XCMG

Специфический вкус дефицита

Cтроительное машиностроение в 2023 году

Как часто говорят, 2022 год стал годом отрезвления и расставания с иллюзиями и одновременно годом надежды и строительства иллюзий новых.

Страну покинули почти все именитые западные бренды, чью технику использовали на сложных, ответственных проектах, и российские пользователи техники, дилерские и сервисные организации, а также немногочисленные производители отечественной техники столкнулись с дефицитом, который проявляется в трех аспектах:

  • дефицит новых машин и оборудования для дилеров и пользователей;
  • дефицит запасных частей и эксплуатационных материалов для сервисных организаций и пользователей;
  • дефицит комплектующих для производителей техники.
XCMG

За последний год в работе компании XCMG на российском рынке произошли значительные изменения. Так, на рынок вывели много новых товарных групп: башенные краны XGT грузоподъемностью от 10 до 40 т, телескопические погрузчики, телескопические, коленчатые и ножничные самоходные подъемники. Телескопические погрузчики представлены в широком ассортименте: легкие модели для сельского хозяйства и тяжелые грузоподъемностью до 23 т, которые можно использовать в промышленности и строительстве. Самоходные подъемники адаптированы к работе как на улице, так и в помещении.

Летом с.г. компания начнет поставки шоссейных 3- и 4-осных самосвалов и тягачей 4х2. В следующем 2024 г. планируют расширить ассортимент коммунальной техникой – подметально-уборочными машинами и КДМ, а также бетонной техникой – автобетононасосами и автобетоносмесителями.

В связи со сложностями с комплектацией западными узлами, агрегатами и системами, которые начались еще в 2020 г., компания приняла решение по локализации части техники, то есть по переводу ее на китайскую комплектацию, что не должно вызвать перебоев с поставками и уровнем качества и надежности. Более того, этот шаг улучшит ремонтопригодность и позволит повысить КТГ машинных парков. В 2023 г. приблизительно треть продукции уже переведена полностью на китайскую комплектацию.

XCMG

Дефицит новой техники

Речь прежде всего идет о технике и оборудовании покинувших нас западных брендов. Потребность в их продукции пытаются удовлетворить двумя путями. Первый – это импорт как прямой, так и параллельный, имеющий тенденцию с сокращению под давлением штаб-квартир этих брендов. Второй путь  – переход на технику более доступных брендов из пока еще дружественных стран.

Что касается суммарного импорта техники в страну, то первый квартал 2023 г. побил все рекорды начиная с 2008 г. – ввезли более 14 000 ед. техники. Для  сравнения: за весь 2022 г. было импортировано менее 10 тыс. ед. При этом за 2022–2023 гг., можно сказать, полностью изменилось лицо импорта: прекращен ввоз техники из США и Евросоюза, доля КНР увеличилась более чем вдвое, до 77%. Второе место удерживает Япония, доля которой сократилась более чем вдвое, до 6%, на третьем месте Южная Корея с 5%, Турция с 4%, Индия с 2% и «прочие» с 6%. А раньше Турция и Индия входили в раздел «прочие».

«АСО»

Российский производитель компрессорного оборудования «Бежецкий завод «АСО» (г. Бежецк Тверской области) поставляет на российский рынок винтовые и поршневые компрессоры, системы подготовки воздуха, аппараты струйной очистки, моечные установки, которые используют на всей территории страны на промышленных предприятиях, асфальто- и цементобетонных заводах, в машинных парках, ремонтных мастерских, на строительных площадках и т.д. В производственную программу входят более 200 моделей, ежегодно завод отгружает покупателям более 10 тыс. единиц продукции.

Завод традиционно разрабатывает и выпускает поршневые компрессорные головки производительностью от 360 до 1930 л/мин с рабочим давлением 7, 10 и 13 атм. Компрессорная головка применяется в качестве основного узла поршневого компрессора и приводится трехфазным электродвигателем через клиноременную передачу. Предусмотрено также исполнение компрессоров с автономным приводом. Компрессоры поставляют в передвижном и стационарном исполнении. В номенклатуру входят также компрессоры на базе импортных головок.

