Полноприводный cамосвал Mercedes-Benz Actros 3341AK
Товар, востребованный и в кризис

Самосвалы и самосвальные полуприцепы

Российский рынок самосвалов и самосвальных прицепов насыщают сегодня в значительной степени отечественные производители, а также многочисленные импортные поставщики. Возникшая непростая экономическая ситуация в стране, безусловно, крайне отрицательно отразилась на автопроме в целом и на рынке самосвалов в частности. Сократился выпуск этих машин в стране, девальвация рубля привела к резкому падению объемов импорта. И все же рынок самосвалов жив, на нем остаются компании, уверенные в своих силах, и о них пойдет речь в статье.

Самосвалы Scania в России давно и надолго

Достаточно уверенно ощущает себя на наших просторах шведская компания Scania. В 2018 г. Scania будет отмечать 20-летие успешной деятельности своего официального дистрибьютора в России, который контролирует сегодня более полусотни сервисных станций и дилерских центров по всей стране.

По итогам 2015 г. Scania продолжает, как и в 2013–2014 гг., лидировать на российском рынке новых грузовых автомобилей полной массой свыше 16 т среди европейских производителей, с рекордной долей рынка в 30,9%. За 12 месяцев прошлого года компанией было реализовано 2437 единиц техники Scania, значительная часть которой является самосвалами.

На российском рынке компания реализует 8 моделей строительных самосвалов (не считая карьерных, для перевозки угля и скальных пород), оснащенных прямоугольными кузовами, вместимостью 12, 15, 16 и 20 м3. Прочность кузова не вызывает сомнений, поскольку пол кузова изготавливается из 8-мм листовой шведской стали Hardox/ Raex 450, а для бортов используются листы стали Strenx (Domex/ Optim 700) толщиной 6 мм.

Для максимального облегчения процесса полной выгрузки кузова в механизме подъема кузова используется гидравлика Hyva, поднимающая кузов на угол 51–58° в зависимости от модели! Для предотвращения смерзания сыпучих грузов все кузова Scania оборудованы системой подогрева дна и бортов выхлопными газами.

На последней выставке «Комтранс» компания представила новейший самосвал P400 CB6x6EHZ на односкатной ошиновке, рассчитанный на эффективную транспортировку грунта, легких вскрышных пород, земли, глины и песка в условиях бездорожья. Полноприводное шасси, по утверждению производителя, позволяет доставить груз массой до 21 т туда, куда другие самосвалы проехать просто не смогут. Самосвал комплектуется 6-цилиндровым «дизелем» DC 13 103 Euro 4 мощностью 294  кВт.

В модельном ряду Scania также имеется два интересных строительных самосвала. Это G440 CB6x6EHZ на двускатной ошиновке с колесами 325/95 R24, что дает отличную проходимость и г/п до 26 т при кузове объемом 16 м3. Самосвал оснащается мощным двигателем DC13 102 Euro 4, 440 л.с. (324 кВт).

Стоит отметить также другую модель самосвала конфигурации 6x4, которая у Scania появилась не так давно: это «входная» модель P360 CB6x4HHZ с кузовом 12 м3. Данный самосвал имеет базовое оснащение и меньшую стоимость, более легкие оси и заднюю тележку, кузов меньшей кубатуры – 12 м3 и толщину пола и стенок 6 и 4 мм соответственно, что делает его облегченным и обеспечивает лучшее прохождение весового контроля.

Но все же большая часть самосвалов реализуется по складской программе «Скания-Русь», а самосвалы (это 3- и 4-осные самосвалы г/п до 32 т и GTW до 48 т) являются продукцией завода «Скания-Питер», действующего с 2010 г. в Петербурге.

Самосвал Scania P400 CB6x6EHZ рассчитан на транспортировку 16 м3 грунта, земли, глины и песка в условиях бездорожья

Scania уделяет большое внимание модернизации своей техники как с технической точки зрения, так и удобству пребывания водителя на рабочем месте, поэтому в обновленом модельном ряду питерских самосвалов (с мая 2016 г.) потребители смогут оценить просторную кабину с комфортным местом для отдыха. Увеличенный бак для горючего на 500 л, передаточное число главной передачи, обеспечивающее экономию топлива на высоких скоростях, Traction Control и другие важные положительные изменения.

