Колесные экскаваторы
Преимущество колесного экскаватора в его мобильности. Как и экскаватор-погрузчик, колесный экскаватор может самостоятельно с приличной скоростью перемещаться между объектами по городским улицам, конечно, если соответствует разрешенным массогабаритным параметрам, а в кармане оператора лежит удостоверение тракториста-машиниста.
Сегмент колесных экскаваторов невелик, так как с одной стороны его подпирают экскаваторы-погрузчики, а с другой – гусеничные экскаваторы различных типов: мини, миди, полноразмерные. Тем более, что за последние, начиная с 2008-го, годы сегмент неуклонно сокращался, что не могло не отразиться на составе его участников. Так, компания Case CE решила не поставлять в Россию колесные экскаваторы в 2020 г.
Суммарный годовой выпуск двух заводов в Твери, входящих в компанию «ОМГ СДМ», на уровне 1000 единиц техники, причем в эту тысячу входят не только колесные экскаваторы, а это близко к уровню 2009 г.
Модельный ряд колесных экскаваторов, выпускаемых под маркой UMG, включает хорошо известные модели Е140W, Е170W, Е200W, Е220W и WX200, единообразно окрашенные в оранжевый цвет. У завода «Эксмаш» унаследованы модели Е140W, Е170W, Е200W, Е220W с характерным сглаженным дизайном. Верхняя поверхность моторного отсека ровная, без выступающих частей, которые могли бы ограничивать обзор назад. Сегодня можно заметить, что пошел новый тренд в дизайне моторного отсека: он растет в высоту, но сокращается в длину в целях уменьшения радиуса поворота противовеса, а обзор назад и вправо обеспечивают видеокамеры.
Капотная система экскаваторов Е140W, Е170W, Е200W, Е220W представляет собой уникальную конструкцию, которая обеспечивает полный доступ ко всем узлам и агрегатам. Современные звукопоглощающие материалы и продуманная система циркуляции воздушных потоков в подкапотном пространстве обеспечивают одновременно пониженный уровень шума и эффективное охлаждение силовой установки. В качестве силовой установки используют двигатели Deutz и Cummins производства «Камминз Кама». Двигатели агрегатируют с насосным агрегатом Bosch-Rexroth. Гидропривод выполнен по схеме LUDV фирмы Bosch-Rexroth и обеспечивает неограниченное количество совмещений в рабочем цикле, высокую точность выполнения операций, минимальные потери мощности. Также имеется возможность оснащения силовой установкой ЯМЗ. Гидравлическая система обеспечивает распределение потока между исполнительными механизмами независимо от приходящихся на них нагрузок.
Марка | Масса, т | Мощность, кВт | Вместимость ковша, м3 | Скорость, км/ч | Габаритные размеры, мм |
---|---|---|---|---|---|
Е140W | 13,4 | 67 | 0,32–0,8 | 25 | 8055x2500x3062 |
Е170W | 16,2 | 87 | 0,8-1 | 25 | 8750x2500x3062 |
Е200W | 19,3 | 87 | 01.01.25 | 25 | 8750x2500x3062 |
Е220W | 21,5 | 120 | 01.01.25 | 25 | 9175x2500x3215 |
WX200 | 22 300 | 147 | 1 | 35 | 9580х2517х3160 |
Рабочее оборудование состоит из моноблочной стрелы и рукояти. Уникальная геометрия рабочего оборудования существенно улучшает технологические возможности экскаватора: позволяет значительно увеличить глубину копания и обеспечивает снижение объема земляных работ при локальном ремонте инженерных сетей в коммунальном хозяйстве за счет оптимизированного цикла копания и вместимости ковша. Для каждой модели предусмотрены опциональные рукояти – удлиненные и укороченные, а также выбор ковшей различного назначения и вместимости. Практически все модели экскаваторов могут дооснащаться дополнительным навесным оборудованием, включающим гидромолоты, зубы-рыхлители, грейферные захваты различного объема и типа, гидроножницы, гидробуры, мульчирующие и харвестерные головки и пр.
Можно заметить, что конструкторы завода старались удержать свои изделия в границах габаритной ширины и массы, позволяющих выезжать на дороги общего пользования.