«АСО»

Более 20 лет назад было принято решение начать производство более современных и экономичных винтовых компрессоров, для чего приобретено и запущено новое технологическое оборудование. Винтовые компрессоры строят на базе винтовых блоков немецкого концерна ROTORCOMP с гарантией работы до капремонта 40 тыс. мч, без замены подшипников – 20 тыс. мч.

Винтовые компрессоры «АСО» востребованы российской промышленностью. Так, в апреле с.г. завод отправил винтовые компрессоры в адрес Машиностроительного завода «Тонар» и одного из российских моторных заводов для обеспечения сжатым воздухом технологических процессов.

«АСО»

Также раньше порядка 20% китайского импорта приходилось на некитайские бренды  – Caterpillar, Komatsu, Hitachi, Liebherr и ряд других. Сегодня доля некитайских брендов сократилась до 5%, и тенденция такова, что со временем обратится в ноль. Индия служит источником техники таких брендов, как Caterpillar (преимущественно горная техника), Case, New Holland. Западные бренды, поддерживая санкции, принимают все меры к тому, чтобы пресечь как ввоз в Россию техники из Китая и Индии, где ее производят, так и из третьих-четвертых стран, и очевидно, что со временем эта деятельность увенчается успехом. Мы видим это на примере ввоза легковых автомобилей Volkswagen из Китая и на примере Турции и Казахстана, которые ограничили транзит.

За последние 20 лет китайское строительное машиностроение успешно освоило все виды техники, в том числе в ко­операции с западными фирмами, такими как Volvo CE, Palfinger, Putzmeister, Caterpillar, Cifa. Ведущие китайские заводы также переняли западный подход к бизнесу, к адаптации техники к целевому рынку, к созданию каталогов запчастей, к организации дилерской и сервисной сети, к поставкам запчастей, и переход эксплуатирующей организации с западной техники на китайскую будет сопряжен с проблемами, но значительно меньшими, чем лет десять назад. Возможно, поэтому даже значительный рост поставок техники из КНР не в полной мере удовлетворяет спрос. Как отмечают представители китайских торговых фирм, они едва поспевают с поставками и были бы готовы поставлять всю востребованную номенклатуру, но адаптация и сертификация занимают много времени. Ситуация выправится, когда преодолеют болезни роста.

Огромное влияние на международный рынок оказывают вторичные санкции, а точнее, страх перед ними. От вторичных санкций не застрахована ни одна корпорация, ведущая международный бизнес и владеющая активами в странах англо-саксонской юрисдикции: США, странах Британского содружества и Евросоюза, Японии, Южной Кореи и значительной части Латинской Америки. То есть речь идет о всем крупном китайском и индийском бизнесе. Возможно, что лидирующие сегодня на российском рынке китайские бренды будут вынуждены сменить вывески, чтобы не лишиться зарубежных активов. И это будет минимальной платой за свободу бизнеса.

«ВЕРТЕКС»

Компания «ВЕРТЕКС» поставляет на российский рынок экскаваторы-погрузчики китайского производителя строительной техники Shandong HH Machinery Co., Ltd (SHHM) двух моделей: ZL-388 и ZL-388H, представляющих два основных сегмента экскаваторов-погрузчиков.

Флагманская модель ZL-388H массой 9120 кг полностью оснащена для эксплуатации по бездорожью: равновеликими колесами большого размера, отключаемым приводом переднего моста, трехрежимным рулевым управлением – только передними колесами, согласованным поворотом передних и задних колес и диагональным ходом. Переднее погрузочное оборудование с параллелограммной кинематикой обеспечивает автоматическое выравнивание ковша при подъеме-опускании. В состав погрузочного оборудования входит двухчелюстной ковш вместимостью 1 м3.

Экскаваторное оборудование установлено на сдвижной каретке, что позволяет увеличивать радиус копания вправо-влево без перестановки машины и компактно складывать стрелу в транспортное положение. Телескопическая рукоять обеспечивает глубину копания до 5 м.

