунальных служб завод производит фекальные автоцистерны на шасси а/м ЗИЛ, МАЗ объемом от 4,5 до 9 м3 и водополивочные машины на шасси тракторного прицепа.

ЭРМЗ

Документы. Убедитесь, что вся необходимая документация на автомобиль и груз правильно оформлена. Водитель должен иметь при себе водительские права с категорией на управление автомобиля данного класса; свидетельство о регистрации автоцистерны и прицепа/ полуприцепа (если имеется); диагностические карты на автомобиль и прицеп; если автоцистерна не является собственностью водителя, необходим документ, подтверждающий право водителя на управление данным транспортным средством; допуск автоцистерны к перевозке веществ и материалов данного класса опасности (обычно оформляется в отделении ГИБДД); ОСАГО; свидетельство ДОПОГ, в котором указаны ФИО водителя, открытые категории после прохождения специального обучения. Срок действия свидетельства ДОПОГ – пять лет. Справка с медицинским допуском к данному рейсу.

Если водитель является одновременно и экспедитором, у него должны быть еще и сопроводительные документы на перевозимый груз: транспортная накладная с указанием маршрута, мест дозаправки и отдыха, сложных участков дороги и т.д., со сведениями об отправителе и получателе груза, а также полные сведения о транспортируемом веществе; путевой лист; паспорт безопасности перевозимого материала; сертификат; аварийная карточка, в которой указываются все возможные меры, которые можно предпринять в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

«Завод СТАРТ»
ОАО «Завод СТАРТ» (г. Далматово, Курганская обл.) производит разнообразные автоцистерны, прицепы и полуприцепы.

Автоцистерны для воды и молока предлагаются на шассси КАМАЗ, ГАЗ и иностранных, полуприцепы и прицепы имеют емкость от 1,2 до 30 м3. В цистернах возможно различное количество отсеков. Варианты исполнения наружного корпуса: нержавеющая сталь и крашеная сталь. У цистерн для молока термоизоляция не допускает изменения температуры жидкости более, чем на 2 °С в течение 10 часов при разности температур жидкости и окружающей среды 30 °С. Автоцистерны для транспортировки неагрессивных технических жидкостей, например технической воды, изготавливаются из углеродистой стали.

Автоцистерны стандартно оборудуют лестницей для подъема на площадку обслуживания. Площадка выполнена с просечной опорной поверхностью для предотвращения скольжения.

Автоцистерны-бензовозы и автотопливозаправщики изготавливают из качественной углеродистой стали, цельносварной корпус с ребрами жесткости, тремя внутренними перегородками и с дополнительной боковой защитой для большей безопасности. Соответствуют правилам ДОПОГ.

Полуприцепы-цистерны для перевозки концентрированной 93%-ной серной кислоты соответствуют правилам перевозки опасных грузов. Корпус цистерны изготавливается из толстолистовой конструкционной стали, устойчивой к воздействию кислоты. Дополнительно оборудуются звуковой и световой сигнализацией, площадкой обслуживания с лестницей и поручнями.

Автоцистерны для перевозки и дозированной выдачи этилового спирта с корпусом из коррозионностойкой стали. Соответствуют требованиям ДОПОГ и требованиям Федеральной службы «РОСАЛКОГОЛЬРЕГУЛИРОВАНИЕ». Модели представлены от небольших объемов на шасси газель и рабочей вместимостью 1,2 до 1,6 м3 на базе шасси КАМАЗ. Автоцистерны могут быть укомплектованы системой «Глонасс».

Корпуса цистерн ассенизаторских и илососных машин изготавливаются из углеродистой стали. Устанавливаются на различные шасси.

«Завод СТАРТ»

Техническое обслуживание

Кроме проверок перед каждым рейсом, автоцистерна должна проходить регулярное техническое обслуживание, которое имеет жизненно важное значение для ее безопасной эксплуатации. Придерживайтесь рекомендованного графика технического обслуживания и оперативно устраняйте любые механические неполадки. Регулярно проверяйте техническое состояние шлангов, клапанов и фитингов, при достижении предельного износа немедленно их заменяйте. Ведите точный учет выполненных работ по техническому обслуживанию. Когда техническое состояние автоцистерны постоянно поддерживается на высоком уровне, это не только обеспечивает безопасность перевозок, но и снижает вероятность неожиданных поломок на маршруте, а также продлевает срок службы транспортного средства.