WX200 – самая тяжелая модель, оснащенная современным двигателем ЯМЗ-536, агрегатированным с насосным агрегатом Bosch-Rexroth. Также использованы гидросистема LUDV и агрегаты трансмиссии ZF. Агрегатная база обоих экскаваторных заводов довольно схожа, так что, возможно, создадут обновленный унифицированный модельный ряд, взяв лучшее от обоих предприятий.
Экскаваторы Liebherr – техника премиум-класса для подлинных ценителей машиностроительного искусства. Для домашнего рынка компания выпускает 11 моделей колесных экскаваторов с двигателями экологического уровня EU Stage V. Российским заказчикам компания предлагает машины с двигателями Stage IIIA – во всех отношениях оптимальный вариант. Выбор невелик, но достаточен – 3 модели: А916 Litronic, A918 Litronic и A920 Litronic. Это модели 6-го, то есть современного, поколения с полноразмерной поворотной платформой, у которой при развороте противовес выходит за габарит колесного шасси.
МощностьNобеспечивает 4-цилиндровый дизель Cummins QSB 4.5 с рабочим объемом 4,5 л. Двигатель агрегатирован с насосным агрегатом Liebherr. Передовая система управления насосами Liebherr-Synchron-Comfort (LSC) с электронным регулированием оборотов двигателя по нагрузке обеспечивает совмещение операций без потери мощности, а также экономичность. Трансмиссия экскаватора включает аксиально-поршневой гидромотор на 2-скоростной КП с переключением под нагрузкой и дополнительной понижающей передачей.
Техника Liebherr также отличается широким выбором опционального оборудования и систем, что позволяет выполнять широкий спектр работ одной машиной либо специализированные работы.
Марка | Масса, т | Мощность, кВт | Вместимость ковша, м3 | Скорость, км/ч | Габаритные размеры, мм |
---|---|---|---|---|---|
А916 Litronic | 17,3 | 115 | 0,17–1,05 | 37 | 8550х2550х3165 |
A918 Litronic | 18,9 | 120 | 0,32–1,05 | 37 | 8950х2550х3165 |
A920 Litronic | 20,7 | 129 | 0,55–1,2 | 37 | 9700х2550х3150 |
A913 Compact Litronic | 13,6–15,3 | 95 | 0,17–0,87 | 25 | 8150x2550x3195 |
Также стоит отметить комфортабельное рабочее место оператора с качественным сиденьем, консолью управления, которая колеблется вместе с сиденьем, чувствительным пропорциональным управлением джойстиками, климат-контролем, 7-дюймовым сенсорным дисплеем. Обзор назад обеспечивает камера заднего вида, обзор слепой зоны с правого борта – сферическое зеркало на поворотной платформе, по заказу есть камера бокового вида.
Для требовательных заказчиков компания готова предложить колесный экскаватор A913 Compact Litronic 6-го поколения. Это машина массой от 13,6 до 15,3 т с укороченной поворотной платформой, обеспечивающей комфортную и безопасную работу в стесненных условиях, двухзвенной стрелой и двигателем Deutz мощностью 95 кВт уровня Stage V. Укороченная поворотная платформа при повороте на 90° выходит за габарит колесного шасси всего на 430 мм. Моторный отсек ощутимо подрос по высоте, но задняя и боковая видеокамеры выводят изображение на дисплей в кабине, обеспечивая обзор назад и вправо. По заказу устанавливают камеру, дающую обзор на 360°.
Возможности комплектации экскаваторов Compact шире. Можно заказать экскаватор с двумя управляемыми мостами и 3-режимным рулевым управлением с поворотом колес только переднего моста, согласованным поворотом колес обоих мостов в одну сторону и диагональным (крабовым) ходом. За дополнительные возможности придется платить тем, что эксплуатация двигателя Stage V хлопотнее и дороже.
Корпорация Caterpillar предлагает российским заказчикам во всех отношениях классический модельный ряд – 4 модели массой 15, 17, 20 и 22 т: M315D2, M317D2, M320D2 и M322D2. Это машины модельного ряда 2014 г. (мод. 320 и 322 выпущены в 2015 г.) с 4-цилиндровыми двигателями Cat C4.4 ACERT и 6-цилиндровыми Cat C7.1 ACERT экологического уровня Stage IIIA.
