Российский рынок бульдозеров в 2021 году*

Мы живем в очень удивительное время, когда процессы глобализации максимально интегрировались в политико-экономический строй абсолютного большинства стран, и изменение баланса одной отрасли в отдельно взятой стране может потянуть за собой сразу целую череду изменений финансовых систем других государств.

За последнее десятилетие мы стали свидетелями сразу нескольких совершенно разных и в то же время уникальных событий, изменивших и продолжающих менять отечественный рынок промышленных и потребительских товаров. Последние события дают нам повод рассуждать и о том, что таким как прежде, российский рынок уже не будет. Всё это проецируется и на сегмент техники специального назначения, однако на каждый отдельно взятый вид машин влияет это по-разному. В нашем случае мы отследим изменения на рынке гусеничных бульдозеров за последние несколько лет.

Гусеничный бульдозер – это одна из немногих машин, отечественный выпуск которых налажен весьма неплохо, а российские компании в сравнении с большинством других отраслей занимают достойное положение. Конечно же речь в данном случае идет о десятых годах XXI века. Доля наших предприятий за последние пять лет колебалась в пределах 30–40%. Однако есть одна важная деталь: если динамика выпуска гусеничных бульдозеров имела исключительно положительный характер, то импортные показатели имели тенденцию к снижению в 2019 и 2020 гг, что позволило именно в 2020 г. отечественным компаниям выпустить 40% продукции от общей емкости рынка. Падение показателей в импортном сегменте в 2019 г. было присуще практически всем брендам, за исключением лидирующего KOMATSU, который увеличил почти на четверть объемы ввоза по сравнению с предыдущим периодом. 2021 год оказался прогнозируемо успешным для многих участников, но в большей степени это подходит импортерам, которые общими усилиями превзошли показатели 2020 г. практически на 80%. Производственные показатели в аналогичных периодах выросли на 10%.

Более подробно остановимся на выпуске гусеничных бульдозеров в России. В настоящее время у нас в стране имеется четыре завода, выпускающих гусеничные бульдозеры различных классов, причем основная конкурентная борьба разворачивается между тремя из них. Анализ суммарного производственного показателя за все исследуемые периоды выявил лидерство «ЧТЗ-Уралтрак». Отметим, что выпуск бульдозеров на заводе снижался с 2017 г., а вот по итогам только 2021 г. произошел резкий скачок, позволивший по своим объемам выпустить техники на уровне суммарных объемов 2018 и 2019 гг. Два других основных конкурента «ЧТЗ-Уралтрак» – компании «ДСТ-Урал» и «Пpомтpактоp», напротив, с 2017 г. стали наращивать объемы выпуска гусеничных бульдозеров, за одним исключением: рост объемов выпуска техники «Пpомтpактоp» наблюдался вплоть до 2021 г., а вот выпуск бульдозеров под маркой «ДСТ-Урал» в последнем отчетном периоде сократился ниже уровня 2018 г.

В рейтинге присутствует также «Челябинский завод промышленных тракторов» (ЧЗПТ), объемы выпуска которого далеки от лидеров. Тем не менее ежемесячно с конвейера завода сходит по 2–3 машины, но темпы выпуска снижаются последние три года.

Перейдем к анализу импорта. Специалисты ID-Marketing разделяют бульдозеры на три вида: малые (до 100 л.с.), средние (100–350 л.с.) и тяжелые (свыше 350 л.с.). Как и ранее, в сегменте малых бульдозеров привозится в основном подержанная техника. Из 69 «бэушных» машины на долю малого сегмента приходится 48 единиц.

Тяжелый сегмент достаточно узкоспециализирован, и спрос на него зависит напрямую от развития горнодобывающей отрасли, которая со второго полугодия 2021 г. показывает хорошую динамику, отразившуюся в том числе и на импортных показателях тяжелых гусеничных бульдозеров.

Наиболее емкий и интересный с точки зрения конкурентной борьбы сегмент – это средние гусеничные бульдозеры, доля которых в разные периоды находилась в пределах 77–84%, а в минувшем году составила 81,3%.