КАПРИ
АО «Пензаспецавтомаш» (товарная марка Benza, г. Пенза) выпускает автотопливозаправщики и прицепы-топливозаправщики, а также различное топливозаправочное оборудование.

Линейка ПАЗС (передвижная АЗС) и АТЗ (А) (автотопливозаправщик) для светлых нефтепродуктов, на шасси КАМАЗ. ПАЗС оснащаются двухстенными трехкамерными цистернами емкостью 12,6 м3, выполненными из коррозионностойкой углеродистой стали с лакокрасочным покрытием. Наполнение емкости происходит сверху.

АТЗ на шасси КАМАЗ комплектуются цистернами круглого сечения с внутренними ребрами жесткости (волнорезами) сферической формы, емкостью от 11 до 17 м3, выполненными из стали Ст3сп5. Для изготовления цистерны также может использоваться сталь 09Г2С, нержавеющая сталь 12Х18Н10Т или алюминиево-магниевый сплав. В цистерне предусматривается сигнализатор наполнения и алюминиевые крышки горловин. Межколесная и межосевая блокировка шасси КАМАЗ обеспечивает хорошую проходимость автотопливозаправщика на сложных участках дороги.

Прицепы-топливозаправщики ПАЗС оборудуются цистернами емкостью от 2,5 до 40 м3, выполненными из стали с антикоррозионным покрытием из цинка. Внутри резервуара находятся специальные фильтры, обеспечивающие сохранение качества топлива и очистку его от примесей и осадка.

Дополнительно на прицеп-топливозаправщик можно установить: бензогенератор или дизель-генератор, контроллер BS-01 или BS-02 – систему автоматического безоператорного отпуска топлива по чип-ключам, а также автоматическую топливораздаточную колонку Benza BS.

КАПРИ

Очистка цистерн, перевозящих токсичные химические вещества

Емкости для перевозки жидкостей необходимо очищать перед каждой транспортировкой. Эти работы относятся к категории «повышенной опасности». Работники, которые будут выполнять очистку цистерн, должны предварительно пройти подробный инструктаж по технике безопасности.

Существуют подробные инструкции по выполнению подобных работ, которые мы не будем здесь излагать ввиду ограниченного объема журнальной статьи. Отметим только, что пары бензина и различных других углеводородов при вдыхании в большой концентрации приводят к смерти человека. Даже пустые резервуары содержат в себе высокую концентрацию таких смертельно опасных газов.

Работы внутри емкостей, предназначенных для транспортировки опасных жидких веществ, работники обязаны проводить в противогазах. Продолжительность одновременного пребывания работника в противогазе, не должна превышать 15 минут с 15-минутным отдыхом на свежем воздухе. К выполнению таких работ допускаются только мужчины не моложе 18 лет, которые должны быть одеты в брезентовые костюмы, сапоги кожаные на деревянных шпильках, телогрейки, рукавицы брезентовые, головные уборы, полихлорвиниловые костюмы – плащи или комбинезоны с капюшоном, противоипритные костюмы, резиновые перчатки и т.д.

БЕЦЕМА

У очищаемой цистерны должен быть организован пожарный пост с огнетушителями (и прочим оборудованием для тушения пожара) и аптечкой. Запрещается проведение работ по очистке резервуаров при приближении грозы и во время нее. У люка цистерны должен находиться человек, наблюдающий за работающим внутри и готовый в любой момент оказать необходимую помощь, если работник в цистерне почувствует себя плохо. Рабочий обязан немедленно прекратить работу и выйти из резервуара при ощущении под маской запаха нефтепродукта или возникновения учащенного сердцебиения, шума и звона в ушах либо другого недомогания, обнаруженного даже в самой незначительной степени.