У экскаваторов полноразмерные поворотные платформы без выступающих над моторным отсеком крупных деталей. Базовая комплектация включает моноблочную стрелу, бульдозерный отвал спереди и аутригеры сзади. Возможны варианты с двухзвенной стрелой, укороченной или удлиненной рукоятью, механизмом быстрой смены навесного оборудования, дополнительными гидролиниями для привода гидрофицированных навесок, аутригерами вместо отвала. Плюс к этому широкий набор навесного оборудования собственного производства.
Марка | Масса, т | Мощность, кВт | Вместимость ковша, м3 | Скорость, км/ч | Габаритные размеры, мм |
---|---|---|---|---|---|
M315D2 | 13,5–15,2 | 101 | 0,2–0,83 | 37 | 8090х2550х3120 |
M317D2 | 15,3–17,5 | 101 | 0,35–0,91 | 34 | 8330х2550х3150 |
M320D2 | 19–19,8 | 124 | 0,35–1,18 | 37 | 8960х2550х3170 |
M322D2 | 20,5–22,5 | 122 | 0,44–1,57 | 25 | 9650х2750х3200 |
Кабина оснащена панелью управления с 7-дюймовым сенсорным дисплеем и аппаратными кнопками, джойстиковым управлением рабочим оборудованием, регулируемой рулевой колонкой, системой климат-контроля. В число опций входит рулевое управление джойстиками. Для перехода с руля на джойстик и обратно используют переключатель на правом джойстике.
В страны с жесткими экологическими требованиями Caterpillar поставляет колесные экскаваторы модельного ряда 2017 г.: M314F, M315F, M316F, M317F, M318F, M320F и M322F. В марте 2020 г. в страны Северной Америки, Европы, а также в Южную Корею начали поставлять модели М314 и М318 нового поколения с двигателями экологического уровня EU Stage V. Новинки потребляют на 5% меньше топлива в сравнении с предыдущим поколением F, у них новые кабины увеличенного размера, задняя и боковая видеокамеры, удаленный запуск ключом с Bluetooth, 10-дюймовый сенсорный дисплей в кабине.
Российским заказчикам Hitachi Construction Machinery предлагает три модели колесных экскаваторов Zaxis-5A массой 17, 19 и 21 т: ZX170W-5A, ZX190W-5A и ZX210W-5A с двигателями Isuzu GI-4HK1X экологического уровня Stage IIIA. Один из лучших в отрасли двигателей сочетается с интеллектуальной гидросистемой HIOS IV, обеспечивающей сниженные гидравлические потери. Тщательно подогнанный золотник и дополнительные электромагнитные клапаны уменьшают объем рабочей жидкости, сливаемой обратно в бак, что способствует повышению эффективности гидросистемы.
У экскаваторов полноразмерная поворотная платформа с выступающим вверх капотом моторного отсека. На противовесе установлена камера заднего вида, изображение с которой поступает на дисплей в кабине.
Hitachi в очередной раз усовершенствовала кабину. Дверная стойка смещена назад на 70 мм, что привело к улучшению обзорности левого сектора и повышению удобства посадки в кабину. Диапазон продольной регулировки сиденья увеличен на 30 мм назад, продольного положения консолей – на 40 мм вперед, пространство для ног стало шире на 45 мм.
Марка | Масса, т | Мощность, кВт | Вместимость ковша, м3 | Скорость, км/ч | Габаритные размеры, мм |
---|---|---|---|---|---|
ZX170W-5A | 16,8–18,3 | 113 | 0,6–0,7 | 35 | 8690х2550х3130 |
ZX190W-5A | 18,1–19,8 | 113 | 0,7–0,8 | 35 | 9000х2550х3130 |
ZX210W-5A | 20,1–21,6 | 113 | 0,8–0,91 | 27,5 | 9880х2530х3170 |
Экскаваторы комплектуют моноблочной стрелой. На выбор заказчика три варианта рукоятей по длине. Шасси может комплектоваться бульдозерным отвалом и аутригерами. Также доступны дополнительные гидролинии для установки гидромолота или бетонолома, увеличенное количество фонарей для ночной работы и прочие опции, о которых можно уточнить у официального дилера.
В страны Западной Европы Hitachi поставляет экскаваторы 6-й серии с двигателями EU Stage IV: ZX140W-6, ZX145W-6, ZX170W-6, ZX190W-6. Помимо двигателей и дополнительных систем для выполнения требований Stage IV экскаваторы получили несколько обновленный дизайн, технологию TRIAS II, которая минимизирует потери в гидравлике и регулирует параметры насосного агрегата, а увеличенное количество режимов для навесного оборудования расширяет возможности машины.
