Х конференция HEAVY RUSSIA 2018: итоги десятилетия

15–16 ноября в Москве прошла X ежегодная международная конференция HEAVY RUSSIA 2018, посвященная логистике крупногабаритных тяжеловесных грузов в России, странах СНГ и дальнего зарубежья. В конференции традиционно приняли участие партнеры нашего издания – компании Goldhofer AG и ее представительство в России и СНГ ООО ЦСТ «ТрансЛифтТехника»; ООО «ТИИС», представительство Scheuerle, Nicolas, Kamag; Nooteboom Trailers B.V.; ООО «Тверьстроймаш»; ООО «ПиК-Транспорт».

В ходе конференции Алексей Чаликов, директор компании Heavy World Events & Media, презентовал свою вторую книгу «Команда Хевирашкина 2: приключения Руно и Арлеты», предназначенную для детей дошкольного возраста. В книге в простой, доступной и занимательной форме продолжается знакомство с такими аспектами человеческой деятельности, как перевозка больших, тяжелых грузов различными видами транспорта.

На десятую, практически юбилейную, конференцию прибыли 345 человек из 15 стан мира. К сожалению, в их числе не было Константина Сергеевича Угарова, директора ФКУ «Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства». Все мы помним его острые и аргументированные выступления на прошлых мероприятиях.

Марат Яруллин, директор департамента продаж и развития проектов транспортной группы FESCO

Первую сессию открыл доклад Марата Яруллина, директора департамента продаж и развития проектов транспортной группы FESCO, представителя главного спонсора конференции, который начал с подведения некоторых итогов, достигнутых отраслью за последние 10 лет. Прежде всего это масштабная модернизация нефтегазовой отрасли – модернизация и строительство новых НПЗ и объектов нефтехимии, разработка новых месторождений нефти и газа, строительство трубопроводов и терминалов. Металлургические предприятия, связанные с поставкой труб большого диаметра, наращивали производственные мощности.

Слева направо: Денис Никитин, ООО ЦСТ «ТрансЛифтТехника», Раймунд Лёхле, Goldhofer Aktiengesellschaft, Евгений Дёмин, ООО ЦСТ «ТрансЛифтТехника»

Масштабную модернизацию проводят и в энергетике. Шла модернизация основных ГРЭС, электростанций государственного значения в европейской части и на Дальнем Востоке. Модернизация шла по западному принципу, который заложил А.Б. Чубайс, наш лидер энергетического рынка и пионер ветроэнергетики. Добыча полезных ископаемых достигла беспрецедентных размеров, и наш президент В.В. Путин ставит перед отраслью задачу в разы увеличить добычу в ближайшие годы. Положительные тенденции наметились в судостроении и автомобилестроении. Намного большего достигли в строительстве инфраструктуры – дорог и мостов. Заработали проекты, связанные с Северным морским путем (СМП). Оживилась Арктика, улучшилась связь с Норильском, ведутся масштабные проекты на Ямале.

Вторая книга «Команда Хевирашкина 2: приключения Руно и Арлеты»

Существенное и многостороннее влияние оказывают экономические санкции США и Евросоюза. Так, крупные западные, в основном европейские, компании сворачивают деятельность в России, освобождая место для российских и американских. Транспортные компании, которые раньше занимались только морскими перевозками, начали развивать инженерные подразделения, покупать соответствующее оборудование и предлагать комплексные транспортно-инженерные услуги, расширяя таким образом свой бизнес.

У наших соседей идет активная деятельность. Так, в Казахстане наблюдался бурный рост, затем возникло некоторое замедление, сейчас опять небольшой рост. В Узбекистане возникла новая волна в энергетике, нефтегазовой и даже в атомной индустрии, но пока в республике не пройдут выборы, прежде­временно говорить что-то определенное. В Туркменистане избыток газа, что сильно влияет на проекты, и мы слышим новости, что Россия с января 2019 г. планирует покупать газ, это положительно скажется на политическом климате в регионе. Белоруссия строит свою атомную станцию, модернизирует химические предприятия, НПЗ.

Марат Яруллин обозначил тенденции следующих пяти лет. Это тренд на север и северо-восток страны и развитие там крупных проектов. СМП даст возможность развиваться проектам как в нефтегазовой отрасли, в первую очередь проекту СПГ на Ямале, так и другим добывающим предприятиям – угольным и рудным, которые стремятся расширить свои возможности по добыче. Это развитие проектов по перегрузке СПГ в Мурманске и Петропавловске-Камчатском. На Дальнем Востоке строят много химических предприятий – Амурский ГПЗ и целый куст химических предприятий вокруг газопровода «Сила Сибири», которые сместят акценты на Дальний Восток.