В летнее время, когда температура окружающего воздуха превышает отметку 25 °С, токсическое воздействие паров бензина повышается в несколько раз. Также опасны пары дизельного топлива и масляный туман, который возникает после смыва водой остатка нефтепродуктов с внутренних стенок цистерны. Сернистые соединения в масле могут привести к образованию сероводорода, который крайне опасен для человека и вызывает быструю потерю сознания с остановкой сердца.

«Вологодские машины»
ООО «Вологодские машины» (г. Вологда) изготавливает автоцистерны, полуприцепы и прицепы-цистерны для молока и других пищевых жидкостей.

Предприятие предлагает автоцистерны емкостью от 7,5 до 14 м3 на шасси КАМАЗ, МАЗ, ГАЗ, HINO, ISUZU и SCANIA с колесными формулами 4х2, 6х4 и 6х6. Цистерна может быть разделена на 2, 3 или 4 секции. Наружная обшивка и внутренняя емкость изготавливаются из нержавеющей стали AISI 304. Для сохранения стабильной температуры перевозимой жидкости предусмотрена термоизоляция – вспененный пенополиуретан.

Полуприцепы-цистерны емкостью от 24 до 30 м3 предназначены для перевозки молока и других пищевых жидкостей (виноматериалов, патоки, воды, растительных масел, а также жидких органических удобрений).

Прицеп-цистерны используются для транспортировки воды, молока, кваса, пива и других пищевых жидкостей. Емкость цистерн – до 11,5 м3. Емкость имеет три секции, материал внутреннего корпуса и наружной обшивки – нержавеющая сталь AISI-304. Термоизоляция емкости – вспененный полиуретан, система мойки – моющие головки щелевого типа в каждой секции.

Виноматериалы транспортируют в цистернах от 4,2 до 10 м3, установленных на прицеп или автомобильное шасси. Важно, чтобы содержимое емкости не пострадало от внешних факторов, а его температура оставалась стабильной на протяжении всего периода транспортировки Материал емкостей исключительно нержавеющая сталь высокого качества (марка AISI 304/321), разрешенная для контакта с вином. Термоизоляция – вспененный пенополиуретан, он поддерживает постоянную температуру жидкости в течение 10 часов, предотвращая риск нагревания или замерзания вина. Площадки обслуживания из просечно-профилированного настила с лестницей и поручнем расположены с обеих сторон цистерны. Оцинкованный каркас позволит эксплуатировать цистерну длительное время без риска окисления металла.

Цистерны овальной формы для перевозки жидких органических и минеральных удобрений выполнены из нержавеющей стали без термоизоляции. Имеют три горловины с запорной откидной крышкой, монтируются на 4-осные шасси автомобилей КАМАЗ 65201. С правой стороны цистерны имеется площадка обслуживания из просечно-профилированного настила с поручнем и лестницами.

Возможно изготовление по стандартным размерам и по ТЗ заказчика.

«Вологодские машины»

Налив и слив жидких материалов в автоцистерну

Налив и слив (погрузка и разгрузка) жидких и сыпучих грузов в автоцистерну требуют тщательного внимания для предотвращения разливов, утечек и несчастных случаев. Приведем несколько простых советов от специалистов отрасли.

Перед началом работы убедитесь, что автоцистерна установлена горизонтально на площадке с твердым надежным покрытием или грунтом. Водитель должен надежно заблокировать колеса автомобиля. Затем водитель надевает средства индивидуальной защиты и определяет зону работы (куда не должны допускаться посторонние лица).

Водитель обязан убедиться, что загружаемый продукт соответствует маркировке как на складе, так и на автоцистерне и что заправочные патрубки подходят к фитингам заправочной установки. Следуйте порядку выполнения операций погрузки и разгрузки, рекомендуемому инструкциями/ специалистами для конкретного перевозимого вещества, придерживаясь правил техники безопасности.

Автоцистерна для опасного груза

Предприятия, занимающиеся транспортировкой опасных химических веществ, транспортные средства, сопровождающие лица и погрузочное оборудование, – все должны иметь соответствующие сертификаты на право выполнения подобных работ. Загружаемая жидкость (вещество) должна быть совместима с материалом и покрытием цистерны, а также цистерна должна иметь разрешение ДОПОГ на перевозку данного вещества.