Российские заказчики могут в минимальные сроки приобрести самосвалы в дилерской сети Scania, получив качественный европейский продукт по оптимальной цене. Завод «Скания-Питер» в настоящее время переводят на новую территорию, и в дальнейшем он будет действовать, условно говоря, «под одной крышей» с заводом MAN в Петербурге. Так было решено их общим владельцем – группой Volkswagen. Начало сборки самосвалов на новых площадях намечено уже на май 2016 г.

Mercedes: преимущества бренда очевидны

Как показывает практика, экономические сложности настоящего периода в стране не на всех отражаются в одинаковой степени. Вот ООО «Даймлер Камаз Рус», генеральный импортер грузовой и специальной техники Mercedes-Benz на территории России, чувствует себя вполне комфортно. Грузовому подразделению Daimler Trucks удалось повысить мировые продажи до более чем 500 000 ед. транспортных средств в 2015 г. «Приблизительно раз в пять лет наблюдается рост рынка в соответствии с циклом обновления парка клиентов. По нашим оценкам, 2015–2016 гг. с минимальными объемами могут являться «дном», и соответственно уже с конца 2016-го и далее в 2017–2018 гг. мы сможем наблюдать значительное увеличение объ­ема рынка. Настанет новый цикл обновления парка грузовых автомобилей», – так оценила ситуацию с российским рынком грузовиков финансовый директор ООО «ДК Рус» О. Карахова в интервью в феврале 2016 г. на Форуме автомобилестроения в Казани.

Длинные межсервисные интервалы, относительно недорогое, но очень качественное и хорошо организованное обслуживание и ремонт, а также высокая остаточная стоимость на вторичном рынке – вот те аргументы, которые прежде всего привлекают покупателя при выборе самосвала Mercedes. Но также, безусловно, самосвалы Mercedes – это высокая рама, отличная проходимость, максимальная защищенность важнейших узлов, которые можно повредить на бездорожье. В морозы самосвалы легко заводятся даже при использовании не всегда качественной солярки. Трансмиссии машин не перегреваются, поскольку КП оснащены дополнительным охлаждением. Внедрение электронно-пневматической системы переключения передач Telligent упрощает управление автомобилем, увеличивает ресурс КП, ведь система предотвращает включение передачи, не соответствующей режиму. Система бортовой диагностики Telligent анализирует все аспекты работы двигателя и выводит на дисплей дату проведения ТО.

Полноприводный cамосвал Mercedes-Benz Actros 3341AK

Новые самосвалы Hitachi будут работать в России

Компания Hitachi Construction Machinery Eurasia Sales (HCRS), дочерняя компания Hitachi Construction Machinery Co., Ltd в России, поставляет на российский рынок различную строительную технику. Сегодня японская компания заявляет, что не рассчитывает на рост продаж своих самосвалов в России в ближайшее время, поскольку отмечает слабый рост спроса на строительную и горную технику в целом. Однако, как сказал в одном из интервью президент HCM Ю. Цудзимото: «В России потребность в инфраструктуре сохранится, несмотря на краткосрочные колебания. Это и разработка ресурсов, и строительство железных дорог, энергетических объектов, где будет требоваться дорожная техника. Поэтому мы верим в рост».

И надо заметить, компания Hitachi оптимизма не теряет. Сегодня она, в преддверии будущего подъема спроса на свою технику в России, предлагает пять моделей самосвалов новой серии. Самый легкий самосвал серии Hitachi EH1100-5 обладает г/п 63  т. А самый массивный, рассчитанный на транспортировку грузов массой до 296 т, – EH5000АС-3.

Кроме этих моделей в новой серии Hitachi имеется самосвал мод. EH3500АС-3, транспортирующий за одну ходку до 178 т сыпучих строительных материалов, мод. EH4000АС-3, перевозящая до 221 т груза, а также выпущенный ранее EH1700-3 г/п 95,2 т. Все модели могут по желанию заказчика комплектоваться либо двигателем Cummins, либо аналогичным по мощности дизельным двигателем MTU. Оба двигателя соответствуют стандарту Tier 2/ Stage 2. Во всех машинах применяется запатентованная независимая передняя подвеска ACCU-TRAC, которая обеспечивает высокую маневренность самосвалов и плавность хода даже на относительно высокой скорости.

