Переориентируемся на локализацию
Современное положение в отрасли асфальтобетонных заводов
Поделиться своими соображениями в нашем виртуальном «конгресс-центре» собрались:
Пауль Михали, генеральный директор ООО «Амманн Руссланд»;
Дмитрий Шпагин, менеджер послепродажного обслуживания в РФ, представительство MARINI S.P.A.;
Денис Яворский, коммерческий директор NFLG в России.
П. Михали, «Амманн Руссланд»: Рынок асфальтосмесительных заводов в существенной степени зависит от импорта. Как вы правильно подметили, некоторые бренды покинули отрасль. Однако данная ситуация не сказалась критично на нашей компании, поскольку мы локализовали производство асфальтосмесительных установок на территории России еще в 2018 г. Заводы серии Global производятся на собственной фабрике Ammann в Твери. На данный момент уже достигнута существенная доля импортозамещения компонентов, что позволило не прекращать производство. Линейка Global включает в себя самые востребованные по производительности модели в России – 160 и 240 т/ч, что позволяет нам в полной мере удовлетворять потребности рынка.
Д. Шпагин, MARINI S.P.A.: За последние десятилетия подавляющее большинство отечественных предприятий и компаний, и не только дорожно-строительной отрасли, оказались очень сильно привязаны к поставкам зарубежного оборудования и запасных частей к нему. Крупные заказчики всегда предпочитали закупать качественную технику ведущих зарубежных брендов, которая минимизирует риски простоя из-за поломок, и благодаря заложенным в нее передовым технологиям повышает эффективность работы и максимизирует качество выполнения работ и ее результатов. Санкции, разумеется, очень сильно ударили как по заказчикам и собственникам заводов, так и по самим производителям. На сегодняшний день в РФ работает порядка 60 АБЗ MARINI, и для обеспечения бесперебойной работы этих заводов необходимы запасные части и своевременное плановое техническое обслуживание. Это только заводы MARINI, а если добавить все заводы европейского и американского производства в РФ? Огромный парк АБЗ сейчас лишен стабильных поставок оригинальных комплектующих. Не говоря о том, что многие заказчики заложили в план на этот и следующий сезоны закупку и обновление техники под новые, в том числе ключевые инфраструктурные проекты обновления и строительства дорожной сети. Риск невыполнения обязательств на данный момент очень велик во всех аспектах.
На сегодняшний день, по моим личным наблюдениям, наибольший дефицит сохраняется на электронные компоненты и уникальные детали, для которых нельзя найти заменителей среди производителей «второй лиги» и прочих локальных производителей. В целом элементы брони и, к примеру, рукавные фильтры никогда не были в дефиците благодаря копированию локальными производителями. Однако некоторые элементы броневой обшивки банально не изготавливаются такими предприятиями, так как ограниченный спрос не окупает подготовку производства, а производители фильтров, использующие зарубежное сырье, также столкнулись с ограничением экспорта от зарубежных партнеров. Таким образом, рукавные фильтры либо вырастут в цене, либо потеряют в качестве. Все процессы поставок комплектующих на сегодняшний день можно охарактеризовать так: долго, дорого, нестабильно.
У компании MARINI производственные мощности расположены не только в Италии, также есть фабрики, исторически специализирующиеся на локальных рынках – Китай, Турция, Индия. Все эти фабрики не уступают основному производству в Италии в плане технологичности, качества оборудования и комплектующих, контроля качества выпускаемой продукции: все фабрики работают по единым высочайшим стандартам. В сложившейся ситуации мы видим в этом потенциальный выход из сложившейся проблемы, и сейчас прорабатывается возможность переориентации работы на поставки как самих заводов, так и комплектующих с других фабрик компании MARINI.
Д. Яворский, NFLG: Рынок асфальтобетонных заводов в России на 95% зависит от импорта. Дело в том, что в отрасли практически нет отечественных производителей, а те, кто есть, не могут удовлетворить потребности современного рынка как по производительности, так и по качеству поставляемого оборудования. Если же говорить о ближнем зарубежье, например об украинском поставщике, популярном среди покупателей в низком и среднем ценовом сегменте, то в связи с известными событиями продукция этого производителя в данный момент недоступна.
Что касается отдельных агрегатов и комплектующих, используемых для производства АБЗ, то импортная составляющая здесь достигает 100%. На днях мы общались с одним российским производителем мотор-редукторов, так они нам прямо ответили: «… редукторы мы еще как-то делаем, а вот моторы уже закупаем». То есть электрооборудование, датчики и так далее – это все импортное, привезенное из Европы или Китая. Собрать завод на российских комплектующих сегодня просто невозможно.
