Зимнее содержание дорог
По статистике, наличие снега и льда в 3–4 раза повышает риск возникновения аварий на дорогах. Снег на трассе снижает скорость движения транспортного потока в среднем на 20 км/ч. Если последствия снегопада не устранены вовремя, нарушается привычный уклад городской жизни, растут финансовые потери из-за задержек поставок и потраченного впустую топлива. Как следствие, требования к содержанию дорог и объектов городского хозяйства с каждым годом ужесточаются.
Чтобы оперативно реагировать на любые вызовы погоды, подрядная организация или управляющая компания должны располагать достаточным количеством разнообразной техники и иметь подготовленный персонал. Наиболее часто для уборки снега используются автогрейдеры, снегоуборочные машины, комбинированные дорожные машины, тракторы с плужно-щеточным оборудованием, самосвалы, фронтальные погрузчики, погрузчики с бортовым поворотом и лаповые снегопогрузчики.
Численность парка техники и ассортимент машин определяются исходя из среднестатистических зимних условий, характерных для конкретного региона со своими климатическими, ландшафтными и иными особенностями, но все капризы погоды предсказать невозможно, поэтому в период пиковых нагрузок техники обычно не хватает, несмотря на работу в круглосуточном режиме.
Как показывает не только российская, но и мировая практика, чудодейственных рецептов очистки дорог от снега пока не найдено. Снегоуборка представляет собой сложный, непрерывный, многоэтапный процесс, требующий слаженной работы операторов различных машин, иногда в авральном режиме, а также взаимодействия между разными организациями. Для подметания и сгребания снега к обочинам дороги используются комбинированные дорожные машины на базе грузовых автомобилей со снегоочистительным отвалом и щетками. Снег сгребается и сметается в валы у бордюрного камня, в лотковой зоне, ширина которой обычно составляет не более 1,5 м.
Противогололедные реагенты
После прохода снегоуборочных машин дороги обрабатываются противогололедными материалами. В качестве антигололедного реагента наиболее часто применяется смесь технической соли и песка. К недостаткам такой обработки относится скопление на городских дорогах за зимний период десятков тонн песка, содержащего много вредных веществ, которые к лету превращаются в пыль.
В последнее время на смену соли с песком приходят более безопасные, растворимые в воде многокомпонентные противогололедные реагенты, которые заправляются в пластиковые или стальные баки и подаются через распределяющие органы машины в виде дисков (тарелок) или рейки с форсунками. Такое оборудование может устанавливаться на раму шасси или прямо в кузов самосвала. Интенсивность распределения реагента по всей ширине дорожного полотна регулируется автоматически в зависимости от скорости движения автомобиля.
Подачей реагента управляет водитель из кабины. Заправка машин, распределяющих реагенты, происходит с помощью автоматизированных комплексов, предназначенных для хранения и заправки реагентов, включая двухфазные. Заправочные станции должны работать бесперебойно, поэтому оборудованы резервным источником автономного электропитания. Автоматическая система циркуляции жидкой фазы служит для поддержания нужной консистенции вещества, а система телеметрии позволяет в режиме реального времени отслеживать уровень, плотность и расход компонентов.
Наметившаяся тенденция перехода на современные противогололедные реагенты является не только ответом на ужесточение требований к зимнему содержанию дорог, но и возможностью почти на 20% сократить расходы за счет экономии на весенней уборке и уменьшении расхода реагента при отказе от пескосоляных смесей. Современный подход к уборке снега подразумевает профилактическую обработку поверхности дорожного полотна реагентами до выпадения осадков, с тем чтобы, когда снег выпадет, его можно было бы легко смести в сторону без угрозы примерзания к дорожной поверхности. Использовать пескосоляную смесь для превентивной обработки не рекомендуется, так как она снижает сцепление шин с дорогой.
Комбинированные дорожные машины
Комбинированные дорожные машины не обходятся без инноваций и цифровых технологий. Специалистами Кемеровского опытного ремонтно-механического завода недавно была разработана система управления, контроля и диагностики оборудования для КДМ, которая, по утверждению КОРМЗ, может не только оптимизировать время подачи и расход противогололедных материалов, но и позволяет дистанционно контролировать соблюдение регламента работ по содержанию автодорог. Система помогает предотвращать аварийные ситуации и продлевает ресурс машины. Данные могут быть переданы для дальнейшего анализа и интеграции в другие информационные системы.
Дорожная комбинированная машина МКДУ-10 на базе самосвала КАМАЗ-53605, представленная Автомобильной компанией «Гранат» совместно с АО «КОМИНВЕСТ-АКМТ», привлекла внимание гостей международного форума «Российский промышленник», который состоялся в ноябре в Санкт-Петербурге. Выбор в пользу демонстрации МКДУ-10 был сделан не случайно. Именно эту модель снегоуборочной техники ООО «АК «Гранат» поставляет в Санкт-Петербург в преддверии зимы 2019–2020 гг.