Hitachi EH4000AC-3

Модели самосвалов с жесткой рамой EH3500AC-3 и EH4000AC-3 оснащены системой тягового электропривода переменного тока, которая разработана на базе технологий Hitachi Group. Система привода обеспечивает оптимальное, точно выверенное значение мощности, необходимое для стабильной и быстрой работы каждого тягового электродвигателя, независимо от того, трогается ли машина с места, движется ли она на подъем или выполняет поворот, причем систему электропривода в Hitachi усовершенствовали, добавив в нее различные датчики, которые отслеживают условия движения машины.

Система управления приводом Hitachi с большой точностью действует за счет снижения проскальзывания колес при разгоне и предотвращения их блокировки при торможении, а также за счет устранения раскачивания шасси в продольном направлении и скольжения шин при прохождении поворотов. Стабильные ходовые характеристики, обеспечиваемые системой управления приводом, повышают производительность.

Для всех моделей самосвалов Hitachi характерно высокое удобство эксплуатации: водитель удобно сидит в кресле, на приборной панели установлен цветной монитор. Система контроля, действующая на всех самосвалах Hitachi, выводит на дисплей в кабину водителя диагностические данные, получаемые с датчиков всех бортовых систем и агрегатов, включая главный привод и тяговый электропривод переменного тока.

Для работы у самосвалов новой серии характерными качествами являются высокая надежность, безопасность работ, продуманное удобство обслуживания и взаимозаменяемость стандартных компонентов.

Экскаватор Hitachi EX5500 и самосвал Hitachi EH4000AC-3

На российском рынке компания Volvo давно уже «своя»

Компания Volvo имеет давние связи с Россией, первые закупки тягачей Volvo относятся к 1973 г. В расцвет сотрудничества в 2007 г. каждый четвертый грузовик на дорогах РФ имел марку Volvo. Сегодня компания также активно работает на рынке России и предлагает семь моделей самосвалов на шасси Volvo FM и FMX с колесной формулой шасси 6x4, 8x4, 6x6 и 10x4.

Безусловно, нынешняя экономическая ситуация в России вносит свои коррективы и меняет некоторые ранее намеченные планы Volvo Truck. Тем не менее это не помешало инженерам компании внедрить в 2015 г. ряд революционных конструкторских решений и повысить конкурентные преимущества самосвалов Volvo.

В 2010 г. начался выпуск грузовиков Volvo FMX, но уже через три года модель была существенно доработана и оснащена инновационной системой динамического рулевого управления Volvo Dynamic Steering. В прошлом году конструкторы Volvo Truck внедрили целый ряд решений, повышающих еще больше конкурентоспособность самосвалов Volvo.

Учитывая возникший сегодня повышенный спрос на самосвалы большой грузоподъемности, специалисты Volvo Truck разработали и запустили в серийное производство 5-осные самосвалы с колесными формулами 10x4 и 10x6. Две передние оси машин рассчитаны на нагрузку до 20 т, а три задние выдерживают до 36 т. Причем передние оси используются сдвоенные, повышенной грузоподъемности, что особенно важно при транспортировке тяжелых сыпучих грузов.

Volvo

Для защиты кабины от столкновений с дорожными препятствиями в моделях Volvo FMX и FH начали устанавливать специальный, вынесенный на 132 мм вперед и отштампованный из 3-мм стали бампер. Вместе с бампером самосвал оснащают чугунным буксировочным устройством, способным выдержать тяговое усилие в 36 т.

Конструкторы компании разработали для шасси Volvo FMX заднюю пневматическую подвеску в комбинации с ведущим передним мостом. Пневматическая подвеска дает возможность поддерживать дорожный просвет не менее 300 мм при транспортировке груза любой допустимой массы. При этом водитель получает возможность комфортно вести даже полноприводный самосвал, и ходовая часть изнашивается меньше, чем при использовании рессорной подвески.

Очень эффективно действует система автоматического подключения переднего ведущего моста Volvo Trucks Automatic Traction Control. Система предотвращает застревание самосвала на бездорожье, упрощает управление самосвалом.

Еще одна новая система – система динамического рулевого управления Volvo для сдвоенных передних осей – заметно облегчает водительский труд, позволяет экономить его силы, облегчая маневрирование в условиях ограниченного пространства, особенно при перевозке тяжелых грузов.

