
Методика упрощенной оценки технического уровня и качества сельхозтракторов
Так, для предварительного анализа технического уровня и качества современных тракторов всех известных компоновок, в том числе 4К2 (традиционной с передними неведущими колесами меньшего, чем задние ведущие, размера), 4К4а (традиционной с передними и задними ведущими колесами, задние из которых большего размера, чем передние), 4К4б (интегральной с передними и задними ведущими колесами одинакового размера), 4К4б’ (нетрадиционной с передними и задними ведущими колесами одинакового размера и шарнирно-сочлененной рамой), а также гусеничных тракторов, вместо полного перечня всех технических показателей, используемых для такого анализа, оказывается, вполне возможно оценивать эти тракторы существенно меньшим количеством показателей, причем без значительного ухудшения качества и результативности такой оценки.

Ранее при полной, более трудоемкой оценке технического уровня и качества изготовления продукции тракторостроения оцениваемые технические показатели, как правило, брались из Межгосударственного стандарта ГОСТ 4.40–84 «Cистема показателей качества продукции. Тракторы сельскохозяйственные. Номенклатура показателей» с большим количеством показателей (всего более 45), в том числе не только основных (чисто конструктивных по узлам, агрегатам и системам), но и дополнительных (второстепенных), таких как размерные показатели, показатели надежности, патентно-правовые и др., которые фактически обязательны только на самом конечном этапе создания трактора.
Показатели, размерность | Отечественный трактор Агромаш 180 ТК | Зарубежный аналог Claas Axion 820 |
---|---|---|
Мощность эксплуатационная, л.с. | 181 | 183 |
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/л.с.ч | 154 | 150 (оценка) |
Коэффициент приспособляемости, % | 40 | 40 |
Тип впрыска топлива | С непосредственным впрыском | С электронным управлением |
Тип трансмиссии | С автоматическим переключением передач на ходу | С автоматическим переключением передач под нагрузкой |
Максимальная скорость, км/ч | 48 | 50 |
Наличие тормозов на задних и передних колесах | Штатно | Штатно |
Максимальное давление в гидросистеме, МПа | 20 | 20 |
Максимальная грузоподъемность задней навесной системы, кг | 7700 | 6251 |
Уровень шума в кабине, дБ(А) | 84 (оценка) | 74 |
Наличие автоматического электронно-гидравлического регулятора задней навесной системы | По заказу | Штатно |
Наличие автоматической системы вождения | Штатно | Штатно |
Наличие пневмо- или гидропривода торможения прицепа | По заказу (оценка) | Штатно |
Наличие маятникового прицепного устройства | По заказу (оценка) | Штатно |
Масса эксплуатационная, кг | 7000 | 7238 |
Удельная конструкционная масса, кг/л.с. | 33,45 | 38,7 |
Предлагаемая автором оценка тракторов по существу является универсальной и единой для тракторов всех указанных компоновок и поэтому одинаково справедлива для каждой из них в равной степени, учитывая, что тракторы этих известных компоновок оснащаются точно такими же или похожими узлами, агрегатами и системами независимо от особенностей компоновок.

В качестве наиболее важных технических показателей, характеризующих совершенство тракторной техники, предлагается использовать именно такие показатели, которые генерируют в себе целый ряд других, по существу вспомогательных параметров, в том числе взятых от смежных узлов и агрегатов трактора, без которых не могут быть реализованы все эти важнейшие показатели. Например, такой показатель, как максимальная скорость (км/ч), не может быть реализован без применения в конструкции трактора прогрессивных шин колес, знания особенностей развесовки, геометрических размеров ходовой части (базы, колеи, клиренса), других параметров и их взаимосвязи в различных условиях эксплуатации. Такой параметр, как максимальная грузоподъемность задней навесной системы, не может быть реализован в тракторе без современных значений давления и расхода рабочей жидкости, давления открытия предохранительного клапана гидросистемы, длины раскосов и тяг навесного устройства, других показателей и их взаимосвязи.
Кроме того, при оценке должны быть указаны и такие важные параметрические показатели, как эксплуатационные мощность и масса, формально не участвующие в оценке, но тем не менее описывающие принадлежность оцениваемого трактора к тому или иному тяговому классу – главнейшему признаку, характеризующему возможности агрегатирования трактора с комплектом машин-орудий той или иной энергоемкости и ширины захвата.