Не следует нагружать опасный груз выше нормы. Один опасный продукт рекомендуется загружать в одну машину. Допускается, но специалисты не рекомендуют грузить в одну машину несколько различных опасных химических веществ. Если вы перевозите несколько веществ, распределите их в соответствии с инструкциями/ рекомендациями и не допускайте контакта несовместимых материалов друг с другом. Опасные химикаты рекомендуется загружать равномерно во все отсеки цистерны.

После загрузки цистерны опасным жидким химикатом дыхательный клапан и все прочие клапаны и фитинги должны быть плотно закрыты и герметизированы, чтобы исключить утечку.

«БОНУМ»
ООО «БОНУМ» (BONUM, г. Ростов-на-Дону) специализируется на выпуске полуприцепов-цистерн: бензовозов, битумовозов, нефтевозов с термоизоляцией и без термоизоляции, цементовозов. Полуприцепы-бензовозы оснащаются цистернами емкостью от 28 до 45 м3 в форме цилиндра переменного сечения (бутылочная форма) с тремя секциями. Купить полуприцеп-нефтевоз можно в двух исполнениях формы цистерны – цилиндрической и бутылочной. Цистерны утепляются по системе фирменной термоизоляции BONUM THERMO-Х, которая позволяет длительное время сохранять температуру перевозимого груза даже при сильных морозах. Полуприцепы-нефтевозы без термоизоляции рекомендуется эксплуатировать в регионах с умеренным климатом. Как правило, цистерны имеют один отсек на 30 или 32 м3. Производятся из 4-миллиметровой стали. Далее поверхность обрабатывается в дробеструйной камере и покрывается антикоррозийным грунтом.

Битумовозы-полуприцепы предлагаются в двух исполнениях формы цистерны вместимостью от 27 до 42 м3 – цилиндрической и бутылочной. Все цистерны производятся из 4-миллиметровой стали и имеют защитное антикоррозионное покрытие. Чтобы исключить сгущение битумной смеси, цистерна битумовоза оснащается специальной системой термоизоляции BONUM THERMO-Х, в основе которой утеплитель из минеральной ваты (толщиной 150 мм), а также экранирующий слой фольги. Кроме того, в конструкции используется специальная диффузионная влагозащитная мембрана с односторонней проницаемостью, которая позволяет выводить конденсат с утеплителя, препятствуя попаданию влаги в него извне.

Цементовозы-полуприцепы комплектуются цистернами емкостью 28, 31 или 34 м3, V-образной формы, выполненными из стали 09Г2С толщиной 4 мм. Специалистам завода удалось усовершенствовать конструкцию цементовоза: масса техники уменьшена без ущерба для прочности.

Окраска цистерн всех типов – фирменная трехступенчатая система Prime System с дробеструйной обработкой поверхности, покрытием грунтом с содержанием антикоррозийных компонентов и окраской премиальной эмалью. Шасси цистерн всех типов 3- или 4-осные, имеются модели с подъемными осями и вынесенной осью, что позволяет перевозить большие объемы нефтепродуктов без перегруза. Конструкция полуприцепов обеспечивает равномерную нагрузку по осям.

Преимуществом цистерн является наличие партнерских сервисных центров BONUM по всей России.

«БОНУМ»

Опасности при работе с автоцистерной

В большинстве случаев при загрузке и разгрузке цистерны водителю приходится забираться на цистерну, чтобы открыть люк или дыхательный клапан для подачи сжатого воздуха. При этом работник рискует упасть с лестницы или с верха цистерны и получить серьезные травмы. Кроме гуманитарной составляющей в этом событии есть и неприятная материальная сторона: почти наверняка эта травма на рабочем месте приведет к предъявлению требования о компенсации работнику стоимости лечения и прочих расходов, а также к потерям рабочего времени на предприятии и может привлечь внимание Государственной инспекции труда.

Чтобы предотвратить подобные несчастные случаи, необходимо обучить всех занятых на подобных операциях работников правилам техники безопасности и использовать различные средства предотвращения падений, например, стационарные и мобильные (подкатные) средства высотного доступа к автоцистерне, проще говоря, огороженные площадки, с которых водителю и оператору было бы удобно работать с оборудованием, расположенным на верхней части цистерны. Могут применяться и ограждения, смонтированные на верхней части самой цистерны, но они увеличивают массу и высоту транспортного средства.