Востребованным решением у тех, кто заинтересован в экономичной эксплуатации самосвалов Volvo, является установка механизма подъема заднего ведущего моста в двухосной тележке Tandem Axle Lift. Эта система дает возможность отключать и поднимать задний ведущий мост при езде самосвала без груза. Внедрение Tandem Axle Lift сокращает до 5% расход топлива, уменьшает радиус поворота самосвала, улучшает сцепление остальных шин с дорогой.

Значительно облегчает езду, а именно трогание на подъемах и спуск с грузом по крутым склонам, внедрение электронной тормозной системы для барабанных тормозов, разработанной в Volvo. Эта система координирует работу моторного тормоза и замедлителя, что существенно повышает безопасность движения автомобиля.

Volvo

FAW продолжает движение вперед

В 1953 г. первая в Китае «Автомобильная корпорация» зарегистрировала свое название: First Automobile Works (FAW). А вскоре появился и первый автозавод FAW, который дал мощный толчок началу развития автоиндустрии в Китае.

В 2007 г. FAW образовала в Москве дочернее предприятие ООО «ФАВ – Восточная Европа». Сегодня FAW предлагает российским потребителям самосвалы с колесными формулами 6х4, 8х4, г/п от 15 до 45 т. В Россию самосвалы FAW поставляются только собранные в Китае, оснащаются прямоугольными кузовами с задней выгрузкой вместимостью от 12 до 23 м3. На самосвалах FAW установлен 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель с системой впрыска топлива Common Rail компании Bosch мощностью 257 кВт. А «плавающая» кабина (J6) предоставляет отличный обзор и комфортные условия работы для водителя, облегчает управление самосвалом как на строительных площадках, так и на улицах города. Китайская компания, разрабатывая свои самосвалы, ориентировалась на строительный сегмент и работу в карьерах.

В 2015 г. компания FAW заняла первое место по продажам среди всех китайских брендов, сейчас у FAW большая развитая дилерская сеть, хорошая ценовая политика и большой склад автомобилей, именно это позволяет компании чувствовать себя на российском рынке более чем уверенно.

Самосвалы FAW CA 3250 и FAW CA 3310 пользуются большим спросом у потребителейFAW CA 3310 (8x4) – лучший выбор в своем сегменте

Кризис как стимул для  развития

Не собираются уступать своих позиций и «Носороги» от ЧМЗАП. Предприятие выпускает 10 товарных групп прицепной техники, и самосвальные п/прицепы с кузовом Half-pipe хорошо знакомы отечественным транспортникам и оцениваются ими положительно.

Более десятка моделей п/прицепов с задней выгрузкой из серии «Носорог» г/п от 20 до 50 т и вместимостью от 22,6 до 40 м3 предлагаются покупателям в различных комплектациях.

«Носороги» производятся как с рессорной, так и с пневматической подвеской, в ходовой части покупателям предлагаются оси производства ЧМЗАП. Собственное осевое производство является одним из преимуществ завода перед конкурентами. Колесные оси ЧМЗАП изготавливаются из качественного российского металла, проходят специальную термообработку. Максимальная допустимая нагрузка на ось достигает 24 т, это значительно выше тех характеристик, которые декларируют европейские аналоги. Однако для покупателей, предпочитающих оси зарубежных известных брендов, предусмотрена возможность комплектации импортными осями.

Полуприцеп-самосвал ЧМЗАП 9520-030-Б с объемом кузова 40 м3, г/п – 41 т. Полуприцеп-самосвал ЧМЗАП 9520-030-Э с объемом кузова 31 м3, г/п – 41 т

