Икона Божьей Матери «Неопалимая Купина»

Воины Неопалимой Купины

На ВДНХ открылась выставка исторической и современной пожарной техники МЧС России

16 июля в зале сменных экспозиций Музея Гаража особого назначения ФСО России на ВДНХ открылась выставка «Первые в борьбе с огнем», посвященная истории пожарной охраны нашей страны.
Торжественная церемония открытия выставки, в центре заместитель министра по  чрезвычайным ситуациям И.П. Денисов

Как всё начиналось

Выставка освещает весь процесс становления пожарного дела в России, начиная с зарождения и становления Древнерусского государства. На Руси всё строили из дерева, постройки стояли тесно, поэтому пожары всегда были подлинным бедствием русских поселений. И уже с самых древних времен создавались правила пожарной безопасности. В частности, в теплое время года запрещалось готовить пищу в домах, для этого во дворах существовали специальные очаги под навесами, поодаль от построек. За несоблюдение правил древних домовладельцев жестоко наказывали большими штрафами, а то и чем посерьезнее, например, выселением из города, что по той жизни могло быть равносильно смерти.

Первый известный исторической науке нормативный акт противопожарной защиты на Руси установил в 1434 году князь Московский Василий II Тёмный. В документе предписывался порядок обращения жителей с открытым огнем в ремеслах и быту. В 1472 году Государь всея Руси Иван III ввел правила пользования в быту печами, лучинами, свечами и приказал построить в Москве противопожарные рвы и пруды. Создается противопожарный разрыв в 200 метрах от стен Кремля, для чего сносятся все сгораемые строения. Наконец, в 1504 году в Москве учреждается пожарно-сторожевая охрана. В 1602 году государем Михаилом Федоровичем Романовым создается пожарная станция в составе 120 человек и конного обоза с «заливными пожарными ящиками» – ручными пожарными насосами немецкого, что характерно, производства. Уже тогда стала возникать проблема импортозамещения.

Пётр I продолжил это важное дело: в 1722 году он создал пожарную команду при Адмиралтействе в Санкт-Петербурге. В бурный период дворцовых переворотов про пожарную охрану всё же не забывали – уж слишком важное было дело, и в 1741 году, в краткое царствование младенца Иоанна Антоновича учредили пожарные команды для охраны самого дорогого – Зимнего дворца и летних резиденций в Царском селе. В 1803–1804 годах были созданы профессиональные пожарные команды для охраны городских построек в Санкт-Петербурге и Москве. Позже пожарные команды появились во всех городах и поселениях империи.

Мобильная раздвижная пожарная лестница второй половины XIX века
Пожарная телега с двуручным поршневым насосом 1911 г. фирмы Sedlecko

Техника: лестницы да насосы

В древности отечественная «техника пожаротушения» была представлена ведрами, баграми и топорами. Но, как известно, прогресс остановить невозможно, и вот уже с начала XVIII века в Россию начали ввозить (как это знакомо!) двухцилиндровые поршневые пожарные водяные насосы. Дальность их струи составляла до 10 м.

Крупные предприятия по производству пожарной техники впервые появились в России по второй половине XVIII века. Особую известность в конце XIX века приобрел завод противопожарного оборудования Густава Листа. Красивые здания этого предприятия до 2001 года стояли на Софийской набережной в Москве, пока их не снесли. Паровые машины начали применяться при тушении пожаров с 1865 года. В том же году в пожарной команде Петербурга появился первый паровой водяной насос, приобретенный за рубежом. В 1882 году в Москве на Всероссийской художественно-промышленной выставке был продемонстрирован паровой пожарный насос, собранный на московском заводе Густава Листа из иностранных комплектующих (как это нам знакомо!). А в 1896 году завод Густава Листа выпустил две паровые пожарные машины полностью отечественного производства! Массовый выпуск этих насосов был начат в 1903 году.

Французский ручной пожарный насос второй половины XIX века на конной тяге

К сожалению, в экспозиции демонстрируется паровой насос не российского, а английского производства Valliant Merryweather 1892 года. Но зато это действующая модель! На открытии выставки изумленной публике была продемонстрирована работа агрегата. Установка пускала густой дым, однако он совсем не мешал дышать. Вот если бы современная техника была такой же «дружественной» для дыхания! Для удобства транспортировки насос установлен на двухколесной тележке. Благодаря небольшому весу, всего 280 кг, такие насосы могли быть доставлены в труднодоступные горные районы, куда не проложены железные дороги. Производительность насоса – 450 кг, а мощность парового двигателя – 6 л.с.

Паровой насос Valliant Merryweather 1892 г. работает и сегодня!
Ручной насос с медным цилиндром на телеге

Специальные выдвижные и мобильные пожарные лестницы, смонтированные на телегах, стали появляться у российских пожарников с самого начала XIX века. В экспозиции музея представлена раздвижная мобильная пожарная лестница второй половины XIX века. Благодаря нескольким выдвижным секциям она легко доставала до верхних этажей практически всех зданий того времени. Ее называли «Ульмская лестница», так как изобретена она была в Германии ремесленником из г. Ульм.

