Ожидается рост

Ситуация на рынке дорожно-строительной спецтехники глазами экспертов

За нашим виртуальным «круглым столом» собрались эксперты ряда ведущих компаний-производителей строительно-дорожной техники: Роман Искаков, руководитель группы по планированию и аналитике Hitachi Construction Machinery Eurasia; Андрей Комов, генеральный директор Volvo Construction Equipment в России и СНГ; Пётр Плаунов, региональный директор по развитию бизнеса JCB в России (Урал, Сибирь и Дальний Восток).
Каково их мнение о сегодняшней ситуации на российском рынке?
Роман Искаков, Hitachi
Андрей Комов, Volvo CE
Пётр Плаунов, JCB
Как вы оцениваете динамику рынка дорожно-строительной техники и своих продаж в первом полугодии 2021 года?

Р. Искаков, Hitachi: По итогам первых пяти месяцев 2021 года российский рынок дорожно-строительной техники (ДСТ) и спецтехники вырос почти на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мы отмечаем, что показатели продаж нашей продукции также повысились. Спрос на экскаваторы и погрузчики Hitachi увеличился и в строительной, и в горнодобывающей отраслях. Однако сравнивать первое полугодие этого года с прошлым не совсем корректно: весна 2020-го была ознаменована серьезными карантинными ограничениями, из-за чего продажи ДСТ сильно просели во втором квартале прошлого года.

А. Комов, Volvo CE: В первом квартале 2021 года динамика рынка дорожно-строительной и спецтехники была положительной, показатели наших продаж также выросли.

Ажиотажная скупка складских машин и увеличившийся объем импорта до потенциального повышения утилизационного сбора, конечно, не в полной мере отражали реальный спрос. Во втором квартале позитивные тренды усилились.

П. Плаунов, JCB: В первом полугодии рынок ДСТ показывает значительный рост. По итогам первых пяти месяцев рынок вырос на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. У нас есть предположения, что в этот показатель включен импорт, а не продажи конечным клиентам китайских производителей. Тем не менее даже без учета этого фактора динамика на рынке явно положительная. На данный момент рынок ДСТ живой и очень активный.

Повлияли ли на продажи обсуждения возможного повышения ставки утилизационного сбора на спецтехнику? Какие факторы влияли на спрос машин?

Р. Искаков, Hitachi: Эти обсуждения явились мощным импульсом для ускорения продаж на рынке. Ведь изначально планируемое повышение ставок утильсбора привело бы к удорожанию машин более чем на 20%, что, конечно же, в итоге отразилось бы не только на себестоимости строительных проектов, но и на конечных потребителях продукта, создаваемого с помощью этой техники. Об этом предупреждало большинство производителей ДСТ. Возможно, власти услышали наши опасения и приняли мудрое решение: не повышать ставку утильсбора, по крайней мере, в этом году. Особенно это важно в условиях восстановления экономики после событий, связанных с пандемией коронавируса, а также при учете планов по строительству крупных инфраструктурных проектов.

Но так как этот проект был отменен, другие факторы вышли на передний план. Прежде всего это относительно стабильный и даже немного укрепившийся в последние пару месяцев курс национальной валюты, что в первую очередь связано с ростом стоимости энергоносителей. Также резко выросли цены на сталь, что не может не отразиться на себестоимости техники и, как следствие, на ее розничной цене. Потребители это понимают и видят повышение стоимости уже сейчас на примере строительных материалов и автомобилей. Поэтому при возможности стараются закупить технику по старым ценам из наличия или самых ближайших поставок. Эта мощная волна в свою очередь провоцирует дефицит техники на рынке, так как мало кто ожидал такого всплеска спроса еще полгода назад, и дополнительно подстегивает строительные компании покупать технику сейчас, пока еще что-то есть.

А. Комов, Volvo CE: Активизация рынка ДСТ в первом полугодии в значительной степени была вызвана инициативой Минпромторга по утроению размера утильсбора.

Повышение утильсбора пока не произошло, и сейчас рост продаж спецтехники соответствует реальному спросу на нее.

П. Плаунов, JCB: На наш взгляд, рост рынка вызван реализацией отложенного спроса, дефицитом техники в прошлом году и в начале 2021 года (глобальная пандемия коронавируса оказала значительное влияние на производителей спецтехники, и выпуск машин вынуждено сократился, сейчас темпы наращиваются), потенциальным введением новых ставок утилизационного сбора (это подстегнуло многих клиентов к заблаговременной покупке техники), а также продолжающимися инвестициями в нацпроекты и крупные федеральные программы. Так, например, только в сфере туризма в этом году запланировано строительство и ремонт 300 дорог общей протяженностью примерно 1,5 тыс. км, стоимость проекта – более 20 млрд руб.

Какие у вас ожидания на второе полугодие текущего года? Как изменится российский рынок дорожно-строительной техники?

Р. Искаков, Hitachi: За последние полгода мы наблюдали всплеск спроса на дорожно-строительную технику. После этой волны, вызванной не экономическими факторами или резким ростом строительных проектов, рынок должен слегка успокоиться. И тогда речь пойдет уже о его емкости в текущих экономических реалиях. Ожидается, что во втором полугодии 2021 года на первый план снова вернутся такие традиционные факторы, влияющие на спрос, как общие темпы восстановления экономики, рост цен на полезные ископаемые, а также реализация национальных проектов, в первую очередь «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Также всегда одним из ключевых факторов, влияющих на динамику спроса в течение года, остается курс рубля, который, как отмечалось, в последнее время показывает положительную динамику, в первую очередь благодаря растущим ценам на энергоносители.

В целом в связи с отменой планов по увеличению утильсбора на некоторые строительные машины мы более оптимистично смотрим в будущее и ожидаем рост спроса в пределах 10% по отношению к прошлому году.

А. Комов, Volvo CE: Ожидаем, что рынок продолжит восстанавливаться, однако появились новые сдерживающие факторы. Последствием глобальных простоев во время пандемии стала нехватка компонентов во многих сферах промышленности, не только в нашей. Список дефицитных изделий и материалов только расширяется. Если ранее это были электронные компоненты, то сейчас недостает даже банального пластика. Кроме того, с прошлого года значительно выросли цены на сталь и транспортировку продукции. Все это не может не отразиться на стоимости машин. И если в такой ситуации Минпромторг осуществит задуманное утроение ставки утильсбора, количество компаний, которые смогут позволить себе приобретение новой дорожно-строительной техники, значительно уменьшится. Заменить все машины отечественной продукцией невозможно: доля российских производителей в общем объеме российского рынка составляет менее 20%.

П. Плаунов, JCB: Ожидать какого-то замедления на рынке пока не приходится. Мы ожидаем, что по объему продаж техники JCB в России этот год будет одним из самых успешных за последние десять лет.

 

Итак, опрошенные нами эксперты выражают оптимизм относительно перспектив развития рынка дорожно-строительной техники в России. Это замечательно. Остается надеяться, чтобы прогнозы специалистов воплотились в жизнь.

компании по теме статьи
компании по теме статьи