JCB поставляет в Россию классическую линейку колесных экскаваторов, состоящую из 4-х моделей: JS145W, JS160W, JS175W, JS200W, плюс сравнительно недавно примкнувший к ним JCB Hydradig 110W, представляющий собой иной взгляд на колесный экскаватор.
Для российского рынка используют двигатели экологического уровня Stage III. Экскаваторы JS145W и JS160W оснащены 4-цилиндровыми двигателями JCB DieselMAX 444 с рабочим объемом 4,4, экскаваторы JS175W и JS200W – двигателями DieselMAX 448 объемом 4,8 л.
Двигатели сочетаются с остальными агрегатами, выбранными из лучшего, что может предложить отрасль: насосы Kawasaki, гидрораспределители Kayaba, мосты ZF или JCB.
На выбор заказчика моноблочная или двухзвенная стрела, три варианта рукоятей и различное навесное оборудование: ковшы, грейферы, гидромолоты Hammermaster и механизмы для сноса и разрушения.
Марка | Масса, т | Мощность, кВт | Вместимость ковша, м3 | Скорость, км/ч | Габаритные размеры, мм |
---|---|---|---|---|---|
JS145W | 14,3–17,6 | 97 | 0,26–0,85 | 33,5 | 7685х2490х3161 |
JS160W | 14,7–18,2 | 97 | 0,26–1 | 28,4 | 8275х2490х3195 |
JS175W | 14,9–18,3 | 129 | 0,26–1 | 30 | 8275х2490х3195 |
JS200W | 20,4–23,8 | 129 | 0,4–1,18 | 30 | 9450х2530х3250 |
Hydradig 110W | 10,2–11,3 | 81 | 0,06–0,31 | 40 | 5899х2440х3907 |
Характерная для JCB дизайнерская кабина предлагает комфорт и превосходный обзор. Органы управления регулируются независимо, что позволяет подобрать для них оптимальное рабочее положение. Изображение с камеры заднего вида выводится на 7-дюймовый сенсорный дисплей. Также дисплей выполняет функцию комбинации приборов. Возможность настройки экранов позволяет оператору выбрать информацию для просмотра.
Колесный экскаватор JCB Hydradig 110W построен по несколько иным принципам. Двигатель в сборе с насосным агрегатом помещен поперек рамы шасси в колесной базе. Сниженный центр тяжести этой 11-тонной машины обеспечил устойчивость на дороге вплоть до максимальной скорости 40 км/ч, которую способна развить односкоростная гидростатическая трансмиссия. Hydradig 110W также отличается маневренностью благодаря трехрежимному рулевому управлению, минимальный радиус поворота машины – 4 м, а рулевое управление может переключаться с передних колес на задние.
Многофункциональность Hydradig 110W подразумевает совмещение функций экскаватора и погрузчика и реализована через рабочее оборудование, которое начинается с поворотной опоры, как у мини-экскаваторов. Доступны два варианта стрелы: моноблочная и двухзвенная, а также три варианта рукояти: длиной 1,65 м, или 2 м, или 2,25 м.
Volvo Construction Equipment предлагает российским заказчикам оригинальную линейку колесных экскаваторов, состоящую из мини-экскаватора EW60C весом менее 6 т, «легкого» 14-тонного EW145B Prime и «тяжелого» 20-тонного EW205D, без промежуточных моделей между ними.
Колесный мини-экскаватор EW60C представляет собой поворотную платформу гусеничного EC60C, установленную на колесное шасси. В отличие от гусеничного родственника колесный экскаватор может самостоятельно переезжать между объектами по дорогам общего пользования, для чего противовес модифицирован под приборы световой сигнализации. Позади на шасси навешен бульдозерный отвал, спереди – транспортный упор для ковша. Устойчивость в рабочем положении обеспечивают отвал и система блокировки мостов. Шасси полноприводное с одним управляемым мостом, ошиновка на всех колесах односкатная. Экскаватор приводится 4-цилиндровым двигателем Volvo D3. 4 DCDE3 экологического уровня Stage III. Гидравлическая система обеспечивает совмещение операций независимо от нагрузки и скорости работы. Параметры работы машины оператор может отслеживать на многофункциональном ЖК-дисплее, но камеры заднего вида нет, так как вся надстройка компактна и не мешает обзору. В качестве защиты от угона предусмотрен ввод пароля на дисплее.