Альбин Радке, ООО «ТИИС» представительство Scheuerle, Nicolas, Kamag

В целом проекты стали сложнее в инженерном отношении. Компании, управляющие проектами и бюджетами, дают гарантию, что бюджет будет выполнен «под ключ» и в оговоренные сроки. Идет цифровая модернизация. Цифровые технологии позволяют строить модели в компьютере и с их помощью предотвращать ошибки в реальности. Вместе с тем мы испытываем ограниченный доступ к современной технике, связанный с санкциями и девальвацией рубля, что вкупе с ограничением доступа к финансовым ресурсам требует искать новые модели сотрудничества без инвестиций.

В ближайшие пять лет нас будет сопровождать ряд серьезных рисков, а именно облеченные в санкции торговые войны между США и КНР, между США и Евросоюзом, а также поддерживаемые США и НАТО вооруженные конфликты на Ближнем Востоке, которые отодвигают связанные с этими регионами проекты. Плюс к этому страх европейских партнеров перед американскими санкциями и их пассивность или даже уход с нашего рынка. Климатические риски связаны с ограничением работы зимников из-за потепления климата.

Представители ООО «ПиК-Транспорт» слева направо: Юрий Стоянчук и Константин Воронцов

Амурский ГПЗ

С интересным докладом выступил Вячеслав Фёдоров, руководитель направления «Транспортировка негабаритных грузов водными видами транспорта» АО «НИПИГАЗ». Он рассказал о реализации проекта строительства Амурского ГПЗ (газоперерабатывающего завода) ведущим российским ЕРС-подрядчиком ПО «НИПИГАЗ».

Объект – Амурский ГПЗ – строится в Свободненском районе Амурской области на реке Зее, притоке Амура. Завод станет одним из крупнейших в мире и самым большим в России производством по переработке газа. Площадь предприятия около 800 га.

Завод необходим для переработки – разделения и очистки – многокомпонентного газа, поступающего по газопроводу «Сила Сибири» с Якутского и Иркутского центров газодобычи, создаваемых ПАО «Газпром» в рамках реализации Восточной газовой программы. По замыслу производственная мощность завода достигнет 42 млрд м3 метана, а также 60 млн м3 гелия, 1 млн т пропана, 0,5 млн т бутана и 0,2 млн т пентан-гексановой фракции в год. Очищенный метан будут экспортировать в Китай.

Сергей Боченков(справа), генеральный директор ООО «Тверьстроймаш»

Проект строительства стартовал в 2015 г. НИПИГАЗ оказывает полный комплекс услуг по сопровождению объекта: подготовка рабочей документации, поставка оборудования и материалов, выполнение строительно-монтажных работ, передача завода ООО «Газпром переработка Благовещенск» в состоянии механической готовности. По состоянию на сентябрь 2018 г. проект выполнен на 21%.

Строительство такого предприятия подразумевает поставку большого количества технологического оборудования, в том числе тяжеловесов и негабаритов. В течение навигации 2018 г. на строительную площадку АГПЗ доставили 79 единиц крупногабаритных тяжеловесных грузов (КТГ) общим объемом 62 000 фрахтовых тонн, из которых 27 единиц весом от 100 до 862 т каждая. Самая большая колонна – деметанизатор длиной 88 м при диаметре 8 м и массе 831 т. Вторая – колонна удаления азота массой 862 т. Ее погрузка на судно выполнялась тремя кранами.

Оборудование доставлялось морем, для чего были зафрахтованы 4 крановых судна дедвейтом 12 000 т: два из Европы и два из Южной Кореи, оборудованные тремя судовыми кранами – два по 700 т и один 350 т. Оборудование отгружалось из портов Бремен, Антверпен, Авилес и Масан. Для перевалки КТГ на баржи был выбран ближайший к Амуру морской порт Де-Кастри. Порт не позволяет принимать такие крупные суда, поэтому приняли решение перегружаться на рейде.

Слева направо: Олеся Гоммерс, компания Nooteboom, и Оксана Бурда, компания Transconsult

Первым прибыло судно с колонным оборудованием из Южной Кореи. Самую большую сложность представляла перегрузка деметанизатора – мало того, что на рейде, так тремя кранами одновременно, что требовало синхронных действий крановщиков.

От Ди-Кастри баржи следовали до причала АГПЗ на реке Зея. Маршрут протяженностью 2464 км преодолевали за 20–22 суток с учетом дозаправки в пути. В течение навигации 2018 г. выполнили 14 барже-рейсов с КТГ по маршруту Де-Кастри – причал АГПЗ. Наиболее сложный для прохождения барж участок – 212 км по реке Зее, характерной сильным течением, заиливанием, частым изменением уровня воды и изменчивым руслом. Двигаться можно только в светлое время в условиях хорошей видимости, а течение настолько сильное, что на подходе к г. Свободному скорость баржи достигала всего трех узлов.