На данный момент дефицита комплектующих для заводов NFLG нет. Да, европейский рынок отчасти закрыт, но то оборудование, которое NFLG использует в своем производстве, доставляется на производственную площадку фабрики в Китае напрямую, а уже оттуда поставляется и запускается на территории России. Конечно, те компании, которые имеют европейские заводы в России, испытывают большие сложности как в поставке оборудования, так и в запчастях для них. К примеру, известны случаи, когда немецкие заводы разворачивали и отправляли обратно в Германию прямо на таможне.
Тем клиентам, кто привык работать на европейских заводах, мы рекомендуем приобретать премиум-оборудование из Китая, которое полностью соответствует мировым стандартам качества. Например, АБЗ NFLG благодаря передовым разработкам НИИ «Mixing Institute» является более продвинутыми c точки зрения оснащения агрегатов, точности дозировки компонентов и качества готовой смеси на выходе.
П. Михали, «Амманн Руссланд»: Насколько нам известно, в России разработаны и применяются материалы и добавки в асфальтобетонные смеси отечественного производства. Некоторые из них хорошо себя зарекомендовали и активно используются в проектах. Это прежде всего относится к отечественным адгезионным добавкам, масляным разбавителям и отечественным SBS-полимерам (стирол-бутадиен-стирол) для производства полимерно-битумных вяжущих (ПБВ). Значительно улучшилось качество битума. Поэтому на данную область санкции повлияли незначительно. Полный цикл производства современных асфальтобетонных смесей можно реализовать на отечественных материалах.
Д. Яворский, NFLG: Инертный материал, необходимый для выпуска асфальтобетонных смесей, добывается в России, битум тоже, нефти в нашей стране достаточно. Если говорить о добавках, то в России есть множество производителей, которые выпускают и целлюлозу, и схожие стабилизирующие добавки. Другой вопрос, что компоненты смеси не всегда обрабатывают на отечественном оборудовании. К примеру, для дробления того же инертного материала зачастую применяют импортное оборудование: американское, европейское и азиатское. Опять же, для перегонки нефтепродуктов, необходимых для производства битума, могут использоваться немецкие турбины. Поэтому однозначно ответить на этот вопрос сложно: если зависимость и есть, то она скорее косвенная. Здесь нужно смотреть на каждый конкретный случай.
П. Михали, «Амманн Руссланд»: Как было отмечено выше, в компании Ammann имеется свое производство в России с высокой долей локализации. Весной 2022 г. наблюдались некоторые трудности, которые были связаны прежде всего с непониманием новых правил и законов относительно импорта комплектующих, но буквально за несколько месяцев нам удалось выстроить диалог и найти логистические решения. Опытный коллектив ООО «Амманн Руссланд», некоторые сотрудники которого работают в отрасли не одно десятилетие, выработал процессы, которые позволяют нам не прекращать локальное производство. Подбор альтернативных комплектующих в случаях, когда это необходимо, не занимает много времени и имеет положительный результат. Также на нашей фабрике в Твери имеются все возможности испытать и при необходимости адаптировать оборудование и комплектующие с полным соответствием регламентам Ammann до отправки заказчику.
Д. Шпагин, MARINI S.P.A.: В настоящее время головная компания приостановила, но не закрыла полностью отгрузки АБЗ и запасных частей российским клиентам ввиду попадания под запрет экспорта из Европы используемых нами кодов ТН ВЭД (запасные части и заводы). Каждый день ситуация меняется, и мы прорабатываем возможные пути возобновления поставок, чтобы обеспечить наших клиентов всей необходимой номенклатурой запасных частей, как непосредственно включенных в санкционные списки, так и прочие.
В плане поставок АБЗ, повторюсь, на сегодня прорабатываются возможные варианты перехода на продукцию фабрик MARINI в других странах.
Д. Яворский, NFLG: На нас, как на поставщиков оборудования из Китая, нынешняя ситуация отразилась скорее положительно, но с определенными сложностями. Если раньше нам приходилось работать по 8 часов в день, то сегодня мы трудимся по 24 часа в сутки. Спрос на нашу продукцию значительно вырос по сравнению с годом ранее и с каждым днем только увеличивается. Сейчас к нам обращаются не только за асфальтосмесительными установками, но и за другим оборудованием: бетонными заводами, дробильно-сортировочными комплексами, дополнительными агрегатами.
NFLG работает только с проверенными поставщиками, которые стабильно выполняют свои обязательства перед фабрикой, а мы перед нашими клиентами, поставляя в срок высокотехнологичное оборудование и надежные запчасти. К слову, основные расходники и запасные детали мы привозим на наш склад с учетом аналитики данных о фактических запросах клиентов, гарантируя максимально короткое время обслуживания установок.
П. Михали, «Амманн Руссланд»: Вне зависимости от внешних факторов у компании Ammann в любой сфере есть бизнес-план развития. Мы стремимся увеличить долю локализации без потери качества, к которому Ammann относится особенно ответственно. Что касается расширения номенклатуры производимой в Твери продукции – это является естественным процессом для нас. Мы, безусловно, учитываем потребности рынка в России и технико-технологические возможности для развития и внедрения новых продуктов.