Спад не повлиял на деловую активность калининградской компании Grünwald, скорее наоборот. Для сохранения своей рыночной доли в сегменте самосвальных полуприцепов, которую компания оценивает в 30%, покупателям была предложена новая модель легкого самосвального полуприцепа с кузовом вместимостью 22 м3. При разрешенной полной массе в 38 000 кг номинальная г/п новой модели составляет 31 500 кг, а собственная масса не превышает 6500 кг. Кузов изготавливается из российской стали марки 09Г2С и сваривается из трех частей внахлест. В комплектацию входят осевой агрегат европейского производства в исполнении Heavy Duty, пневмоподвеска и система телематики. А на выставке «СТТ-2015» внимание посетителей привлек впервые продемонстрированный транспортному сообществу тяжелый 4-осный самосвальный полуприцеп Grünwald system Langendorf для перево­зок по технологическим дорогам с полукруглым стальным кузовом объемом 38 м3. В конструкции полуприцепа использованы устройство подъема двух передних осей, управляемое из кабины водителя, индикатор наклона пола и уловители кузова. При собственной массе в 10,5 т полуприцеп способен перевозить груз массой до 52 т (в комплектации с 12-тонными осями). Компания Grünwald также планирует, несмотря на рецессию в экономике страны, к концу 2016 г. выйти на рынок самосвальных полуприцепов с алюминиевыми кузовами. В производстве планируется использовать преимущественно российский металл.

Полуприцеп-самосвал ЧМЗАП 9520-022-Э1 с объемом кузова 31 м[sup]3[/sup], г/п – 30 т

На фоне резкого экономического спада эксперты оценивают падение отечественного рынка новых полуприцепов в 60%. В то же время участники рынка осознают, что сегодня появляется шанс укрепиться на занятых позициях и отвоевать новые.

Эту тенденцию подтверждают действия компании «Тверьстроймаш». В прошлом году предприятие начало серийное производство самосвальных п/прицепов – нового для компании вида продукции. Были выбраны наиболее популярные на нашем рынке 3-осные п/прицепы. Серия Tipper представлена двумя моделями: 99393Т-31 и 99393Т-34. Вместимость кузова мод. 99393Т-31 – 31 м3, г/п – 29,2 т. В мод. 99393Т-34 за счет увеличенной высоты бортов вместимость выше – 34 м3, но полезная г/п ниже – 29 т. Самосвальный полукруглый кузов Half-pipe изготавливается из стали 09Г2С толщиной 6/ 8 мм (борт/ днище), но покупатель может заказать и вариант из шведской стали Hardox  450. В этом случае толщина листов уменьшается до 5/ 7 мм и соответственно увеличивается полезная грузоподъемность.

Серия Tipper представлена самосвальными полуприцепами с объемом кузова 22; 24; 31 и 34 м[sup]3[/sup]

При создании серии были учтены проблемы, характерные для эксплуатации в наших условиях: рама, кузов, ходовая часть были в необходимой степени усилены. Форма Half-pipe оптимальна при транспортировке сыпучих грузов, особенно в зимний период, когда проблема примерзания груза к кузову может осложнить работу водителя. Конструкцией предусмотрена система обогрева кузова выхлопными газами тягача. Подобные системы распространены в европейских самосвалах, а теперь появляются и в наших п/прицепах. Водитель подключает обогрев простым перемещением заслонки на патрубке выхлопной трубы тягача, и горячие отработанные газы направляются по специальным каналам в кузове в «кормовую» его часть, где и выходят в атмосферу. Проходя по каналам в кузове, газы подогревают дно и часть стенок полукруглой конструкции.

Традиционно для компании «Тверьстроймаш» в ходовой части используются пневмоподвеска и оси SAF, барабанные тормоза задействованы в усиленном исполнении. Тормозные системы с EBS поставляет компания Wabco. Электронная регулировка пневмоподвески предусматривает автоматическое опускание рамы при подъеме кузова, но эту функцию можно отключить вручную. Для подъема кузова на угол в 45° установлен мощный надежный гидроцилиндр Hyva/ Penta. «Тверьстроймаш» предоставляет годовую гарантию на п/прицеп в целом и трехлетнюю – на осевой агрегат без ограничения пробега.

Серия Tipper представлена самосвальными полуприцепами с объемом кузова 22; 24; 31 и 34 м[sup]3[/sup]
 

Итак, спрос на рынке самосвалов замер, но опытные участники уверены: рынок скоро оживет, и тогда в выигрыше будет тот, кто готовился к подъему спроса заранее.

компании из статьи
Тверьстроймаш
Автомобильные полуприцепы, прицепы
www.tverstroymash.ru
компании по теме статьи
компании из статьи
Тверьстроймаш
Автомобильные полуприцепы, прицепы
www.tverstroymash.ru
компании по теме статьи