Рынок и производство с/х тракторов в России в 2015 г.

Начавшееся еще в предыдущие годы заметное падение объемов продаж сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов) на отечественном рынке, в основном из-за сокращения объемов производства тракторов большинством производителей, а также углубления кризисных явлений в экономике страны и введения санкций зарубежным странами, к сожалению, в 2015 г. продолжилось и еще больше усугубило негативную ситуацию в отечественном тракторостроении, о чем свидетельствуют материалы данной статьи.

Рынок тракторов в России в январе–декабре 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. заметно снизился с 44 188 до 26 852 шт. (на 39,2%), при этом существенно уменьшились объемы продаж тракторов практически всех наименований, в том числе отечественных с 3447 до 2610 шт. (на 24,3%); иномарок российской сборки с 2255 до 1473 шт. (на 34,7%); тракторов МТЗ российской сборки от 2574 до 2455 шт. (на 4,6%); иномарок импортных новых с 14 038 до 5814 шт. (на 58,6%); тракторов импортных из республик Беларусь и Казахстан с 18 248 до 11 709 шт. (на 35,8 %) (см. табл. 1).

Таблица 1. Структура российского рынка тракторов для с/х работ и лесного хозяйства в 2014–2015 гг.
Наименование Объем продаж, шт. Объем продаж, % Разница %
2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г.
Отечественные тракторы (включая мини-тракторы «Уралец») 3447 2610 7,8 9,7 -24,3
Иномарки российской сборки 2255 1473 5,1 5,5 -34,7
Тракторы МТЗ российской сборки 2574 2455 5,8 9,1 -4,6
Иномарки импортированные новые 14 038 5814 31,8 21,7 -58,6
Иномарки импортированные б/у 3626 2791 8,2 10,4 -23,0
Тракторы, импортированные из Беларуси и Казахстана 18 248 11 709 41,3 43,6 -35,8
Итого 44 188 26 852 100 100 -39,2

Более других уменьшились поставки на российский рынок иномарок российской сборки; иномарок импортированных новых, а также тракторов из Беларуси и Казахстана.

Если рассматривать выпуск тракторной техники заводами и предприятиями России, занимающимися производством тракторов, низкие объемы которого являются главной причиной значительного снижения объемов продаж тракторов на отечественном рынке, особенно в 2015 г., то следует отметить, что итоговые производственные показатели заводов в рассматриваемый период, в том числе предприятий – изготовителей отечественных тракторов, а также тракторов МТЗ, иномарок российской сборки, тракторов других производителей, несмотря на принимаемые целым рядом заинтересованных организаций меры, тем не менее продолжали ухудшаться.

Так, данные табл. 2 свидетельствуют о массовом (на 70% предприятий) снижении в 2015 г. выпуска тракторов, поставляемых на российский рынок.

Таблица 2. Изменение выпуска тракторов предприятиями России в 2015 г. в сопоставлении с данными 2014 г.
Предприятие-изготовитель Изменение выпуска тракторов в 2015/2014 гг., %
ООО «ВМТЗ», г. Владимир
ОАО «ТК ВгТЗ», г. Волгоград 52,7
ОАО «Промтрактор», г. Чебоксары 48,2
ЗАО «ПетТЗ», г. Санкт-Петербург 196,0
ЗАО «Агротехмаш», г. Тамбов 65,3
OOO «Спецстроймаш», г. Тихвин 221,1
ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец», г. Санкт-Петербург 120,0
ОАО «Ярославский завод «Стройтехника» 42,9
ОАО «НПК «Уралвагонзавод» 100
Сборка тракторов «Беларус»
ОАО «ПО Елабужский автозавод» 21,9
Торговый дом «МТЗ-ЕлАЗ» 65,2
ОАО «Нижнеломовский электромеханический завод»
ФГУП ПО «Старт им. М.В. Проценко» 77,8
ООО «Тракторный центр «Подшипникмаш», Краснодарский край 82,4
ОАО «САРЭКС» 38,2
ООО «Тульский механический завод»
ОАО «Смолспецтех»
ООО «Смолтра» 175,0
ОАО «Бузулукский механический завод» 49,1
ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» 462,4
ЗАО «Агротехснаб» 100,0
ЗАО «Шимановский машзавод «Кранспецбурмаш» 26,9
ОАО «Комбайнмашстрой» 21,4
Сборка тракторов ХТЗ
Торговый дом ХТЗ, г. Белгород 91,1
Сборка тракторов ПТЗ
ООО «АСМ-Алтай» 287,2
Сборка тракторов иностранных компаний
ООО «СиЭнЭйч-КАМАЗ-Индустрия» 35,3
ООО «Клаас» 95,8
ООО «Ростсельмаш» 33,6
ООО «Самэ Дойц-Фар Руссиа Агрикалчерел Машинери»
ООО «Джон Дир» 9,9
ОАО «Камский тракторный завод» 38,2

В результате общего снижения выпуска тракторов на подавляющем большинстве предприятий объемы их производства в 2015 г. составили (вместе с промышленными тракторами) всего 6303 шт., в том числе сельскохозяйственных 5207 шт., что соответственно на 19,6 и 19,3% меньше аналогичных данных 2014 г., при этом упали объемы производства иномарок российской сборки (3357 шт. вместо 4980 шт. в 2014 г. – на 32,6%) и сборки тракторов из тракторокомплектов МТЗ (2328 шт. вместо 2765 шт. в 2014 г. – на 15,8%). И это несмотря на то, что на некоторых предприятиях отмечен рост производства тракторов, в том числе на ЗАО «ПетТЗ» (в 1,9 раза), на ООО «Спецстроймаш», г. Тихвин (в 2,2 раза), на ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец», г. Санкт-Петербург (в 1,2 раза), на OOO «Смолтра» (в 1,75 раза), на ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» (в 4,6 раза).