Д. Яворский, NFLG: Весь ассортимент, который представлен компанией NFLG на российском рынке, реализуется в полном объеме и полностью закрывает потребности наших клиентов. Мы строго придерживаемся принципа профессионализма, поэтому не планируем переход на выпуск дополнительной техники, такой как краны, асфальтоукладчики, погрузчики и т.д. Многие китайские корпорации выпускают широкий спектр дорожно-строительной техники, при этом теряя качество и технологичность, необходимые для производства АБЗ и БСУ.
П. Михали, «Амманн Руссланд»: К этому вопросу мы вернемся немного позже. Но надежда у нас есть!
Д. Яворский, NFLG: На этот вопрос можно взглянуть по-другому: планирует ли государство помогать таким производственным предприятиям, как мы? На данный момент подобных субсидирующих программ со стороны государства не разработано.
Разрыв привычных логистических цепочек затронул российский рынок. Некоторые поставщики крупной строительной техники вовсе прекратили свою работу. Компания NFLG не только усилила позиции на отечественном рынке, но и приняла решение о начале строительства фабрики в России.
Сейчас перед нами стоит задача сделать максимально доступным для российских дорожно-строительных компаний современное оборудование, необходимое для выпуска асфальтобетонных смесей по новым стандартам. Для разработки локализованных версий АБЗ совместно с фабрикой NFLG мы приняли решение о запуске производства установок в России. В рамках первого этапа планируется запуск производства бункеров инертных материалов, элеваторов, бункеров горячих агрегатов готовой продукции и силосов.
Главная цель NFLG – сделать оборудование доступным для каждой российской строительной компании. Мы готовы начать производство полного цикла в России, но для этого нужны программы поддержки от государства.
П. Михали, «Амманн Руссланд»: Мы не заметили существенного влияния постановления на сегмент асфальтосмесительных установок. Данная программа первоначально была рассчитана на удовлетворение потребностей в других сферах жизни в России. Производство АБЗ не такая уж крупная индустрия. Например, дорожно-строительная техника намного важнее для процесса локализации, чем АБЗ.
Д. Яворский, NFLG: Опять же, возвращаясь к вопросу о возможном дефиците комплектующих для производства заводов: для компании NFLG проблем с импортом нет. В связи с этим постановление правительства о «параллельном импорте» конкретно на нашей компании не отразилось. Мы напрямую поставляем оборудование из Китая, а там ограничений на ввоз каких-либо товаров нет. Соответственно мы привозим установки в соответствии с заключенными договорами.
П. Михали, «Амманн Руссланд»: С нашей точки зрения – нет. В России производятся современные асфальтобетонные заводы, в частности Ammann. Они доступны по цене и оснащены всем необходимым для производства современных асфальтобетонных смесей по новым регламентам.
Д. Шпагин, MARINI S.P.A.: Асфальтобетонный завод – точное промышленное оборудование, в котором, по сути, нет ненужных компонентов. Конструкции современных АБЗ спроектированы таким образом, чтобы снизить издержки производства и повысить качество итогового продукта. На сегодняшний день отрасль производства асфальтобетона регламентирована достаточно, чтобы в итоге получить дорожную сеть, отвечающую высоким требованиям по качеству. Современные АБЗ производят асфальтобетон с точно подобранным составом для соответствия требованиям заказчика. Да, требования по гранулярному составу, типам применяемых вяжущих и проч. стали жестче в последние годы, постепенно вытесняя старое оборудование, которое не способно с постоянным качеством производить продукт, четко соответствующий требованиям заказчика. Для производителей АБЗ нет таких строгих требований, которые были бы недостижимы исправным, но старым образцам асфальтосмесительных установок.
В связи с нынешними реалиями одна из мер, которые могут поддержать заказчиков, – допуск завода с 4–5-фракционным грохотом на федеральные трассы и другие крупные проекты. При наличии на производстве грамотных кадров, некоторых манипуляций с размерами сит, а также качественного материала можно выпускать смесь с требуемым гранулярным составом. Остальные факторы – качество вяжущего, применение аддитивов – должны регулироваться по факту, исходя из требуемых параметров конечного продукта. Нельзя забывать о том, что качество дорожного полотна – это в первую очередь безопасность тех, кто использует дорогу, и поддержка функционирования экономики нашей страны.