В движение машину приводит 4-цилиндровый двигатель Yuchai мощностью 75 кВт, соединенный с гидромеханической КП с 2 пониженными и 2 повышенными передачами.

Модель ZL-388 представляет собой более бюджетный вариант с разновеликими колесами, погрузочным оборудованием с параллелограммной кинематикой и основным ковшом вместимостью 1 м3. Экскаваторное оборудование на центральной каретке с откидными аутригерами обеспечивает глубину копания до 4 м. Экскаватор-погрузчик оснащен таким же двигателем Yuchai, соединенным с гидромеханической КП с 2 передачами вперед и 2 назад. Масса машины – 8200 кг.

На обе модели установлена комфортабельная, просторная кабина с панорамным остеклением и ровным полом.

Обе модели экскаваторов-погрузчиков SHHM можно будет увидеть в мае на выставке «СТТ EXPO» (23–26 мая) на стенде компании «ВЕРТЕКС» (Е-40).

«ВЕРТЕКС»

Дефицит запчастей

Всё, что сказано выше о готовой технике, справедливо и для рынка запчастей. Вместе с санкциями пришла проблема запасных частей для огромного парка европейской, американской, японской и южнокорейской техники. У проблемы две стороны: где взять и как заплатить, при этом банковские санкции даже более труднопреодолимы, чем физические ограничения на поставку, ведь до сих пор возможны поставки из таких недружественных стран, как Великобритания, Польша, Эстония, Финляндия. Импортерам приходится открывать юридические лица в других странах, разрабатывать запутанные схемы с участием банков в разных странах и несколькими конвертациями в разные валюты, что увеличивает сроки поставки и накладные расходы. Плюс западные санкционисты вводят всё новые ограничения. Плюс ЦБ РФ девальвирует рубль. Всё это осложняет жизнь импортерам и ведет к постоянному и ощутимому подорожанию запчастей.

Также сюда следует добавить проблемы с логистикой, стартовавшие в 2020 г. , когда были разрушены многие устоявшиеся логистические цепочки, разросся дефицит контейнеров и судов. Сегодня сократившееся количество судов, ж.-д. платформ, контейнеров привело к тому, что сроки поставки увеличились вдвое. Сегодня импорт – это не только дорого, но и долго.

Решение проблемы с оригинальными запчастями  – аналоги турецкого, китайского и любого другого доступного производства, в том числе российского. Специалист по аналогам  – востребованная профессия.

Оригинальным образом решается проблема с запчастями для японских мини-экскаваторов – бывшие в эксплуатации мини-экскаваторы массово ввозят в качестве доноров. Видимо, творчески переработали опыт эксплуатации китайских самосвалов в начале 2000-х гг.

«СДМ»

Российская компания «СДМ», в состав которой входят машиностроительные заводы «Тверской экскаватор», «Челябинские строительно-дорожные машины», «Брянский арсенал», в связи с полным импортозамещением обновляет модельный ряд. Недавно компания представила первые образцы техники в новых модельных рядах: тяжелый автогрейдер ДЗ-250, средний автогрейдер АГ-140, фронтальный погрузчик WL-50 и гусеничный экскаватор Е225.

Тяжелый полноприводный автогрейдер ДЗ-250 унаследовал достоинства своего предшественника ДЗ-98, дополненные рядом усовершенствований: улучшили систему смазки, установили датчики давления и температуры масла и уровнемер. Увеличили на 30% ёмкость топливного бака, чтобы топлива хватало на две смены.

В рабочую гидросистему ввели функцию плавающего отвала и гидропривод изменения угла резания. Грейдер подготовлен к монтажу системы нивелирования 2D и 3D. Также грейдер получил новую капотную систему и кабину, в каркас которой интегрирована силовая конструкция ROPS-FOPS.

Средний автогрейдер АГ-140 представляет собой модернизированный ГС-14. Грейдер построен на шарнирно-сочлененной раме, которая поворачивается вправо-влево на 22°, передние колеса наклоняются на 18°. Увеличение запаса прочности усилило раму, и масса грейдера подросла до 14,2 т, что положительно сказалось на тяговых свойствах. На раме предусмотрены штатные кронштейны для бокового отвала. В рабочей гидросистеме применен тандемный насос с приводом от карданной передачи вместо раздельных насосов с ременной передачей, что повысило надежность насосного узла.

