Лифт, который всегда с тобой
Тенденции в конструкциях современных АГП на шасси грузовиков
Прежде всего отметим, что АГП применяются для производства множества разнообразных работ, но все они имеют общую черту: это работы с коротким сроком выполнения, аварийные или небольшого объема. Для долгосрочных, многодневных работ большого объема на высоте, например, отделки фасадов зданий, рентабельнее использовать строительные леса.
Все эксперты, с которыми мы беседовали, отметили, что из множества предприятий, выпускавших АГП во времена Советского Союза, к настоящему времени подавляющее большинство прекратило существование или поменяло профиль. Заводов с полным циклом производства (а не с «отверточной сборкой») осталось немного, даже если прибавить братскую Беларусь.
Одна из причин, погубивших отечественное производство АГП, буквально хлынувший на наш рынок поток иностранных гидроподъемников, новых и б/у. Потребители покупали их гораздо охотнее, чем российскую продукцию. Удалось выжить лишь тем из наших производителей, которые вовремя сориентировались в изменившихся условиях. Так каковы же сейчас предпочтения отечественного потребителя и что предпринимают производители АГП, чтобы удержаться на рынке?
Приспособление продукции под нужды каждого конкретного заказчика
При изготовлении и крупных, и малых автогидроподъемников на шасси грузовиков производители уделяют большое внимание приспособлению каждого изделия под индивидуальные нужды заказчика. Основной акцент делается на универсальности АГП, удобстве обслуживания и безопасности эксплуатации. Также учитываются конфигурации шасси, необходимые клиентам, и постоянные запросы на повышение производительности и улучшение других рабочих характеристик предлагаемых на рынке моделей, например, увеличение углов поворота платформы и стрелы при сохранении устойчивости машины.
Простота и надежность
Немаловажным требованием потребителей является простота и надежность АГП в эксплуатации при доступной цене покупки и приемлемой общей стоимости владения, чтобы обеспечивалась быстрая окупаемость вложенных средств. В этом пункте (особенно по цене) отечественные машины могут уверенно конкурировать с иностранцами. И конечно, установка иностранных подъемников на российские шасси позволяет снизить рыночную цену машин вместе с упрощением эксплуатации за счет более доступных запчастей и сервиса для шасси.
Специалисты подчеркивают: наличие точек технического обслуживания, которые были бы легко доступны и позволяли быстро выполнять работы, является для конечного пользователя решающим фактором при выборе бренда АГП для покупки или аренды.
Удобство для пользователей и безопасность работы
Как утверждают наши консультанты: «Поскольку характеристики у автогидроподъемников всех брендов в целом схожи, наличие приспособлений и систем, создающих удобства для клиентов, воспринимаемое клиентами качество техники, плавность рабочих движений подъемника и простота использования являются весомыми факторами при выборе АГП».
Какие удобства назвали опытные профессионалы? Например, кабины на шасси некоторых производителей комплектуются дверями с дополнительными окнами внизу. Если АГП используется в городе, такие дополнительные окна значительно повышают безопасность дорожного движения за счет улучшения видимости: водитель может разглядеть пешехода и велосипедиста вблизи автомобиля и избежать столкновения с ними. Еще одно удобное приспособление – лебедка (грузоподъемность, например, 200 кг) на рабочей платформе, с помощью которой рабочие могут поднимать компоненты кондиционеров или антенн во время монтажа на высоте.
Ряд моделей оснащаются электроизолированными рабочими платформами увеличенных размеров, что позволяет разместить в них ремонтную бригаду из четырех человек с оборудованием. Угол поворота стрелы у всех моделей составляет 360°. Стрела может дополняться гуськом. АГП оборудуются двумя пультами управления: выносным (нижним) и верхним (на платформе). Система безопасности управления и контроля (СБУК) подъемников усовершенствована. Она автоматически изменяет границы рабочей зоны (высоту подъема и вылет стрелы) в зависимости от нагрузки на рабочей платформе и силы ветра.
