
Мобильные, маневренные и удобные
Современные прицепные подъемники
Прицепные подъемники пока распространены в нашей стране не так широко, как привычные автогидроподъемники. Но на самом деле причина здесь не столько в какой-либо ограниченности возможностей прицепных подъемников, сколько в традициях и привычках отечественных потребителей.
В основном рынок прицепных подъемников заполняют иностранные производители. К «почти» отечественным среди них можно отнести ОАО «Пинский завод средств малой механизации» (ОАО «СММ», г. Пинск, Брестская обл., Республика Беларусь), который выпускает две модели прицепных подъемников на базе одноосных прицепов, и они могут буксироваться легковыми автомобилями.
ВС-12П – с коленчатой стрелой, высота подъема – 12,5 м, грузоподъемность корзины – 120 кг, угол поворота корзины ±170°, электромотор переменного тока 380/220 В.
ВС-10 – ножничная вышка, высота подъема – 10 м. Привод гидросистемы подъемника – электромотор на 220 В. Грузоподъемность корзины высокая – 300 кг.

Какова же сфера применения прицепных подъемников? Это коммунальные работы на высоте: ремонт крыш, водосточных желобов и труб, удаление сосулек и снега, работы с рекламными щитами и покраска, а также прочий ремонт фасадов зданий, обрезка деревьев. Энергетики будут использовать эти подъемники для работ с электрооборудованием на столбах. Строители также могут широко применять эти подъемники, причем как снаружи строящихся сооружений, так и для внутренних работ. В обслуживании выставочных залов и торговых центров эти подъемники также пригодятся.
Таким образом, на самом деле прицепные подъемники – универсальная техника высотного доступа.

Их достоинства
Прицепные подъемники обладают целым рядом достоинств по сравнению не только с автогидроподъемниками, но и с самоходными подъемниками. Они намного легче и компактнее. Их удобно хранить и транспортировать: масса большинства прицепных подъемников составляет от 600 до 3300 кг, т.е. буксировать их можно и малотоннажным грузовиком, и минивэном, и даже достаточно мощным легковым автомобилем, причем с достаточно большими скоростями. Эту технику также можно перевозить в фургоне благодаря компактным размерам и малому весу. Буксирующий автомобиль может использоваться на других работах, пока подъемник работает.
Расход топлива и затраты на обслуживание при эксплуатации таких подъемников невелики, они экономичны.
Благодаря компактности и маневренности они могут проходить в дверные проемы и работать в тесных местах. Многие модели настолько легкие, что их можно вручную перемещать по стройплощадке на новое место.
Управление и системы безопасности. Современные прицепные подъемники оснащаются достаточно простыми и интуитивно понятными системами управления с пиктограммами, встроенными функциями и системами защиты: рабочую платформу защищает от перегрузки система с датчиками нагрузки; система автоматического контроля грузового момента заблокирует работу подъемника, если допустимый грузовой момент окажется превышен; на случай разрыва РВД гидросистемы прицепных подъемников оснащаются запорными клапанами. Пульты управления устанавливаются на шасси и в корзине, имеется система аварийной остановки и опускания подъемника, а также подъема аутригеров. Каждый прицепной подъемник обязательно имеет стояночный тормоз.
Недостатки. А как же без них. Следует учитывать, что грузоподъемность прицепных подъемников обычно меньше, чем у близких по характеристикам автогидроподъемников, т.к. автомобильное шасси с колесами служит тяжелым надежным противовесом по сравнению с легким шасси прицепа.
Специалисты отмечают, что для развертывания и подготовки к работе прицепного подъемника потребуется несколько больше времени, чем для приведения в готовность автогидроподъемника. Кроме того, передвижение прицепного подъемника в поднятом положении запрещается.

Разнообразие конструкций
Прицепной подъемник состоит из колесного шасси, на котором устанавливается платформа (часто поворотная) со стреловым оборудованием и рабочей корзиной.
Стрелы и платформы. Прицепные подъемники могут комплектоваться телескопическими или коленчатыми стрелами. Телескопическая стрела быстро выдвигается/ складывается, за счет этого подъемник быстро принимает рабочее положение. Может принимать положение от вертикального до горизонтального. Коленчатая стрела с шарнирными соединениями секций обеспечивает высокую маневренность рабочей платформе (люльке), способна подавать платформу с рабочими и инструментом в самые труднодоступные места, за вертикальные препятствия. Телескопические стрелы могут дополняться коленчатыми секциями или гуськом, а коленчатая стрела может дополняться телескопической секцией.
Платформа со стрелой может поворачиваться на угол до 400°, рабочие платформы (люльки) у некоторых моделей также могут поворачиваться на углы порядка 40°, и это многократно увеличивает маневренность подъемника, который, не съезжая с места, может доставлять рабочих, стройматериалы и инструмент в различные рабочие зоны.
Двигатели и приводы. Прицепные подъемники комплектуются бензиновыми, газовыми или дизельными двигателями, а также электромоторами, работающими от аккумуляторов или от электросети. Наиболее удобный современный привод – гибридный, состоящий из дизельного или газового и электрического двигателей, а также аккумуляторных батарей. Подъемник может работать на дизеле на улице и на электротяге от аккумулятора в помещениях. Некоторые модели прицепных подъемников при помощи гидропривода могут перемещаться своим ходом на небольшие расстояния по стройплощадке.

Аутригеры. Прицепные подъемники опираются на 2–4 колеса достаточной грузоподъемности, а для повышения устойчивости, особенно на неровных и наклонных поверхностях, обязательно комплектуются выдвигающимися опорами-аутригерами, обычно с гидроприводом выдвижения.
Некоторые модели прицепных подъемников оснащаются электронными гидравлическими системами автоматического выравнивания при помощи аутригеров. Такие системы существенно увеличивают безопасность работы подъемника, а также сокращают время подготовки подъемника к работе и увеличивают производительность работ.
Рабочие характеристики. Большинство моделей прицепных подъемников, представленных на отечественном рынке, способны подавать одного-двух работников и материалы общей массой от 120 до 230 кг и более на высоту 12–26 м и выше и с вылетом по горизонтали от 3,5 до 14 м.
Для определенных работ предлагаются прицепные подъемники с короткими или удлиненными стрелами.

Рабочие платформы имеют размеры от малых: 0,6х0,6 м до больших для двух человек 1,5х0,7 м и более.

Из нашего краткого обзора видно, что рынок предлагает отечественному потребителю большое разнообразие прицепных подъемников, остается только правильно выбрать модель для конкретных работ.