Метановый рефрижератор НАМИ

Во второй половине 1950-х годов замороженные или скоропортящиеся свежие продукты перевозили в СССР в основном еще в простых изотермических кузовах.

Применяемые автомобили с изотермическими кузовами не обеспечивали качественной доставки продуктов, но использование кузовов без средств охлаждения было следствием несовершенства последних.

Льдосоляное охлаждение кузова не обеспечивало постоянных и достаточно низких температур. Кроме того, такое охлаждение было связано с трудностями в обслуживании и быстрой коррозией бачков от рассола. Охлаждение эвтектическими растворами требовало создания специальных зарядных станций и ежедневной зарядки сосудов. Кроме того, эвтектические растворы вызывали сильную коррозию металлической поверхности форм, неизбежные механические повреждения при их загрузке и выгрузке. Охлаждение сухим льдом требовало создания разветвленной сети баз снабжения. Все использующиеся охлаждающие средства ввиду незначительного температурного перепада требовали длительного времени на первоначальное охлаждение кузовов.

1 – левая холодильная батарея; 2 – правая холодильная батарея; 3 – кожух защитный; 4 – бачок для сжиженного метана; 5 – рама бачка

Развертывание работ по созданию автомобильных механических холодильных установок сдерживалось сложностью и дороговизной подобного оборудования, а также трудностью его обслуживания. В связи с этим вопрос использования холодильных свойств сжиженного метана для рефрижераторных автомобилей приобретал весьма важное значение.

Левая холодильная батарея

Поскольку независимо от агрегатного состояния в баллонах метан должен поступать к двигателю в газообразном состоянии, то на автомобилях, работающих на сжиженном метане, необходимы теплообменные приспособления, в которых осуществлялся процесс испарения. При этом терялась энергия, затраченная на сжижение метана. Примерное значение общего количества холода, которого может быть получено от 1 кг сжиженного метана, составляло около 200 ккал.

[b]Расположение манометров на переднем щитке кабины водителя рефрижераторного автомобиля ГАЗ-51:[/b] 1 – манометр, показывающий давление сжиженного метана в бачке; 2 – манометр, показывающий давление газа после первой ступени редуктора

В 1957 г. Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «Главниипроект» при Госплане СССР провел исследования с целью выявления возможности использования низкой температуры сжиженного метана в качестве источника холода при транспортировке скоропортящихся продуктов. В результате этих работ была разработана конструкция, изготовлен опытный образец и проведены предварительные испытания метанового рефрижераторного автомобиля на шасси ГАЗ-51 модели РА-2. Первый метановый рефрижератор институт построил еще в 1930-е годы. Особенностью данного рефрижераторного автомобиля, отличающей его от всех известных типов таких автомобилей, является то, что установленная в кузове холодильная установка не требовала специального холодильного агента и оборудования для производства холода. Источником холода служило само топливо, которое после прохождения через холодильную установку полностью использовалось в двигателе внутреннего сгорания по своему прямому назначению.

[b]Размещение газового оборудования под капотом двигателя:[/b] 1 – карбюратор-смеситель; 2 – автоматический переключатель; 3 – двухступенчатый газовый редуктор

Сжиженный метан хранился в изотермическом бачке, размещенном в кузове рефрижератора. Бачок снабжался комплектом наполнительно-расходной и контрольно-предохранительной арматуры, состоящим из наполнительного-расходного вентиля для жидкости, расходного вентиля для пара, предохранительного клапана и вентиля-указателя уровня максимального заполнения. Схема предусматривала следующие режимы работы рефрижераторного автомобиля:

Основной режим – сжиженный метан используется одновременно для охлаждения внутреннего пространства кузова и для работы двигателя.

Неосновной режим – сжиженный метан при неработающем двигателе используется только для быстрого охлаждения внутреннего пространства кузова.

Соединительные коммуникации щитка управления (со снятым кожухом)

При основном режиме сжиженный метан поступал в холодильные батареи, установленные на боковых стенках кузова. В холодильных батареях метан испарялся, забирая тепло из кузова. Далее газ через автоматический переключатель поступал в 2-ступенчатый газовый редуктор. Если давление в метановом бачке превышало величину, ограничиваемую автоматическим переключателем, в двигатель поступала также газообразная фракция из метанового бачка.

[b]Щиток управления и заправочного щитка:[/b] 1 – щиток управления; 2 – заправочный щиток; 3 – дверка заправочного щитка; 4 – дверка щитка управления

Для быстрого охлаждения кузова при неработающем двигателе (неосновной режим) сжиженный метан из бачка поступал в холодильные батареи. По выходе из батарей метан в газо­образном виде через вентиль и штуцер выпускался в атмосферу.

Бачок для метана устанавливался в передней части изотермического кузова на раме, которая крепилась к лонжеронам автомобиля двумя стремянками, пропущенными через пол кузова. С левой стороны рамы монтировался щиток управления с пятью вентилями. Щиток управления, вентили и газовые коммуникации предохранялись защитным кожухом. Холодильные батареи, размещенные в верхней части боковых стенок, защищались решетками. Для доступа к щитку управления в кузове вырезали люк, имеющий дверцу с прокладкой из губчатой резины. Под люком щитка управления был сделан люк для заправочного щитка, также с дверцей, удерживаемой двумя пружинами в закрытом и открытом положении. В кабине водителя, на верхней части щитка, монтировались два манометра. Один из манометров показывал давление в метановом бачке, а второй – давление за первой ступенью газового редуктора.