Аутригеры
Весьма удобная функция: одновременное выдвижение всех аутригеров АГП. Она позволяет ускорить подготовку АГП к работе, поскольку все четыре аутригера выдвигаются и выравнивают машину одновременно, вместо традиционного последовательного порядка: сначала раскладываются передние, потом задние опоры.
Некоторые производители применяют на своих АГП вертикальные аутригеры-стабилизаторы, которые имеют очень короткое время выдвижения. Их можно расположить в пределах ширины транспортного средства, что позволяет выполнять работы на узких улицах или на труднодоступных лесных дорогах.
Большой ход стабилизатора (например, 750–1300 мм) и система автоматического выравнивания (стабилизации) машины позволяют автогидроподъемнику выполнять работы на неровных площадках и довольно крутых склонах, в том числе на железнодорожных линиях при обслуживании силовых кабелей, на берегах водоемов, в лесном и коммунальном хозяйствах. К тому же автоматическая стабилизация позволяет увеличить производительность АГП, сократить время и повысить безопасность выполнения работ.
Все АГП имеют раздельный Х-образный опорный контур. Аутригеры могут быть выдвинуты «под себя» (для работы в стесненных условиях), только с одной стороны (что позволяет АГП занимать всего одну полосу дороги) и выдвинуты полностью.
Грузоподъемность рабочих платформ составляет 250 и 300 кг, угол поворота ±60°. Платформа может располагаться над кабиной или сзади в зависимости от модели. Рабочие платформы выполняются из алюминия и оснащаются системой ориентации пола в горизонтальном положении. Имеются платформы с электроизоляцией 2000 В. АГП оборудуется системой ограничения зоны обслуживания.
Шасси – ГАЗ и КАМАЗ, в том числе полноприводные.
Электронные системы безопасности, автоматически контролирующие скорость ветра, угол наклона стрелы и массу рабочей платформы с грузом, при опасности опрокидывания блокируют движения подъемника, не дают машине двинуться с места, пока не сложатся аутригеры, обеспечивая безопасность работ и сводя к минимуму возможность человеческой ошибки.
Компактные размеры, малая масса
Как заметил один из специалистов, уменьшение общей массы надстройки обеспечивает больше возможностей приспосабливать АГП под требования заказчика. Импортные подъемники за счет использования в конструкции высокопрочных сталей, а также алюминия и пластика имеют сравнительно небольшую массу. Благодаря этому они могут устанавливаться на более легкие шасси грузовиков (и имеют более компактные габариты) по сравнению с отечественными АГП, имеющими аналогичную высоту подъема. Небольшие габариты – это маневренность машины и в конечном счете безопасность: меньше шансов задеть какое-либо препятствие при переездах в условиях тесноты. Российские металлурги осваивают производство высокопрочных сталей, поэтому хочется надеяться, что и у отечественных АГП массы уменьшатся.
Заметим, что телескопические подъемники, производство которых активно осваивают российские производители, имеют существенно меньшие габариты по сравнению с коленчатыми АГП с аналогичной высотой подъема. Кроме того, у телескопических подъемников ниже центр тяжести, а значит, лучше устойчивость машины.
Уменьшить габариты установки в сложенном состоянии помогает увеличение количества секций стрелы. Ограждение у рабочей платформы выполняется складным – за счет этого уменьшается габарит установки по высоте.
Еще один метод уменьшения высоты машины – комплектация шасси «низкой» кабиной, за счет чего уменьшается высота всей машины, безопасность АГП при эксплуатации в условиях городской тесноты повышается. Но иногда, для того, чтобы уменьшить габаритную высоту АГП, кабину шасси перемещают вперед и опускают перед передней осью. В результате серьезно уменьшается передний угол въезда машины, это недостаток, и в современных моделях производители стараются не использовать подобную компоновку кабины.
Стрелы и рабочие платформы
Одна из тенденций развития техники высотного доступа – увеличение вылета стрелы. У современных потребителей пользуются спросом подъемники с максимальной величиной вылета рабочей платформы. Чем больше вылет, тем удобнее работникам на платформе без изменения положения машины добираться до разных мест работы на высоте, находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Еще удобнее работать, если пульт управления на платформе позволяет одновременно активировать ее перемещения по нескольким направлениям.