Эта модель снегоуборочной техники была выбрана из-за особенностей дорожной машины, сконструированной на базе самосвала КАМАЗ-53605. В первую очередь следует отметить модель самосвала КАМАЗ-53605 с кузовом 8 м3 производства НЕФАЗ, которая была выпущена летом 2019 г. специально по заказу Санкт-Петербурга. До этого заказа линейка самосвалов КАМАЗ-53605 была представлена только моделью с кузовом 6 м3. Этот самосвал имеет компактные габаритные размеры и предназначен для работы в стесненных городских условиях.
Машина МКДУ-10 может использоваться для содержания дорог круглый год, так как совместима с различными поворотными отвалами и навесным оборудованием, которое подключается к гидросистеме машины при помощи быстроразъемных соединений. Управлять навесным оборудованием можно с пульта управления прямо из утепленной, просторной кабины. В перечень основных задач, для выполнения которых предназначена эта модель в зимний период, входят очистка дорожного полотна от снега, удаление наката и шуги, распределение по поверхности дороги пескосоляной смеси, чистой соли или жидких реагентов. Для этих целей МКДУ-10 в базовой комплектации оборудована бункером объемом 5,2 м3, транспортером производительностью 700 кг/мин, поворотным отвалом шириной 3040 мм, центральной щеткой шириной 2600 мм. Ширина распределения реагентов может изменяться от 2 до 6 м. Машина оснащена малошумным и экономичным двигателем Cummins ISB6.7е5-300 мощностью 292 л.с. с максимальным крутящим моментом 1087 Н.м, который соответствует нормам Euro 5, и 9-ступенчатой КПП ZF9S1310. Усиленный задний мост КАМАЗ-53605 рассчитан на осевую нагрузку 13 т.
Новая снегоуборочная машина на базе автомобиля «КАМАЗ-43118» с колесной формулой 6x6 была представлена недавно предприятием «СпецАгрегат» из г. Миасс. Она оборудована фрезерно-роторным снегоочистителем СФР-1 модели 103-СА и может убирать до 3000 т снега в час при высоте снежного вала от 0,5 до 1,5 м с отбрасыванием снега на расстояние до 50 м. Для привода ходовой части и рабочего органа используется штатный двигатель КАМАЗ. В рабочем режиме гидромеханический привод хода обеспечивает бесступенчатое изменение скорости. Машина может работать при температуре воздуха до –40 °C. Кроме того, «СпецАгрегат» выпускает шнекороторные машины СШР-1 с приводом от одного или двух двигателей.
Вывоз снега
Снежные валы на пересечении улиц препятствуют нормальному движению транспортных средств. Валы снега преграждают доступ к зданиям, перекрывают въезды во дворы. Чтобы этого не допустить, а также избежать сужения проезжей части и скопления убранного с дорог снега на тротуарах, парковках, в остановочных карманах и на пешеходных переходах, необходимо организовать его своевременный вывоз. В первую очередь снег вывозится с узких магистралей с интенсивным движением, потому что оставленный на проезжей части вал снега разрушается и уплотняется колесами транспорта, что осложняет последующую уборку.
Для подготовки снежного вала к погрузке после прохода снегоочистительных машин используются автогрейдеры. Существует несколько вариантов этой операции. Например, сначала снежная масса сдвигается рабочим ножом автогрейдера от тротуара к центру дороги, а затем обратно к борту тротуара, оставляя свободное пространство между тротуаром и снежным валом. Еще одна функция, которую выполняет грейдер, это удаление наката после уборки снега, который возникает из-за несоблюдения технологического процесса очистки покрытий от свежевыпавшего снега, а также резкого изменения температуры с переходом через 0 °C.
Перед скалыванием льда механическим путем для ослабления схватывания льда с дорожным покрытием применяются химические реагенты. После погрузки снега лаповым погрузчиком самосвалы вывозят его на снегоотвалы или снегоплавильные станции. Погрузка снега в снегоплавильную камеру и осуществляется фронтальным погрузчиком. Вывоз снега в больших объемах требует значительных финансовых затрат, и не у каждого города есть на это средства в бюджете. Кроме того, частая уборка улиц с использованием тяжелой техники может ускорить износ дорожного покрытия. Поэтому на узких улицах при небольшой интенсивности движения транспорта допускается хранение снега в валах в прилотковой зоне дороги и на прилегающих территориях до конца зимнего периода.
Лаповые снегопогрузчики
Уборка снега, собранного в валы, с улиц с помощью лапового снегопогрузчика происходит достаточно быстро. Звено, состоящее из грейдера, лапового погрузчика и самосвала, занимает только одну полосу движения, потому что машины следуют друг за другом. Лаповый питатель погрузчика, захватывающий снежную массу, не представляет опасности для окружающих. При попадании посторонних предметов срабатывает предохранительный клапан гидравлической системы, и работа питателя автоматически останавливается. Гидравлический привод машины обладает высокой надежностью. Управлять снегопогрузчиком, в отличие от грейдера, может оператор, обладающий минимальными навыками.