Подготовка к проекту потребовала дополнительных усилий из-за дефицита буксиров и барж с осадкой 1 м при загрузке до 1000 т. Потребовалась модернизация имевшегося флота и строительство новых 19 единиц: 4 буксиров класса река-море, 4 мелкосидящих речных буксиров для буксировки барж по реке Зея, 7 барж и 4 понтонов. Весь флот был построен, мобилизован и введен в эксплуатацию менее чем за год.

Ведущий конференции Юрий Таманцев

Также провели дноуглубительные работы на реке Зея, согласовали сброс воды Зейской ГРЭС для подъема уровня в период прохода дноуглубительной техники и барже-буксирных составов.

Для перевалки тяжеловесного и негабаритного оборудования с барж на 212-м километре реки Зея построили специализированный причал. На причале установлены гусеничные краны грузоподъемностью 1350 и 750 т. Причал соединен со строительной площадкой дорогой протяженностью 24 км. Доставленное на площадку оборудование сразу же поступало в монтаж.

В навигационное окно 2019  г. морским транспортом запланировано к доставке 108 единиц тяжеловесного и негабаритного оборудования общим объемом около 100 тыс. фрахтовых тонн. Будут задействованы два порта перевалки – Советская Гавань и Де-Кастри, которые ожидают пять морских судов-хэвилифтеров дедвейтом 12–20 тыс. т. На причале АГПЗ ожидается 21 барже-буксирный состав.

«Ложи блещут»

Ветрогенераторы в Тикси

О реализации проекта ВЭУ в Тикси рассказал Кирилл Сорокин, генеральный директор компании «СпецСтройМаш», которая выполнила полный комплекс работ – доставку, монтаж и запуск ветрогенераторов в эксплуатацию.

Речь идет о трех экспериментальных ВЭУ, разработанных и произведенных японской компанией Komaihaltec Inc. Высота башен – 41,5 м, диаметр лопастей – 33 м. Оборудование выполнено в арктическом исполнении и адаптировано к работе в тяжелых природно-климатических условиях Заполярья. Так, у «ветряков» укороченные до 16 м лопасти, генераторы рассчитаны на эксплуатацию при температуре до –50 °С и штормовом ветре. Проектная мощность комплекса – 0,9 МВт. Общий вес «ветряков» составляет 238 т, вес специальной техники – 261 т.

Первая попытка поставить подобный комплекс в арктическом исполнении была предпринята еще в 2005 г. Однако в 2014 г. эти установки вышли из строя. В новом комплексе учтены ошибки прошлого. 7 ноября 2018 г. произведен торжественный пуск этого ветроэнергетического комплекса.

С точки зрения веса и габаритов проект не самый выдающийся. Вес каждой лопасти составлял порядка 5 т, длина 16 м, вес самого тяжелого места – гондолы – 18 т, высота подъема 55 м. Особенность проекта в том, что доставка и монтаж должны быть выполнены в течение короткой навигации, и в том, что грузоподъемные механизмы и оборудование для монтажа нужно было везти с собой.

Кирилл Сорокин, генеральный  директор компании  «СпецСтройМаш»

Проект делился на три основные части.

  1. Выгрузка компонентов в порту Владивосток, таможенные процедуры и доставка до Якутска автомобильным транспортом.
  2. Погрузка компонентов ВЭУ, а также монтажно-транспортного и грузоподъемного оборудования на два судна в порту Якутска и доставка речным путем в порт Тикси.
  3. Выгрузка в порту Тикси, доставка к месту монтажа, сборка и монтаж.

Растаможивание выполнили в течение трех дней по ставке 0% и НДС 0%. Доставка до Якутска выполнена на 18 автопоездах, протяженность маршрута – 3100 км. До Тикси грузы – компоненты и краны – везли на двух судах. Монтаж каждого ВЭУ составил четыре дня на заранее подготовленные фундаменты. Монтаж вели, когда не было ветра. Приходилось ждать по три-четыре дня. Проект был выполнен за четыре месяца, и успели эвакуироваться до окончания навигации.

Население Тикси – 1200 человек. Проект для поселка социально значим, так как мощность ветрокомплекса составляет 900 кВт, что позволяет экономить до 50 т дизтоплива в течение года. Если все пойдет успешно, то корпорация «РусГидро» планирует поставить подобные ВЭУ на протяжении всех северных границ РФ, снизив потребность в традиционных видах топлива.

Состоялся розыгрыш бесплатного участия в конференциях 2019 г.

Таким образом, в стране реализуют крупные проекты, отрасль перевозок КТГ развивается, набирается опыта. В заключение хотелось бы привести предложение Марата Яруллина больше общаться и делиться информацией, чтобы успешнее справиться со стоящими перед нами проблемами.