Конструкция пожарного насоса, или «пожарной трубы», как их называли в России, окончательно сложилась в конце XIX века. Для изготовления цилиндров применяли латунь и красную медь. Цилиндры высверливались и шлифовались, поршни отливались и точились, затем также шлифовались. Коромысло, или «баланс», выполнялось из кованого железа, а его ход от верхней до нижней точки старались уложить в 1,1 м – так сила людей-качальщиков использовалась максимально. Самое главное для качальщиков было довести поршни до самого низа трубы (цилиндра) и не делать более 55–60 ходов в минуту – так струя получалась наиболее мощной и высокой.

Коллекцию дополняют французский ручной пожарный насос на конной тяге второй половины XIX века и пожарная телега с двуручным поршневым насосом 1911 года фирмы Sedlecko. Насос снабжен комплектом рукавов для забора воды и рукавов для подачи воды на пламя. Пожарных перевозили на конных линейках – четырехколесных рессорных повозках. С течением времени часть деталей таких повозок стали делать из металла. В результате линейки стали прочнее и легче, то есть стали быстрее прибывать на пожар. На улице посетители могут видеть русскую пожарную телегу с ручной водяной помпой.

Русская пожарная телега с ручной водяной помпой

«Пожарогасы»

В конце 1890-х годов в России появился даже автоматический огнетушитель под названием «Пожарогас», созданный Н.Б. Шефталем. В Баку начали добывать нефть, и средства для тушения возгораний нефти стали насущной необходимостью. В 1893 году И.А. Вермишев выдвинул идею, разработал теорию и испытал на практике огнегасящие свойства «кипящей» (на самом деле перегретой) и пульверизированной (распыленной на мелкие капли) воды для тушения горящих жидкостей. В 1900 году И.А. Вермишев и Д.И. Менделеев провели успешные работы по тушению нефти «кипящей водой». Однако отсутствие техники для быстрого получения перегретой воды в объ­емах, необходимых для тушения пожаров нефти, а также отсутствие средств подачи перегретой воды к очагу пожара не позволило использовать результаты этих опытов для практики пожаротушения.

В начале ХХ века преподаватель физики Бакинской гимназии инженер-технолог А.Г. Лоран создал ручной пенный огнетушитель, выпуск которого был налажен на заводе уже упоминавшегося Густава Листа.

REO Fire Engine 1929 г.

Коллекция пожарных автомобилей-раритетов

Реанимационная автомастерская «Камышмаш» (г. Камышин Волгоградской обл.) представила коллекционные американские пожарные машины. Эти уникальные автомобили не оставят равнодушными даже самых взыскательных зрителей.

American LaFrance 1925 года. Основное назначение автомобиля – доставка пожарного расчета к месту пожара. Для тушения в машине предусмотрены насос, пожарные рукава, небольшая приставная лестница и ручные огнетушители. На капоте нанесена надпись «Belgium Cold Springs» – название добровольной пожарной команды Нью-Йорка, существующей по сей день. Шестицилиндровый двигатель автомобиля развивал мощность 100 л.с. и обеспечивал машине весом 3855 кг скорость до 120 км/ч.

Dennis G-Туре 1929 г.

REO Fire Engine 1929 года. В 1902 году американский предприниматель Рэнсом Эли Олдс сумел наладить крупномасштабное по тем временам изготовление простых и дешевых легковых автомобилей. Фактически он создал автомобильный конвейер на 11 лет раньше Генри Форда, который запустил свой конвейер в 1913 году. Четырехцилиндровый двигатель автомобиля мощностью 45 л.с. разгонял автомашину весом 2675 кг до скорости 70 км/ч.

Seagrave Model 6 WT Standard 1927 года. Основная функция машины – насосная станция для доставки расчета пожарных и подачи воды из городской канализации или водоема к месту возгорания. Автомобиль оснащен насосом центробежного типа производительностью 3400 л/мин, бочкой с водой на 200 л для пуска насоса в работу и пожарными кранами с трех сторон. Дополнительное оборудование: составная лестница, пожарные рукава, брандспойты, огнетушители и спецсигналы: прожектора, колокол и сирены. Автомобиль оснащен 6-цилиндровым двигателем мощностью 80 л.с.

American LaFrance 1925 г.

Английская Dennis G-Туре 1929 года. На протяжении почти всего ХХ века компания Dennis была ведущим британским производителем коммерческих автомобилей – грузовиков, фургонов, цистерн, самосвалов, мусоровозов и автобусов. Но главными в ее производственной программе всегда были пожарные машины. Самый характерный признак европейской компоновки – расположение насоса сзади, в отличие от распространенной в Америке компоновки с насосом позади места водителя и разведением приемного и выходного штуцеров на разные борта автомобиля, как это сделано на пожарных машинах Seagrave и American-LaFrance. Открытые боковые сиденья для пожарного расчета, верхнее расположение лестниц-штурмовок, приемные рукава в подложках, катушка с поливным рукавом сзади на подножках – это тоже признаки европейской компоновки.