EW145B Prime – это серьезная машина с 6-цилиндровым двигателем Volvo D6E объемом 5,7 л, у конкурентов это уровень 17-19-тонных машин. Дополнительная мощность это не только большие возможности, но и больший ресурс и экономичность. Колесное шасси – полноприводное с одним управляемым мостом и двускатной ошиновкой. В задней части шасси несет бульдозерный отвал, в передней – транспортный упор для ковша, как у мини-экскаватора EW60C. И точно так же устойчивость обеспечивает система блокировки мостов. Рабочее оборудование включает моноблочную стрелу и рукоять с непосредственным креплением ковша. Механизм быстрой смены навесного оборудования поставляется отдельно.
Марка | Масса, т | Мощность, кВт | Вместимость ковша, м3 | Скорость, км/ч | Габаритные размеры, мм |
---|---|---|---|---|---|
EW60C | 5,7 | 40,7 | 0,07–0,19 | 30 | 5810х1920х2820 |
EW145B Prime | 12,8–15,0 | 110 | 0,25–0,82 | 37 | 7479х2500х3058 |
EW205D | 19,8–21,8 | 129,5 | 0,48–1,1 | 36 | 9520х2500х3990 |
Надо понимать, что EW145B Prime – довольно возрастная модель и гаджетов – дисплея и камер – на ней нет. Оператор контролирует пространство вокруг машины по старинке.
Старшая модель EW205D также оснащена 6-цилиндровым двигателем Volvo D6E объемом 5,7 л, только помощнее. Двигатель агрегатирован с регулируемым тандемным аксиально-поршневым гидронасосом. В системе управления предусмотрено несколько режимов работы двигателя: холостой ход, крановые работы, основной, тяжелый и максимальной мощности. Вне зависимости от выбранного режима через заданный период простоя (3–20 сек) система сбросит обороты двигателя до холостых, а при большем простое заглушит двигатель. Гидромотор хода теперь также управляется компьютером, что позволяет безопасно контролировать скорость экскаватора на спуске и при транспортировке тяжелого груза.
Рабочее оборудование включает моноблочную стрелу и рукоять длиной 2,7 или 2,9 м с механизмом быстрой смены. На выбор заказчика комплектация шасси с передним отвалом и задними аутригерами либо наоборот – с задним отвалом и передними аутригерами.
Рабочее место оператора снабжено 7-дюймовым дисплеем, отображающем информацию о состоянии машины, уведомления об интервалах обслуживания, а также настройки до 20 гидрофицированных навесок, настраивающие поток рабочей жидкости в соответствии с характеристиками навески.
В страны с жестким регулированием выхлопов Volvo CE поставляет полную линейку экскаваторов серии Е массой от 15 до 22 т с двигателями экологического уровня Stage V, укороченными поворотными платформами, камерами заднего и бокового вида и дисплеями в кабине.
Для России, как рынка с мягкими требованиями к токсичности выхлопов внедорожной техники, предпочтительнее двигатели уровня EU Stage II – Stage III (A или В). Машина с таким двигателем дешевле и при покупке, и в эксплуатации и менее привередлива к качеству топлива и масла. В принципе, нормы выше Stage III (Euro 3) скорее направлены на стимулирование западного машиностроения и западной экономики в целом, нежели на защиту экологии.
Зарубежные машины в стандартной комплектации оснащены 7-дюймовым сенсорным дисплеем, а в новые модели ставят уже 10-дюймовые дисплеи. Задняя камера также вошла в стандартное оборудование, в этом же направлении движется и боковая камера. Почему модным гаджетам уделяется столько внимания? Потому что камеры обеспечивают обзор слепых зон позади и по правому борту лучше зеркал и таким образом снимают ограничения по высоте моторного отсека. И кормовую часть можно поднимать, уплотнять к оси вращения поворотной платформы, уменьшая таким образом ее длину и увеличивая возможности экскаватора в стесненных условиях. А колесный экскаватор в основном и работает в ограниченном пространстве. Теперь очередь за датчиками приближения противовеса и рабочего оборудования к препятствию.