Китай и Япония продолжают возглавлять рейтинг стран, выпускающих гусеничные бульдозеры, впоследствии импортированные в Россию. Даже несмотря на введение на китайские гусеничные бульдозеры мощностью до 250 л.с. в конце 2015 г. антидемпинговых пошлин сроком на пять лет и далее продленных до 2026 г., китайские бренды продолжают лидировать в отечественном импорте. Среди основных производителей выделяются Shantui, Zoomlion, HBXG и SEM. На общем фоне влияния заградительных пошлин заметно низкая доля у Liugong. В то время, как на бульдозеры Shantui, Zoomlion, HBXG ставка пошлины равнялась 11,31, 13,8 и 9,65%, на бульдозеры Liugong она составила 44,65%. Всего же в Россию за 2021 г. прибыло 14 различных брендов китайской сборки.

Япония находится на второй позиции по общим объемам импорта, но с точки зрения марочной структуры представлена в основном одним брендом Komatsu. На остальных представителей Страны восходящего солнца приходится незначительная доля.

Бразилия – страна, где выпускается техника американских и европейских марок, предназначенных, в том числе и для российского рынка. Отметим среди них John Deere, Caterpillar и Case.

На заводе Caterpillar Rayong Tractor в Таиланде производятся гусеничные бульдозеры средней мощности соответствующей марки, при этом объемы поставок в Россию позволяют занять четвертое место в общем рейтинге. Кроме Таиланда к нам поступают бульдозеры Caterpillar, собранные в США, Бразилии, Японии и Франции. В Австрии на заводе Liebherr-Werk Telfs GmbH выпускаются бульдозеры Liebherr для отечественного рынка.

Москва и область вышли на первые позиции в региональном рейтинге по импорту гусеничных бульдозеров. При этом можно отметить подавляющее преимущество столичных организаций, ввозящих рассматриваемые машины. Среди наиболее крупных отметим ООО «СтройИмпортТехника». Компания ввезла всего на один бульдозер больше, чем ООО «Комацу СНГ», расположившееся на второй позиции. Обе подмосковные компании  – ООО «Цеппелин Руссланд» и ООО «Зумлион Хэви Индустри Рус» лишь на бумаге являются таковыми, так как расположены сразу за МКАДом. За ними 10% импортного рынка гусеничных бульдозеров в 2021 г.

В Амурской области располагается наибольшее число импортеров из всех рассматриваемых регионов, однако восемь из девяти ввезли не более трех машин. А основу поставок составляет техника Zoomlion для ООО «АмурТехИмпорт».

Основные «разборки» за лидерство среди марок в последнее время разворачиваются межу KOMATSU и SHANTUI. За счет больших темпов прироста показателей в 2021 г. лидерство с некоторым перевесом перешло к KOMATSU. Наибольшие темпы прироста можно наблюдать у CATERPILLAR и ZOOMLION, расположившихся на третьем и четвертом местах соответственно.

Учитывая последние события, довольно предсказуемым оказался рейтинг импортируемых марок гусеничных бульдозеров по итогам I квартала 2022 г. Абсолютно все ведущие китайские бренды показали положительную динамику. Лидирует SHANTUI, на 18% увеличивший объемы импорта рассматриваемых машин. Наибольшие темпы прироста, а именно 408% показал ZOOMLION. Всё это отразилось и на общей доле продукции, собранной в Китае, которая по итогам января–марта 2022 г. составила 52,5%.

*Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета стран, входящих в Таможенный союз.

компании из статьи
ID-Marketing
ID-Marketing - прогрессивная исследовательская компания, специализирующаяся на кабинетных исследованиях. Основана в 2008 году.
id-marketing.ru
компании из статьи
ID-Marketing
ID-Marketing - прогрессивная исследовательская компания, специализирующаяся на кабинетных исследованиях. Основана в 2008 году.
id-marketing.ru