Также мастерская «Камышмаш» подготовила ручные и паровые насосы, инструмент, экипировку и другие предметы борьбы с огнем.

Экспозиция мототехники

Пожарная охрана в советский период и позднее

История советской пожарной охраны начинается с Декрета Совета Народных Комиссаров, подписанного 17 апреля 1918 г. Лениным. К концу 1920 года в стране насчитывалось около 900 профессиональных городских пожарных команд, а также более 1500 ведомственных: на заводах, фабриках и прочих учреждениях.

В 1946 году Противопожарная служба вошла в состав Министерства внутренних дел. Оте­чественная пожарная техника производилась на автомобильных и машиностроительных заводах страны.

В 2004–2006 годах была проведена кардинальная реформа специальной пожарной охраны в составе МЧС России. На вооружении появились робототехнические комплексы, беспилотные летательные аппараты и пожарные катера.

В настоящее время Государственная противопожарная служба в составе МЧС России – это мощная оперативная система, обладающая высококвалифицированными профессиональными кадрами, современной техникой, имеющая развитую научно-учебную базу.

Автоподъемник коленчатый пожарный АКП-50

Современная техника на выставке

В основе экспозиции техника МЧС России: пожарные автомобили, специализированные мотоциклы, спасательные квадроциклы и снегоходы. Также вниманию посетителей представлены средства пожаротушения и пожарно-техническое вооружение: огнетушители, гидравлические инструменты, пожарные стволы и боевое обмундирование личного состава.

Экспонаты выставки расположены как в павильоне, так и под открытым небом. В уличной зоне музея можно увидеть следующие образцы.

Пожарный телескопический подъемник СПАЙДЕР ПТП-28

Пожарная автолестница АЛ-50 на базе КАМАЗ-65115, способная доставлять пожарный расчет и пожарно-техническое оборудование на высоту до 50 м. С вершины лестницы можно подавать огнетушащие вещества.

Пожарный телескопический подъемник СПАЙДЕР ПТП-28 производства ООО «Компания Витанд» (г. Москва) специально разработан для применения в стесненных условиях внутренних дворов, установлен на маневренном шасси с гусеничным приводом, обеспечен дистанционным управлением с радиопульта на расстоянии до 100 м.

Автоподъемник коленчатый пожарный АКП-50 производства ОАО «Пожтехника» (г. Торжок Тверской обл.) на шасси КАМАЗ-6540. Машина предназначена для доставки к месту проведения спасательных, противопожарных работ пожарного расчета и необходимого пожарно-технического оборудования; для подъема пожарного расчета и оборудования на высоту до 50 м и подачи огнетушащих веществ из рабочей платформы.

Пожарная автолестница АЛ-50 на базе КАМАЗ-65115

Также в уличной экспозиции представлены: автомобиль первой помощи АПП-0,8-40, предназначенный для доставки спасателей к месту пожара; пожарный аварийно-спасательный автомобиль АСА, который используются для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий; универсальный роботизированный мобильный комплекс «Ель-М» для ликвидации последствий техногенных аварий; аварийно-спасательная машина для доставки групп спасателей и комплекта оборудования к месту чрезвычайной ситуации.

Под крышей музея разместились более компактные экспонаты.

Дистанционно управляемая мобильная установка пожаротушения ЛУФ-60. Предназначена для ликвидации техногенных аварий и пожаров, в том числе и подземных, на метрополитене, на промышленных установках, сопряженных с рисками гибели и травматизма личного состава. Перемещается на гусеничном ходу, может быть снабжена устройством перемещения по рельсам. Масса снаряженная – 2120 кг, дальность подачи воды – 80 м, скорость передвижения – до 5 км/ч, управление дистанционное по радиоканалу на открытой местности на дальность до 300 м.

Дистанционно управляемая мобильная установка пожаротушения ЛУФ-60

В экспозиции мототехники выставлены пожарно-спасательный мотоцикл FLHP Harley-Davidson Police Road King; мотоциклы BMW F800GS, «Урал» и «Днепр» с пожарной мотопомпой; квадроцикл РМ 500-2; снегоход Lynx Xtrim Сommander 600. Также под крышей нашлось место для пожарной автоцистерны АЦ-40 на базе ЗИЛ-130 и робототехнического комплекса разведки и пожаротушения МРК-РП.

 

В рамках экспозиции будут демонстрироваться тематические фильмы, предоставленные Государственным фондом кинофильмов Российской Федерации.

Выставка продлится до 7 августа 2022 года.

компании по теме статьи
компании по теме статьи