Таким образом, предлагаемая упрощенная оценка технического уровня и качества тракторов, в отличие от их существующей полной оценки по ГОСТ 4.40–84, учитывает прежде всего техническое совершенство их основных узлов, агрегатов и систем (двигателя, трансмиссии, тормозов, гидравлической и навесной систем, средств и условий труда и автоматизации, а также рабочего оборудования), которые характеризуются не более чем одним/ двумя самыми важными конструктивными параметрами и являются неотъемлемыми составными частями тракторов.
Показатели, размерность | Отечественный трактор Кировец К-742 | Зарубежный аналог John Deere 9420R |
---|---|---|
Мощность эксплуатационная, л.с. | 391 | 420 |
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/л.с.ч | 157 | 155 (оценка) |
Коэффициент приспособляемости, % | 36 | 38 |
Тип впрыска топлива | С электронным управлением | С электронным управлением |
Тип трансмиссии | С автоматическим переключением передач под нагрузкой | С автоматическим переключением передач под нагрузкой |
Максимальная скорость, км/ч | 36 | 40 |
Наличие тормозов на задних и передних колесах | Штатно | Штатно |
Максимальное давление в гидросистеме, МПа | 20 | 20 |
Максимальная грузоподъемность задней навесной системы, кг | 5500 | 6800–9000 |
Уровень шума в кабине, дБ(А) | 75 | 72 |
Наличие автоматического электронно-гидравлического регулятора задней навесной системы | По заказу | Штатно |
Наличие автоматической системы вождения | По заказу | Штатно |
Наличие пневмо- или гидропривода торможения прицепа | По заказу | По заказу |
Наличие маятникового прицепного устройства | По заказу | По заказу |
Масса эксплуатационная, кг | 17 500 | 18 800 |
Удельная конструкционная масса, кг/л.с. | 38,7 | 41,6 |
В результате предлагаемая упрощенная оценка состоит из первоочередного набора показателей, минимально включающих, в частности, 7 параметрических и 7 вербальных (непараметрических) показателей, т. е. суммарно 14 технико-экономических показателей, которые приведены ниже:
- удельный расход топлива при номинальной мощности;
- коэффициент приспособляемости;
- тип впрыска топлива;
- тип трансмиссии;
- максимальная скорость;
- наличие тормозов на задних и передних колесах (для колесных тракторов);
- максимальное давление в гидросистеме;
- максимальная грузоподъемность задней навесной системы;
- уровень шума в кабине;
- наличие автоматического электрогидравлического регулятора задней навесной системы;
- наличие автоматической системы вождения;
- наличие пневмо- или гидропривода торможения прицепа;
- наличие маятникового прицепного устройства;
- удельная конструкционная масса.

Кроме того, применительно к гусеничным тракторам в указанный перечень общих для всех тракторов основных технико-экономических показателей дополнительно включены еще и такие важнейшие из них, как тип гусеницы, тип механизма поворота, а также давление трактора на почву.
В итоге упрощенная оценка также предполагает осуществление процедуры сопоставления совокупности этих технико-экономических показателей оцениваемого отечественного трактора с аналогичными показателями трактора-аналога ведущей зарубежной фирмы, который выбирается прежде всего с учетом его максимальной близости к оцениваемому отечественному трактору по компоновке, эксплуатационным мощности и массе.
В качестве примеров ниже приведены упрощенные оценки технического уровня и качества отечественной тракторной техники нового поколения, разработанной в последние годы: колесного трактора 4К4а (Агромаш 180 ТК, табл. 1) и трактора 4К4б’ (Кировец К-742, табл. 2), а также гусеничного трактора (Агромаш «Руслан», табл. 3) на основе их сопоставления с лучшими зарубежными аналогами, результаты которых могут представлять определенный интерес для широкого круга экспертов и специалистов тракторостроения.
Показатели, размерность | Отечественный трактор Агромаш «Руслан» | Зарубежный аналог Challenger MT-765B |
---|---|---|
Мощность эксплуатационная, л.с. | 340 | 298 |
Тип гусениц | Резиноармированные, оснащенные металлокордом, с треугольным обводом | Резиноармированные с обводом заднего ведущего колеса большего диаметра |
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/л.с.ч | 167 | 160 (оценка) |
Коэффициент приспособляемости, % | 40 | 42 |
Тип впрыска топлива | С электронным управлением | С электронным управлением |
Тип трансмиссии | С автоматическим переключением передач под нагрузкой | С автоматическим переключением передач под нагрузкой |
Максимальная скорость, км/ч | 30 | 39,6 |
Тип механизма поворота | Гидрообъемный бесступенчатый дифференциальный | Гидрообъемный бесступенчатый дифференциальный |
Максимальное давление в гидросистеме, МПа | 20 | 20 |
Максимальная грузоподъемность задней навесной системы, кг | 7200 | 11 758 |
Уровень шума в кабине, дБ(А) | 77 | 74 |
Наличие автоматического электронно-гидравлического регулятора задней навесной системы | Штатно | Штатно |
Наличие автоматической системы вождения | По заказу | Штатно |
Наличие пневмо- или гидропривода торможения прицепа | По заказу | Штатно |
Наличие маятникового прицепного устройства | По заказу | По заказу |
Масса эксплуатационная, кг | 14 200 | 14 095 |
Давление на почву, МПа | 0,04 | 0,045 |
Удельная конструкционная масса, кг/л.с. | 41,8 | 47,3 |
Теперь по результатам проведенной оценки технического уровня и качества новых отечественных тракторов можно сказать, что по подавляющему большинству показателей они соответствуют уровню лучших зарубежных аналогов ведущих фирм.

Вместе с тем, несмотря на завершенные НИОКР и проведенные испытания в хозяйственных условиях, положительно оцененные специалистами тракторостроения, новые отечественные тракторы по ряду показателей (трактор Агромаш Т-180 ТК по уровню шума в кабине; трактор Кировец К-742 по грузоподъемности задней навесной системы; трактор Агромаш «Руслан» – по удельному расходу топлива при номинальной мощности, максимальной транспортной скорости и уровню шума в кабине ), по существу, все еще продолжают отставать от уровня аналогичных показателей продукции ведущих зарубежных фирм, что требует от отечественных заводов-изготовителей проведения работ по дальнейшей модернизации указанной новой тракторной техники с выходом по их завершении в самые кратчайшие сроки на современный технический уровень.