Д. Яворский, NFLG: На сегодняшний день у российских поставщиков оборудования есть все необходимые ресурсы и возможности для обеспечения предприятий дорожно-строительной сферы требуемой продукцией, которая позволит выпускать им смеси в соответствии с требованиями актуальных ГОСТов. Поэтому смысла смягчать требования к оснащению заводов или тем более к экологическим нормам нет. Менять здесь нужно другое – сам подход к работе, к производству. Когда мы говорим китайским коллегам, что у нас в стране вводят новые стандарты, предполагающие использование 6 фракций, то они смеются: «Вам не количество фракций нужно увеличивать, а качество исходного материала улучшать». А у нас некоторые поставщики инертных материалов как продавали щебень фракции 20–40 мм, так и продают. Им безразличны новые требования. Так что проблема не в ГОСТах, а скорее в головах.
П. Михали, «Амманн Руссланд»: Наше основное преимущество по сравнению с поставщиками контрафакта – это качество и долговечность работы комплектующих. Зачастую, попробовав в работе альтернативные запчасти, заказчики возвращается к нам за оригинальной продукцией, часть которой уже производится на территории Российской Федерации. В отличие от контрафакта продукция Ammann произведена на основе многолетних исследований и точного подбора материалов с необходимыми эксплуатационными свойствами. Поэтому мы отвечаем за долговечность и технологичность нашей продукции.
Д. Шпагин, MARINI S.P.A.: Разумеется, нынешняя ситуация – момент мощнейшего скачка спроса на неоригинальную продукцию комплектующих для АБЗ европейского производства, потому что банально практически невозможно заказать оригинал. Однако клиенты зачастую находятся в безвыходной ситуации: надо обеспечить бесперебойную работу завода для выполнения необходимого объема обязательств.
На данный момент именно из-за невозможности предложить оригинальные запасные части и ради обеспечения бесперебойной работы оборудования наших заказчиков было бы неправильно пытаться бороться с производителями неоригинальных компонентов. Ведь это повлечет за собой проблемы в работе их оборудования и срывы контрактов, а клиенты для нашей компании – главная ценность.
Когда ситуация нормализуется, разумеется, со своей стороны мы будем прилагать усилия по уменьшению количества «серых» и нелегальных поставщиков запасных частей, использующих на своей продукции знак MARINI. Ведь использование подобных запчастей, как минимум, может нанести вред самому АБЗ ввиду неизвестного качества данной неофициальной продукции. В плане защиты правообладателя существуют достаточно неплохая законодательная база и возможности защиты своих интересов.
Д. Яворский, NFLG: Мы не чувствуем обострения такой проблемы. Возможно, что потенциальные клиенты, которые хотят приобрести установки подешевле, что-то находят, но мы о таких случаях не знаем. Здесь важно понимать, что, покупая продукцию у «серых» производителей, заказчик рискует получить подходящее для производства оборудование, но срок его службы составит не 15–20 лет, а максимум год. Скупой платит дважды – это было, есть и будет.
Опять же, рынок довольно прозрачен благодаря передаче информации – существуют свои чаты, интернет-сообщества и т.д. То есть при появлении чего-то подобного это сразу станет известно всем участникам дорожно-строительной сферы, в том числе производителям оборудования.
П. Михали, «Амманн Руссланд»: Мы уверены, что потребность в высококачественных заводах в России есть и будет всегда, что бы ни происходило. Рынок АБЗ по-прежнему будет делиться на премиальный и бюджетный сегменты. И чтобы оставаться в авангарде отрасли, необходимо быть в хорошем смысле слова прагматичными и готовыми к новым испытаниям и вызовам. Мы в Ammann с уверенностью смотрим в будущее и готовы его строить в самых разных условиях.
Д. Шпагин, MARINI S.P.A.: К сожалению, делать какие-либо прогнозы очень сложно ввиду очень быстро меняющихся обстоятельств, внешних факторов, предпринимаемых шагов и т.д.
Зарубежный бизнес очень неохотно останавливает и ставит на паузу свою деятельность в РФ, для всех это крайняя мера, связанная с многими внешними факторами. На сегодня практически все зарубежные производители ищут наиболее оптимальные возможности для сохранения своих позиций, которые были заработаны на протяжении многих лет. Компания MARINI не покинула и не планирует покидать российский рынок, и мы рассчитываем возобновить полноценную работу в ближайшей перспективе. Наша задача сейчас – при постоянно меняющемся политико-экономическом фоне найти такую схему работы, которая позволит осуществлять свою деятельность максимально прозрачно, надежно и с минимально возможным ростом итоговой цены для клиента.
Д. Яворский, NFLG: В сложившихся реалиях сложно прогнозировать развитие ситуации на 100%. Но если предположить, что в ближайшие пять лет санкции останутся на прежнем уровне, то можно утверждать, что часть поставщиков оборудования будет создавать производственные линии на территории России. То есть санкции в определенном смысле несут в себе положительные изменения. А вот если их отменят, то и развитие отечественного производства оборудования для дорожно-строительной сферы пойдет совсем другим путем.