АГП с «рекордными рабочими высотами» нужны далеко не всем клиентам, это нишевый продукт, не пользующийся большим спросом. Тем не менее на российском рынке предлагаются АГП с широчайшим спектром высоты подъема – от 12-метровых «компактов» на базе «ГАЗели» до гигантов с высотой подъема 100 и более метров на многоосных спецшасси. Наиболее востребованы у нашего потребителя автогидроподъемники с высотой подъема 18 и 22 м.
Эксперты говорят, что почти у всех современных моделей АГП, и импортных, и отечественных, стрелы поворачиваются на 360°.
Грузоподъемность рабочих платформ 250 и 300 кг, электроизоляция 1000 В. АГП серии ПСС оснащаются гидравлической системой горизонтального выравнивания платформы. Угол поворота ±90° (опция). По заказу возможно изготовление платформы из алюминия. Стрелы поворачиваются на 360°, количество секций 4–5. Некоторые стрелы дополняются шарнирной секцией. Управление осуществляется с земли и с рабочей платформы.
Такой же широко распространенной тенденцией являются удобные и маневренные поворотные рабочие платформы. Отечественные АГП тоже оснащаются такими платформами. Грузоподъемность рабочих платформ обычно связана с высотой подъема: чем больше высота, тем больше г/п. У большинства АГП грузоподъемность платформы составляет 200–250 кг, это два рабочих и немного полезного груза – инструмент, материалы. Однако известны эксклюзивные модели АГП, у которых г/п платформ достигает 1000 кг!
Управление
Подводя итог требованиям заказчиков АГП, опытные работники отрасли утверждают, что популярностью пользуются модели с интуитивно понятным управлением. Пульт позволяет управлять аутригерами, рабочими движениями стрелы и рабочей платформы, а также аварийной сигнализацией.
Кроме того, при выполнении некоторых работ очень удобно дистанционное управление. Некоторые пульты способны подавать сигналы управления на расстояние до 60 м.
Ведущие производители АГП разрабатывают и внедряют в своих новых моделях интеллектуальные системы управления, ориентированные на клиента, которые в режиме реального времени оптимизируют рабочие движения и производительность подъемника в зависимости от нагрузки на платформу, положения стрелы и аутригеров.
Естественно, что современные АГП оснащаются телематическими системами с поддержкой GPS, которые позволяют удаленно отслеживать местоположение и техническое состояние машины, проводить диагностику неисправностей, а также эффективно управлять всем машинным парком, автоматически планируют техническое обслуживание. Наличие таких систем у АГП является большим преимуществом для клиентов.
Шасси
Выбор шасси, как и прочие характеристики АГП, целиком зависит от конкретных условий, в которых предстоит работать подъемнику. В России довольно популярны АГП на шасси повышенной проходимости: такие машины, отлично справляющиеся с бездорожьем, используют, например, энергетики, обслуживающие линии электропередачи в сельской, лесной и других труднопроходимых местностях. Но при этом для клиентов важно, чтобы нагрузка на оси у такого АГП не превышала норм, установленных ПДД. В городах, конечно, используют АГП на неполноприводных шасси малотоннажных грузовиков, маневренные и экономичные.
Стремление к «зеленой энергетике» охватило почти все западное машиностроение. Естественно, не остались в стороне и производители АГП. Разработано уже немало моделей подъемников с электрическими и гибридными (дизель + электромотор с литиевым аккумулятором) приводами. Кроме уменьшения вредных выбросов и экономии топлива такие модели обеспечивают существенное снижение шумового уровня при работе.
В силу ряда причин особой популярностью у потребителей такая техника не пользуется, но может применяться в определенных условиях – в жилых зонах, заповедниках и т.п. Следует заметить, что все АГП с электрическим и гибридным приводами относятся к мало- и средневысотным. Мощные АГП с большими рабочими высотами пока остаются дизельными, и их электрификация – дело будущего.