Лаповый погрузчик ДМ-09 Завода «Дорожных машин» из г. Рыбинска зарекомендовал себя как надежная и простая машина. Он оснащен теплой и просторной кабиной с хорошим обзором и возможностью установки системы видеонаблюдения для одновременного обзора зоны погрузки во время движения. Чтобы погрузчик мог эффективнее сдвигать и захватывать большую массу снега, разработчики особое внимание уделили прочности рамы с подрессоренным передним мостом и установили на лопату рабочую кромку из твердого сплава. Органы управления ДМ-09 состоят из двух педалей переднего и заднего хода, переключателей подъема и опускания лопаты, скребкового транспортера и рычага управления рабочим оборудованием.
Двигателя ММЗ Д245.9E2 мощностью 136 л.с. достаточно для перемещения машины со скоростью до 30 км/ч и обеспечения производительности до 300 м3/ч. За счет полного гидростатического привода и шин с размером обода 20 дюймов снегопогрузчик ДМ-09 имеет хорошую проходимость. С помощью ДМ-09 можно выгружать снег на высоту до 4,4 м.
В этом сезоне на российский рынок вышел новый снегопогрузчик ИРБИС-350 Курганского завода дорожных машин «Кургандормаш». Дополнительный желоб стрелы позволяет равномерно распределять снег в кузове, а увеличенная высота погрузки до 4,3 м использовать для вывоза снега самосвалы с различной высотой борта, снег можно загружать не только через задний борт, но и через кабину. Увеличенная высота лопаты снегопогрузчика обеспечивает больший захват снега и препятствует его просыпанию.
Привод рабочего оборудования гидравлический. Совмещение привода питателя и транспортера позволяет увеличить надежность оборудования, уменьшить затраты на обслуживание и ремонт оборудования. Управление рабочим оборудованием происходит с помощью джойстика.
Просторная и эргономичная кабина, оснащенная отопителем и вентиляцией, удобной панелью управления, предоставляет водителю оптимальный комфорт при работе. Большая площадь остекления кабины обеспечивает хорошую обзорность, что повышает безопасность во время работы. Система видеонаблюдения за процессом погрузки позволяет контролировать безопасную погрузку снега в кузов самосвала.
Система дистанционного мониторинга транспорта в режиме реального времени ГЛОНАСС/ GPS позволяет осуществлять контроль эксплуатации снегопогрузчика.
Гидростатический привод и максимальная скорость передвижения до 45 км/ч позволяют эксплуатировать машину в крупных городах без необходимости организации дополнительной транспортировки к месту работы. Снегопогрузчик рассчитан на круглосуточную эксплуатацию в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха до –40 °C.
Компактный и маневренный погрузчик АМКОДОР А-37, ведущий свою историю с 1970-х гг., укомплектован двигателем ММЗ Д-243 мощностью 81 л.с., имеет производительность 300 м3/ч и выпускается в двух версиях: со шнеком и с лаповым захватом. Шнековый питатель лучше проявляет себя на рыхлом снеге, а лаповый захват считается универсальным. Два ведущих моста с дифференциалом повышенного трения и автоматической блокировкой обеспечивают машине хорошую проходимость. Максимальная транспортная скорость машины составляет 18 км/ч, а рабочая – 4,8 км/ч. Для управления погрузчиком служат шесть рычагов и две педали: тормоза и газа.
Новая модель «Бецема»
Снегопогрузчик машиностроительного завода «Бецема» СП-010 предназначен для уборки снега с дорожного покрытия со скоростью 30 м3/мин. Снегоуборка происходит путем подачи снега в кузов автосамосвала во время движения или выброса снега на обочину. Привод ротора осуществляется от бортового дизельного двигателя Deutz мощностью 120 кВт. С помощью СП-010 можно производить уборку снега вблизи зданий, направление снежного потока регулируется поворотом погрузочного желоба выпускной трубы в диапазоне 200°. Отличительной особенностью снегоочистителя СП-010 является отсутствие ротора и шнека. Их функции выполняет вал с лопатками, вращающийся с большой скоростью внутри короба, который измельчает снежную массу и скол льда до однородного состояния, прессует ее и выбрасывает в выпускную трубу. Подача уплотненного снега обеспечивает более рациональное использование объема кузова самосвала, чем при погрузке ковшом.
Несмотря на все усилия, эксплуатация автодорог в зимнее время продолжает оставаться серьезной проблемой. Невыполнение регламентных работ по борьбе со снегом может привести к полному транспортному коллапсу в течение нескольких часов. Насколько удачно сложится зима для жителей городов, зависит не только от капризов погоды, но и от способности подрядных организаций в случае обильного снегопада правильно организовать выполнение круглосуточных работ по зимнему содержанию автомобильных дорог.