Требования к подобным техническим средствам предотвращения падений изложены в Приказе Министерства труда и соцзащиты № 782н от 16 ноября 2020 г. «Правила по охране труда при работе на высоте». Возможно также использование индивидуальных средств защиты (СИЗ) в виде страховочных стропов (тросов), удерживающих работника при падении. Разработаны даже надувные жилеты для работы на малой высоте, которые работают по принципу подушки безопасности в автомобиле. Если электронная система управления определяет (в результате измерения ускорения и наклона работника), что работник падает, она автоматически надувает жилет, который защищает шею и спину работника. Такие жилеты применяются для высот от 1,7 до 4 м.

Еще одной серьезной опасностью при наливе и сливе вещества из цистерны является опасность взрыва, и на этот счет существуют специальные инструкции, которых нужно придерживаться строжайшим образом.

«Завод ГРАЗ»
АО «Завод ГРАЗ» (г. Нижний Новгород) предлагает широкую номенклатуру автоцистерн, прицепов и полуприцепов-цистерн с постоянным сечением в форме круга, овала или «чемодана», а также круга или чемодана переменного сечения: с усечением в передней части либо «гусиная шея». Цистерны оснащаются внутренними ребрами жесткости (волнорезами) плосковыгнутой формы.

В линейке автоцистерн для транспортировки светлых нефтепродуктов модели вместимостью от 4,9 до 20 м3 с числом отсеков от 1 до 4 изготавливаются из стали 09Г2С. Лакокрасочно покрытие – «Ярославские краски». Шасси: КАМАЗ, МАЗ с колесными формулами 4х2, 6х4 и 6х6.

Топливозаправщики комплектуются цистернами из стали 09Г2С емкостью от 4,9 до 20 м3 с 1–3 отсеками. Шасси: КАМАЗ, МАЗ или Scania с колесными формулами 4х2, 6х4 и 6х6.

Алюминиевые полуприцепы-цистерны для светлых нефтепродуктов вместимостью от 24 до 38 м3 имеют от 2 до 6 отсеков. Шасси оснащается 4 или 3 осями, или 3 с дополнительной выносной осью. Стальные (09Г2С) полуприцепы-цистерны (ППЦС) для транспортировки светлых нефтепродуктов и химических веществ предлагаются в емкостях от 24 до 40 м3 с числом отсеков от 1 до 5. Полуприцепы для темных нефтепродуктов имеют емкость 24–33 м3 и круглое сечение, не разделяются на отсеки. Материал цистерны – сталь 09Г2С. Цистерна представляет собой термос, колба которого несущий сосуд цилиндрической формы постоянного сечения, не имеющий сплошной рамы, усиленный изнутри волнорезами конусообразной формы. Шасси оснащается 4 или 3 осями, или 3 с дополнительной выносной осью. Прицепы-цистерны (ПЦ) из стали 09Г2С вместимостью 8,5–15,0 м3 предназначены для светлых нефтепродуктов. Имеют «чемоданное» сечение без разделения на отсеки. Шасси двухосные.

По желанию заказчика возможно изготовление цистерн из нержавеющей стали 12Х18Н10Т или алюминиево-магниевого сплава, оснащение транспортных средств отечественными или импортными комплектующими, организация нижнего или верхнего налива, установка дополнительных усилителей цистерны.

«Завод ГРАЗ»

Вождение автоцистерны

Перевозка наливных (сыпучих) грузов в автоцистернах занимает одно из первых мест по сложности среди автомобильных грузоперевозок. Правила безопасного вождения имеют решающее значение для предотвращения аварий при перевозках автоцистернами.

Внимание. Управление автоцистерной требует от водителя полного внимания и сосредоточенности. Не отвлекайтесь на разговоры по мобильному телефону, прием пищи или другие действия, которые могут отвлечь ваше внимание от управления автоцистерной. Всегда будьте внимательны и сосредоточены, постоянно следите за обстановкой вокруг автомобиля, чтобы избежать опасностей. Усталость также может отрицательно повлиять на вашу способность безопасно управлять автомобилем, поэтому вы обязательно должны хорошо отдохнуть перед каждой поездкой, а во время рейса делайте регулярные перерывы на отдых.

Продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Однако в случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Fox Tank

Манера вождения. Обязательно соблюдайте ограничения скорости и безопасную дистанцию до других транспортных средств на дороге. В любом случае скорость движения не должна превышать 90 км/ч на автомагистралях и 70 км/ч на прочих дорогах. При неблагоприятных условиях движения: ночью, в дождь, туман, гололед и снег, снижайте скорость и увеличивайте дистанцию до движущихся впереди транспортных средств.

Автоцистерны имеют особые характеристики управляемости из-за веса и характера груза, поэтому очень важно вести машину с осторожностью и заранее предупреждать потенциальные опасности. Избегайте резких перестроений на другие полосы движения и агрессивного маневрирования, соблюдайте осторожность при прохождении поворотов или неровностей дорожного покрытия.

Маршрут. Выбирайте оптимальный маршрут движения с наилучшими дорожными условиями, вдали от городов и жилых районов, не проходящий через зоны, в которых запрещено движение транспортных средств, перевозящих опасные грузы. Транспортные средства, перевозящие высокотоксичные химические вещества, должны передвигаться в соответствии со временем и маршрутом, утвержденными правоохранительными органами, и не должны произвольно изменяться водителем.

AMS
ООО «Приокский машиностроительный завод» (г. Нижний Новгород) специализируется на производстве автоцистерн различного назначения и цистерн-полуприцепов под брендом AMS (Автомобильные Модульные Системы).

Линейка полуприцепов-цистерн AMS ПриМЗ для сжиженного углеводородного газа пропан/бутан (СУГ). Цистерны емкостью от 30 до 50 м3 (фактическая вместимость 85%), цилиндрические, выполнены из стали 09Г2С-12 с толщиной стенки 12 мм и толщиной головы цистерны 14 мм, не разделяются на отсеки. Грунтовка и покраска: наружная поверхность обрабатывается дробеструйным методом и покрывается эпоксидной грунтовкой. После шлифования поверхности окрашиваются белым акриловым покрытием. На внешние части цистерны приклеиваются надписи и знаки о мерах предосторожности («ОГНЕОПАСНО» и др.). Шасси: 3 оси грузоподъемностью по 9 т (передняя ось подъемная). Тормозные механизмы барабанные. Подвеска Z scissor, пневматическая (система равномерно гасит раскачивания). Электронная система торможения (EBS) с системой предотвращения опрокидывания RSS (Rollover Stability System), производитель Wabco (Германия).

Полуприцеп-метановоз AMS с емкостью цистерны 40 м3. Цистерна постоянного сечения круглой формы, выполнена из стали 10Г2ФБ толщиной 10 мм. Не разделяется на отсеки. Шасси 3-осное (одна ось подъемная). Окраска производится после дробеструйной обработки двухкомпонентной краской (Германия, Бельгия).

Полуприцеп-пропановоз AMS с емкостью цистерны 46,5 м3. Цистерна постоянного сечения круглой формы, выполнена из стали 10Г2ФБ толщиной 10 мм. Не разделяется на отсеки. Шасси 3-осное (одна из осей подъемная), подвеска пневматическая, тормоза дисковые (или барабанные). Окраска производится после дробеструйной обработки двухкомпонентной краской (Германия, Бельгия).

AMS

Постоянное обучение персонала

Даже при полном соблюдении всех правил безопасности во время погрузки, разгрузки или перевозки жидких и сыпучих веществ автоцистернами могут возникнуть чрезвычайные ситуации. Исключительно важно, чтобы работники были готовы к быстрому и эффективному реагированию, могли предотвратить аварию и устранить ее нежелательные последствия. Постоянное обучение и переподготовка водителей, сервисного персонала и менеджеров необходимы для того, чтобы все работники были в курсе последних достижений техники безопасности и нормативных актов в отрасли, а также лучших способов и методов транспортировки веществ автоцистернами.

