Автотяжеловозы-универсалы

Как перевозят тяжелые и негабаритные грузы на производственных площадках

Д. Филимонов
Организация внутренней логистики на производстве одна из самых сложных и ответственных задач руководителей промышленных предприятий. Намного сложнее организовать логистику сверхтяжелых или негабаритных грузов, таких как ковши с жидкой сталью или чугунные слябы общим весом до 350 т на металлургических заводах, готовые изделия энергетического машиностроения типа турбин и парогенераторов весом до 400 т, секции судов и ледоколов весом до 1300 т на судостроительных заводах. Для быстрой и безопасной перевозки таких тяжелых грузов на промышленных предприятиях машиностроителями Германии в 1970-х гг. была создана технология тяжеловозов-универсалов. Одними из первых производителей такой техники стали заводы юга Германии Scheuerle и Kamag. Каковы же основные характеристики и преимущества этой техники?

Тяжеловозы, о которых пойдет речь в этой статье, автотранспортное средство. Есть и железнодорожные тяжеловозы, но они не так функциональны, как автотехника, и как правило, дороже в общей стоимости владения.

Автотяжеловозам для работы необходимо крепкое дорожное покрытие и достаточно места для поворотов на пути следования. При работе в две смены два водителя вполне справятся с полноценной эксплуатацией машины.

В различных отраслях промышленности автотяжеловозы известны под разными названиями: например, моноблоки, индустриальные транспортеры, или самоходные платформы. Также встречаются названия по виду перевозимого груза: автосталевозы, автобадьевозы, ломовозы, транспортеры контейнеров. Вне зависимости от названия все эти тяжеловозы представляют собой самоходные автотранспортные средства с встроенным дизельным двигателем мощностью до 650 л.с., гидравлической подвеской, разнонаправленным рулением, качающимися колесными осями и сверхпрочной стальной несущей рамой. Тяжеловозы могут преодолевать уклон дороги до 15%, а гидростатический привод мотора позволяет двигаться с грузом на скорости до 15 км/ч.

Некоторые промышленные предприятия были изначально спроектированы под применение исключительно автотранспорта (без ж/д полотна) для внутренней логистики, такие как Оскольский электрометаллургический комбинат в 1984 г. или Белорусский металлургический завод в 1986 г. На этих предприятиях были в полной мере испытаны достоинства автотяжеловозов.

Основное преимущество тяжеловозов – высокая грузоподъемность. Один тяжеловоз-универсал может поднимать и перевозить грузы весом до 1300 т. При этом груз при перевозке не должен быть поврежден, а нагрузка на само транспортное средство всегда распределяется равномерно по всем колесным тележкам благодаря системе гидравлической подвески.

Тяжеловозы маневренны, так как для них не требуется специального дорожного полотна, а благодаря технологии электронного управления рулением колес они могут разворачиваться на месте. Автотяжеловозы могут работать в комбинации с другим подобным тяжеловозом для перевозки сверхтяжелого груза как в механической сцепке, так и на удалении друг от друга.

Этим транспортным средствам под силу перевезти любой тяжелый, негабаритный груз, и с этой точки зрения их можно назвать универсалами. Для фиксации груза и его надлежащей установки на платформе тяжеловоза необходимо использовать специальный грузовой поддон. Груз, хранящийся на таком поддоне, может быть разгружен или погружен универсалом самостоятельно без помощи крана. Тяжеловоз подъезжает под грузовой поддон, с помощью системы гидравлической подвески поднимает поддон вместе с грузом, перевозит в нужное место и разгружает таким же методом. Такие грузовые поддоны иначе называются кассетами, палетами или ложементами.

В случае насыпных грузов грузовой поддон также может быть и кузовом с самосвальным механизмом. В этом случае платформа универсала проектируется со встроенными гидравлическими цилиндрами для подъема и опрокидывания кузова. Съемный характер такого самосвального кузова позволяет экономить время и издержки на логистических операциях: вместо ожидания загрузки кранами или грейферами кузова с ломом универсал в это время может оставить съемную палету-кузов под загрузку и переместиться в другое место, например, для перевозки другого, уже загруженного кузова с ломом. По примеру работы некоторых металлургических предприятий их автоломовозы со съемными кузовами позволяют экономить издержки за простой величиной в 50% по сравнению с использованием обычных дорожных прицепов или самосвальных грузовиков. Таким образом, снижается общая себестоимость продукции.

С помощью крана различные грузы могут также размещаться непосредственно на платформе универсала (без поддона) и фиксироваться специальными стропами и держателями.

По желанию заказчика конструкция тяжеловозов может быть изменена для выполнения узкоспециализированной логистической задачи, например, для перевозки сталь-ковша с жидкой сталью с температурой до 1600 °С. Для этого платформа тяжеловоза покрывается специальной футеровкой – огнеупорным бетонным покрытием. В условиях ограничения габаритов транспортной техники по высоте тяжеловоз может быть спроектирован с опущенной центральной частью платформы.

Автотяжеловозы-универсалы просты в управлении, эксплуатации и обслуживании. Для полноценной работы тяжеловоза в одну рабочую смену и его обслуживания достаточно одного водителя. При поставке такой техники персонал компании-заказчика проходит надлежащее обучение по эксплуатации и обслуживанию, для того чтобы самостоятельно проводить периодический техосмотр и устранять незначительные неисправности.

Срок службы тяжеловозов практически не ограничен при надлежащей эксплуатации и своевременном техническом обслуживании. Известны случаи работы такой техники в течение тридцати лет. Во всем мире работает большое количество тяжеловозов-универсалов, которые успешно справляются со сложными задачами внутренней логистики на промышленных предприятиях.

компании из статьи
TII Group
SCHEUERLE, NICOLAS, KAMAG
www.tii-group.com
компании из статьи
TII Group
SCHEUERLE, NICOLAS, KAMAG
www.tii-group.com