19.01.2021

Российские производители грузовиков усиливают конкурентные преимущества

Какие преимущества российских производителей коммерческого транспорта позволяли им успешно конкурировать с зарубежными на протяжении 2020 года и что до сих пор сдерживает рост рынка электрических грузовых автомобилей в нашей стране, рассказал генеральный директор ООО «Соллерс Инжиниринг» Михаил Гурьянов.
С чем связано то, что российские автопроизводители достаточно успешно конкурируют с иностранными компаниями в сегменте коммерческого транспорта? Почему «КамАЗ» показывает хорошие результаты - его продажи оказались в плюсе по итогам 2020 года, в то время, как рынок грузовиков в целом сократился? Как вы оцениваете положение «ГАЗа»?

Продажи коммерческих автомобилей в большей степени ориентированы на корпоративных клиентов. При этом важную роль играют такие факторы, как совокупная стоимость владения, срок окупаемости, единый парк автомобилей и т.д. Также на рынке отмечается существенная доля государственных контрактов, регламентированных постановлением Правительства РФ №719 о закупке продукции, удовлетворяющей требованиям произведенной на территории Российской Федерации. Коммерческие автомобили «КамАЗ» и «ГАЗ» непрерывно модернизируются, в первую очередь путем замены «проблемных» узлов и агрегатов надежными компонентами. В условиях постоянного санкционного давления положение «ГАЗа» зависит от нестабильной модели поведения иностранных поставщиков в рамках совместного бизнеса. 

Какие удачные и не очень продукты и решения российских производителей коммерческих автомобилей за последнее время можно отметить? Что им позволяет держать заметную долю рынка?

Удачными решениями отечественных производителей являются заимствование у иностранных партнеров серийных узлов (например кабин), проведение экспериментов в перспективных направлениях развития автономности движения и в сфере применения систем помощи водителю, распространение телематических сервисов. Большая доля рынка, помимо прочего, обусловлена наличием развитой инфраструктуры рынка автосервиса и запчастей (в том числе в отдаленных городах и поселках). В среднесрочной перспективе положение российских производителей будет оставаться стабильным благодаря субсидированию утилизационного сбора и участию в государственных поставках.

Смогут ли российские производители занимать видные позиции в сфере электрического коммерческого транспорта? За счет чего?

На текущий момент в области развития электрической мобильности существует ряд проблем: нет развитой инфраструктуры, четкой и прозрачной государственной политики по налоговым и иным льготам, отсутствуют локальные производители компонентов (батарей, систем охлаждения и подогрева, электрических узлов, высоковольтных кабелей и разъемов). Решение этих вопросов возможно при условии стимулирования рынка электромобилей, выделения грантов на их разработку и исследования в сфере электромобильности, развития технологий управления, партнерства с новыми игроками (стартапами) на автомобильном рынке».