Взятый в отечественном тракторостроении курс на импортозамещение в настоящее время реализуется недостаточно, поскольку в общем количестве тракторов, произведенных в 2015 г., доля отечественных моделей остается пока на низком уровне (46,8%), тогда как доля тракторов из тракторокомплектов МТЗ составляет 36,9%, доля из тракторокомплектов ХТЗ – 8,5 %, доля из комплектов иностранных марок (Versatile, New Holland, Agrotron, Axion, Xerion, John Deere и др.) – 7,8%, то есть остается все еще значительной.

Однако стоит отметить, что производство тракторов Versatile модели 2375 перенесено из Канады в Россию. Первые машины сойдут с конвейера Ростсельмаша уже летом 2016 г. Массовое производство планируется начать в 2017 г.

Что касается отгрузки тракторов, то она в целом в 2015 г. снизилась на 14,3% по сравнению с 2014 г., всего в 2015 г. отгружено 7086 шт. тракторов.

Таким образом, спад производства тракторов во всех сегментах рынка России продолжился и в 2015 г., в том числе из-за общего нездоровья и кризисных явлений в российской экономике, тяжелой макроэкономической ситуации в стране, девальвации отечественной валюты, роста кредитных ставок до запредельных уровней, и как следствие, уменьшились закупки тракторов аграриями на местах, в том числе крупными с/х предприятиями.

Доля колесных иномарок, импортированных зарубежными фирмами, составляющая 32,1%, складывается из поставок в Россию в 2015 г. тракторов различных типоразмеров из более 20 стран (табл. 3).

Таблица 3. Структура импорта новых и б/у колесных тракторов различных типоразмеров по странам-поставщикам (без учета поставок из стран Таможенного союза)
Страна-поставщик Новые Б/у
2015 г. 2014 г. Изм., % 2015 г. 2014 г. Изм., %
Китай 4100 11027 –62,8 87 73 19,2
Япония 7 24 –70,8 2582 3405 –24,2
Украина 610 916 –33,4 1 0
Франция 254 66 284,8 7 1 600,0
Венгрия 190 186 2,2 0 0
Германия 105 248 –57,7 25 16 56,3
Индия 120 5 2300,0 0 0
Корея 95 198 –52,0 3 27 –88,9
США 41 550 –92,5 49 65 –24,6
Италия 14 124 –64,5 5 5 0
Литва 35 40 –12,5 1 0
Финляндия 20 79 –34,7 9 14 –35,7
Турция 21 131 –84,0 1 3 –66,7
Канада 6 36 –83,3 12 4 200,0
Великобритания 8 84 –90,5 4 11 –63,6
Чехия 9 4 125,0 1 0
Австрия 1 0 0 0
Польша 0 0 1 0
Остальные 0 82 0 2
Всего 5666 13 800 –58,9 2791 3626 –23,0

Видно, что наибольшими объемами поставок новых тракторов зарубежных компаний на российский рынок отличались в последние годы, в том числе и в 2015 г., такие страны, как Китай, Украина и Франция, а б/у – Япония, Германия и США, которые, в том числе из-за введения против России экономических санкций, заметно снизились по сравнению с предыдущим 2014 г., в частности, из Украины, Германии, США, Италии, Финляндии, Канады, Великобритании, а б/у – из Японии, Кореи, США, Финляндии и Великобритании.

Это не могло не отразиться негативно на итоговых объемах поставок в 2015 г. на рынок России новых (5666 против 13 800 шт. в 2014 г.) и б/у (2791 против 3626 шт. в 2014 г.) тракторов как из дальнего, так и ближнего зарубежья.

Наряду с импортом тракторов на внутренний рынок Россия осуществляла также экспортные поставки новых тракторов на внешние рынки, однако экспорт, так же как и другие показатели российского тракторостроения, в целом оказался в 2015 г. ниже (на 28,5%) экспортных поставок 2014 г., хотя отдельные предприятия, такие как ОАО «Бузулукский механический завод» и др., обеспечили в 2015 г. бóльшие, чем в 2014 г., поставки по импорту, например, в Киргизию, Туркмению и Узбекистан (табл. 4).

Таблица 4. Экспорт тракторов из России основных компаний-производителей в 2015 г.
Компания-производитель 2015 г. 2014 г.
шт. $ шт. $
Тракторы, всего 347 8 778 757 485 17 782 796
Из них:
тракторы сельскохозяйственные 233 4 076 968 413 13 294 657
В том числе:
ЗАО «ПетТЗ» 285 565 1 142 448
ОАО «ТК ВгТЗ» 0 43 525
ОАО «САРЭКС» 66 277 7 389 855
ОАО «Череповецкий литейно- механический завод» 91 965 0
ОАО «Бузулукский механический завод» 677 886 213 435

Таким образом, углубление кризисных явлений и санкций в России в 2015 г. не могло не сказаться негативно как на объемах производства и продаж тракторов, так и на количественном импорте и экспорте тракторной техники.