Проводите обучение работников по правилам техники безопасности, связанным с эксплуатацией автоцистерн, и по действиям в чрезвычайных ситуациях: ликвидации разливов, тушение пожаров и т.д. Регулярно пересматривайте и приводите в соответствие с отраслевыми стандартами и нормативными требованиями установленные на вашем предприятии внутренние инструкции и правила безопасности труда. В Руководстве по эксплуатации автоцистерны производители описывают меры взрывопожаробезопасности при эксплуатации и способы пожаротушения, по безопасному выполнению работ в замкнутом пространстве внутри цистерны, регулировке режимов работы и текущему ремонту автоцистерны. Регулярно проводите практические тренировки. Организуйте обмен опытом квалифицированных работников с новичками внутри вашей организации, чтобы поднимать общий уровень культуры безопасности.

Защитное ограждение на цистерне

Общая культура без­опасности труда. Очень важно постоянно повышать уровень общей культуры безопасности труда в организации. Поощряйте водителей за безаварийную работу и сделайте без­опасность труда приоритетом во всех аспектах деятельности вашей организации. Уделяя приоритетное внимание без­опасности в работе и поднимая общий уровень культуры безопасности труда у своих работников, вы создаете среду, в которой каждый стремится поддерживать безопасность перевозок автоцистернами.

Травмы и смерть работников – это не только трагедия. Такие несчастные случаи подрывают моральный дух работников и уменьшают прибыль предприятия. Снизьте риск аварий с несчастными случаями и серьезными травмами на вашем предприятии при обслуживании автоцистерн, обеспечив надлежащее информирование работников об этих потенциальных опасностях.

Каналы связи и сотрудничество в коллективе. Эффективная коммуникация и сотрудничество между водителями, сервисным персоналом и руководством автотранспортного предприятия, а также другими заинтересованными сторонами необходимы для обеспечения безопасности перевозок автоцистернами. Организуйте надежные каналы и формы связи и взаимодействия между работниками и убедитесь, что все указанные работники хорошо осведомлены об инструкциях и правилах безопасности. Обяжите водителей оперативно сообщать о любых инцидентах и проблемах, связанных с безопасностью. Старайтесь создать на предприятии атмосферу сотрудничества, в которой каждый работник чувствовал бы себя комфортно и делился своими знаниями и опытом на пользу общего повышения уровня техники безопасности.

Расположение знаков маркировки на автоцистерне

Противопожарное оборудование. Следите, чтобы все оборудование для борьбы с авариями (огнетушители, шанцевый инструмент, средства индивидуальной защиты и т.д.) было легко доступно. Регулярно и в полном объеме выполняйте техническое обслуживание этого оборудования.

Автоцистерна должна быть оснащена двумя порошковыми огнетушителями ёмкостью не менее 5 л каждый. Прицеп-цистерна и полуприцеп-цистерна должны быть оснащены одним порошковым огнетушителем емкостью не менее 5 л. По инициативе заказчика автотранспортное средства может быть оборудовано модульной установкой для тушения возгорания двигателя базового автомобиля, оснащенной удаленным управлением привода запуска. Не допускается попадание огнетушащих веществ в кабину водителя при срабатывании модульной установки пожаротушения.

 

К счастью, у нас в стране существует множество предприятий, выпускающих разнообразную мобильную технику для перевозки жидких, газообразных и сыпучих материалов – автоцистерны, прицепы и полуприцепы-цистерны, автотопливомаслозаправщики, разнообразные газовозы и т.д. И значит, с уходом бывших западных «партнеров» перевозки грузов в цистернах не пострадают, скорее всего, даже не почувствуют этого исхода.

Можно с уверенностью сказать, что, выполняя приведенные в статье рекомендации, водители и руководители автотранспортного предприятия несомненно повысят уровень безопасности перевозок и уменьшат вероятность аварий. Помните, что за безопасность труда несут ответственность все работники предприятия, поэтому соблюдение каждым человеком правил и рекомендаций по технике безопасности играет важную роль в обеспечении безаварийных перевозок вашими автоцистернами.

Кроме того, постоянно уделяя приоритетное внимание безопасности перевозок автоцистернами, мы можем повысить общую безопасность транспортного движения на дорогах.

С самосвальной разгрузкой