Как и старшая модель, АГ-140 получил новую капотную систему с отдельными дверцами и легкосъемными панелями. В кабине вместо сдвижных применены распашные двери. Рабочее оборудование управляется короткими рычагами, установленными на регулируемой по углу и вылету рулевой колонке.

Грейдеры ДЗ-250 и АГ-140 локализованы и могут участвовать в торгах по ФЗ № 44.

Новинка линейки фронтальных погрузчиков – WL-50 грузоподъемностью 5 т, с ковшом вместимостью 3 м3. Рабочее оборудование погрузчика массой 17 т обеспечивает высоту выгрузки 3,2 м, что позволяет загружать самосвалы. Двигатель Weichai мощностью 220 л.с. соединен с гидромеханической КП и обеспечивает скорость до 40 км/ч вперед и до 15 км/ч назад. Рабочая гидросистема с тандемным гидронасосом поддерживает давление до 180 бар. Рулевое управление приводится отдельным гидронасосом. Пока погрузчик построен на китайских агрегатах, но в мае локализация должна быть доведена до уровня, позволяющего участвовать в торгах.

Е225 – первая модель новой линейки гусеничных экскаваторов. Экскаватор массой 23 т будут выпускать в двух исполнениях: габаритной E225NC (Narrow Carriage) с узкой гусеничной тележкой и негабаритной E225 со стандартной гусеничной тележкой. Глубина копания стандартным рабочим оборудованием с 1-кубовым ковшом достигает 7 м, радиус копания более 10 м и высота копания более 9,7 м. Рабочие характеристики обеспечивает 4-цилиндровый ярославский дизель 530-й серии, агрегатированный с тандемным насосным агрегатом с подачей до 420 л/мин под давлением 350 бар. По заказу установят 6-цилиндровый ЯМЗ-536.

Кабина оснащена климатической системой, сиденьем со всеми нужными регулировками, аудиосистемой и телематической системой. Экскаватор полностью локализован и может участвовать в торгах по ФЗ № 44.

В этом году компания намерена запустить в производство новые фронтальные погрузчики грузоподъемностью 3 и 6 т, гусеничные экскаваторы массой 25 и 30 т, колесные экскаваторы массой 17 и 20 т. В следующем году запустят 40-тонный гусеничный экскаватор. Экскаваторы-погрузчики пока в процессе локализации.

«СДМ»

Дефицит комплектующих

С уходом западных партнеров перед российским машиностроением открылись невиданные прежде возможности по захвату рынка. Но чудес не бывает  – именно российские производители техники первыми пострадали от прекращения поставок западных комплектующих и материалов, прежде всего двигателей определенных типоразмеров, агрегатов трансмиссии  – коробок передач и мостов, агрегатов гидропривода. Найти альтернативный источник на внутреннем или внешних рынках удается не сразу, многие проблемы решаются до сих пор, некоторые могут быть решены в течение ближайших года-два, а отдельные останутся надолго. Поэтому стремительного захвата рынка не только не произошло, но и не могло произойти.

Тем не менее, как сообщает ассоциация «Росспецмаш», в 2022 г. российское производство строительной техники выросло на треть в денежном выражении и составило 75,6 млрд руб., а отгрузки на внутренний рынок – до 73,4 млрд руб по сравнению с 2021 г. В частности, продажи экскаваторов выросли в два раза, фронтальных погрузчиков – на 42%, кранов-манипуляторов – на 18%, автогрейдеров  – на 12%, мини-погрузчиков и гусеничных бульдозеров  – на 6%. Отгрузка экскаваторов-погрузчиков снизилась на 60%, катков  – на 21%, кранов-трубоукладчиков  – на 12%, автокранов  – на 0,3%.