Кузов ГЗТМ со снятой внешней обшивкой

На основании результатов сравнительных испытаний опытных образцов метановых бачков с объемной и вакуумной изоляцией для грузовых автомобилей ЗИЛ-150 и ГАЗ-51 было установлено, что целесообразно применять метановые бачки с объемной изоляцией, как более простые по конструкции, дешевые и надежные в работе. Для кузова рефрижераторного автомобиля производства Горьковского завода торгового машиностроения был сконструирован специальный бачок для сжиженного метана. Бачок состоял из внутреннего цилиндрического рабочего сосуда со сферическими днищами и наружного прямоугольного сварного кожуха. Сосуд изготавливался из листовой нержавеющей стали марки 1Х18Н9Т, кожух – из листовой углеродистой стали.

Кузов ГЗТМ с пенопластом

К кожуху с внутренней стороны прикреплены две текстолитовые опоры, на которых сосуд крепился стальными лентами. Пространство между кожухом и рабочим сосудом заполнялось плотно набитым термоизоляционным материалом – мипорой (карбамидно-формальдегидным пенопластом). Недостатком мипоры являлась ее повышенная гигроскопичность. Увлажнение мипоры ухудшало ее термоизоляционные свойства. Исходя из этого, сварочные швы кожуха проверялись на водонепроницаемость, а крышка монтировалась на резиновой прокладке. Наружный диаметр сосуда составлял 350 мм, длина – 1150 мм, максимальное рабочее давление – 10 кг/cм2, полная емкость – 102 л, полезная емкость – 92 л. Длина кожуха – 1410 мм, ширина кожуха – 610 мм, толщина слоя термо­изоляции – 130–255 мм, масса порожнего бачка – 136 кг, заправленного – 176 кг.

В связи с тем, что рабочий сосуд указанных размеров не был изготовлен к моменту сборки в НАМИ образца метанового рефрижераторного автомобиля ГАЗ-51, был использован имеющийся в наличии сосуд емкостью 78 л (полезная емкость 70,2 л).

Термоизоляционные секции из альфоля изотермического кузова производства ГЗТМ

В качестве газосмесительного устройства для рефрижераторного автомобиля использовали карбюратор-смеситель К-49АБ, применяемый на газобаллонных автомобилях ГАЗ-51Б и ГПЗ-51Ж.

Для оснащения метанового рефрижераторного автомобиля использовался изотермический кузов производства Горьковского завода торгового машиностроения. Кузов ГЗТМ имел деревянный каркас из брусков 50х50  мм, обшивался с внешней стороны листами дюралюминия, а с внутренней – листами из оцинкованного железа. В ячейках каркаса располагались деревянные рамки с термоизоляцией из альфоля, представляющего собой тончайшие листы алюминиевой фольги. Между листами альфоля должны были оставляться воздушные прослойки толщиной в 10 мм. Пять рамок с натянутыми листами альфоля скреплялись вместе и образовывали термоизоляционную секцию, которая вставлялась в ячейки кузова.

Кузов ГЗТМ с пенопластом

Альфоль – огнестойкий, негигроскопичный материал, имеющий чрезвычайно малый объемный вес (34 кг/м3), однако легко поддающийся разрушению. При осмотре термоизоляционных секций оказалось, что листы альфоля натянуты неравномерно, касаются друг друга, во многих местах порваны. Кроме того, в угловых секциях у крыши, в ряде секций у пола, в дверях листы альфоля были уложены в скомканном виде. С целью улучшения теплоизоляционных свойств кузова альфоль был заменен пенопластом толщиной 50 мм, имеющим удельный вес 112 кг/м3. Плиты пенопласта обрабатывались для защиты от проникновения влаги, края плит покрывались слоем битума, что позволяло одновременно закрепить плиты в ячейках.

Проведенный расчет показал, что для охлаждения перевозимых продуктов при небольших скоростях движения автомобиля необходимо применять в качестве термоизоляции пенопласт толщиной не менее 150 мм. В августе были проведены опыты по определению тепловых потерь порожнего изотермического кузова. Эксперименты производились при неподвижно стоящем автомобиле и при движении автомобиля с выключенной холодильной установкой. Сущность опытов заключалась в наблюдении за изменением температуры внутри предварительно нагретого кузова до температуры 80–85 °С при помощи двух электрических печей. Охлаждение внутреннего пространства кузова фиксировалось посредством аэротермометра. Снижение температуры с 70 до 25 °С происходило во время стоянки за 5,5 ч, а при движении автомобиля – за 4,5 ч. При этом скорость падения температуры изменялась с 17,8 до 2,5 °С/ч.

Затем последовали дорожные и эксплуатационные испытания, проводившиеся до ноября. Температура в кузове измерялась двумя датчиками, связанными с миллиамперметрами, установленными в кабине. Эксплуатационные испытания рефрижератора подтвердили недостаточность термоизоляции. Тем не менее в целях скорейшего внедрения в Москве метанового рефрижераторного автотранспорта Центральные авторемонтные мастерские Моссовета приступили к постройке собственными силами первых десяти метановых рефрижераторных автомобилей ГАЗ-51 конструкции НАМИ.