В российском машиностроении сохранились сильные направления: автокраны, бульдозеры, автогрейдеры, колесные экскаваторы, легкие гусеничные экскаваторы, автобетоно­смесители. Для этих направлений характерен высокий уровень локализации вплоть до 100%, и они чувствуют себя лучше тех видов техники, которые в свое время не были развиты. Экскаваторы-погрузчики, фронтальные погрузчики, средние и тяжелые гусеничные экскаваторы более других пострадали от дефицита комплектующих.

«ВОЛОТТЕХСТРОЙ»

Компания «ВОЛОТТЕХСТРОЙ» является официальным дилером турецкого завода HIDROMEK на российском рынке. «ВОЛОТТЕХСТРОЙ» поставляет широкий ассортимент дорожно-строительной техники: экскаваторы-погрузчики, колесные и гусеничные экскаваторы, грунтовые катки, грейдеры и фронтальные погрузчики. Самым большим спросом пользуются экскаваторы-погрузчики HMK 102B и HMK 102S, которые являются лучшим выбором по соотношению цена/ качество.

Экскаватор-погрузчик HMK 102B характеризуется разноразмерными передними и задними колесами 20 и 28 дюймов соответственно. Экскаватор-погрузчик HMK 102S отличается от модели HMK 102B одинаковыми передними и задними колесами по 28 дюймов. У модели HMK 102S также есть функция «крабового хода».

Обе модели комплектуются турбонагнетаемым двигателем PERKINS мощностью 101,3 л.с., объемом 4400 cм3, который обеспечивает высокий крутящий момент даже при низких оборотах.

Обе модели оснащены полностью автоматической коробкой передач, с 6 передачами переднего хода и 3 передачами заднего хода. Устанавливаемая по специальному заказу функция блокировки гидротрансформатора (lock-up) обеспечивает экономию топлива, которая автоматически включается на 5-й и 6-й передачах.

«ВОЛОТТЕХСТРОЙ»

Погрузочный ковш 6-в-1 объемом 1,1 м3 обеспечивает высокую скорость погрузки. У телескопической рукояти экскаваторного ковша глубина копания составляет до 5,7 м. Шарнирное соединение цилиндров открытия/ закрытия предотвращает повреждение цилиндров при боковой нагрузке во время перевозки груза.

Во всех моделях используется многофункциональный джойстик управления ковшом погрузчика с функциями управления реверсов вперед-назад (управление АКПП), понижающей передачей, отключением муфты сцепления, отключением одного насоса, управлением челюстью ковша, а также возврата к режиму копания и функцией горизонта.

Несмотря на дефицит строительной техники в последнее время, на складе ООО «ВОЛОТТЕХСТРОЙ» всегда есть техника HIDROMEK, доступная для осмотра и приобретения. Важно отметить, что прямых запретов на поставку строительной техники из Турции не вводилось, однако существует влияние негативных внешних факторов на взаиморасчет между контрагентами и логистику. В настоящее время компания «ВОЛОТТЕХСТРОЙ» успешно справляется со всеми негативными вызовами и реализует весь ассортимент дорожно-строительной техники HIDRОMEK, включая запасные части и расходные материалы оригинального происхождения.

«ВОЛОТТЕХСТРОЙ»

К чести российских машиностроителей, они стремятся к подлинному замещению на российские и белорусские комплектующие, а не к «развороту на Восток», ибо последний ведет в тупик. Те же узлы и агрегаты, которые невозможно по тем или иным причинам быстро локализовать, по возможности продолжают импортировать.

Большая проблема российского и белорусского машиностроения – тираж. Даже объ­единенный рынок двух стран с текущим уровнем потребления недостаточен для рентабельного производства всей гаммы двигателей, агрегатов трансмиссии и гидропривода. Российское машиностроение также находится под мощным прессом китайского, которое по большому числу видов техники захватило более 90% рынка. Очевидно, что без протекционистских мер со стороны Правительства РФ не справиться.

 

Таким образом, перед российскими властями и бизнесом стоит задача увеличения объ­емов производства российской и белорусской строительной техники, в чем действительно нуждается рынок, и пока ситуация с засильем китайской техники не приняла необратимый характер. Смена западного тирана на восточного сатрапа не решит проблем страны.

компании по теме статьи
компании по теме статьи